Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Значение слова «волюнтаризм. Волюнтаризм: что это простыми словами Что такое волюнтаризм простым языком

Значение слова «волюнтаризм. Волюнтаризм: что это простыми словами Что такое волюнтаризм простым языком

а, только ед., м.

[voluntarius добровольный, поступающий по собственной воле

1. Филос. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Элементы волюнтаризма можно обнаружить уже в теоретических построениях Августина и Дунса Скота. В философии Шопенгауэра волюнтаризм впервые оформляется в самостоятельное направление.

2. Психол. Филос. Признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни.

Для волюнтаризма характерны иррационалистические тенденции.

3. В политике, экономике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.

Политический волюнтаризм. Проблема судебного волюнтаризма. Волюнтаризм Н. С. Хрущева в искусстве. В партийном руководстве утверждается волюнтаризм. Хозяйственный волюнтаризм может привести к сиюминутному успеху. Элементы волюнтаризма в управлении корпорацией.

экологический волюнтаризм

Хозяйствование без учета экологических ограничений, особенно в промежутке времени, когда будут возникать и ощущаться явления отрицательного воздействия факторов среды на хозяйственные мероприятия и жизнь человека.

Термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.

Энциклопедическая информация В философии и психологии под волюнтаризмом понимается признание воли особой, надприродной силой, лежащей в основе психики и бытия в целом. (Т. В. Анисимова)

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. потерял бы всякий . Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую « » Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas воля)

одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. человека, отрицают причинную обусловленность явлений и науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.

В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и " (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив " силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками метод в социологии (Лавров , Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".

В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная , кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.

Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что " природы есть первичное, а воля и человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что , как способность принимать со знанием дела (см. также ст. Воля).

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и , там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.

М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

Добавить в избранное

Волюнтаризм — это свойство личности насильно и властно навязывать свою волю, игнорировать в своей деятельности реальные обстоятельства, объективные законы природы, отбрасывать историю, игнорировать основные законы развития общества. Самоуверенное, наглое управление или навязывание своего мнения.

Проявления и свойства Волюнтаризма

Человек, в силу разных обстоятельств, становится носителем предрассудков, заблуждений, ложных психологических установок и ограничивающих убеждений.
Волюнтаризм – это вмешательство Воли Сильного человека в отношения между своим желанием и реальным положением дел.
Волюнтарист не утруждает себя анализом и исследованием сложности конкретной социальной ситуации, ограничиваясь своим поверхностным восприятием. Действуя импульсивно, он настаивает на реализации идеи без глубокого анализа, считая эту идею полностью правильной, а решение реализовать эту идею оправдано настойчивостью.
Преувеличивая важность Воли человека в деятельности людей, он считает возможным перестраивать общественные процессы так, как ему вздумается и ставя перед собой или подчиненными нереальные задачи или цели. Он не признает либо игнорирует действие объективных экономических законов, социальных, научных достижений, объективных законов природы.

Волюнтарист всегда отталкивается от ложных представлений о себе, от искаженного, субъективного восприятия внешнего мира.

Даже в настоящее время, многие лидеры нашего государства, в правительстве, напыщенно называя себя слугами народа или наоборот замалчивая, пытаются решить многие вопросы на позиции Волюнтаризма.
Решая судьбы людей в собственном государстве без оглядки, они пытаются отменить законы денежного обращения, закон стоимости и закон спроса и предложения прямыми указаниями сверху.
На первый план Волюнтарист выдвигает идейно-психологическую сторону вопроса, забывая о предметно-содержательной его составляющей. Оправдывая свои Волюнтаристские указания и идеи санкциями со стороны партнеров, заботой о людях в государстве. В результате возникает пропасть между Волюнтаристскими словами и подлинными условиями реальной жизни, провалами в реальном секторе экономики, обнищанием среднего класса, а экономику разрывает дефляционная спираль.

Слова приходят в противоречие с закономерностями и естественно складывающимися тенденциями общественной и экономической жизни государства.
Волюнтарист совершает поступки по своей прихоти и произволу. Волюнтарист более масштабен и политичен. Он замахивается на ход Истории и судьбы народов.

На период 2000- 2030 годов, на роль вероятного и главного Волюнтариста, претендует г.Путин В.В., который игнорирует все естественные законы экономического развития государства и общества, вручную проводящий экономические реформы, насильственно игнорируя законы капитализма, переоценка и большое участие государства в рыночной экономике, уничтожения среднего класса в стране.

Пример истории Волюнтаризма

Римский император Калигула, будучи деспотом и жестоким диктатором, явно проявлял Волюнтаристские наклонности. Его потуги надругаться над экономическими законами вполне понятны: он требовал к себе отношения, как к Богу.
Расточительный, падкий до всякого рода роскоши, Калигула вконец разорил государственную казну. И тогда самонадеянный правитель решил, что поправить дела можно очень просто. Он приказал собрать на морском побережье обычные ракушки и объявил их деньгами. Но даже самый могущественный властелин не может по своему хотению «придумать» деньги. Раковины Калигулы не имели ценности, их никто не брал, и затея кончилась крахом.

В психологии (науке о человеческой психике) есть много неоднозначных и связанных с другими дисциплинами моментов. Очень часто она тесно переплетается с философией, политологией, экономикой. Подобная взаимосвязь прослеживается и в ответе на вопрос, что такое волюнтаризм.

