Меню
Бесплатно
Главная  /  Масла  /  Значит одаренность. Что такое одарённость? Как выявить необычайные возможности

Значит одаренность. Что такое одарённость? Как выявить необычайные возможности

высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в ХХ в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.

Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная).

Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент – в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Термин “ОДАРЁННОСТЬ” несколько отличается от большинства других, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретный смысл и однозначную трактовку. Корень слова одарённость – “ДАР”, следовательно, произнося словосочетание “детская одарённость” мы уже этим допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, ЧТО ЕМУ ДАРОВАНО.

Как определить одаренность? Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются строгим математическим законом “ нормального распределения” он выражается графически, кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой / верхняя, средняя часть колокола/ символизирует “ норму”, имметричные левая и правая её части – “отклонения” от этой нормы. Обычно широко этот закон применяется в биологии / биометрии/.Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68% , существенные отклонения в обе стороны составляют по 16%. Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев. Пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%, но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с цифры 16%. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается, то есть очень высокие и очень низкие люди – большая редкость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Начальная общеобразовательная школа ЗАТО п.Звёздный

Пермский край

Челпанова Елена Леонидовна

Учитель начальных классов

Тема «Что такое одарённость?»

1.Что такое детская одаренность?

Термин “ОДАРЁННОСТЬ” несколько отличается от большинства других, используемых в педагогике и педагогической психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретный смысл и однозначную трактовку. Корень слова одарённость – “ДАР”, следовательно, произнося словосочетание “детская одарённость” мы уже этим допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, ЧТО ЕМУ ДАРОВАНО.

Как определить одаренность? Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются строгим математическим законом “ нормального распределения” он выражается графически, кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой / верхняя, средняя часть колокола/ символизирует “ норму”, имметричные левая и правая её части – “отклонения” от этой нормы. Обычно широко этот закон применяется в биологии / биометрии/.Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68% , существенные отклонения в обе стороны составляют по 16%. Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев. Пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%, но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с цифры 16%. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается, то есть очень высокие и очень низкие люди – большая редкость.

То же самое происходит и с умственным способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60 – 70%, а соответственно количество отклонений /одаренных и отстающих/ будет находиться, в этом случае, в пределах 15 – 20% для каждой группы. Причем чем выше степень отклонения /как одаренности, так и отсталости / , тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон / известный английский ученый, антрополог / отмечал, что “выдающийся гений” столь же большая редкость, как и “полный идиот”. Ф. Гальтон оперируя законом "" нормального распределения"", отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота – 0.

Значительно позже, в 1912 году, немецкий ученый Вильям ШТЕР использовал эту цифру 100 для формулы расчета ""коэффициента интеллекта"".

Коэффициент интеллекта х 100

Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяется по специальным тестам.

КОГО СЧИТАЮТ ОДАРЕННЫМ?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  1. – Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ""ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ"".
  2. – Дети с высоким уровнем творческих способностей ""ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ"".
  3. – Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности / юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д. / Эту категорию детей называют ""ТАЛАНТЛИВЫМИ""
  4. – Дети, хорошо обучающиеся в школе ""АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ""

ОБ ""АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ""

В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово – ОБУЧАЕМОСТЬ. Они давно заметили такую особенность – ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Один ребенок ""все схватывает на лету"", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети – ""это те дети, которые хорошо учатся"".

Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас знает по собственному опыту, что учителя ""делают отличниками"" далеко не всегда тех, кто умеет или развит более творчески, значительно чаще тех, кто послушен, прилежен, исполнителен и т.п. Поэтому их основные оппоненты, в данном вопросе – психологи – не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований / проведенных во многих странах мира / одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные дети в традиционной школе – ""троечники"".

Что же такое одаренность в современном понимании? Среди современных концепций одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его учению, ОДАРЕННОСТЬ ЕСТЬ СОЧЕТАНИЕ ТРЕХ ХАРАКТЕРИСТИК: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТВОРЧЕСКОСТИ И НАСТОЙЧИВОСТИ / МОТИВАЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗАДАЧУ/.

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина “одаренность” – термин “потенциал”. Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая не только для разработки системы воспитания и обучения одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности / интеллект / и творческость / креативность /, что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

Итак, ОДАРЕННОСТЬ – это НЕ ТОЛЬКО ""ИНТЕЛЛЕКТ”,""ТВОРЧЕСКОСТЬ"" и определенная МОТИВАЦИЯ. Это КОМПЛЕКС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ВСЕ ТРИ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ИНТЕЛЛЕКТ ТВОРЧЕСКОСТЬ

ОДАРЕННОСТЬ

МОТИВАЦИЯ

Малая модель человеческого потенциала /одаренности / Дж. Рензулли.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ

Вплоть до средины века одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта. Вычесленный на основе результатов ответов по специальным тестам “коэффициент интеллекта” оказался мало полезным в педагогической практике. Так как анализ используемых тестов показал, что практически все задания активизируют и выявляют один вид мышления называемый ЛОГИЧЕСКИМ/ или как говорят профессионалы – “ КОНВЕРГЕНТНЫМ”/. А для достижения успехов в науке, искусстве, практической деятельности нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и.т.п. сколько УМЕНИЕ НЕСТАНДАРТНО, ОРИГИНАЛЬНО МЫСЛИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НОВЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ… Таким образом умственный потенциал, или интеллект – это должна быть целостная характеристика/индивидуальная/ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и способностей к учению.

ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель П.Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий “коэффициент интеллекта”. Точнее, эти показатели/учебная успешность и высокий интеллект/ могут присутствовать, но они не ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ УСПЕХОВ В ЖИЗНИ . Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Поль Торренс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Высокий “коэффициент интеллекта” начиная с его, стали дополнять испытаниями уровня творческих способностей. И в ходе специальных исследований выявили, что для реализации личности в творчестве НЕОБХОДИМО ОСОБОЕ СОЧЕТАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО / или КОНВЕРГЕНТНОГО / МЫШЛЕНИЯ , выявляемого обычно по тестам интеллекта и ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

Итак, мы выяснили, что ОДАРЕННОСТЬ – ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫЯВЛЯЕТСЯ по “тестам интеллекта”; также не позволяют сделать это значительные методики для определения уровня творческих возможностей/ способностей/ранее проявление способностей к какой – либо деятельности также еще не являются гарантией выдающихся достижений в будущем и что успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

МОТИВАЦИЯ – Мотив/от французского – побудительная причина – психическое явление становящееся побуждением к деятельности. При решении педагогических задач важно, ЧТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК, НО И ТО, ЗАЧЕМ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ, ЧТО ДВИЖЕТ ИМ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ . Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп:

  1. МОТИВЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В САМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЕС ЕЕ ПРЧМЯМ ПРОДУКТОМ:

А) ” МОТИВАЦИЯ СОДЕРЖАНИЕМ” - мотивы, связанные с содержанием учения – побуждает учиться, стремление узнавать новые факты; овладевать знаниями, знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений.

Б) ” МОТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОМ” – мотивы, связанные с самим процессом учения/ увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами техническими средствами и др./

2.МОТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С КОСВЕННЫМ ПРОДУКТОМ УЧЕНИЯ: “ ШИРОКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ “:

А) ” ОБЩЕСТВЕННО ЦЕННЫЕ” – мотивы долга, ответственности, чести/перед обществом, классом учителем, родителями и др./

Б)/ УЗКОЛИЧНОСТНЫЕ/ ПРЕСТИЖНАЯ МОТИВАЦИЯ /- мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

“МОТИВЫ ИЗБЕГАНИЯ НЕПРИЯТНОСТЕЙ” . Учение на основании принуждения страха быть наказанным и.т.д.

Данная классификация, как любая схема значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственная боязнь неудачи.

Но следует говорить не об отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ является сравнительно УСТОЙЧИВЫМ психическим образованием. Будучи сформированная в детстве, она мало подвержена изменениями.

Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения/ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями: ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т.д./ Доминирование этой группы мотивов характеризуют ОДАРЕННОСТЬ ребенка.

Это ОДНА из характеристик ОДАРЕННОСТИ / Дж. Рензулли, П.Торренс и мн. др./.Ребенка, в мотивационно - потребностной сфере которого ”содержательные мотивы” не доминируют, к числу одаренных отнести нельзя.

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая в результате долга, не для получения высокой отметки и не для того чтобы победить в олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, т.е. на основе ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТИ , тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот, выявленный экспериментальный факт дополнен утверждении о том, ЧТО ЛИШИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , мотивированная таким образом, СОДЕЙСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ДАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Но важно не только, какие мотивы доминируют. Небезразлично как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, “ уступают по своей ценности” предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в “содержательные”, чем, например, мотивы “ избегания неприятностей”.

Традиционно эффективным ”инструментом”, стимулирующим деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее ”управляемые”, т.к их действительность в значительной мере определяется глобальными факторами/ отношением к образованию и образованным людям в обществе/.

Естественно возникает вопрос о том КАК ВЫЯВИТЬ ДОМИНИРУЮЩУЮ МОТИВАЦИЮ . Но при всей его важности, надо отметить, что БОЛЕЕ ВАЖЕН другой – НА КАКИЕ МОТИВЫ ВОСПИТАННИКА ОРИЕНТИРУЮТСЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ, РЕАЛИЗУЯ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Именно ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.

Естественно, что ИНТЕРЕС К СОДЕРЖАНИЮ может пробудить только тот, КТО САМ УВЛЕЧЕН ЭТИМ СОДЕРЖАНИЕМ, КТО ОРКНТИРОВАН НА ПРОБУЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА.

