Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Время понятие относительное кто сказал. Сочинение на тему: "Времена года". Как понять, какое время нужно использовать

Время понятие относительное кто сказал. Сочинение на тему: "Времена года". Как понять, какое время нужно использовать

В статье рассказывается про определение времени в различных областях науки, о том, что это такое и как оно может быть относительным.

Начало

Принято считать, что наши древние предки походили на нас лишь внешним видом, да и то весьма отдаленно. И что все привычные для нас человеческие качества, суждения и психологию они приобрели лишь с появлением вида Homo sapiens. Но с таким рассуждением можно поспорить. К примеру, ученые находили могилы наших человекоподобных предков возрастом в несколько миллионов лет, и было установлено, что к местам погребения приносили даже цветы!

При всей невероятности факта - это правда. У могил были обнаружены следы скоплений пыльцы растений, которые произрастали совсем в других местах. А значит, у наших предков уже тогда сложились какие-то представления о загробном мире. Возможно, именно и воображение являются той гранью между животным и человеком.

Виды

Определение времени можно отнести к целому ряду вещей и дисциплин, таких как физика, психология, философия, литература и искусство. В классическом же понимании это величина, определяемая сроком какого-то процесса: будь то распад радиоактивного элемента в или движение планеты вокруг своей оси - смена суток. В статье мы подробно разберем каждое из них. Начнем с самого простого.

Метрологическое

В метрологии определение времени производится по трем параметрам. По координатной оси, когда определение происходит по какой-то шкале или берет свой отсчет в зависимости от тех или иных данных. К примеру, всем известные календари, часы, хронометры, местное и всемирное время.

Второй тип - относительный. В этом случае измерение происходит между моментами каких-либо двух событий. К примеру, между утренним пробуждением и отходом ко сну.

Ну и третий и последний параметр - субъективный. Он измеряется по нескольким разночастотным процессам. Если говорить проще, это именно тот случай, когда в зависимости от ситуации время для человека длится с разной скоростью, субъективно для него.

Именно это самые распространенные примеры такого сложного понятия. Но можно ли дать определение времени? Ведь это одно из универсальных свойств материи наряду с пространством.

Толковые словари

Если прибегать к помощи словарей, то можно увидеть, что каждый автор и составитель применяет хоть и близкое другим, но свое объяснение того, что такое время. К примеру, Ожегов дал этому следующее определение: «Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет». Именно в этом заключается литературное определение слова "время".

Философия

В этой науке все несколько сложнее, и на вопрос о том, что такое время, каждый философ отвечает по-своему. Но к счастью, существует и общепринятое определение. Согласно энциклопедии, время в философии - это необратимое течение событий, которое движется из прошлого через настоящее и стремится в будущее.

Этой проблемой задавались еще античные деятели науки, и споры не утихают и по сей день, спустя несколько тысяч лет. И одним из первых, кто задумался над этим, был всем известный Платон.

Согласно его трудам и представлениям, время в философии — это (определение было дано им так) «движущееся подобие вечности». А несколько позже его идеи развил и дополнил не менее мудрый Аристотель, назвав время «мерой движения».

Психология

В психологии все несколько проще. И течение времени или иные его проявления измеряются исключительно наблюдателем. Проще говоря, как уже было сказано, для всех время идет по-разному. Когда мы раздражены, утомлены или занимаемся монотонной нелюбимой работой, оно тянется гораздо медленнее, чем обычно, будто специально. И наоборот - когда настроение отличное и ничто не тревожит, с удивлением замечаешь, как незаметно оно летит.

Так что поговорке «влюбленные часов не наблюдают», есть весьма научное обоснование - при таком состоянии концентрация эндорфина (гормона счастья) в крови значительно повышается, и время идет быстрее.

в физике? Определение

Если брать за основу законы классической физики, то это непрерывная величина, которая ничем не определяется. А для удобства в жизни в качестве основы для его измерения берется определенная последовательность событий, к примеру, периоды вращения Земли вокруг своей оси, Солнца или работа часового механизма.

Но самое интересное начинается, если подробнее рассмотреть релятивистскую физику. Согласно ей, время имеет свойство замедляться или ускоряться, и это не фантастика: с подобными явлениями мы сталкиваемся каждый день в повседневной жизни, но они столь мизерны, что мы не замечаем.

Проще говоря, время может замедляться и ускоряться под влиянием сил гравитации. К примеру, на первом этаже небоскреба и на последнем часы будут идти с разной скоростью, но в обычных условиях этого никак не заметить, настолько маленькой будет разница. Но если их поднести к черной дыре, то ход их по сравнению с оставленными на Земле будет все медленнее.

Время. Литературное определение

Если брать за основу произведение, то это предпосылка сюжетного развертывания. Как и в реальности, в художественной литературе оно развивается из прошлого в будущее. Но иногда используются специальные приемы типа вставок из прошлого героя или героев.

В погоне за платными развлечениями мы часто не замечаем самого приятного. Того, что есть всегда, каждый день. Недаром поэты и философы так внимательны к природным явлениям. В них можно и увидеть красоту, и осознать какие-то новые мысли. Размышлять о вечном и суетном, ежедневном и глобальном - все это лучше на лоне природы. Поэтому выберите денек, и после работы или в выходной уделите хотя бы двадцать минут себе и Ей - природе.

