Меню
Бесплатно
Главная  /  Убраем живот  /  Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года). Когда мой ребенок начнет запоминать? Когда ребенок начинает запоминать события

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года). Когда мой ребенок начнет запоминать? Когда ребенок начинает запоминать события

Какое было ваше первое детское воспоминание? Я помню, как во время обеда в детском садике нам принесли на десерт шесть яблок - по одному для каждого ребенка, который сидел за столом. Но я хотела самое сладкое яблоко, поэтому, не долго думая, понадкусывала их все - и выбрала самое вкусное.

Мне было около трех лет. Лишь 5% процентов людей помнят себя раньше этого возраста. А наши воспоминания до 6-7 лет обычно можно пересчитать по пальцам. Этот феномен психологи называют «инфантильной амнезией».

Как и многие открытия в психологии, это принадлежит психологу с неоднозначной репутацией Зигмунду Фрейду. Беседуя со своими пациентами, он заметил, что большинство из них не могут вспомнить себя в маленьком возрасте, при этом если спрашивать о периоде после шести лет - количество воспоминаний резко возрастает.

Почему же мы так плохо помним детство?

Пока ученые и психологи не пришли к единой версии - существует несколько теорий о том, что является причиной возникновения инфантильной амнезии.

Некоторые ученые считают, что ребенок не может сохранять воспоминания, потому что он еще не стал самостоятельной личностью, не отделил себя от окружающего, и не знает, что из пережитого - есть его опыт. Психолог Харк Хоун провел эксперимент: он попросил детей спрятать игрушечное животное в его лаборатории. Через две недели он спрашивал малышей о том, куда они положили игрушку. Только те дети, которые уже узнавали себя в зеркале (этот простой психологический тест помогает определить, развилось ли «я» ребенка), рассказали ученому, где лежит животное. Остальные же не помнили, куда дели игрушку.

Исследователи Габриэль Симкок и Харлин Хейн в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» исследование, в котором речь шла о том, что запоминание событий детьми тесно связано с речевыми навыками. Так как маленькие дети не достаточно владеют языком, они не могут «закодировать» то, что происходит в их жизни, в воспоминания.

Как же тогда дети не забывают, кто их родители, как их зовут, где их дом?
За сохранность этой информации отвечает особый вид памяти - семантическая память. Это тип долговременной памяти для хранения общих понятий о мире, там же хранятся правила и установки, информация об окружающих людях, и знание о том, что шоколадка лежит на верхней полке, а на день рождения родители обещали купить конструктор.

«Проблема не в том, что дети не могут формировать воспоминания, а в том, что они формируют их в зоне кратковременной памяти, - говорит ученый Пол Фрэнкланд из Торонто. - Когда я проводил исследование о феномене детской амнезии, я постоянно обращался за помощью к своей четырехлетней дочери. Я задавал ей вопросы о местах, в которых мы были два-три месяца назад, и она рассказывала то, что помнит, причем довольно подробно. Но я знаю, что через четыре года она этого не вспомнит».

Канадские исследователи подтверждают - маленькие дети лучше помнят свое раннее детство, чем повзрослевшие. Они попросили 140 детей в возрасте от 3 до 13 лет описать три самых ранних своих воспоминания, а два года спустя повторили опрос. Из 50 самых юных участников исследования, которым на момент первого контакта с учеными было от 4 до 6 (и, соответственно, 6-8 на момент второго опроса), только пять детей назвали те же воспоминания как самые ранние. Большинство малышей забыли то, что они рассказывали о себе раньше. Тогда как из более взрослых детей более 30% воспроизвели те же памятные моменты, что и за два года до этого.

Исследование Фрэнкланда было связано с особенностями работы гиппокампа - части лимбической системы головного мозга, которая является своего рода «транспортной компанией» для перевозки и архивирования наших воспоминаний.