Не менее важно пробуждение интереса к ПРОЦЕССУ УЧЕНИЯ. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать процесс учения увлекательным, требует изобретательности и мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

Жизнь показывает, что люди, изначально ” менее способные”, целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более ”одаренные”, менее заинтересованные. То есть максимально реализуют свой потенциал, а следовательно и достигают высот, чаще не тот, кто был более развит, а тот кто более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

ТВОРЧЕСКОСТЬ/ ” КРЕАТИВНОСТЬ”/. Многие отечественные ученые отказываются признавать факт существования творческости, как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда конкретно и жестко связано с определенным видом деятельности, то есть по их мнению нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, техническое и т.д.

Но большинство ученых склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись “ творить” в сфере искусства, техники и других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому как относительная автономная самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. ‘’ Креативность / творческость /, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее"". При оценке творческости психологии Дж. Гилфорд и П. Торренс учитывают обычно ЧЕТЫРЕ параметра:

  1. ПРОДУКТИВНОСТЬ или "" БЕГЛОСТЬ "" – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них более оригинальных.
  2. ГИБКОСТЬ – представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто но очень далекими по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.
  3. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных идей.
  4. СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ – Для выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом, художником. Необходимо то, что называют обычно “ способностями выше среднего уровня”

Способности имеют удивительную особенность – развиваться. Чем меньше ребенок, тем больше шансов что – либо изменить, поправить, усовершенствовать.

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ.

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при этом всем индивидуальном своеобразии есть и общие свойства / качества личности /, характерные если не для всех, то большинства одаренных детей. Особенная ценность этих качеств в том, что они могут быть замечены не только профессионалами: психологами, педагогами, но и родителями. Знать об этих особенностях важно для того, чтобы правильно построить процесс развития познавательных особенностей.

Важно и то, что качества эти проявляются и у ""нормальных"" детей, тех, кого специалисты не относят к числу одаренных, но степень выраженности этих свойств иная. Поэтому, развивая интеллектуально – творческий потенциал ребенка, необходимо учитывать, они могут рассматриваться как педагогические ориентиры, к которым нужно стремиться.

  1. ЛЮБОПЫТСТВО – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ Этими понятиями обозначается ""лесенка"", ведущая к вершинам познания. На первой ее ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одаренные, и неодаренные. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции характерно для каждого человека, ребенка в частности. Более того любопытны и щенки, и котята, но не только у человека любопытство перерастает в любовь к познанию – ""любознательность"", а последняя, при правильном воспитании, в потребность познавать.

Одаренным детям в большей степени, чем их ""нормальным"" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Удовольствие от умственных нагрузок, явно выраженная потребность в исследовательском поиске наиболее характерна для одаренных детей. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – ""познавательную потребность"", необходимо всего лишь одно – чтобы ребенок испытывал УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ УМСТВЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ ОН ПРИНОСИЛ РЕБЕНКУ РАДОСТЬ. Насилие считается у нас едва ли не обязательным спутником обучения, прямой и кратчайший путь в противоположную сторону.

  1. СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМ. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей – ОДНО из ВАЖНЕЙШИХ качеств истинного творца. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления ТОМУ, ЧТО ОБЫДЕННО. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, кто способен преодолеть господствующее мнение какие бы авторитеты за ними не стояли. Развитие либо подавление этого качества многие специалисты связывают в первую очередь, с характером обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив – ПРОБЛЕМНОЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ на САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ работу ребенка обучение РАЗВИВАЕТ как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Эта мысль многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестнных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепринятых в массовой педагогической практике.
  2. СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ /. Специалисты в этой области обычно выделяют два типа задач: ""ДИВЕРГЕНТНЫЕ"" и ""КОНВЕРГЕНТНЫЕ"" и соответственно им два способа мышления "" ДИВЕРГЕНТНОЕ "" - / творческое, альтернативное, отступающее от логики / и "" КОНВЕРГЕНТНОЕ "" - / последовательное, однонаправленное, логическое /

За этими сложными и ни язычными терминами стоят явления, хорошо знакомые каждому человеку обучавшемуся в школе:

"" КОНВЕРГЕНТНЫЕ "" Задачи имеют единственный, правильный ответ. Он обычно может быть выделен или выведен из самих условий путем использования правил, законов, теоремы и т.д. / Вспомните знаменитое: ‘из одной трубы выливается… в другую вливается…’. Такие задания используются практически во всех без исключения школьных предметах. "" ДИВЕРГЕНТНЫЕ "" задачи – это проблемные, творческие задания, они ориентированы на альтернативное, творческое мышление. Главная особенность этих задач в том, что при одном условии они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами, когда из множества правильных ответов нужно выбрать самый лучший / эффективный, оригинальный…/ сталкивается человек в любой творческой деятельности. Люди нетворческие как правило, стараются избегать дивергентных задач и связанной с ними ответственности, стараясь запастись, на всякий случай, правилами, алгоритмами и др. средствами.