Солнце - проводник энергии, основа существования всего живого. Недаром во многих эзотерических практиках именно этому светилу уделяется столько внимания. Очень часто именно от присутствия на небе этого светила зависит наше и самочувствие, и настроение.

Закат - это удивительные яркие краски постепенно темнеющего неба. Если вы хотите увидеть настоящий закат - лучше посвятить этому целый вечер на море. Закат как процесс захватывает наблюдающего целиком. Именно не игра контрастов, а плавный полет мягких и ярких одновременно красок. Это своеобразное торжество жизни во всех проявлениях - не только раннего утра, полного энергии, но и благородной старости... И напутствие каждому не держаться за земные ценности. Каждый вечер, если только небо не накрыли тучи, наступает время заката - самого красивого времени суток. Торжества всего высшего над приземленным.

Свет играет с нами, вовлекая в свою неповторимую симфонию. Красота заката плавно, но неумолимо меняется. Вот еще только что вид был тем же, что и полчаса назад. А уже секунду спустя становится совершенно другим. Эти немыслимые, метафоричные, многозначные перемены - то медленные, то мгновенные. Поистине, закат - самое красивое время в течение всего времени суток, и стоит уделить ему немножко внимания.

Что же можно успеть за то время, пока закат завершает самое торжественное, красивое и величественное время суток?

А лучше всего задуматься о том, что природа - сама по себе Храм, и ее сущность тесно соприкасается с жизнью человека, одновременно возвышая душу. Она словно показывает, что все идет своим чередом, и беспокоиться о каждом дне не стоит. Что иногда нужно уделить время себе. Ведь не может же такое красивое время суток быть само по себе.

Зачастую времена в английском языке представляют трудности для изучающих английский. Объясняется это тем, что система времен в английском языке непохожа на ту, которая используется в русском языке, хотя некоторые параллели провести все же можно. Однако у системы английских времен есть неоспоримое достоинство – она обладает строгой упорядоченностью, логичностью, и подчиняется законам грамматики.

Английские времена. Краткая характеристика

Всего в английском языке существует 12 времен, которые делятся на четыре группы:

- simple или indefinite (группа простых времен);

- continuous или progressive (группа длительных или продолженных времен);

- perfect (группа совершенных времен);

- perfect continuous или perfect progressive (группа совершенных длительных времен).

В английском языке так же, как и в русском языке, действие, выраженное глаголом, может происходить в прошедшем, настоящем, или будущем. Соответственно, каждая из названных выше групп времен может быть выражена в прошедшем времени (past tense ), настоящем времени (present tense ), или будущем времени (future tense ).

Каждая группа времен в английском языке выражает разные ситуации.

Простые времена описывают факт происхождения действия, безотносительно протяженности этого действия. Также они используются для описания действий, которые происходят с некоторой регулярностью.

Длительные времена , как следует из названия, описывают то, что происходит в течение какого-либо промежутка времени, как правило, заданного тем моментом, о котором идет речь. Также глаголы данной группы времен всегда строятся с использованием глагола be , и к ним всегда добавляется окончание "-ing" .

Совершенные времена описывают действия, которые уже завершились к какому-либо моменту времени. Глаголы в данной группе времен всегда используются с вспомогательным глаголом have , и они всегда стоят в форме причастия прошедшего времени.

Совершенные длительные времена , как видно из названия, определяют в себе признаки времен совершенной и длительной группы, они описывают действия, которые продолжались на протяжении определенного периода времени. Глаголы данной группы используют два вспомогательных глагола – have и been , и имеют окончание "-ing ".

Запомнив несложные правила, приведенные выше, выбирать между этими группами времен будет намного проще.

Таблица английских времен с примерами

Для еще большего упрощения понимания системы английских времен, ниже приводится таблица, где отражены главные случаи использования тех или иных времен.

Past (прошедшее время) Present (настоящее время) Future (будущее время)
Simple / Indefinite Факт происхождения действия в прошлом. Действие, которое происходит с некоторой регулярностью. Действие, которое должно произойти в будущем.
cooked cook / cooks shall / will cook
He cooked yesterday.
Он готовил вчера.
He cooks dinner every Friday.
Он готовит ужин каждую пятницу.
He will cook tomorrow.
Он будет готовить завтра.
Continuous / Progressive
be + глагол + ing
Действие, которое происходит в указанный момент в прошлом (как правило, выраженный другим действием в форме Simple Past). Действие, которое происходит сейчас. Действие, которое будет происходить через некоторое время в будущем, в какой-либо указанный момент.
was / were cooking am / is / are cooking shall / will be cooking
He was cooking when the phone rang.
Он готовил, когда зазвонил телефон.
He is cooking now.
Он готовит сейчас.
He will be cooking when you come.
Он будет готовить, когда ты придешь.
Perfect
have + глагол
Действие, которое завершилось до другого действия в прошлом, или до момента в прошлом. Действие, которое произошло в какой-то неуказанный момент в прошлом, и эффект которого, зачастую, имеется в настоящем. Действие, которое завершится до другого действия в будущем, или до момента в будущем.
had cooked has / have cooked shall / will have cooked
He had cooked the dinner when the phone rang.
Он уже приготовил ужин, когда зазвонил телефон.
He has cooked many meals.
Он приготовил много блюд.
He will have cooked dinner by the time you come.
Он уже приготовит ужин к тому моменту, когда ты придешь.

have + been + глагол + ing
Действие, которое происходило в течение периода времени до другого действия в прошлом, или до момента в прошлом. Действие, которое началось в прошлом, и которое происходит в течение некоторого периода времени, и продолжается в настоящем. Действие, которое начнется в будущем, и которое будет происходить в течение некоторого периода времени до другого действия в будущем, или момента в будущем.
had been cooking has / have been cooking shall / will have been cooking
He had been cooking for a long time before he took lessons.
Он готовил уже некоторое время, прежде, чем он пошел на курсы по кулинарии.
He has been cooking for over an hour.
Он готовит уже больше часа.
He will have been cooking all day by the time she gets home.
Он будет готовить уже весь день к тому моменту, как она придет домой.

