Меню
Бесплатно
Главная  /  Убраем живот  /  Алексей Учитель: скандал вокруг фильма "Матильда" устроили сторонники мракобесия. Чем вызван скандал вокруг "матильды" учителя Скандал вокруг фильма матильда

Алексей Учитель: скандал вокруг фильма "Матильда" устроили сторонники мракобесия. Чем вызван скандал вокруг "матильды" учителя Скандал вокруг фильма матильда

Министр культуры Владимир Мединский, - публичные угрозы, преследование авторов фильма, поджоги...".

Радикалы воют против того, чего не видели.

Министр, намеренно подчеркивая свою консервативную репутацию, констатирует: я видел фильм, "в нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии".

Однако депутат Госдумы Наталья Поклонская снова обращается с депутатским запросом, теперь к председателю Общественного совета при Министерстве культуры Павлу Пожигайло: у фильма "Матильда" надо отозвать выданное ему прокатное удостоверение. По не раз заявленной, но пока не подтвержденной причине: широкий прокат фильма оскорбит чувства верующих.

Споры вокруг "Матильды" идут с прошлого года. "РГ" в декабре 2016 года опубликовала дискуссию епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) и режиссера фильма Алексея Учителя - объемную, взвешенную, выверенную, глубокую, здравую и прогностичную. ("РГ" от 13.12.2016 )

Владыка Тихон настаивал: история, особенно история признанного святым императора, просто обязывает нас, да еще в год столетия революции, к щепетильному - без вульгарных передергиваний - отношению к себе. Но при этом был противником запрета фильма: "Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам".

Судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами

Алексей Учитель в ответ возмущался: "Какой любовный треугольник? Нет его у нас.... С точки зрения откровенных сцен у нас картина для детсада. Пошлости не может быть - гарантирую. Мы брались за серьезное произведение во всех смыслах". Настаивал, что пора ломать обыденные стереотипы представлений о Николае II как о "кровавом" и "безвольном" царе: "за 17 лет правления он привел страну к политическому, экономическому и военному расцвету, создал самую мощную Россию за все время ее существования".

Дискуссия вокруг фильма в своей содержательной, а не радикально-анархистской стадии, имела положительный эффект.

Уже можно предположить, что фильм не будет равен взбудоражившему многих трейлеру, который делал даже не режиссер - прокатчики.

И стало понятно, что общественное мнение, умеющее устами своих лучших спикеров ясно и аргументированно обозначать свои позиции, - это сила.

А дальше всем нам необходимо понять, что судьба произведений искусства не решается ни запретами, ни народным голосованием, ни депутатскими запросами. Она решается дискутирующим экспертным сообществом - художников, критиков, продюсеров, управленцев. Его мнение, в общем, и резюмировал министр культуры: при появлении этого фильма не были нарушены ни законы, ни здравый смысл, ни уважение к людям, будь то исторические персонажи или наши современники.

Поэтому давайте поверим сказанному и на время уйдем с баррикад. Потому что еще чуть-чуть и все превратится в фарс - и судьба искусства, и оглядка на религиозные чувства. Пока все-таки лучше и честнее замолчать. До премьеры фильма.

Прямая речь

Алексей Герман, кинорежиссер:

Я считаю, что все происходящее - угрозы прокатчикам, адвокатам, поджоги, забрасывание "коктейлей Молотова" в окна режиссерских студий - очень плохой знак. Радикалы всех мастей должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности. Я не понимаю, почему правоохранительные органы не займутся этим. У нас ведь таким образом возникает неконтролируемая ситуация, чреватая переводом общества чуть ли не в предреволюционное состояние. Поэтому радикалов всех мастей надо наказывать максимально жесткими способами.

А политикам надо побеспокоиться о том, чтобы не выдавать свои личные эмпатии за позицию государства. Законодательная власть у нас не должна использоваться для саморекламы, а Госдума из места, где принимаются законы, превращаться в трибуну для самопиара. Не надо вводить параллельные для государственной власти интересы в актуальную повестку дня.

12 сентября крупнейшее российское объединение сетей кинотеатров, куда входят «Формула кино» и «Синема Парк», отказалась от показа фильма «Матильда», несмотря на выдачу прокатного удостоверения. Ее владельцем является Александр Мамут - один из крупнейших российских бизнесменов. Причиной стала угроза безопасности. Мы проследили, как развивался скандал вокруг «Матильды» - от первых нападок до угроз сжечь кинотеатры.