  1. ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса, к другим, часто далеким по содержанию – называют гибкостью мышления.
  2. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – способность выдвигать новые, неожиданные решения, идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Оригинальность / либо ее отсутствие / ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинений, конструирований, подготовки заданий на тему и др. Наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи, существует и другой способ творчества – разрабатывать существующее. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном, техническом, то второй – в художественном.
  3. ЛЕГКОСТЬ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ / продуктивность мышления /. Это качество иногда называют ""беглостью"" или ""продуктивностью"" мышления и обычно рассматривают способность к генерированию большого числа идей. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка – как реакция на проблемную ситуацию.
  4. ЛЕГКОСТЬ АССОЦИИРОВАНИЯ. Она может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его ""нормальные"" сверстники воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, концепциями. При этом связи, в силу одаренности ребенка, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.
  5. СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению.
  6. ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬ. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своими феноминальными способностями к запоминанию. Однако следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечивается не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько умением извлечь из памяти в нужный момент информацию.
  7. ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражено это в высокой степени погруженности в задание; и в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
  8. СПОСОБНОСТЬ К ОЦЕНКЕ. Это производное критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий и мыслей и поступков других людей.
  9. ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ. Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – УСТОЙЧИВОСТЬ интересов, проявляется в характерном для одаренных детей упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей – широта интересов.

КАК ОБУЧАТЬ ОДАРЕННЫХ?

В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей. Обычно вычленяют ДВА основных подхода к решению данной проблемы: один базируется на КОЛИЧЕСТВЕННЫХ, а другой на КАЧЕСТВЕННЫХ изменениях характеристик. К количественным характеристикам содержания относят – объем и темп; качественным – соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи. Но не нужно забывать и о “точке отсчета” – это закрепленный в культурно-образовательных традициях стереотип, диктующий объем, темп, характер содержания образования.

1.СТРАТЕГИЯ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

1.1 СТРАТЕГИЯ УСКОРЕНИЯ – предполагает увеличения темпа прохождения материала. Превосходство над своими над своими сверстниками в умении видеть сущность проблемы, прекрасное запоминание материала, любознательность, независимость суждений и другие качества, отмечаемые у этой категории детей, заставляют педагогов склоняться к мысли, что эти обучаясь в традиционном темпе, попросту теряют время, тратят его зря. Как известно, в качестве вариантов ускорения могут рассматриваться более быстрый / по сравнению традиционным/, темп изученного материала всем классом единовременно или перескакивание одного ребенка через класс в обычной школе.

1.2 СТРАТЕГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ – предполагает изменение не темпа /скорости/ усвоения, а увеличения объема, или как говорят специалисты интенсивности обучения.

2.СТРАТЕГИИ, РПИРАЮЩИЕСЯ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

2.1 Стратегия – ”ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ” – один из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных.

2.2 Стратегия – ""ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ"" – таким непривычным словосочетанием обычно обозначается популярное в современной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуальных но – творческих способностей ребенка. Специальные учебные курсы, направленные на развитие и коррекцию умственных способностей ребенка, в настоящее время можно встретить в учебных планах многих школ. Называются они по разному: ""уроки творческого мышления"", ""сократовские уроки"" и т.п.

2.3 Стратегия – “СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ”. Часто одаренный ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них / либо находится на среднем уровне / в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленные на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.

2.4 Стратегия – ""ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ"". Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельностью.

2.5 Стратегия – ""ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ"". Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во – первых, могли выявить проблему, во – вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать ""умению видеть проблемы"". Но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств. Программа учебной деятельности должна представлять собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ

ВИД ОДАРЕННОСТИ

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Повышенная любознательность. исключительная сообразительность, динамичность, оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели

Систематизированное наблюдение, опросники, шкала Станфорд – Бине,

шкала Векслера

тест Слоссона

АКАДЕМИЧЕСКАЯ

Ярко выраженный интерес к предмету, способность овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно – следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета

Систематизация наблюдения, анкетирование, тестирование,

тесты Равена

ТВОРЧЕСКАЯ

Умение переконструировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода заморочек, стремление мыслить и делать все по – своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.

Тесты Торренса

Роршаха.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

  1. РАЗДЕЛЬНЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стратегия раздельного обучения предполагает создание для этой категории детей социальных школ.
  2. СОВМЕСТНО – РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Этот подход предполагает наличие классов на одной параллели с равным уровнем и характером обучения. Механизм выглядит довольно просто – на одной параллели, в одной школе, один из классов составлен из одаренных детей, в другом дети со средним уровнем развития и в третьем отстающие/по разным причинам/.
  3. СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Стратегия совместного обучения предполагает обучение одаренных детей совместно с нормальными сверстниками, не выделяя их в отдельный класс. Но как бы строилось обучение в подобных школах, все дети/одаренных/ нуждаются в дополнительных внешкольных мероприятиях и даже организациях. Так, учителя из многих штатов США, работающих в рамках данной модели, неоднократно отмечали на научных семинарах, что одаренные дети из обычных школ один раз в неделю посещают специализированные школы для одаренных.
  4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Дифференциацию обучения можно считать одним из основных путей решения проблемы согласования системы школьного обучения и проблемы обучения и проблемы обучения одаренных детей, Дифференциация рассматривается как СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛЬНО ПРИСУТСВУЮЩЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЮ К ” УСРЕДНЕНИЮ”, УНИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
  5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО УРОВНЮ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ. Это один из наиболее простых вариантов дифференциации обучения.
  6. ПРВИЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. Идея правильных школ довольно популярна во всем мире.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И АККДЕМИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ./ В роли ведущих целесообразно использовать одаренных детей/.