Все мы рождаемся с недоразвитым гиппокампом - ему нужно несколько лет, чтобы настроиться на работу. И, пока эта область головного мозга находится «в стадии разработки», наши воспоминания хранятся в эпизодической памяти, «хранилища» которой разбросаны по всей поверхности кортекса, иначе говоря - коры головного мозга. Аудиальные воспоминания откладываются на боковых поверхностях кортекса, тогда как визуальные - на задней поверхности. Патрисия Байер из университета Атланты советует представить эти участки как цветы - тогда получается, что весь наш мозг - большая цветочная поляна. А гиппокамп нужен, чтобы собрать из цветов букет.

Фрэнкланд объясняет: гиппокамп, начиная работать в полную силу, слишком занят транспортировкой и архивированием текущей жизни ребенка, ему некогда отвлекаться и заниматься делами давно минувших дней. Подобно тому, как бухгалтер во время сдачи годового отчета не будет проверять данные пятилетней давности, гиппокамп не тратит силы на прокладывание дорожек-связей к нашим самым ранним детским воспоминанием, сосредотачиваясь на том, чтобы запомнить как можно больше нашей сегодняшней жизни.

Канадский ученый доказал свою теорию на крысах. Он взял несколько мышат, которые в норме имеют те же проблемы с долгосрочной памятью, что и дети, и с помощью препаратов замедлил формирование новых нейронных связей в гиппокампе. Мышата, которые до этого за несколько дней забывали верный «путь» в лабиринте до сыра, смогли сохранить это воспоминание надолго и успешно находили лакомство спустя недели. Освободившись от текущих задач, их гиппокамп нашел ресурсы на перемещение воспоминания о правильной дороге до сыра из кратковременной памяти в долговременную. Вскоре ученый планирует проверить свою теорию на детях, больных онкологическими заболеваниями - одним из эффектов лекарств, которые им назначают, является замедление формирования нейронных связей в гиппокампе.

Фрейд считал, что феномен детской амнезии связан с необходимостью стереть из памяти травмирующие событии детства. Современные ученые все еще не знают, по какой причине ранние воспоминания не находят места в нашем хранилище памяти, но они выяснили, когда они начинают стираться.

Недавнее исследование Патриции Байер и Марины Ларкиной показало, что феномен детской амнезии «активируется» в возрасте 7 лет. Они записали разговор мам с трехлетними детьми о шести последних ярких событиях жизни ребенка - посещение зоопарка, первый день в детском саду и так далее. Через некоторое время исследователи снова связались с семьями и расспросили детей о том, что они помнят о шести событиях. Так как целью исследования было установить, в каком возрасте мы забываем свое детство, ученые разговаривали с разными детьми из тест-группы в разном возрасте - с одними в пять лет, с другими в шесть, семь, восемь, девять. Таким образом они смогли зафиксировать, сколько информации в каком возрасте могут воспроизвести дети.

Выяснилось, что ребята, которым на момент опроса было 5-7 лет, помнили 60% из того, что с ними происходило в возрасте трех лет. Тогда как те, с кем разговаривали в 8-9 лет, могли воспроизвести не более 40%.

Как выяснила другая группа канадских ученых во главе с доктором Питерсеном, на формирование детских воспоминаний также влияет среда, в которой растет ребенок. В 2009 году он провел масштабный эксперимент, в котором участвовали 225 канадских детей и 113 детей из Китая в возрасте 8, 11 и 14 лет. Их попросили написать как можно больше воспоминаний об их детстве за четыре минуты. Ребята из Канады смогли вспомнить вдвое больше того, что происходило с ними в детстве, чем китайские дети, при этом они помнили себя в среднем на шесть месяцев младше. Интересно, что их воспоминания в большинстве своем были связаны с их собственным опытом, тогда как дети из Китая больше вспоминали то, что было связано с семьей и групповой активностью.

Это исследование показало, что на то, как хорошо мы помним детство (и что именно мы вспоминаем), влияет наше окружение. В целом наши воспоминания о раннем детстве обычно больше визуальные, чем аудиальные, и чаще позитивные, чем негативные.

Чтобы помочь ребенку сохранить воспоминание, нужно обсуждать произошедшее с как можно большим количеством деталей. Не сообщайте ребенку факты, для формирования воспоминаний гораздо эффективнее подталкивать малыша самого рассказывать о произошедшем. Помнишь, как мы ходили в зоопарк? Что ты там видел? Какого цвета была шерстка у льва? А какие звуки произносила горилла?