7 апреля 2016 года. Был опубликован первый трейлер фильма Алексея Учителя «Матильда», который и стал отправной точной для жалоб на картину на почве «глумления создателей фильма над одним из самых почитаемых святых нашей церкви - царем Николаем II». На сайте православного портала «Русская народная линия» появился целый раздел под названием «Фильм „Матильда“ - хула на Святого Царя» .

5 мая 2016 года. В газете «Завтра» опубликовано обращение к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой провести проверку фильма «Матильда» на предмет наличия в нем состава преступления, предусмотренного ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и ст. 148, п. 1 (публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих), и запретить его прокат в Российской Федерации. Андрей Крутов («Справедливая Россия») тоже послал Юрию Чайке просьбу провести прокурорскую проверку фильма. Михаил Дегтярев (ЛДПР) подготовил обращение на имя министра культуры Владимира Мединского с просьбой запретить фильм к прокату.

7 июня 2016 года. На Дне памяти царственных мучеников участники «сожгли на митинге кощунственные постеры фильма «Матильда».

13 июня 2016 года. Прокуратура Санкт-Петербурга проверила сценарий фильма, но состава преступления не обнаружила .

1 июля 2016 года. Продолжаются возмущения на православных ресурсах, в сообществах распространяются призывы к действию и шаблонный текст жалобы для подачи в прокуратуру. Появляется множество онлайн-петиций против «Матильды» - в частности на Change.org такая петиция собрала 24 301 подпись .

4 августа 2016 года. Алексей Учитель проинформировал через своего адвоката Генпрокуратуру об угрозах радикально настроенных лиц в отношении прокатчиков «Матильды».

1 ноября 2016 года. На фоне обращения активистов из организации «Царский крест» депутат Госдумы Наталья Поклонская подает жалобу на фильм в Генпрокуратуру. В результате проверки трейлера и сценария «Матильды» нарушения найдены не были .

14 декабря 2016 года. РПЦ раскритиковала «Матильду» за историческую недостоверность. Епископ Тихон (Шевкунов) назвал картину «клеветой». Московский патриархат заявил, что они не собираются требовать запретить фильм, но обеспокоены тем, что некоторые зрители могут поверить в историчность картины.

31 января 2017 года. Активисты незарегистрированной организации «Христианское государство – Святая Русь» разослали в российские кинотеатры угрозы с требованием отказаться от проката «Матильды». В противном случае кинотеатры пообещали сжечь. Алексей Учитель обратился в Генпрокуратуру, последняя в свою очередь нашла в действиях активистов состав преступления.

7 февраля 2017 года. Вышел второй трейлер Матильды. Российские кинематографисты написали открытое письмо в поддержку фильма, среди подписавших письмо - председатель «КиноСоюза» Андрей Прошкин, Александр Гельман, Павел Лунгин, Борис Хлебников.

25 мая 2017 года. По запросу Натальи Поклонской налоговая инспекция начинает проверку на налоговые преступления кинокомпании «Рок», генеральным директором который является Алексей Учитель.

14 июля 2017 года. На матче Суперкубка России «Спартак» - «Локомотив» на трибунах болельщиков появились несколько баннеров «За веру, царя и Отечество. Учитель, руки прочь от русского царя». Адвокат Алексея Учителя просит возбудить дисциплинарное дело против болельщиков.

1 августа 2017 года. В ряде российских городов (Москве, Петропавловске-Камчатском, Омске, Севастополе и Екатеринбурге) проходит молитвенное стояние под лозунгом «Остановим „Матильду“ - сохраним наше земное Отечество!». Накануне акцию анонсировала депутат Госдумы Наталья Поклонская. По оценке организаторов, в акции в Москве приняли участие несколько тысяч человек.

10 августа 2017 года. Минкультуры РФ выдало «Матильде» прокатное удостоверение на показ по всей России. Фильму присвоен рейтинг 16+. В апреле первый замруководителя ведомства Владимир Аристархов заявил, что экспертиза Поклонской при принятии решения учитываться не будет. Некоторые российские регионы приняли решение не показывать «Матильду»; в частности, от фильма отказались все кинотеатры Владивостока, а также Ингушетии и Дагестана.