СИМПОЗИУМ

Перед Вами учебный материал /текст, пособие/. Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение____ минут. Распределим роли: редактор, незнайка, академик, автор и т.д.. Затем каждый в своем амплуа должен изложить свой текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право дополнить и добавить выступления друг друга.

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Нам дан учебный текст. Его необходимо прочитать. Придумать сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом, это будет у нас конкурс сказочников.

СУНДУКТ МУДРОСТИ

Внимательно читает текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Сверните записку и положите ее в ”сундук” /любая коробка/. Затем повторно все читают текст, А теперь возьмем из сундука по одной записке, читаем вопрос и приступаем к ответам. Оценивается глубина, содержательность вопроса и правильность ответа.

МИНИАТЮРА / хорошо использовать при отработке правил ТБ/.

Распределитесь на группы по 3-4 человека. Прочитайте учебный материал, а затем каждая группа изобразит сущность текста какой-либо миниатюрой /чаще используется пантомима/. остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, сюжет и смысл прочитанного.

ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБКИ.

Давайте прочитаем учебный текст, как можно внимательнее, но в темпе. Теперь Вам будет предложен этот же текст, но измененным содержанием, Ваша задача найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. Затем проверим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Если не все неточности были замечены ребятами, нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и сделать исправления.

НАЗОЙЛИВЫЙ ИГРОК.

Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст и каждый ученик составит список вопросов. У кого этот список будет длиннее досканальнее, тот и выигрывает. Затем читаются вопросы, а учащиеся отвечают на них.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ.

Ознакомьтесь с учебным текстом. Выпишите ключевые слова/10-20/. Каждый пробует рассказать историю, используя ключевые слова./Если это внеклассное занятие история может быть невероятной и не соответствующей исходному тексту/.

МАТРИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМ УЧЕНИКОМ

№П\П

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

Чтение программного материала.

Чтение дополнительной литературы.

Реферативная работа.

Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.

Задание конвергентного типа.

Задания логического типа, с одним ответом/ хронометраж выполнения/.

Задания дивергентного типа.

Задания со множеством ответов, способов выполнения.

Решения проблемных ситуаций.

Задачи на поиск нового задания, решения противоречия.

Задания на обнаружение ошибок.

Тесты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.

Задание по редактированию текстов.

Рецензирование материала.

Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

Исследовательская работа.

Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

Работа в динамических парах.

Диалогический метод, отработка партнерского взаимодействия с элементами педагогического менеджмента.

Групповая работа.

Инструктаж, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.

Вопросы учителю.

Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.

Создание эволюционных баз знаний.

Эвристический метод в хронологии развития того или иного знания, составление матрицы, систематизация данных.

Терминологическая работа.

Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.

Выполнение практических и лабораторных работ.

Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные выводы.

Экскурсии.

Подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.

МАТРИЦА ДЛЯ КЛАССОВ СО СМЕШАННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.

Вопросы для обычного ученика/ключевые слова/.

Вопросы для одаренных учащихся/ключевые слова/

Назовите, расскажите, перечислите…..

Сформулируйте, установите, соотнесите….

Расскажите своими словами, опишите…

Покажите взаимосвязь, суммируйте, что вы чувствуете относительно…..

Продемонстрируйте, изложите по порядку, сравните……

Объясните смысл, объясните смысл применения…..

Придумайте другой вариант…

Объясните причины, классифицируйте….

Что вам больше всего нравиться?

Есть ли другая причина?

Что вам больше не нравиться?

Разработайте новый вид продукта….

Отберите, выберите….

Что произойдет, если…

Взвесьте возможности, выскажите критические замечания.

Установите нормы….

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

3.Собрать материал, написать реферат, выступить в классе с концептуальным обоснованием.

4.Задание логического типа с одним ответом/хронометраж выполнения/.

5.Задание со множеством ответов, способов выполнения.

6.Задачи на поиск нового знания, разрешения противоречия.

7. Тексты, ситуации, имеющие ошибки, задания на отработку версий.

8.Проекты, рефераты, творческая продукция/ экспресс-анализ, рефераты, сочинения их достоинства и критическая справка/.

9. Сбор материалов по теме, составление каталога вопросов, подготовка, проведение экспериментов, оформление и регистрация полученных данных, использование метода проекта, защита проекта.

10. Инструктаж, мозговой штурм, дискуссия по проблеме, сценарии обучающих игр.