Признаки времен в английском языке

В определенной степени каждая группа английских времен может иметь некоторые признаки, которые подсказывают, помогают понять, какое время использовать в том или ином случае. И хотя такие признаки не позволяют со стопроцентной достоверностью определить, какое время будет самым правильным в данном случае, они все же упрощают задачу выбора.

Такие признаки выражают период или время, в котором происходит действие.

Например:
yesterday (вчера) указывает на simple past
every day (каждый день) указывает на simple present
tomorrow (завтра) указывает на simple future
while (в то время, как) указывает на past continuous
now (сейчас) указывает на present continuous

В английском языке много таких слов-признаков, выражающих какой-либо момент или период во времени, и многие из них указывают на то, произошло действие в прошлом, или только произойдет в будущем, и они могут подсказывать, время какой группы следует использовать. Если научиться распознавать такие слова-признаки, то это очень поможет при выборе времен. Однако следует учитывать, что некоторые такие слова-признаки могут использоваться в более, чем одной группе времен. Ниже приводится таблица, содержащая основные такие слова-признаки, и показывающая, на какое время они указывают.

Past (прошедшее время) Present (настоящее время) Future (будущее время)
Simple / Indefinite Simple Past Simple Present Simple Future
yesterday – вчера
last year / month / etc – в прошлом году / месяце / и т.д.
one year / month ago – один год / месяц назад
every morning / day / etc. – каждое утро / каждый день / и т.д.
always – всегда
usually – обычно
frequently / often – часто
sometimes – иногда
tomorrow – завтра
tonight – сегодня вечером
next week / month / etc. – на следующей неделе / в следующем месяце / и т.д.
soon – скоро
in the future – в будущем
Continuous / Progressive Past Continuous Present Continuous Future Continuous
while – в то время, как
when – когда
now – сейчас
right now – прямо сейчас
this week / minute / etc. – на этой неделе / в эту минуту / и т.д.
when – когда
after – после
as soon as – как только
before – прежде
Perfect Past Perfect Present Perfect Future Perfect
before – раньше
already – уже
by the time – к тому времени
until then / last week / etc. – до этого момента / до прошлой недели / и т.д.
after – после
until now – до настоящего момента
since – с тех пор
ever – когда-либо
never – никогда
many times / weeks / years / etc. – много раз / много недель / много лет / и т.д.
for three hours / minutes / etc. – в течение трех часов / минут / и т.д.
by the time you go (somewhere) – к тому времени, как ты пойдешь (куда-либо)
by the time you do (something) – к тому времени, как ты сделаешь (что-либо)
already – уже
Perfect Continuous / Perfect Progressive Past Perfect Continuous Present Perfect Continuous Future Perfect Continuous
before – раньше
for one week / hour / etc. – в течение одной недели / одного часа / и т.д.
since – с тех пор
for the past year / month / etc. – в течение последнего года / месяца / и т.д.
for the last 2 months / weeks / etc. – в течение последних 2 месяцев / недель / и т.д.
up to now – до настоящего времени
since – с тех пор
by the time – к тому времени
for ten days / weeks / etc. – в течение десяти дней / недель / и т.д.
by – к (какому-либо моменту)