Может быть, когда вырастет, ваш ребенок и не вспомнит, как в три года кормил рыбок на Мальдивах, но регулярное обсуждение ваших совместных приключений обогащает словарный запас малыша, повышает уверенность в себе, учит сотрудничать и сближает вас.

Фото - фотобанк Лори

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот . Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого. Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения. Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

Старше года

В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен. Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен. В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.

По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.

Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.

Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Мы еще очень мало знаем о памяти и раннем развитии мозга, но недавние исследования привели к ряду новых открытий. Так, у младенцев была обнаружена так называемая декларативная, эксплицитная (долгосрочная) память – запоминание голоса матери. Малыши реагировали посредством эмоций. Стоило маме заговорить, как они начинали улыбаться и успокаиваться. Не известно, когда плод начинает различать материнский голос в матке, но это самое первое место, где его память начинает поглощать информацию. Эти тяжелые девять месяцев, когда вы вынашиваете и выкармливаете ребенка, на самом деле ваш первый шанс начать разговаривать с ним. Доктор Спенсер также объясняет разницу между семантический и декларативной памятью. Младенцы, которые плачем зовут маму, чтобы она их покормила, используют семантическую, бессознательную память, помогающую им выжить. Декларативная же память является осознанной, основанной на наблюдении и знании.

Фото Getty Images

О трех до семи лет

Раннее развитие памяти и мозга очень важно до пяти лет. Мозг в этом возрасте настолько пластичен, что это лучшее время для обучения, поскольку он может запомнить практически все. Чем больше повторяете вы, тем больше повторяют ваши дети. Доктор Спенсер рекомендует повторение и режим для детей от 3 до 7 лет. Это позволяет им категоризировать вещи и переводить их в долговременную память. Чем чаще вы стараетесь что-то вспомнить, тем легче бывает потом вытащить это из памяти. Дети, с которыми родители разговаривают, рано обучаются умению запоминать и вспоминать. Иногда они способны запомнить истории после первого или второго прочтения благодаря режиму, который включает регулярное чтение перед сном, цитирует исследование Pop Sugar .

От семи до десяти лет

В возрасте 7 – 10 лет, когда дети ходят в школу, происходит бурное развитие гиппокампа (части лимбической системы головного мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и способности вспоминать. Ребенок начинает более эффективно организовывать и более логично хранить информацию. Поэтому у большинства людей масса воспоминаний начинается где-то с третьего класса.

Поэтому до трех лет родителям стоит запоминать и записывать самое интересное, что происходит с вашим ребенком, чтобы где-то лет в 10 поразить его тем, сколько он всего мог и умел делать в младенческом возрасте.

Память – главный фактор развития познавательной сферы ребенка. Поэтому её развитию следует уделять особое внимание. По мере взросления ребенок запоминает лицо своей бабушки, слова и цвета, имена своих друзей в детском саду, стихотворения, которые ему читают родители и многое другое.

Когда ребенок запоминает алфавит, это становится первым шагом к тому, чтобы научиться читать. Становясь старше, он запоминает таблицу умножения, новые иностранные слова, названия столиц стран мира, стихотворения. Он держит в памяти дела, запланированные на день, сообщения, приходящие ему в течение дня, расписание тренировок по футболу и многое другое. И все это время он запоминает уже произошедшие с ним события, как приятные, так и неприятные.

Если сложить вместе всё, что запоминает человек (информацию, практические навыки и жизненные события), становится понятно, какую важную роль в нашей жизни играет память. Именно благодаря памяти мы те, кем являемся.

Чем старше становится ребенок, тем больше он может запомнить. Память – это чрезвычайно полезная вещь, и было бы здорово, если бы мы могли заставить работать её эффективнее. Но, по мнению психологов, это невозможно, и все игры и упражнения для развития памяти у детей не дают ощутимого эффекта. Память не похожа на мышцу, её нельзя развить с помощью тренировок. С другой стороны, если понять механизмы развития памяти (что, когда и почему запоминают дети), вы можете следовать им и развить память ребенка в соответствии с его способностями.