11. Подготовка вопросов по теме/ глубина, информативность, оригинальность/.

12.Подготовка макетов проектов, предложений, тезисов по обогащению учебных текстов.

13. Подготовить материал к игре ”Терминологический марафон”, модели переноса терминов в необычные ситуации.

14. Составить и оформить алгоритм выполнения практических и лабораторных работ, подробные записи наблюдений, возможные версии и предварительные выводы.

15.По экскурсии - подготовиться к дискуссии по обмену впечатлениями, выделение памятного эпизода, обзорное обобщение, критическая справка.


Дорогие читатели! Мне бы хотелось затронуть важную и нужную всем родителям тему — выявления и развития способностей у детей. Кроме этого, в приводимых отрывках вы узнаете, как не навредить ребёнку учёбой и занятиями, как развить, а не загубить таланты и способности.

Я хочу продолжить публикацию отрывков из замечательной книги Виктории Юркевич «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность».

Глава 2. Так что же такое одарённость?

Начать следует с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Речь идет о способностях. Надо сказать, что удовлетворяющего всех понятия способностей еще никто не дал, и все имеющиеся чаще всего вертятся вокруг одного: способности — это то, что нужно для выполнения какой-то деятельности. То есть то, не знаю, что, но только то, что нужно…

Мы в качестве рабочего предлагаем следующее понятие способностей: это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом, по сути дела, и различия в способностях. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение.

Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать — ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные особенности, т. е. задатки.

Задатки- это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается «погребенной» в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь — «задатки-способности» (хотя нельзя сказать, что она понятна хотя бы одному ученому в мире), приведу напрашивающуюся аналогию: задатки — семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:
«Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод…» (Меф. 13).

Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…

Что же вкладывается в понятие «одаренность»? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. В последнее время, правда, появилась тенденция для обозначения художественной одаренности использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т. п.), а одаренность- это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей.

В одаренность будет входить, таким образом, не только художественная одаренность, но и собственно умственная (интеллектуальная), и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей. Не вдаваясь в содержание различных видов одаренности, я хочу привлечь внимание к проблеме общих способностей и, соответственно, общей одаренности .

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями . Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Более того, наличие факта общей основы всех способностей, общих способностей, позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем, тех же футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов не одаренных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, и просто в жизни (не случайно, что Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Принимая факт существования общих способностей, мы уже как должное воспринимаем тот факт что вербальное развитие учащихся специальных математических школ (например, в Новосибирске) оказалось значительно выше, чем у учащихся языковых школ (речь идет, скажем, не только о запасе слов, но даже и об уровне сочинений, о само проработке той или иной литературоведческой или культурной идеи).

Надо сказать, что хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом чуть ли не «кровопролитных» споров между учеными, да и сейчас еще, стала безусловной, тем не менее учителя, да и многие родители воспринимают ее, что называется, «сходу». Ведь учитель на своем каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети, как правило, бывают либо вообще «умные», «толковые», «сообразительные», «способные» (здесь в смысле именно высокого уровня способностей), либо не очень то умные, не очень-то толковые и сообразительные. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, все же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней сколько в силу полного к ней пренебрежения.
Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина. Не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Не случаен музыкальный и дипломатический талант Грибоедова или, из другого времени, блестящие способности историка у Ландау. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете — не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.

В дальнейшем предметом нашего разговора будут дети с высоким развитием общих, т. е. прежде всего умственных, способностей. Надо сказать, что говоря об одаренных детях — «вундеркиндах», чаще всего имеют в виду именно детей высоко развитых в целом: они и читать начали в то время, когда другие только начинают говорить, и иностранный язык знают к тому времени, когда другие лишь начинают читать на родном, и чуть ли не с первого класса пытаются овладеть высшей математикой (и так далее, и тому подобное). Кстати, такие «чудо-дети» действительно существуют, и мне приходится по роду своих интересов постоянно встречаться с ними.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочу отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идет, как я уже сказала, об общей одаренности.

В связи с этим стоит коротко упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей . Было выяснено, что для развития различных специальных способностей существуют определенные, периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей — до трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде — вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери — серьезные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т. е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но в таком случае, каков сензитавный период для развития общих способностей, общей одаренности?

Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что, начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.

Мне в этом году пришлось отбирать детей для специального обучения в школе для одаренных. Дети в 6-7 лет уже, безусловно, делились на одаренных и обыкновенных. Иногда не нужно было специальных тестов, чтобы определить очевидную одаренность ребенка. Это значит, что, по крайней мере, сензитивный период для общих способностей давно начался. А сейчас мы набираем одаренных детей в прогимназию — и в пять лет различия проявляются достаточно ярко.
После всего сказанного первоочередными становятся самые наболевшие вопросы: что же за задатки определяют существование общей одаренности, как развиваются из задатков способности? И, наконец, самое важное для учителей и родителей — почему одни дети становятся одаренными, а другие — их большинство — все же нет?