1
Понятие «время» описывает какое-то строго определенное явление, имеющее важное или принципиально важное значение для человека в процессе его взаимодействия с внешней средой, объектами этой среды и при решении им своей задачи. То, что мы называем синонимами, суть вариации выражения некоей общей характеристики данного явления и той или иной специфической внешней ситуации, складывающейся при взаимодействии человека с теми или иными объектами. Каждая из этих ситуаций получает при необходимости свое обозначение, а последняя возникает тогда, когда она становится важной для человека на протяжении длительного времени. Анализируя ситуации, можно довольно четко и полно описать данное явление и его роль в жизни человека, понять его сущность и то значение, которое оно приобретает при решении тех или иных задач, класса задач, которые человек постоянно решает.
Приведенные выше синонимы позволяют выявить интересную характеристику понятия времени как особого явления в жизни человека.
Итак, интересное наблюдение. Понятие «время» описывает то, что ему по его содержанию вроде и не принадлежит. По сути оно описывает две противоположности, две крайности: всегда (вечно) и никогда. И ни с одной из этих позиций время не может быть связано, ибо:
время описывает только то, что изменяется;
и время не описывает того, что не существует.
Если только рассматривать время не как понятие, а как абсолютную категорию, существующую вне времени и пространства, тогда оно теряет свои характеристики как время. Понятия всегда (вечно) и никогда, которыми человек и в самом деле оперируют как синонимами понятия «время», имеют смысл только в рамках некоего понятия времени как наиболее общей категории. В этом плане понятия «всегда» или «вечно» приобретают смысл только относительно другого явления, имеющего ограниченное существование, например жизни или периода существования какого-то иного события. Так, о египетских пирамидах говорят, что они существуют вечно, всегда, хотя понятно, что этого не может быть. Но в пределах жизни человека и не одного десятка поколений существование пирамиды может рассматриваться в рамках понятий «вечно» и «всегда». За время их существования человечество сумело переделать много дел и решить множество задач, а они все стоят и стоят, и долго еще будут стоять.
Понятие «никогда» так же интерпретируется человеком как временная категория. «Никогда» это фактически отсутствие времени и пространства, а соответственно и действия, равно понятию «ничто». Но здесь возникают два момента. Если это понятие рассматривать в его так сказать изначальном смысле, т.е. как полное и абсолютное отсутствие чего-то, а такую интерпретацию человек может дать, во всяком случае в рамках его существования она вполне правомерна, то фактически эти понятия для человека теряют какой-либо смысл. Если нечто не существует, то для человека оно не существует. Чего нет, того нет и говорить об этом не стоит. Но если человек тем не менее образовал эти понятия и активно ими пользуется, то это означает, что понятия «ничто» и «никогда» фактически описывают какую-то особую часть бытия, имеющую к человеку при решении ими своей задачи очень важное отношение. Что же это такое?
В быту распространена поговорка: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». Древние философы говорили: «Никогда не говори никогда». И то, и другое высказывания истинны, т.е. имеют смыл и значение для человека. Они означают только то, что в рамках существования данного явления человек никогда не решит свою задачу, поскольку это в принципе невозможно. Но в принципе оказывается возможным все, если интересующий человека объект поставить в иную ситуацию. Если девушка говорит, что она никогда не выйдет замуж, то она осознанно или неосознанно кривит душой. В принципе это возможно, но оказывается, в принципе это и невозможно, поскольку требования могут не вписываться в существующую ситуацию. Поменяй девушка в своем сознании принца на бомжа, и замужество у нее сразу же в кармане. Поэтому понятие «никогда» это такая же временная категория, но описывающая так сказать вне временную ситуацию, а точнее, другое время, не то время, в котором человек решает свои задачи, а то время, в котором другие объекты решают свои задачи. Своеобразный параллельный мир. Поэтому, если человек говорит, что этого не может быть, потому что не может быть, то это означает только то, что в рамках его бытия, а соответственно и времени, этого события и в самом деле не может быть. Девушка, ждущая принца, и в самом деле никогда не выйдет замуж за бомжа. Хотя в мире бомжей женитьба на бомже вполне возможна. И если девушка, не дай бог, перейдет в их мир, то невозможное окажется возможным. Поэтому древние и говорили: «Никогда не говори никогда». Человек в силу постоянной миграции и в процессе взаимодействия с другими объектами внешнего мира постоянно меняет свою систему координат, и то, что невозможно сегодня, оказывается вполне возможным завтра.
Группа понятий бессмертно, нетленно, непреходяще, бессрочно, пожизненно имеет более узкое содержание. Они уже соотносятся не с общим понятием «время» как существующим вечно, а с тем временем, которое отпущено человеку. Понятия бессмертно, нетленно определяются содержанием понятия «смерть», соотносящимся с понятием «жизнь». Понятие пожизненно уже точно соотнесено с понятием «жизнь». Оно существует во времени, соотнесенным с периодом жизни. Понятия нетленно, непреходяще, бессрочно определяются такими понятиями, как «тленно», «преходяще», «срок» и тем самым соотносятся со временем самым непосредственным образом, т.е. с таким явлением, которое имеет свой срок существования. Этим подчеркивается, что данное событие длится долго, очень долго (эмоциональная оценка события), но все-таки не вечно. Таким образом, понятие время в данном случае определяется, по меньшей мере, таким явлением, как жизнь, т.е. периодом существования человека как биологического существа.

Понятия неизменно, устойчиво, стабильно, все время, постоянно уже определены ощутимыми временными рамками. Здесь уже мало эмоций, а больше трезвой оценки какого-то явления. Когда говорят «все время» или «постоянно», то под этим понимают, что событие развивается в рамках внешнего по отношению к нему времени и не связано с его собственным временем. Эти «времена» надо четко различать. Когда говорят «неизменно, устойчиво, стабильно», то подчеркивают только, что явление, которое интересует человека в рамках времени, за которое он решает свою задачу, остается неизменным, т.е. сохраняет все свои основные, важные признаки, свойства и пр. Понятие время в данном случае соотносится с периодом существованием некоторых признаков некоего явления в течение того времени, которое нужно человеку для решения его задачи.
И только понятия жизнь, существование, бытие, житие четко определяют содержание понятия «время» периодом существования человека и как биологического, и как социального существа. Понятие «существование» уже несколько отличается от понятия «жизнь» в биологическом смысле, а соответственно меняется и содержание понятия «время», во всяком случае оно может отличаться от предыдущего понимания времени. Понятия «бытие», «житие» можно квалифицировать в ряде случаев как социальное бытие, как особого рода существование: бытие выходит за рамки физической жизни, оно может быть и меньше, и больше, и совсем другим. Этим самым подчеркивается, что понятие «время» связано с разными формами существования, в данном случае не только с физическими. Но и здесь содержание понятия «время» определяется периодом существования такой формы материи, как социальное бытие.
Понятия пора, период интересны тем, что представляют собой, по всей видимости, определенные рудименты процесса социального существования человека. При характеристике некоторого явления с точки зрения продолжительности его существования при решении человеком своей задачи, человек стал измерять его сначала такими предельно общими характеристиками, или точнее измерителями, как «пора» и «период». Такое измерение можно сравнить с тем, как человек, не имея градусника, оперировал такими понятиями, как «холодно» и «тепло». На определенном этапе осознания действительности и самого себя он не имел еще представления о более дробном делении, во всяком случае актуально и тем более формализовано. Понятия «период» или «пора» можно считать по существу первым формализованным представлением о времени существования объектов внешнего мира. Важно подчеркнуть, что понятие «время» как период существования явления или объекта с момента появления понятий «пора» и «период» становится осознанным, актуальным и формализованным. Потребовалось развить это представление и выразить его в более детальных единицах, т.е. продолжить формализацию. Рубикон был перейден.
Процесс актуализации и формализации понятия периода существования как понятия времени продолжился в следующих, хотя все еще общих категориях эпоха, век, столетие. С четкими понятийными границами, хотя понятие эпохи остается неопределенным по своим границам. Впрочем, и содержание данного понятия не имеет каких-либо физических границ, оно связано, в первую очередь, с социальной жизнью, с социальной периодизацией, которая весьма сильно отличается от границ физического существования объекта. Понятие эпохи связано с периодом существования больших социальных групп и их деятельностью. Поэтому эпоха может выходить за рамки понятий «век», «жизнь»; она может быть и больше, и меньше.
У нас
семь дней
у нас
часов – двенадцать.
Не прожить
себя длинней.
Смерть
не умеет извиняться.
Если ж
с часами плохо,
мала
календарная мера,
мы говорим –
«эпоха»,
мы говорим –
«эра».
(В. Маяковский)
В понятиях «век» и «столетие» заключена уже четкая периодизация существования жизни как некоего длительного процесса, который можно назвать даже вечным. Сто лет и век уже можно представить в днях, часах и минутах и даже в более мелком делении и в принципе в бесконечных градациях, а при необходимости можно ввести обратный и даже отрицательный отсчет.
Именно необходимость более детальной периодизации и привела к образованию таких понятий, как час, минута, секунда, введена уже и более детальная градация. Каждая из градаций приобретает в разных ситуациях при решении той или иной задачи весьма существенное значение, поскольку за любой сколь угодно короткий промежуток времени происходят события, которые могут повлиять на судьбу человека в том плане, что он не успеет решить свою задачу. Например, при изменении системы координат (при увеличении расстояний или скорости (космической)), каждый период, сколь бы мал он не был, приобретает совершенно разное значение. При высокой скорости и больших расстояниях секунда может быть весьма длинной. Соответственно меняется наполняемость периода протекания события или существования явления (объекта). Поэтому измерение не несет линейного характера, явление, включенное в разные системы взаимодействия объектов, меняет свое содержание. Так, если человек хочет продлить свою жизнь, и социальную и физическую, то он просто должен поменять систему координат, и тогда сто лет для него составят минуту или час. Например, интеллектуальная деятельность и есть иная система координат, в которой человек проживает совсем другую жизнь по сравнению с биологической, физической жизнью.
Понятия мгновение, миг, момент имеютиное наполнение по сравнению с их физическими аналогами, это не минута или сколь угодно малая величина. Они на понятийном уровне определяют такое состояние события, длительность существования которого намного меньше возможностей человека решить свою задачу. Они характеризуют класс явлений, точнее, класс периодов существования объекта или явления, выходящий за рамки физического существования периода решения задачи. Мгновение, миг, момент фактически соответствуют понятию «ничто», ибо если ничего нельзя сделать за этот период, то он не существует для человека. Однако имеется и одна особенность. Миг в иной системе координат может приобрести важное значение, т.е. он даст возможность решить задачу. Именно поэтому данные понятия и играют роль в жизни человека и приобрели свой специфический понятийный статус.
Понятия тленно, смертно, бренно описывают и состояние, и особое отношение человека к особой действительности. А действительность такова, что пришло осознание, что все имеет свой конец. Когда человек начинает осознавать не только начало, не только продолжительность жизни другого объекта, но и неизбежность конца его существования, он уже переходит на новую стадию своего развития. От детского понимания, что жизнь не только прекрасна, но и вечна, он приходит к пониманию суровости ее существования, что все имеет свой конец, ограниченный ресурс своего существования. Наконец, человек понимает, что жизнь? это борьба за то, чтобы успеть за срок существования свой и других объектов сделать то, что предназначено свыше, т.е. природой.
А значит и времени, ибо время всегда принадлежит объекту.Точнее, время принадлежит тому, кто оценивает период жизни объекта и возможность решить свои задачи. Можно сказать, что? это период существования объекта в ракурсе деятельности другого объекта при решении им своей задачи, поэтому время? это только некая результирующая процесса взаимодействия объектов мира.
2
Понятие времени в ходе осмысления мира имеет несколько мистическое значение. Время все определяет и довлеет над человеком, ограничивает его какими-то рамками и диктует направление существования и т.д.
На самом деле время такой же продукт сознания, как и любой иной, описывающий особую внешнюю ситуацию при решении человеком своей задачи. Особым это явление становится в силу специфического сочетания явлений или объектов. К таким объектам относится и сам человек во всем богатстве и разнообразии его характеристик, и место, которое он занимает, и действия, которые он совершает, и соответственно сама задача. Последняя обозначается в сознании так же, как некий самостоятельный объект, имеющий вполне реальные очертания и характеристики и вступающий во взаимодействие со всеми остальными объектами внешнего и внутреннего мира человека.
Но особой категорией время становится только в случае, когда оно превращается в доминанту, определяющую на каком-то этапе решения человеком своей задачи выбор действия и места. Точнее, доминантой становится не время как отдельно существующий объект, а то особое состояние внешних относительно человека объектов и их взаимодействие, которые начинают определять жизнедеятельность человека не только локально, при решении им своей задачи, но и в более широком плане, т.е. всю его жизнедеятельность, а возможно и саму жизнь
Что же это за особое состояние объектов, которое человек называет временем? По сути это период существования объекта от его рождения до его смерти или распада (естественного или принудительного со стороны других объектов), от которого зависит решение человеком своей задачи. Но сам по себе период существования какого-либо объекта мало волнует человека. То, что человек называет временем, есть период существования объекта (самого человека как объекта или других взаимодействующих объектов), за который он должен успеть решить поставленную задачу. Период существования объекта становится доминантой, если человек не успевает решить предельно важную для него задачу. Именно поэтому он уделяет столь большое значение в своих понятийных конструкциях этому феномену, и обозначил его словом, термином, символом, понятием «время».
Так, чтобы жениться или выйти замуж необходимо успеть за период активной брачности решить свою задачу, т.е. найти мужа или жену. Если за этот период задача не будет решена, то человек может лишиться самого главного? продолжить род и т.д. со всеми негативными последствиями, которые из этого вытекают. Поэтому надо успеть совершить данное действие (и соответственно в нужном месте), т.е. определиться в некотором пространственно-временном? деятельностном континууме. Другими словами, обязательно успеть найти свое место и успеть совершить действие в некотором пространстве, т.е. относительно других объектов, и в период их существования как объектов (т.е. во времени), а соответственно и в период существования всей системы взаимодействия объектов.
Период существования каждого из взаимодействующих объектов ограничен и различен, и все вместе они имеют ограниченный срок существования. И если не следить за моментом изменений, которые в конечном счете с необходимостью приводят к распаду объекта, то человек может не успеть решить задачу. Именно поэтому он постоянно и напряженно следит за тем, на каком этапе становления или распада находится объект (не только отдельный объект, а вся система взаимодействующих объектов), стремится иметь точное представление о своем месте в континууме изменений периодов существования взаимодействующих объектов и последовательности их действий.
Человек обязательно приписывает временной ряд своим действиям, выстраивая их в некоторую логическую последовательность. Ибо в одном месте можно совершить только одно действие, а значит, его можно совершить в какое-то одно мгновение (времени). Время в данном случае рассматривается как производное от действия и места действия. Если так, то другое действие можно также произвести в одном месте (пускай в том же самом) и тоже в какое-то одно время. Разница между этими двумя временами (мгновениями времени) заключается только в разных моментах совершения действия и не более того. Но эти два времени приобретают последовательность, если разные моменты действия реализуются в некоей общей для них системе действий с целью решения общей задачи. Более того, они приобретают такую последовательность действий, которой приписывается понятие «развитие» (если решается общая задача). Поскольку человеку необходимо характеризовать каким-то образом эти действия и регулировать их в отношении действий других объектов или вещей, то он приписывает данной последовательности действий какое-то количественное (а при необходимости и качественное) выражение. Имеется ли в количественном ранжировании какая-то последовательность времени? Ровным счетом никакой. Налицо круговорот времени, точнее, круговорот одних и тех же действий, и не более того.
Совершение действий зависит от воли человека, от его субъективных качеств, которые могут тормозить решение задачи, например лень, болезни, непонимание, слабая воля, отсутствие физических и интеллектуальных сил и пр. Поэтому человеку необходимо четко контролировать не только внешнюю ситуацию, другие объекты, но и самого себя, свои действия. Можно даже сказать, что понятие «время», выработанное сознанием, есть защитная реакция человека на свою неспособность решать задачи. Определив, что одно действие не выполняется или его выполнение затягивается, что грозит невыполнением другого действия, человек сам себя подхлестывает и находит решение задачи. Убитый бизон уже не нужен, если человек умер.
3
У человека появляется необходимость иметь точку отсчета и систему координат и каким-то образом их измерять. В результате образуется новый объект, который и получил название «ВРЕМЯ». Утром человек осознает, что до обеда он должен переделать множество дел.
«Я знаю, век уж мой измерен.
Но что б продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я»
(А.С. Пушкин)
В первую очередь надо покушать. Утро как условная точка отсчета имеет рамки существования. Утром надо проделать очень много важных и не очень важных дел. Но если утром не покушать, если до обеда пища не будет найдена, то это чревато многими неприятностями. До обеда означает, что если в промежутке от одного действия (проснуться утром) и до другого действия (покушать) не будет совершена серия необходимых последовательных действий, то это грозит серьезными последствиями. Придется запускать какую-то другую серию необходимых и, возможно, экстренных действий.
Наличие ограничительных рамок, в том числе и жизни, заставляет человека постоянно контролировать себя и внешнюю среду. И чтобы нечаянно не пропустить ограничительные рамки, человек в обязательном порядке должен знать, где он находится в пространстве (в системе других объектов), и во времени (период существования) и какие действия он производит. Иметь четкое представление означает соотнести действия, которые были совершены ранее, с теми, которые будут совершены в некотором будущем.
Такая оценка ситуации может быть грубой или детальной, иметь количественные и качественные критерии, но она должна быть обязательно формализована. Формализация? это осознанное действие, выраженное в безличной форме с тем, чтобы оно было понятно другим объектам и передано им независимо от субъективного предпочтения. Кроме того, формализация предполагает наличие и установление общих рамок существования некоей совокупности людей, сообщества, в которых осуществляется тот или иной жизненный цикл и всего сообщества, и каждого его члена. Формализация позволяет каждому члену сообщества в приемлемых и понятных ему формах получить информацию о рамках существования независимо от личных особенностей индивида. Так, у каждого отдельного члена сообщества различное здоровье, но чтобы вместе выполнить какую-то задачу нельзя ориентироваться ни на самого слабого, ни на самого сильного. Формализация устанавливает некие усредненные рамки, которые должны обеспечить выполнение общей задачи. Формализация есть осознание человеком некоего явления.
Первая формализация, как мы уже отмечали, осуществляется в полном соответствии с природными и биологическими циклами: утро, день, вечер, ночь. Все это критерии понятия «время», точнее, формализация, описывающая периоды существования данных явлений, которые, без сомнения, имеют объективное значение. С усложнением своих действий и потребности иметь более четкое представление о месте нахождения человеку потребовалась более дробная система измерения. Так появились раннее утро, утро, до обеда, после обеда, вечер, поздний вечер, ночь, поздняя ночь. Затем возникло деление на часы, минуты, секунды и более мелкие деления.
Появились и приборы, фиксирующие формализацию и дающие объективную точку отсчета. Это своеобразная формализация формализации, которая имеет длительную историю и самостоятельное существование как объективное явление.
Сначала время определяется своим непосредственным окружением, затем опосредованным, измерение времени усложняется. Наступает момент, когда время приобретает некое всеобщее значение. Появилась единая для всего общества точка отсчета, так называемое единое время, позволяющее отсчитывать частное время. Время приобрело самостоятельное звучание и некое абсолютное значение. Синхронизированные события, произведенные человеком, для непосредственного окружения приобрели абсолютное значение, которому человек обязан подчиняться. И в самом деле, мировое время, по которому синхронизируют события во всем мире, стало для каждого отдельного человека чем-то вроде самостоятельного и надсубъектного образования. Человек вынужден свое собственное время сверять с всеобщим временем, жить по тем часам, по которым живут во всем мире. Произошло отчуждение времени, возникли понятия и выражения типа «стрела времени», «поток времени» и пр., объективность времени.
Позднее стали распространенны иные интерпретации понятия времени. Оказалось, что время может изменяться в зависимости от скорости и массы тела, хотя природа и содержание такой интерпретации так и остаются непонятными и, как нам кажется, недоказанными .
Интересное изображение времени в известном рисунке С. Дали «Часы». Как и любое великое творение, он открывает широкое поле для интерпретации, чем люди сразу же и воспользовались. Гений и богатое воображение великого художника позволили найти новые повороты и новые интерпретации известного понятия, описывающие какую-то объективную реальность. Оказалось, что время может быть тягучим, сломанным, плавающим, извращенным и т.д.
Множественность различных объектов мира и периодов их существования помноженная на множество различных задач, которые ставит перед собой человек, произвели множество колоритных по содержанию характеристик времени в человеческом сознании. Они послужили основанием для таких понятий, как «физическое» и «человеческое время», «историческое время», «эпоха», «век», «субъективное время», «время сладострастия» и, наконец, «время собирать камни и время разбрасывать камни».
4
И последнее. О проблеме объективности и субъективности времени. Время приобрело статус объективности как существующее помимо воли и сознания человека, более того, как определяющее его время и само его существование.
Однако объективность времени есть условная величина, также как субъективность подхода к данному феномену. Понятие объективности связано исключительно с двумя факторами. Первый, когда время становится доминантой, т.е. единство места, времени и действия осуществляется в рамках некоего общего времени. Второй фактор, когда время становится всеобщим и универсальным методом оценки частного времени в конкретном месте и при совершении конкретного действия.
Соотношение объективного и субъективного применительно к понятию времени остается неясным и спорным, во всяком случае в философской литературе нет приемлемого решения. Как нам кажется, решение данной проблемы находится в совершенно иной плоскости размышления о действительности и в иной парадигме бытия, что требует специального обсуждения и исследования.
Понятие объективности в философии имеет основу в парадигме соотношения объективного и субъективного, первичности первого и вторичности второго. Однако при таком подходе остается много вопросов. Понятие времени, безусловно, является исключительно субъективным образованием. Оно изобретено человеком, чтобы иметь возможность представить в каких-то координатах и описать такое важное событие в жизни человека, как период существования и себя самого, и другого, взаимодействующего объекта (взаимодействующих объектов). Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что само по себе время как абсолютная категория не существует. То, что называется понятием «время», на самом деле есть только свойство человека, которое способно упорядочить в его сознании последовательность действий различных взаимодействующих объектов при решении какой-то задачи.
Но такое описание событий существует в сознании как возможность, которую человек и использовал. Точнее сказать, это программа ориентации человека по периодам существования его самого своего и всех взаимодействующих объектов, заложенная природой, которая в обязательном порядке должна быть развита с детства.
Дело в том, что время? это категория не только человека, но и любых других объектов, а соответственно и всей природы. И в этом плане оно вполне объективно. Соотношение того времени, которое принадлежит человеку как его собственное творение, и того времени, которое существует помимо человека, разрешается так же, как и соотношение любых других объектов, когда они вступают во взаимодействие. В процессе взаимодействия для них важно взаимопонимание и согласованность действий, что достигается путем зондирования действий друг друга (своеобразные вопросно-ответные отношения). В этом плане вопрос о первичности и вторичности относительно взаимодействующих объектов снимается. Но он сохраняется применительно к любому одному субъекту. Адекватность представления объекта о траектории движении другого взаимодействующего объекта достигается постепенным уточнением представления человека об объекте в процессе его сравнения с реальным поведением объекта. Концепция объекта о траектории движения другого объекта может быть неверной, но всегда необходимой. Она всегда первична, но только до того момента, когда она начнет проверяться практикой. Но и в этом случае первичность и вторичность зависят от точки отсчета.
Поскольку вся материя, в том числе и так называемая живая, устроена иерархически по уровню общности, где каждая часть материи решает свои задачи по тем же самым принципам и формам, то получается как бы всеобщность времени и объективность его существования. Личное время объекта может меняться, но оно всегда существует в общей массе времени как результат наличия времени у каждого объекта природы. Если объект исчезает, с ним исчезнет и его время, но остаются другие объекты и их время. В этом смысле время абсолютно, поскольку оно всегда есть и всегда будет в потенциале. Так заложено природой, но не обязательно применительно к отдельным субъектам. Если человечество погибнет во вселенской катастрофе, соответственно погибнет и его время, то останутся во вселенной другие объекты и природы их существования, останется и их время. Значит время будет существовать вечно в полном соответствии с тезисом: природа, материя существуют вечно.
Таким образом, время и в самом деле объективно, но только как внутренняя необходимость или, как мы говорили, возможность каждого объекта материи. Из этого вытекает понимание абсолютности времени. Это так, но за малым исключением: при такой интерпретации времени его можно изменять и приспосабливать к своим нуждам, как это делает человек, в частности, по отношении ко всем другим внешним предметам. Более того, существуют параллельные потоки времени и пр. А это означает, что время не абсолютно и не вечно и не незыблемо. Оно относительно и разно.
Таким образом, понятие «время» оказывается столь разнообразным и в силу этого непонятным, что приходится согласиться с тем, что феномен времени неисчерпаем. Он и в самом деле неисчерпаем, поскольку как самостоятельный объект, включенный в разные ситуации, приобретает различное содержание. И нередко настолько различное, что приводит к мысли, что речь идет о совершенно разных вещах. И только установив опосредованные переходные формы перетекания времени от одного состояния в другое, от одной ситуации к другой, можно понять, что речь идет по сути об одном и том же явлении, а именно о периоде существования объекта в сознании человека при решении им своей задачи, т.е. о времени.