31 августа 2017 года. Неизвестные попытались поджечь офис студии «Рок» режиссера Алексея Учителя. Масштабного пожара не произошло, пострадал только фасад здания. Полиция возбудила уголовное дело.

4 сентября 2017 года. В Екатеринбурге водитель въехал на УАЗе в кинотеатр, попытался протаранить двери, а потом поджег машину. Инцидент расценивается как теракт. Водитель задержан и не отрицает своей вины. Версия протеста против проката фильма «Матильда» отрабатывается следствием как основная.

10 сентября 2017 года. Вдова родного племянника Николая II Ольга Куликовская-Романова подала иск о защите чести и достоинства к создателям фильма «Матильда». В ночь на 11 сентября около офиса адвоката Алексея Учителя, в районе улицы Плющихи в Москве загорелись два автомобиля. Рядом с автомобилями нашли листовки с лозунгом «За „Матильду“ гореть». Утром предварительный показ «Матильды», который должен был пройти 11 сентября в московском кинотеатре «Иллюзион», был перенесен на неопределенный срок.


12 сентября 2017 года. В Санкт-Петербурге прошел ежегодный крестный ход в связи с днем перенесения мощей Александра Невского. На нем было около 100 тысяч участников. Одна из колонн шествия несла транспарант «Матильда - пощечина русскому народу».

Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» отказалась от показа «Матильды» в связи с угрозами от представителей организации «Христианское государство - Святая Русь». Представители объединенной сети обратились в полицию. Депутаты Госдумы попросили ФСБ проверить организацию.

14 сентября 2017 года. Лидер организации «Христианское государство - Святая Русь» Александр Калинин дал интервью «Медузе», в котором заявил, что в случае выхода «Матильды» в прокат кинотеатры, где будут показывать фильм, будут ежедневно сгорать.

Режиссера Алексея Учителя – безусловно, самая скандальная кинопремьера 2017 года. О чем же фильм и почему его требуют запретить? Почему Поклонская считает, что просмотр «Матильды» - грех? Как фильм с претензией на историческую драму стал причиной скандала и заполучил репутацию чуть ли не экстремистского?

Так о чем же фильм «Матильда»? Сюжет кинокартины повествует об отношениях последнего российского императора Николая II с российской артисткой балета польского происхождения, прима-балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской . Любовная линия Николая II с Матильдой Кшесинской, как повествуют источники, имела место быть еще до восхождения Николая Романова на престол как императора и до его женитьбы на Александре Федоровне.

Почему скандал? Сочетание нескольких факторов, слитых воедино, и это – оскорбление чувств верующих, помноженное на исторические неточности, плюс личный протест Натальи Поклонской. Во-первых , против показа фильма взбунтовалась РПЦ, назвав историю вымыслом. Во-вторых , Николай II в 2000 году были причислен Русской православной церковью к лику святых, что как бы намекает: о каких внебрачных интрижках со святым вы говорите? В-третьих , основную волну негодования всколыхнула никто иная, как Наталья Поклонская – прокурор республики Крым, член партии «Единая Россия» и депутат Госдумы РФ. Поклонскую возмущает в фильме все – сюжет, актерский состав, и уж конечно, намек о, как она выразилась, «блудстве».


В своих интервью СМИ Поклонская уже не раз высказывалась о том, почему хочет запретить этот фильм. Депутат Госдумы назвала его экстремистским, порочащим честь «нашего государя» . Вот одна из последних цитат о фильме:

«Отмечу необходимость принятия мер к признанию сюжета фильма «Матильда» о «блудстве» Святого Угодника Божьего и Государя Российской империи, представленного немецким порноактером пропагандирующим сатанизм, - экстремистским материалом, который собственно и приводит к проявлениям экстремизма со стороны задержанных лиц» - приводит Regnum слова Поклонской.

Чем ближе премьера фильма, тем больше накаляется атмосфера вокруг него. Напомним более ранние сообщения о массовых молебнах в храмах России – с целью обращения ко Всевышнему, дабы он посодействовал в запрете «Матильды» . До поры до времени РПЦ не использовала агрессивные методы давления на власть, ограничиваясь молитвами о запрете, публичными высказываниями и тому подобным. Теперь крайние меры используют псевдо-активисты, прикрываясь Церковью.