Продолжение материала читайте тут: глава 3 , глава 4 «, глава 5

Способности

Что такое одаренность?

В современном мире люди много времени и внимания уделяют процессу образования. Многие сейчас готовы плодотворно работать над собой для достижения лучшего результата. У человека всегда существовала потребность в саморазвитии, в стремлении себя чем – то дополнить и расширить собственные представления.

Понятие «одаренность» входит в число тех, что затрагивают тему саморазвития и личностного роста. Человек, стремящийся к совершенствованию, уделяет достаточно внимания собственным талантам , изыскивает любые возможности, чтобы их проявить.

Чтобы обрести уверенность в себе , нужно самому себе ответить на вопрос, что такое одаренность для вас? Если вы считаете себя хоть сколько – нибудь талантливым, то поверите в имеющиеся перспективы гораздо охотнее. Данная статья дает определение одаренности, раскрывает возможности личности, позволяет выявить составляющие всякой талантливости.

Определение одаренности

Под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. У человека могут обнаружиться художественные способности или склонности к той или иной деятельности. Очень важно то, как сама личность относится к своему таланту, считает ли необходимым его развивать или нет. К сожалению, очень часто люди отказываются от имеющихся у них перспектив, потому что не верят в себя, в то, что могут достичь больших высот.

Нужно помнить, что любые достижения начинаются с момента принятия личностью своей сущности. К этому необходимо стремиться. Одаренность – это великое благо, но и большая ответственность. Что включает в себя понятие одаренности? Рассмотрим ее характерные черты и составляющие.

  • Способность мыслить нешаблонно. Большинство людей живет по принципу: быть как все. И чтобы не показаться странным и ненормальным, они готовы отказываться от собственного мнения, подчиняться «стадному чувству». Так губятся замечательные карьеры, уходят в забвение таланты, имеющиеся достижения, амбиции. Вместо того, чтобы обратиться внутрь себя, эти люди жалеют времени на то, чтобы прочитать познавательную книгу, предпочитая проводить свободное время за праздными занятиями. Способность мыслить оригинально существенно меняет восприятие. Именно так растет и развивается индивидуальность, уходит необходимость прятаться за социальной маской. У человека, наконец, возникает возможность приблизиться к самому себе, осознать свою ценность. У таких людей гораздо больше шансов проявить и как следует реализовать талант.
  • Желание познавать. Неважно, что это будет – музыка, чтение или танцы. Главное, пожалуй, заключается в следующем: у человека возникает огромная потребность делать что – то, посвящать этому большую часть своего времени. Желание познавать рождает смелость , энтузиазм, стремление рисковать и претворять в жизнь самые светлые идеи. Это удивительный процесс, приносящий личности счастье, наполняющий ее новой энергией.
  • Активная жизненная позиция. Вряд ли можно увидеть скучающим человека, который занят своим делом. Ведь его переполняет вдохновение и желание достичь небывалых высот! Такая личность в целом смотрит на мир позитивно, мечтает о дальнейшей самореализации и постоянно движется в направлении развития своей цели. Научаясь преодолевать препятствия, человек ощущает себя победителем, держит себя в жизненном тонусе.
  • Склонность к уединению. Вы видели когда – нибудь писателя или художника, напрочь погруженного в себя? И это вовсе не случайно! Любому творческому человеку крайне важно иметь вокруг себя подходящее пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность размышлять, не торопясь обдумывать свои планы, анализировать предстоящие события. Если его лишить этой перспективы, он останется неудовлетворенным и не сможет чувствовать себя в полной безопасности. Чувство комфорта приходит к нему только тогда, когда удовлетворена потребность в тишине и покое. Как известно, муза приходит к тем, кто ее ожидает. Именно в уединении часто рождаются великие шедевры.

Таким образом, одаренность представляет собой удивительную способность воспринимать окружающий мир определенным образом. Понятие одаренности подразумевает, что человек с уважением относится к собственному таланту и стремится его развивать. Он всеми силами души осознает лежащую на нем ответственность.

Признаки одаренности

Одаренность представляет собой индивидуальную характеристику интеллектуальной сферы личности. Талантливый ребенок – это, безусловно, повод для гордости родителей. Он развивается быстрее других, опережает сверстников. Признаки одаренности ребенка должен знать каждый родитель, который заботится о счастье и благополучии своего малыша. Только в ваших силах первыми увидеть ростки индивидуальности и помочь им развиться в достаточной степени. Симптом может быть и неявным, нужно быть предельно внимательными. Одаренность сама по себе очень ценна, чтобы ее не заметить. Ее признаки иногда приводят заботливых родителей в состояние смятения, растерянности, поскольку они не знают, как лучше поступить.