Многие философы и мудрецы Востока и Запада утверждали, что время на самом деле не существует. Так, Демокрит, следуя в этом Пармениду, писал: «Время есть видимость в форме дней и ночей». Аристотель определял время как «число (то есть меру) движения», а значит реально движение, время же относительно. Но с другой стороны, почему тогда так неумолима власть времени над человеком, почему мы не можем повернуть время вспять, остановить его или ускорить?

С точки зрения индийской философии, существуют различные уровни сознания и реальности, и на каждом из них время имеет разное значение и разное происхождение.

1) Объектное, или объективное время – время мира бодрствования, который «собирает» наше сознание, когда мы не спим. Об этом времени остаются справедливыми слова Платона в «Тимее», что планеты являются «орудиями времени», то есть это время буквально порождается, а не просто измеряется, движением планет (звёзды также входят в это понятие). Действительно, если время – это число движения, то во Вселенной наибольшее количество движения (импульс) имеет суммарное движение звёзд и планет.

2) Субъективное время – время психологическое, время сновидений. Здесь время производно от интенсивности переживаний и их качества, как описано в вышеприведенной цитате из «Писем Махатм». Это время мы можем ускорять и замедлять, но не можем остановить или повернуть вспять.

3) Время сна без сновидений – это уже не вполне время в нашем обычном понимании. Это время смысловое, которое порождается вниманием. Когда мы говорим «Вы не уделите мне немного времени», это то же самое, что «Вы не уделите мне немного внимания», а значит время и внимание имеют один и тот же корень. Но на уровне сна без сновидений границы субъектов стираются, и нужно говорить о неком бессубъектном внимании, которое можно сравнить с течениями в разумном океане «Соляриса». Хотя это внимание бессубъектно, в религиях оно иногда олицетворяется в образе Бога. Так, это то ужасное Время (Кала), образ которого Кришна явил Арджуне в XI главе Бхагавадгиты.

4) И лишь на 4 уровне сознания и реальности действительно не существует времени, поскольку это уровень Абсолюта, непостижимого и невыразимого в наших человеческих понятиях, в том числе и в понятиях времени.

Итак, время действительно относительно и не обладает самостоятельной реальностью, но на разных уровнях оно имеет разную природу и разные источники. И поскольку человеческое существование и сам человек как таковой тоже имеют относительное существование на тех же уровнях относительности, логично, что человеческое существование подчинено ограничениям времени соответствующего уровня. Чтобы полностью освободиться от ограничений времени, нужно окончательно раствориться в Абсолюте.