Дети младшего возраста

Большинство из нас не помнит событий, произошедших до двух лет. Этот период психологи называют «детской амнезией». Они утверждают, что мы получаем доступ к воспоминаниям и храним их с помощью речи. Поскольку у детей до двух лет речь не развита, и они не могут зафиксировать свои впечатления, объятия и поцелуи родителей, запахи и вкусы – всё то, что произошло с ребенком до двух лет. Все это не запоминается, хоть и имеет влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

Ученые доказали, что способность вспоминать события появляется у ребенка довольно рано. Исследования показали, что шестимесячных детей можно научить издавать звуки погремушкой, прикрепленной к коляске, и они будут помнить это через несколько дней.

Дети дошкольного возраста лучше всего запоминают то, что вызывает у них интерес, пугает или восхищает, и эти воспоминания сохраняются на протяжении около 10 месяцев. Дети не помнят подробностей последнего визита к доктору, но они могут помнить свои впечатления от этого визита: «Доктор сказал мне то, что мне не понравилось».

Дети склонны обобщать даже единичные события из прошлого: как хорошие, так и плохие. Они думают, что, если какое-либо событие произошло однажды, то оно будет повторяться снова и снова. Сценарии, которые запоминаются малышу, могут быть приятными («Если пойти в гости к бабушке, можно поесть сладостей»), неприятными («Если приходит няня, значит, мама скоро уйдет») или вызывать стресс («Когда мы идем с родителями в гости, они оставляют меня одного с этими ужасными детьми»).

Обеспечьте ребенку занятия, способствующие запоминанию. Играйте с ребенком в игры перед сном. Подыграйте ребенку, когда он укладывает спать своего любимого плюшевого мишку. Детские стихи так увлекают детей, что они подсказывают отдельные звуки и слоги, даже если еще не умеют выговаривать слова. Сопровождайте стихи движениями – и ребенок будет повторять их за вами.

Практические советы

  • Ребенок должен выполнять как можно больше действий самостоятельно. В таком случае эти действия с большей вероятностью отложатся в памяти.
  • Напоминайте ребенку образы в виде картинок. Например, если он давно не видел бабушку, покажите ему её фотографию.

От 2 до 7 лет

В этом возрасте на развитие памяти влияет не только умение говорить, но и умение рассказывать истории. Дети лучше запоминают события, которые имеют некий сюжет.

Дошкольники запоминают наиболее яркие детали. Например, ребенок скорее скажет: «Я помню, как родители купили мне маску и трубку для подводного плавания. Я пошел с ними на пляж и встретил там своего двоюродного брата», чем «Я помню, как ходил на пляж». Дети запоминают события, создавая из них истории.

В дошкольном возрасте дети уже способны запоминать абстрактные понятия – цвета, цифры от одного до десяти, алфавит и другие. Эта информация хранится в краткосрочной памяти, и ребенок прилагает усилия, чтобы вспомнить её в случае необходимости. Со временем этот процесс становится автоматическим, и прилагать усилия для запоминания уже не нужно. Ребенок уже не вспоминает названия цветов, он просто их знает.

Когда ребенок часто вспоминает абстрактные понятия, они становятся знанием. Так, например, ребенок знает, как кататься на велосипеде. Сначала он вспоминает, что нужно делать, и это занимает всё его внимание. Через некоторое время информация воспроизводится ребенком автоматически, и он овладевает навыком езды на велосипеде.

Дошкольник запоминает то, что его интересует (например, он помнит куклу сестры, которую ему не разрешают трогать). В запоминании более сложных понятий лучшим методом является повторение. Когда ребенок просит снова и снова прочесть ему одну и ту же сказку, он неосознанно запоминает её. И если текст легко запомнить (он рифмованный, ритмичный или проиллюстрированный), ребенок легко сможет запомнить его полностью.

Что помогает в развитии памяти

Повторение, хоть и помогает запоминать информацию, не развивает навыков запоминания. Ученые же утверждают, что родители, которые учат детей правильно рассказывать истории, помогают им развить память.

