Меню
Бесплатно
Главная  /  Убраем живот  /  Какой национальный костюм у бурятов. Бурятский национальный костюм. Современная мода и национальный костюм

Какой национальный костюм у бурятов. Бурятский национальный костюм. Современная мода и национальный костюм

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20-30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, и чуть позднее - натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда - мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты - коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа - дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят - для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты - очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста - около 15 лет - покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды - безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина - один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой - ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах - удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги - это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма - коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» - различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу. Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа. С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек. «Малгай» головной убор для бурята - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода и поверхности юрты. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «данзэ» вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. материализованных в предметном воплощение. Полная символика верха головного убора « Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный. Традиционная верхняя мужская одежда была прямо спинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Обязательная принадлежность мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса – подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом оберегал от холода, что было невозможно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов: подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие принадлежности. Пояс выполнял функции своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом, спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязанными, тканными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых рук, ширину в три ширины от ногтя большого пальца до кончика среднего пальца Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

Министерство образования и науки РБ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат I - II вида»

Творческий проект

«Бурятский национальный костюм»

ученица 10 класса II вида.

Научные руководители:

Шуханова Марианна Александровна, учитель русского языка и литературы

и Цыдыпова Надежда Николаевна,

учитель технологии

г. Улан – Удэ

2017 год

Информация о проекте

Тип проекта: творческий

Вид проекта: защита творческого проекта.

Актуальность проекта: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.

Цель проекта: Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.

Задачи проекта:

    Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа;

    Собрать материал о бурятской национальной одежде и её особенностях, об украшениях, орнаментах и узорах;

    Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии;

    Проанализировать покрой, особенности изготовления одежды;

Структура проекта

Проект состоит из трёх этапов:

    Подготовительный этап.

Сбор информации по культуре бурятского народа . Посещение этнографического музея народов Забайкалья и музея истории Бурятии.

    Разработка проекта.

Подробное изучение материала о бурятской национальной одежде, её особенностях и об украшениях;

    Основной этап.

Сшить бурятский национальный костюм и представить его как продукт своей деятельности.

Сроки реализации проекта: 5 декабря – 25 февраля.

Замысел проекта:

    Разрабатывался по совместной инициативе Халтановой Д. ученицы 10 класса II вида, Шухановой М.А., учителя русского языка и литературы и Цыдыповой Н.Н., учителя технологии;

    Проект стал значимым для Халтановой Д., т.к. в своём костюме приняла участие в школьном празднике «Сагаалган».

В наши дни, когда интерес обращён к подлинной национальной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, я решила заняться изучением бурятского костюма. Ещё с детства помню как бабушка говорила мне, что каждый элемент бурятского платья, орнамент, украшения, даже цвет имели своё значение.

Актуальность взятой темы востребована на уроках технологии по швейному делу, т.к. мы изготавливаем костюмы бурятской национальной одежды для школьной художественной самодеятельности. Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шёлка, бархата.

На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстёгивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нём элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Верхняя одежда была прямоспинной. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться.

Мужские украшения: нож и огниво (хутага, хэтэ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчины - охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Женская одежда

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в её костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Летнее платье замужней женщины, девушки несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобла-дают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-жёлтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Древнейшая магическая функция безрукавки - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода.

Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят её в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощённостью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и тёмных оттенков, рукава становились менее сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Украшения

Надо сказать, что бурятские женщины очень любили украшать себя и свою одежду. Они использовали старинные монеты для подвесок на шапочке, чередуя их с кораллами и другими украшениями, опуская тяжелые нити до самого пояса. Вместо пояса мог быть чеканный ремень с металлическими подвесками вокруг талии.

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т.д.; в ушах – огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей – «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Головные украшения: даруулга или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, чаще всего тёмно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни – кораллы, янтарь, лазурит.

Женский гарнитур «Сагаалган»: полный женский гарнитур бурятской женщины в старинном стиле. Хиихэ, гуу большое, зурхэн гуу, дэнзэ, два браслета, перстень, серьги.

Височно-нагрудные украшения: подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. Круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько коралловых бус, концы завершались мелкими монетами.

Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежа-лись с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.

Как мужчины, так и женщины носили на руках кольца(бэhэлиг). Кольцо- знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо- круг- диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На уровне эмблемы это знак бессмертия, вечности. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня.

Малгай

Головной убор для бурята - предмет, наделённый особой сакраль-ностью. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шёлковые кисти (цзалан) - символ животворных солнечных лучей.

Женский головной убор - это шапка, сшитая из цветной материи, с выпушкой из меха бобра, выдры и др.

Гутал

На ногах как женщины, так и мужчины носили унты, сшитые из кожи или сукна в сочетании с кожей, вышитые крестом или ёлочкой бурятским орнаментом с коротким голенищем; носок обычно был слегка загнут вверх, чтобы не поранить землю, каблуки отсутствовали.

Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застёгиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Бурятские орнаменты и узоры

Бурятские орнаменты и узоры имеют свои выразительные особенности и отражают верования народа, его жизненный уклад и даже особенности той природной среды, в которой жили многие поколения людей. Например, весьма популярны элементы, символизирующие явления природы (дождь, гроза, ветер, солнце, луна, звёзды, радуга) и божества-животные из бурятской мифологии. Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер. Сама природа, в гармонии с которой жили древние буряты, давала пищу для создания своеобразных народных орнаментов.

«Улзы» («плетенка») - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски "алха" - молоток. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.

Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны - желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.

Народный костюм - значительная область традиционной национальной культуры.

В костюме каждого народа отражаются его религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры.

Современные модельеры, художники - исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый - декоративность.

Вот и в моём представленном костюме, больше декоративности. Здесь я на уроке технологии за шитьем.

А здесь уже я в готовом костюме

Изучая этот материал, я узнала много нового и интересного. Мода на национальную бурятскую одежду не стоит на месте, а развивается, дополняется и совершенствуется.

Закончить своё выступление хочу благопожеланием, т.к. у нас всё ещё продолжается празднование национального праздника «Сагаалган» - «Белый месяц»:

ha руул бодолтой, Создайте жизнь свою,

ha йхан h анаатай, С ясной мыслью,

Сэсэн y гэтэй, Со светлым разумом,

Сэбэр сэдьхэлтэй, С красным словцом,

Наартай, зугаатай, С чистой душой!

Налгай жаргалтай, С играми, прибаутками,

Элбэг баян, С счастьем спокойным,

Эл yy р мэндэ, С богатством полным,

Энхэ амгалан С здоровьем трезвым,

Ажа h уухатнай болтогой! С чистым миром конечно!

Литература:

    Алайон Л. Традиционные национальные элементы одежды в современном костюме//Байкал,1972.- №6.- с. 154-157

    Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство "Улзы", 2001.- 142с.

    Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: 1987.

    Герасимова К.Н., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учебное пособие. -Улан-Удэ: Дэлиг, 2000. - 144 с.

    Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов.// Этнография и фольклор монгольских народов. - Элиста, 1981.

    Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1987 год - 70 с.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства

Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром - ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.


Заслуживают внимания и ткани - шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета - синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.

В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.

В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.

Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам - Сагаалган (Белый месяц - наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.

Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.


В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.

Модные образы

Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм - воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.

Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.

Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения - браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.