Что главное – воля индивида или законы жизни

С древних времен человек задавался вопросом, есть ли свобода воли или всем правят некие невидимые законы жизни (судьба). В результате человечество подошло к такому понятию, как волюнтаризм.

Для начала посмотрим, какое определение дает Википедия. В первую очередь это стремление к реализации желаемых целей, когда не учитываются никакие объективные обстоятельства и последствия принятых решений. В отличие от него фатализм подразумевает, что все предопределено заранее, а личная всего лишь миф.

Данный термин был введен социологом Ф. Теннисом в 1883 году. Voluntas переводится с латинского языка как «воля, свобода». Потому, если говорить простыми словами, волюнтаристический человек признает только свободу воли (человека или Бога), которые являются главным движущим элементом в развитии природы, личности и общества. Какое это имеет значение в современном обществе? И что это такое?

Вначале следует отметить, что в разных сферах жизни и деятельности человека этот термин трактуется по-своему:

  • В психологии акцент делается в первую очередь на индивидуальность, на ее решения и желания.
  • Философы говорят о том, что воля (Бога или человека) первична, а законы мироздания вторичны.
  • В экономике под этим термином понимают пренебрежение рекомендациями экспертов, законами, по которым функционирует общество.
  • Политология и социология используют этот термин для указания на то, что личные цели следует реализовывать, даже несмотря на последствия. Кроме того, это и свобода слова, мнения и выбора.

Примером могут послужить такие действия, как сооружение станций, которые вызывают всевозможные климатические аномалии, или изменение речных русел в интересах отдельных людей. Это все результат волюнтаристских решений.

Если говорить о положительных аспектах данного явления, но в первую очередь на ум приходят понятия, свойственные западному мировоззрению: свобода слова, мнения и выбора. В таком случае этот термин, обозначающий прогресс современной цивилизации, позволил людям уйти далеко от рабской идеологии прошлого. Позитивные и негативные аспекты волюнтаристического движения будут описаны далее.

Позитивные и негативные последствия свободы воли

Слово «волюнтаризм» трактуется разными людьми по-разному. Кто-то может вспомнить Хрущева – стиль его руководства является прямым воплощением данного понятия.

Хрущев решал сложнейшие вопросы экономики, полагаясь только на собственное субъективное мнение и на свои силы, совершенно пренебрегая рекомендациями специалистов и ученых. Его действия были случайными и порой лишенными логики. Хозяйственные вопросы решались политическими или административными методами, что в итоге привело к полной неудаче и в дальнейшем – к отставке.

Все это говорит о том, что игнорирование объективных законов, по которым развивается общество, а сюда относятся природные, экономические, социальные, политические и духовные тенденции, приводит к ряду нежелательных и непредсказуемых последствий.

Человек борется за свои устремления. Продвигаясь к личной цели, он часто идет «по головам», не замечая никого и ничего вокруг себя. Когда отсутствует малейшее уважение к другим людям, свобода превращается в анархию.

Описанный выше стиль руководства является негативным проявлением слова «волюнтаризм». А теперь поговорим о позитивных аспектах, которые несет в общество это слово.

В первую очередь вспомним о том, что человек – существо сознательное, и только ему (в отличие от животных и растений) дана возможность принимать осознанные решения и целеустремленно достигать личных целей. Потому современная трактовка термина «волюнтаризм» в западных странах как свободы действий, мнения и выбора, указывает на положительный аспект понятия.

Но настоящее проявление воли человека возможно лишь при уважении других людей и соблюдении законов, по которым функционирует общество. Воля – это сила, но сама по себе она бесцельна и может привести как к созиданию, так и к разрушению.

Разум – это главное, что управляет волевым аспектом человека. Без оного данная сила превращается в разрушительный феномен. Это главное, что следует знать каждому человеку.

Как говорится, истина всегда где-то посередине, и это означает отсутствие в реальной жизни таких понятий, как волюнтаризм и фатализм, в чистом виде. Да, есть объективные законы жизни (как в природе, так и в обществе), но эффективное и разумное взаимодействие между людьми, а также между человеком и миром возможно только при наличии волевых решений. Но, делая личный выбор, не следует забывать о причинно-следственных связях – только так возможно установление гармонии и равновесия во всех сферах жизни. Автор: Наталья Зорина

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Волюнтари́зм

(лат. voluntas воля)

1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее её законам бытия и утверждающее её независимость от мира (шопенгауэр, ницше);

2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни;

3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Волюнтаризм

волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой ]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Волюнтаризм

а, мн. нет, м. (нем. Voluntarismus лат. voluntārius поступающий по собственной воле).
1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
Волюнтаристический - характеризующийся волюнтаризмом.
2. В политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
Волюнтарист -
1) последователь волюнтаризма 1 (Шопенгауэр - один из видных философов-волюнтаристов );
2) тот, кто склонен к волюнтаризму 2, к произвольным решениям (Политический деятель не должен быть волюнтаристом ).
Волюнтаристский - характеризующийся волюнтаризмом 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… … Философская энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

    Волюнтаризм - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь

    ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ретроспектива , Колбанов Владимир Васильевич , Представленная книга - размышления врача-исследователя об эпохе, впитавшей догматизм и волюнтаризм, нигилизм и приспособленчество. Это отклик на зигзаги государственной политики и до, и после… Категория: