Меню
Бесплатно
Главная  /  Правильное питание  /  Дэвид бом голографическая вселенная. Теория дэвида бома. Фантомные боли, или как мы контролируем внешний мир

Дэвид бом голографическая вселенная. Теория дэвида бома. Фантомные боли, или как мы контролируем внешний мир

По "ящику"(вторая программа) смотрел сегодня интересный научно-популярный фильм о нашем мозге, памяти, делающей нас людьми. По мнению некоторых учёных, мозг голографичен- любая часть его содержит целое(поэтому до сих пор не удалось найти участков, отвечающих за память), его возможности- необьятны и мы используем лишь ничтожную часть запасов; всё виденное- запечатляется в нём и мы вспоминаем изображения, запахи далёеого детства (подсознательно может всплыть через годы-подобно сцене из ф-ма Гайдая- "Наваждение") и много др. интересных открытий и выводов учёных, в.ч. гепотеза физика Дэвида Бома, что и сама Вселенная голографична и есть общее с мозгом и памятью.

И вот открыл в интернете статью о Д. Боме- столь научную, что ничего не понял.Может кому покажется интересной и сможет более популярно прокомментироаать суть её, не понятную даже его коллегам- физикам...

ИЗ ИНТЕРНЕТА
...............
http://www.proza.ru/2009/05/10/18

Голографическая Вселенная Дэвида Бома
Владимир Бутков

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

(продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/10/72)

2) Интересуищимся- предлагается путешествие далее...

Http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-24-58444

Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."

Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем.

02 Alexei2012 (24.01.2014 14:50)
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage

23 vitkon (24.01.2014 16:25)
хм...одно верно - СОЗНАНИЕ стоит голограмму картинки мира,Но не на уровне мозга (передатчик) а на уровне ментального Тела.
Много инфо в книгах М РАДУГА...внетелесные путешествия. Вредно, опасно,но интересно.
"путешественник " обладает ВИДЕНИЕМ реальности,при этом ГЛАЗА лежат на кровати (вместе с телом,естественно...).
Клиническая смерть - тысячи фактов..,но этого похоже мало...

05 Wandorg (24.01.2014 16:47)
Сами пробовали выйти из тела?

У меня пока было 5 попыток. Не могу отделиться до конца. Хотя уже взлетал, двигал "частями тела" не двигаясь физически.

04 Wandorg (24.01.2014 16:43)
МАТРИЦА

06 Fabius (24.01.2014 17:29)
Весь мир - иллюзия. Программа, частью которой мы являемся. Набор переменных, взаимодействующих в жестко фиксированных рамках.
Даже фундаментальные физические законы - это лишь заданные при создании базовые директивы.

07 AG (24.01.2014 21:42)
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...

08 kalliopa (25.01.2014 01:18)
Если принять тот факт, что эмоции вредны, о чем говорят все на все лады. Т.е. они стремятся к 0. то и мозг, как линза, не должен быть окрашен эмоциями для принятия правильной картины.

Дэвид Джозеф Бом ($1917 - 1992$) - учёный-физик, известный своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

Биография

Замечание 1

Дэвид Бом родился $20$ декабря $1917$ года в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания в еврейской семье.

Он и его младший брат Роберт, были воспитаны в основном их отцом, Сэмюэлем Бомом, венгерским иммигрантом, который владел мебельным магазином. Мать Бома, Фрида Бом, была литовской-еврейской, которая страдала от психических заболеваний. Несмотря на то, что он вырос в еврейской семье, он стал агностиком в подростковом возрасте.

Бом окончил Пенсильванский государственный колледж в $1939$ году. После обучения в Калифорнийском технологическом институте в $1940$ году, он получил докторскую степень в области теоретической физики в Университете Калифорнии, Беркли.

В $1946$ году он был принят на работу в качестве помощника профессора в "Принстонском университете", где он очень тесно работал с Альбертом Эйнштейном.

После войны Бом стал ассистентом профессора в Принстонском университете, где он работал в тесном сотрудничестве с Альбертом Эйнштейном. В мае $1949$ года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности призвала Бома для дачи показаний из-за его предыдущих связей с людьми, которые подозревались в коммунизме. Бом использует пятую поправку на право отказываться от дачи показаний, и отказался давать показания против своих коллег.

В $1950$ году Бом был арестован из-за отказа отвечать на вопросы комиссии. Он был оправдан в мае $1951$ года, но Принстонский университет уже отстранил его. После оправдания, коллеги Бома стремились к тому, чтобы его восстановили в университете, и Эйнштейн по сообщениям, хотел, чтобы Бом работал в качестве его помощника, но президент университета решил не продлевать контракт Бома. Затем Бом уехал в Бразилию, и занял должность профессора физики в «Университете Сан-Паулу» в $1951$ году, в том же году он опубликовал свою первую книгу.

После прибытия Бома в Бразилию $10$ октября $1951$ года консул США в Сан - Паулу конфисковали его паспорт, сообщив ему, что он может получить его только, чтобы вернуться в свою страну. Как сообщается, это напугало Бома, и значительно снизило его настроение, так как он надеялся поехать в Европу. Он подал заявление и получил бразильское гражданство, но по закону должен был отказаться от своего американского гражданства и он смог вернуть его лишь десятилетия спустя, в 1986 году.

В $1957$ году Бом переехал в Соединенное Королевство в качестве научного сотрудника в Университете Бристоля.

Замечание 2

В $1959$ году Бом и Ааронов обнаружили эффект Ааронова-Бома .

В $1961$ году Бом был назначен профессором теоретической физики в Университете Лондона.

Ближе к концу своей жизни, у Бома начали появляться рецидивы в депрессионном состоянии, которым он страдал ранее. Его отвезли в больницу Модсли в Южном Лондоне 10 мая 1991 года, но его состояние ухудшалось, и было решено, что единственное лечение, которое могло бы помочь ему, была электросудорожная терапия. Жена Бома консультировалась у психиатра Дэвида Шейнберга, давнего друга и соратника, который согласился, что электрошоковое лечение, вероятно, было его единственным вариантом. У Бома от лечения улучшилось состояние, и его отправили домой $29$ августа. Но его депрессия вернулась, и было принято лечить ее с помощью лекарств.

Замечание 3

Бом умер после перенесенного сердечного приступа в Хендоне, Лондоне, $27$ октября $1992$ года, в возрасте $74$ лет.

Научные достижения

Дэвид Джозеф Бом считается одним из самых выдающихся физиков-теоретиков в мире и самым влиятельным среди новых мыслителей. Он был убежденным исследователем, который был сильно поглощен задачами основ физики, изучал теорию относительности и разработал альтернативную интерпретацию квантовой механики с целью устранения философских парадоксов, которые, казалось бы, распространены в квантовой механике.

Замечание 4

Наиболее противоречивой теорией является то, что Бом назвал «подразумеваемым порядком». Эта теория предполагает, что материя и жизнь существует как единое целое, в когерентной области. Он считал, что природа реальности не может быть сведена к сегментам. Мы, с помощью наших собственных мыслей, создаем обособленность, которая существует между всеми вещами.

По "ящику"(вторая программа) смотрел сегодня интересный научно-популярный фильм о нашем мозге, памяти, делающей нас людьми. По мнению некоторых учёных, мозг голографичен- любая часть его содержит целое(поэтому до сих пор не удалось найти участков, отвечающих за память), его возможности- необьятны и мы используем лишь ничтожную часть запасов; всё виденное- запечатляется в нём и мы вспоминаем изображения, запахи далёеого детства (подсознательно может всплыть через годы-подобно сцене из ф-ма Гайдая- "Наваждение") и много др. интересных открытий и выводов учёных, в.ч. гепотеза физика Дэвида Бома, что и сама Вселенная голографична и есть общее с мозгом и памятью.

И вот открыл в интернете статью о Д. Боме- столь научную, что ничего не понял.Может кому покажется интересной и сможет более популярно прокомментироаать суть её, не понятную даже его коллегам- физикам...

Голографическая Вселенная Дэвида Бома
Владимир Бутков

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

2) Интересуищимся- предлагается путешествие далее...

Http://earth-chronicles.ru/news/2014-01-24-58444

Карл Прибрам. Мир - не совсем то, что мы воспринимаем.

Американский психолог Карл Прибрам, считает, что мозг - это вовсе не устройство для хранения информации, а система настройки, работающая по принципу голографии. Еще в 1960 году он предположил, что мозг может интерпретировать получаемую от органов чувств информацию, также как в голограммах формируется изображение. Тонкие волокна в нервных клетках оцифровывают поступающую информацию и хранят данные в этом формате. Мозг расшифровывает следы памяти, восстанавливая резкость исходного изображения, как в случае голограммы.

В 1971 году Прибрам задался вопросом: если мозг действительно воспринимает информацию, складывая голограммы (математически преобразовывая частоты, поступающие извне), кто в мозге их интерпретирует? И однажды, он, как и Дэвид Бом пришел к выводу что окружающая нас реальность сама имеет голографическую природу. Но пришли к этому выводу оба ученых с различных сторон. И это - неудивительно, поскольку один из них является физиком, а другой - психологом. Один изучает внешний мир, а другой - внутренний.

Вот как это объясняет Энтони Пик в своей книге "Путешествия души": "Дэвид Бом полагал, что вся Вселенная работает как совмещенное голографическое изображение. В своих размышлениях он шел от внешнего мира к внутреннему, а Прибрам мыслил от обратного, рассматривая голограммы прежде всего как ответ на проблемы внутреннего мира, человеческого разума.

Важной частью теории Бома была идея, что мы никогда не воспринимаем визуальную реальность непосредственно. Мы знакомимся с миром изображений посредством линз. Мы наблюдаем Вселенную через телескопы, изучаем внутренний мир частиц при помощи микроскопов, определяем состав вещества посредством спектрометрии, и в то же время мы видим все благодаря главной линзе - человеческому глазу".

И именно в пределах человеческого восприятия рассматривал свою идею Прибрам. Так, он предположил, что мозг сам выступает в качестве линзы, которая преобразовывает размытый потенциал голографической Вселенной в четкое изображение, звук, цвет и все остальные сенсоры, которые преобразуют внешние данные во внутреннее восприятие.

Точно так же как изображение на голографической пластинке представляет собой размытую картинку, то же самое происходит и с окружающей нас Вселенной. И, по мнению Прибрама, лишь после того как линза головного мозга, подобно лазеру, направленному на голографическую картинку, создаст трехмерное изображение, возникает Вселенная, знакомая нашему восприятию.

Вот, что он по этому поводу пишет: ."Возможно, реальность не такая, какой мы ее видим собственными глазами. Если бы у нас не было этой линзы - математики, выстраеваемой нашим мозгом, мы бы, возможно, знали другой мир, организованный в форме частот. Нет пространства, нет времени, только события. Можно ли в таком домене разглядеть реальность?"

Характерно, что позицию т.н. "здравого смысла", говорящую о том, что реальность воспринимается нами такой, какая она есть, Прибрам назвал "экологической моделью" и высказал мнение, что она неадекватно объясняет восприятие. Он чувствовал, что именно "голографическая модель Вселенной" успешно отвечает на многие вопросы, на которые наука в рамках старой парадигмы ответить не в состоянии.

Согласно этой модели, все образы, возникают после того, как данные, поступающие в височную область коры мозга, активируются и организуют голографическое хранилище. Затем эти изображения воспроизводятся, становясь не меньшим продуктом "информации, размещенной в организме", чем "информации, содержащейся в окружающей среде".

Иными слова, в соответствии с гипотезой Прибрама, внутренняя проекция внешнего мира смешивается с внутренне генерируемыми субъективными мыслями, чувствами и толкованиями. Воспринимая внешнюю реальность, мы преобразуем ее в свой личный субъективный внутренний мир, т.е. мы действительно создаем свою личную реальность.

По словам Прибрама, мир нашего восприятия, является внутренней голографической проекцией внешней реальности. А она не совсем такая, или вернее - совсем не такая, какой ее воспринимают наши органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, то возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит и с реальностью, которая представляет собой множество различных энергий. В данном случае именно сознание выступает в качестве лазера преобразуя этот "беспорядок" в трехмерную сенсорную "реальность". Эта версия реальности затем проецируется на "внутренний экран" и "просматривается" личностью.

Все это хорошо объясняет, почему каждый из нас воспринимает реальность, хоть немного, но по-своему, и почему существует так много мнений, объясняющих природу реальности. Не зря ведь народная мудрость гласит: "сколько людей - столько мнений"; "каждый смотрит на мир со своей колокольни" и т.п. Энтони Пик объясняет это следующим образом: "...мы все живем в личных реальностях. Хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром, мы видим его из центра личного фанерона...

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем - не совсем точная копия того, что существует "где-то там", феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, - это иллюзия, существующая вне пространства и времени".

К подобному же выводу на основании синтеза теорий Бома и Прибрама приходит и Майл Талбот. В своей книге "Голографическая Вселенная" он пишет: "Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг - это голограмма, свернутая в голографической вселенной.

Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует - по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир... Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей.

Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн...

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной..."

Иными словами картина нашего восприятия не является точной копией реальности, а следовательно любая картина описания мира, является отражением нашего субъективного восприятия. Так стоит ли кому бы то ни было "задирать нос", претендуя на знание истины в последней инстанции?

Например, мы не видим радиоволн, но догадываемся, что через любую точку окружающего нас пространства проходит немыслимое количество информации - радиопередачи, телепередачи, телефонные разговоры - хотя раньше подобная информация носила вполне осязаемый характер и переносилась в форме книг, газет, журналов и писем.

02 Alexei2012 (24.01.2014 14:50)
Несколько раньше, чем в 1960 г. н.э. голографический принцип (ГП), по сути, сформулировал еще Платон (5 в. До н.э.). У него был «мысленный» эксперимент, когда объект находился в одном измерении, но реальность воспринимал только в другом. Развивая этот т.н. пещерный» принцип он впервые и заговорил, что объект (информации) может быть в одном Мире, а субъективное восприятие т.н. реальности в другом. В сочетании с практически фактом многомерности нашего Мира ГП стал любимой темой в модной нынче квантовой космологии.
My WebPage

23 vitkon (24.01.2014 16:25)
хм...одно верно - СОЗНАНИЕ стоит голограмму картинки мира,Но не на уровне мозга (передатчик) а на уровне ментального Тела.
Много инфо в книгах М РАДУГА...внетелесные путешествия. Вредно, опасно,но интересно.
"путешественник " обладает ВИДЕНИЕМ реальности,при этом ГЛАЗА лежат на кровати (вместе с телом,естественно...).
Клиническая смерть - тысячи фактов..,но этого похоже мало...

05 Wandorg (24.01.2014 16:47)
Сами пробовали выйти из тела?

У меня пока было 5 попыток. Не могу отделиться до конца. Хотя уже взлетал, двигал "частями тела" не двигаясь физически.

04 Wandorg (24.01.2014 16:43)
МАТРИЦА

06 Fabius (24.01.2014 17:29)
Весь мир - иллюзия. Программа, частью которой мы являемся. Набор переменных, взаимодействующих в жестко фиксированных рамках.
Даже фундаментальные физические законы - это лишь заданные при создании базовые директивы.

07 AG (24.01.2014 21:42)
Вполне допустимо. Вот только возникает один вопрос. Эмоции. Мы любим,ненавидим, грустим и радуемся, т.е. нормальный эмоциональный спектр человека. Физические чувства - голод, боль и т.д. можно списать примерно на недостаток или избыток энергии конкретной замкнутой системы. Может ли передатчик или линза обладать эмоциональным фоном? На мой взгляд, это серьёзный камешек в ботинке...

08 kalliopa (25.01.2014 01:18)
Если принять тот факт, что эмоции вредны, о чем говорят все на все лады. Т.е. они стремятся к 0. то и мозг, как линза, не должен быть окрашен эмоциями для принятия правильной картины.

Дэвид Бом (очерк Сергея Санько)

Дэвид Бом родился 20 декабря 1917 г. в Уайлс-Беррэ штата Пенсильвания в еврейской семье. Его детство было не из легких. Мать страдала душевным расстройством и воспитывал его преимущественно отец, владелец мебельного магазина и помощник местного раввина. Мир отца был чужд Дэвиду и он искал вдохновения в мире своих собственных мыслей и чаяний. И в дальнейшем, ступив на путь научных изысканий, он больше полагался на интуицию, нежели на математику. Уже тогда, в юношеские годы, у него сложились основные компоненты его будущего мировоззрения, чем-то напоминающего средневековый герметизм с его максимой о подобии макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека). И это чувство всеобщей взаимосвязи всего сущего, включая материю и разум, не покидали его до конца жизни. Но именно это мировоззрение определило его будущую карьеру как физика-теоретика.

Однако можно представить себе тот дискомфорт, который молодой Бом ощутил в суетливых университетских кампусах, где, как ему казалось, все было закручено только вокруг решения каких-то частных проблем, могущих давать реальный практический эффект. И ему самому не удалось избежать необходимости заниматься такими проблемами. Однако и тут он находил возможность удивляться глубинной гармонии сущего. Так, уже получив степень доктора в 1943 году, он приступает к занятиям физикой плазмы и с удивлением для себя обнаруживает, что электроны в плазме больше не ведут себя как отдельные частицы, а, скорее, как часть какого-то большего, взаимосвязанного целого. Как свидетельствует его друг и коллега Дэвид Пратт, позднее он часто делился своим впечатлением и отмечал, что электронное море казалось ему в некотором смысле живым. Это впечатление возникло у него и немного позднее, когда он перешел в 1947 году в Принстон и занялся изучением поведения электронов в металлах.

В значительной степени поворотным для Бома стало начало 50-х. В 1951 году он пишет свой классический труд "Квантовая теория", по праву считающийся одним из лучших изложений ортодоксальной, копенгагенской интерпретации квантовой механики. А. Эйнштейн, получив экземпляр книги, восторженно заявил, что никогда не видел столь ясного представления квантовой теории. Но сам Бом, еще когда только завершал свой труд, стал очень сильно сомневаться в справедливости именно такой интерпретации квантовой механики. Его сомнения укрепились после продолжительных обсуждений этой темы с Эйнштейном, который, как известно, был непримиримым оппонентом лидера копенгагенской школы Нильса Бора. И уже через год Бом публикует две статьи с изложением основных идей того, что позднее получило название причинной интерпретации квантовой механики, которая, как он сам говорил, "открывала двери для созидательного действия подлежащих, более тонких уровней реальности". Эту теорию еще называют квантовой теорией с локальными скрытыми переменными.

Эта была первая теоретическая манифестация его глубокой, почти мистической веры в то, что за всеми случайностями феноменального мира стоит некая скрытая, более тонкая, гармонизирующая целое Вселенной реальность. И над этой идеей в тех или иных вариантах он продолжал работать до конца своей жизни. Отвергая индетерминизм ортодоксальной квантовой теории, Бом полагал, что частицы двигаются по вполне однозначным траекториям, но определяемым не только обычными физическими законами, но и тем, что он назвал "квантовым потенциалом", управляющим движением частицы посредством так называемой "активной (или действующей) информации" обо всем окружении данной частицы, т.е. о Вселенной в целом. Бом сравнивал такое движение с кораблем, ведомым с помощью радара. Важным свойством квантового потенциала является то, что он не зависит от расстояния и, таким образом, обеспечивает прямую взаимосвязь между квантовыми системами. Это было, пожалуй, первым введением информации в саму ткань физической теории, что в настоящее время представляет собой фактически постулат квантовой теории информации и вычислений.

Но в начале 50-х, как раз во время работы над своей "Квантовой теорией", Бом был уличен в приверженности марксизму сторонниками сенатора Маккарти и вынужден был покинуть Принстон. Он перебирается в Бразилию, где занимает кафедру профессора физики университета Сан-Паулу. Но ненадолго. Судьба забросит его еще в Израиль, где он будет преподавать в Высшей технической школе Хайфы. И лишь затем, в 1957 году, он оказывается сначала в Бристольском университете, а затем в Лондоне, в знаменитом Birkbeck College Лондонского университета, где проработал профессором теоретической физики вплоть до своей отставки в 1984 году. Здесь же он будет в 1990 г. избран действительным членом Английского Королевского общества. Здесь же в 1992 г. встретит свой конец.

В 1959 году, еще работая в Бристоле, Бом и его студент Якир Ааронов открывают замечательный пример квантовой взаимосвязанности, эффект, получивший название эффекта Ааронова-Бома. Его суть заключается в том, что при определенных условиях электроны способны как бы "чувствовать" наличие магнитного поля, даже двигаясь в зонах, где само поле было нулевым. Эффект был подтвержден многочисленными экспериментами, но скептицизм многих физиков в отношении его не преодолен до сих пор.

Предложенная Бомом причинная интерпретация квантовой механики имела далеко идущие последствия не только на дальнейшее развитие его собственных взглядов, но и на развитие квантовой физики в целом. Причина в том, что, в отличие от множества других интерпретаций квантовой механики (например, волновой механики Шрёдингера или матричной механики Гейзенберга-Борна), просто надстраивающихся над существующим формализмом теории, теория Бома предполагала не только иной взгляд на саму квантовую реальность, но и иной способ ее описания, а, стало быть, и детектируемые экспериментальные следствия, отличные от предсказываемых обычной квантовой механикой. Необходим был "решающий эксперимент".

Теорию такого эксперимента предложил в 1964 году Дж.С. Белл из ЦЕРНа, выведя свои знаменитые неравенства, которые позволяли однозначно делать выбор в пользу одной или другой теории. Были проведены многочисленные эксперименты, в том числе действительно "решающий" эксперимент 1982 года группы Алена Аспекта, которые показали, что справедлива обычная квантовая механика, а не теория с локальными скрытыми переменными.

Работа Белла и его последователей, а также проведенные эксперименты, по сути, положили конец любым попыткам спасти локальную причинность квантовой механики. Локальные скрытые переменные не имеют никакого отношения к локальной причинности! Квантовая механика существенно нелокальна. Это, в частности, имеет то, для нас уже эпохальное, последствие, что две квантовые системы, взаимодействовавшие в какой-то момент времени (т.е. образовывавшие в этот момент единую квантовую систему), будут продолжать оказывать взаимное влияние и в последующие моменты, независимо от того, как далеко друг от друга они будут находиться (хоть на бесконечности). Такие состояния получили названия "спутанных" состояний (entangled states) и именно они лежат в основе современных квантовой криптографии, коммуникации, телепортации, вычислений.

Правда, позднее было осознано, что неравенства Белла, в принципе, не запрещают существование нелокальных скрытых параметров. И, возможно, это одна из причин того, что, начиная с 60-х годов, Бом все активнее углубляется в разработку своей теории импликативных (неявных, implicate) и экспликативных (явных, explicate) порядков как аспектов единой целостности (wholeness) сущего. Любопытно отметить, что именно в это время во Франции исключительно близкие идеи высказывает один из оригинальнейших постмодернистских философов Жиль Делёз. Совпадения в ряде случаев даже терминологические: emplication и explication; сворачивание и разворачивание. В литературе подобного рода схождения стали обсуждаться только в последнее время, что само по себе удивительно. Так, кроме отмеченной А. Плотницким линии Деррида (боровской) и линии Делёза (бомовской) в постмодернизме (2001), можно отметить еще эссе Тимоти Мерфи "Квантовая онтология" (Film-Philosophy, Vol. 5, No. 32, 2001). Однако в литературе постмодернистский поворот в научном мышлении почти однозначно связывают с Дэвидом Бомом. В целом же, можно говорить именно о парадигме Делёза-Бома в постмодернизме.

С годами чувство сопричастности целостности бытия у Бома только углублялось, доходя до мистических прозрений. Его и считали ученым-мистиком. Один из его прежних студентов высказался так: "Он может быть охарактеризован только как светский святой". Не случайно его близкое и продолжительное знакомство с индийским мистиком Кришнамурти в 70-е годы. Однако доверие к последнему было подорвано, когда после его смерти выяснилось, что, несмотря на обет безбрачия, он имел любовницу, которая сделала несколько абортов. У Бома это обстоятельство вызвало сильнейшее душевное потрясение. В 80-е Бом со своей женой Сэрэл устанавливают связь с тибетским Далай Ламой, с которым Бом имеет продолжительные беседы...

Умирают люди по-разному, сообразно строю своей души. Одни распадаются на первоэлементы, чтобы опять увлечься в эволюционные цепи. Другие меняют порядки своего существования: экспликативный на импликативный.

Вечером 27 октября 1992 года Дэвид Бом еще раз поправил почти завершенную рукопись в своем кабинете в Birkbeck College и в начале седьмого позвонил жене, чтобы сказать, что уже выезжает. При этом прибавил: "Ты знаешь... Я чувствую, что я на рубеже чего-то". Через час, когда такси уже подъехало к дому, у Бома случился острый сердечный приступ, и он ушел...

Оставленная в рабочем кабинете рукопись - совместная с Бэзилом Хайли книга "Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории".

Сергей САНЬКО,
[email protected]

Бом Дэвид Джозеф
Bohm David Joseph (20.12.1917-27.10.1992), один из выдающихся физиков ХХ столетия, оригинальный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и интерпретацию квантовой механики.

Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера.

Степень бакалавра получил в 1939 г. в университете штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике - в 1943 г. в Калифорнийском университете в Беркли. В этом же университете работал в качестве исследователя в области теории плазмы и теории синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947 г. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском университете в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элементарных частиц.

В 1990 г. был избран действительным членом Английского Королевского общества.

Д. Бом автор многих известных книг, таких, как "Квантовая теория" (1951), считающаяся классическим изложением копенгагенской интерпретации квантовой механики, "Причинность и изменение в современной физике" (1957), "Специальная теория относительности" (1966), "Целостность и неявный порядок" (Wholeness and the Implicate Order, 1980), "Разворачивание смысла" (Unfolding Meaning, 1985), "Наука, порядок и созидательность" (Science, Order and Creativity, 1987), "Неделимая Вселенная" (совместно с Б. Хайли, 1993) и "Мысль как система" (1994).

Умер Дэвид Бом в 1992 г. в Лондоне.