Уже доподлинно неизвестно, кто кого спровоцировал на травлю фильма Алексея Учителя – Поклонская церковь, или церковь Поклонскую, но скандал вокруг «Матильды» стал причиной опасных спекуляций на эту тему. Так, накануне уже был задержан «православный активист» - Александр Калинин, лидер организации «Христианское государство» . Задержан он был за угрозы кинотеатрам в поджоге – если те покажут «Матильду», сообщает «КП» .

«За Матильду гореть» - именно такие листовки были разбросаны у входа в офис адвоката режиссера Алексея Учителя, которые были обнаружены после поджога автомобиля. Как сообщают «Вести» , инцидент произошел 11 сентября, по факту поджога было возбуждено уголовное дело. Сейчас подозреваемые – их трое, включая Калинина – задержаны.

Нельзя сказать, что угрозы не действуют. «От греха» ли, или в целях сохранения репутации - кто знает, но первые отказы от «Матильды» уже прогремели. Сообщается, что от проката фильма уже отказались две крупные кинопроркатные сети – «Формула кино» и «Синема-парк» .

К слову, основной противник фильма – Наталья Поклонская, уже прокомментировала ситуацию с поджогами и угрозами:

«Абсолютно правовая ситуация с фильмом Матильда кем-то используется в целях, не имеющих никакого отношения к защите нашей истории и Вере. Проявление экстремизма в данном вопросе это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих» - заявила Поклонская.

Конечно, это не выход – бороться с «экстремистским фильмом» экстремистскими методами. С этим согласен и Владимир Мединский.

А что же Минкульт? Многих если не возмущала, то, по крайней мере, удивляла отстраненность Минкульта от скандала с «Матильдой». После последних абсурдных событий с поджогами о фильме все-таки высказался глава Минкульта Владимир Мединский, заявив, что Министерство культуры больше не может держаться в стороне:

«Меня часто попрекают в излишнем консерватизме. И вот как консерватор хочу сказать: подобные самозваные «активисты» дискредитируют и государственную культурную политику, и Церковь» - цитирует «КП» слова Мединского – «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца. Тем более, не готов разгадывать мотивации разнокалиберных «активистов»-поджигателей, нагло именующих себя «православными»

Стоит отметить, что сам Мединский посмотрел картину и отметил, что в «Матильде» нет ничего оскорбительного для памяти Николая II.

Поклонская же, видимо, сдаваться не намерена, утверждая, что Учитель будет отвечать в суде перед потомками дома Романовых.

Как оценили фильм неравнодушные зрители? До премьеры фильма остался месяц, однако, уже были проведены первые показы – во Владивостоке. 20 сентября ожидается показ «Матильды» в Новосибирске, также раньше премьеры увидят кино жители Астрахани.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.

Выход на экраны фильма Алексея Учителя "Матильда", главного генератора хайпа и антихайпа, постоянно подогревается новыми скандалами, абсурдными новостями и нелепыми заявлениями. Как безобидная, но очень дорогая (бюджет 25 000 000$) мелодрама стала главным событием 2017 года?


Осенью 2014 года российские СМИ опубликовали первые кадры со съемочной площадки фильма. Создатели похвастались детально воссозданной копией Успенского собора Московского кремля, пышностью декораций, количеством шикарных костюмов, бутафорских украшений. Эти фото продемонстрировали общественности, что выделенные государством деньги не разворованы, а пошли на дворцовую позолоту и соболиные мантии для царской семьи.


"В фильме два главных героя, и фигура императора для меня не менее интересна. Скажем так: это своеобразная попытка создать его образ более исторически справедливым. Я категорически не согласен, что Николай II был безвольным, слабым человеком, погубившим Россию. Почитайте литературу, воспоминания современников, мемуары - он был безумно интересный, талантливый, интеллигентный человек, и Российская империя достигла при нем небывалого процветания", - это говорил Алексей Учитель о фигуре царя в "Матильде" в 2014 году.


Имя исполнительницы заглавной роли держали в строжайшей тайне до апреля 2016 года. Такой вот пиар-ход (знали бы продюсеры тогда, какой пиар им еще предстоит). На Каннском кинофестивале во время презентации сериальной версии фильма объявили имя киношной Матильды - ей оказалась польская актриса Михалина Ольшанска. Говорят, что Кире Найтли так понравился сценарий, что она согласилась играть Кшессинскую, но потом забеременела и выбыла из проекта.