Чтобы помочь ребенку развить память, рассказывайте ему истории. Поощряйте его самого рассказывать интересные истории. Пусть начнет с незначительных событий: прогулки в парке аттракционов или дня, проведенного в детском саду. Задавайте ребенку вопросы, например: «Вам сегодня давали печенье на завтрак?».

Практические советы

  • Вспоминайте детали событий. Если ребенок за завтраком говорит, что потерял свою любимую игрушку – помогите ему вспомнить, когда и где он в последний раз играл с ней, когда обнаружил, что игрушка потерялась. Проверьте, не упала ли игрушка за диван.
  • Придумывайте мелодии и рифмы. Помогите ребенку запомнить номер домашнего телефона, придумав песенку об этом. Таким же образом можно научить ребенка запоминать имена, названия и многое другое.
  • Ребенка можно научить правилам безопасности так же, как и алфавиту или названиям цветов. Включите понятия, которым вы хотите научить малыша, в его повседневные занятия. Узнавайте знакомые буквы на вывесках или упаковках продуктов в супермаркете. Напомните малышу дома повторять вслух номер телефона.

От 5 лет и старше

В этом возрасте дети учатся читать и делать простейшие арифметические вычисления. Это создает большую нагрузку на память. В то же время дети обычно выполняют простые обязанности по дому. Сталкиваясь с необходимостью справляться с новыми задачами, память развивается. Изменения в головном мозге приводят к тому, что малышу становится проще запоминать информацию.

Все дети запоминают разную информацию по-разному. Как и взрослые, они лучше запоминают то, что им интересно; то, что они понимают; а также то, о чем они много знают. Психологи утверждают, что дети шестилетнего возраста демонстрируют удивительную способность запоминать информацию из сферы их увлечений. Они могут безошибочно назвать результаты матчей своих любимых футбольных команд, данные об игроках и другие данные.

Обладая способностью запоминать информацию из одной сферы знаний, ребенок может никак не проявлять её в других сферах. Был проведен эксперимент, в котором принимали участие дети и взрослые. В ходе эксперимента необходимо было запомнить позиции шахматных фигур на доске. Дети справились с этой задачей лучше, чем взрослые. Но когда тем же участникам было предложено запомнить ряд чисел, взрослые показали более высокий результат. Способности детей проявлялись только в сфере шахмат.

Но как же дети запоминают информацию, которая не входит в круг их интересов? Когда они забывают что-то, что им нужно помнить, они прилагают усилия, чтобы восстановить в памяти необходимую информацию. Дети старше 5 лет начинают понимать, что для запоминания информации необходимо прилагать усилия.

Что помогает развивать память

Хотя дети в возрасте 6-7 лет показывают хорошие способности памяти в определенной сфере, они не могут их применить в других областях. А малыши, которые понимают и могут объяснить, как они запоминают что-либо, способны применять данный способ в разных сферах. Поэтому, если вы поможете ребенку понять, как он запоминает информацию – вы поможете реализовывать его способность к запоминанию в разных сферах.

  • Готовьтесь заранее. Например, приучите ребенка с вечера собирать портфель в школу, чтобы утром ничего не забыть.
  • Кладите вещи в отведенном для них месте. Объясните ребенку, что, если он будет собирать игрушки после того, как поиграет ими, ни одна игрушка не потеряется. На свое место следует также класть ключи и другие вещи.
  • Визуализируйте. Если ребенок хочет получить несколько подарков на Новый год, предложите ему нарисовать их, чтобы он ничего не забыл.
  • Подсказывайте. Оставьте обувь ребенка возле миски собаки – так ребенок не забудет покормить собаку, прежде чем уйдет гулять.

Практические советы

  • Предложите ребенку составлять списки важных дел и отмечать в календаре предстоящие события.
  • Создавайте соответствующую обстановку. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно и с чем он уже знаком. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то из сферы музыки – создайте дома соответствующую обстановку: играйте на музыкальных инструментах, ходите с ребенком на концерты, читайте ему книги о великих композиторах.
  • 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

    Вконтакт