Через несколько дней после презентации в Каннах в сети опубликовали первый трейлер картины. Уже по первому ролику видно, что фильм - развесистая "клюква", а к "исторической справедливости" вряд ли имеет какое-то отношение. Это такая мелодраматическая фантазия Алексея Учителя об отношениях последнего русского царя и балерины. В трейлере царь с балериной скидывают одежду совсем как в клипе группы "Звери", золотые буквы во весь экран под эпичную музыку провозглашают "Матильду" "ГЛАВНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ БЛОКБАСТЕРОМ ГОДА" (очень дурной знак: предыдущим главным фильмом года были "Утомленные солнцем 2", они же и "Великий фильм о великой войне"), а завершается ролик фразой: "Ты - царь. Ты имеешь право на все (пауза), кроме любви". И вот тут на арену выходит депутат Наталья Поклонская. Сигналом для нее послужила сцена, где у Матильды отрывается бретелька, оголяя левую грудь балерины, а шокированный император в этот момент от колоссального возбуждения роняет театральный бинокль.



Публичный ответ заявителям, которые обращались на мое имя по поводу фильма «Матильда» https://t.co/c6JHCiVFWP pic.twitter.com/mNqIqllnWW— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) April 17, 2017



17 апреля 2016 года Поклонская направила первый запрос в прокуратуру по просьбе оскорбленных трейлером граждан (около 30 тысяч). Лет 10 назад такая новость показалась бы нам бредом, но сейчас это уже в порядке вещей.


В Екатеринбурге ко мне обратились десятки людей, которые добиваются недопущения осквернений Святынь фильмом Матильда https://t.co/77cD5CTvSJ pic.twitter.com/Z8D0Wknpik— Наталья Поклонская (@PoklonskayaNV) July 19, 2017



В публичном ответе заявителям на обращения по фильму "Матильда" приведены выдержки из экспертиз, проведенных по запросу депутата. Именно в этом документе исполнитель роли царя Ларс Айдингер назван "актером с порно-амплуа". Еще там говорится о том, что создатели фильма представили Николая II "как неадекватного и нравственно растленного человека", а образ Александры Федоровны "не соответствует исторической действительности". В завершении фраза: "Художественное творчество не существует в отрыве от общества и не может быть абсолютно свободным ".


И понеслось... Молитвенные стояния, петиции, повторные проверки в прокуратуре. Поклонская даже обвинила Учителя в нарушении неприкосновенности частной жизни последнего русского царя. Тем не менее прокатное удостоверение картине выдали.


Скандал продолжается уже полтора года. Еще даже не фильм, а всего лишь трейлер показал, какие монстры таятся в российском обществе. Угрозы фанатиков стали реальностью: поджог кинотеатра в Екатеринбурге, сожжение автомобилей у офиса Алексея Учителя. Две крупнейшие сети кинотеатров уже отказались прокатывать картину, а лидер "Христианского государства" совсем недавно заявил о выходе фильма следующее: "...каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре - и он сгорит".​ А это уже совсем не смешно.


Благодаря стихийному "кровавому пиару" билеты на предпремьерные показы "Матильды" во Владивостоке 11 сентября раскупили менее чем за сутки и, несмотря на отрицательные отзывы первых зрителей, желающих составить свое мнение о скандальной картине все больше. По просьбе режиссера во время сеансов во Владивостоке дежурили полицейские.


Реакция первых зрителей, посмотревших фильм во Владивостоке



Ну разве что Николай тут тюфяк и нифига не умеет в царствование. Как и в реальности, папаумч!!!— Ацтек (@Aztek_Blind) September 11, 2017



Учитель и Минкультуры не собираются сдаваться, а цирк вокруг фильма не собирается утихать: 14 сентября митрополит Волоколамский Илларион, посмотревший киноленту, сказал, что императрица в фильме "истеричная ведьма", а 11 сентября вдова племянника Николая II подала иск на создателей "Матильды" о защите чести и достоинства.


Кстати, на основе истории вокруг "Матильды" можно сделать очень интересный фильм. И давайте не будем забывать, что "Матильда" всего лишь мелодрама, возможно, дурновкусная, художественный вымысел, не претендующий на историческую достоверность. Печально, что самое заметное событие 100-летия Революции 1917 года, это - обсуждение с пеной у рта романтических отношений царя и балерины.


Со всеми этими балеринам с голой грудью мы стали забывать, как выглядит настоящая Матильда.


"Матильда" (1996) по роману Роальда Даля.