Быстрое развитие

Одаренность впервые проявляется, как правило, в возрасте от трех до пяти лет. Именно в это время формируется личность. Ребенок начинает осознавать свои таланты и способности, особенно в том случае, когда что – то получается у него очень хорошо. Малыш имеет возможность сравнивать себя с остальными детьми, присутствующими в его детском коллективе. Для него самого удивительным открытием является то, что он отличается от прочих. Явный признак одаренности – это прогрессирующее развитие. Малыш, который в три – четыре года уже читает по слогам, просит обратить на себя внимание. Такой ребенок живет по своему собственному времени, у него свой ритм жизни. Скоро ему становится не интересно со сверстниками, он тянется к старшим ребятам, а иногда и к взрослым. Умение видеть главное, полностью сосредоточиваться на деле помогает развить одаренность личности до сравнительно высоких показателей. Одним из признаков гениальности можно считать постоянно возрастающий темп прогрессирования.

Любовь к чтению

Сегодня редкий ребенок с удовольствием читает художественную литературу. Несмотря на усилия со стороны родителей, часто книга остается невостребованной. Одаренного ребенка отличает то, что он любит читать. Для него книга – это возможность отправиться в захватывающее приключение, полное загадочных тайн и удивительных открытий. Если вы заметили такой признак у своего малыша, можете от души порадоваться за него. Одаренность нуждается в постоянной подпитке и в том, чтобы быть услышанной. Чтение позволяет узнавать новое, помогает развивать логическое мышление. Попробуйте оторвать одаренного малыша от источника знаний – у вас это не получится.

Стремление к самовыражению

Часто ли вам приходилось общаться с одаренными детьми? Посмотрите на маленького гения: он во всем хочет продемонстрировать свою позицию! Малыш с малых лет учится отстаивать свою точку зрения, хочет, чтобы его уважали, к его мнению прислушивались. Для него крайне важно сделаться узнаваемым. Одаренность всегда стремится к самовыражению. Такой ребенок никогда не станет скрывать от окружающих то, что он на самом деле думает, даже если рискует оказаться непонятым. Если вы заметили эти признаки у своего любимого чада, вероятно, он очень талантлив. Такой ребенок с трех — пяти лет уже является индивидуальностью и хочет во всем ее подчеркивать. Ему невозможно навязать свое мнение, заставить что – то делать. Упрямство – это тоже признак самодостаточности.

Способность часами заниматься

Там, где проявляется одаренность, возникает усидчивость. Удивительно, но маленький ребенок может часами сидеть на одном месте, с увлечением читая книгу. Одним из признаков одаренности является то обстоятельство, что ребенка не нужно специально организовывать. Вы можете заметить, как за сравнительно короткий срок он прочитал большое количество книг и хочет приобрести другие.

Наличие любимого дела

Редко кто из детей даже в подростковом возрасте четко представляет себе, чем ему хочется заниматься по жизни. Одаренный ребенок уже в младшем школьном возрасте прекрасно знает свои намерения и дальнейшие планы. Ему не нужен совет со стороны, он может только сбить его с толку. Наличие любимого дела – это верный показатель того, что ваш ребенок обладает талантом. Важно только вовремя обратить на это внимание, начать развивать его. И здесь перед родителями стоит непростая задача: найти хорошего учителя, соответствующее учебное заведение, чтобы имеющиеся способности не пропали даром. Одаренность сама по себе – это большая ответственность. И родители здесь должны действовать на благо собственного сына или дочери.

Таким образом, одаренный ребенок может стать поводом для гордости. Важно только вовремя заметить его способности, не позволить им пропасть. Хорошим признаком одаренности ребенка является то обстоятельство, когда малыш сам стремится к самопознанию.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

2.Цели и задачи.

Цель –создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;

Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

3.Принципы работы с одарёнными детьми.

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

Принцип опережающего обучения.

Принцип комфортности в любой деятельности.

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Возрастание роли внеурочной деятельности.

Принцип развивающего обучения.

Принцип добровольности.

4.Участниками реализации данного положения являются:

Администрация школы (директор, заместители)

Руководители школьных МО;

Учителя-предметники;

Кл. руководители;

Руководители кружков и секций;

Медицинские работники;

Библиотекарь;

Родители или законные представители учащихся.

5.Формы проведения мониторинга реализации положения.

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

педсовет

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану

Одаренность человека – это маленький росточек, едва

проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого

внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?:

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми в МОУ Алтунинская ООШ осуществляется согласно программе «Одаренные дети». Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы на основе наблюдения, изучения речи, памяти, логического мышления.

Ежегодно проводится анкетирование учащихся 1 класса « Определение готовности детей первого класса к обучению в школе», которое помогает выявить уровень (высокий-средний-низкий) мышления, речи,памяти, внимания у каждого учащегося.

При работе с одаренными детьми учитываются следующие принципы:

    у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей педагоги развивают их креативные качества;

    с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, ведется специальная работа;

    работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом;

    постоянно соотносятся учебные и индивидуальные способности.

Учителя- предметники на уроках, индивидуально-групповых и факультативных занятиях развивают творческие и познавательные способности учащихся, развивают мышления таких детей, побуждают к самостоятельной работе, используя такие формы работы как:

    групповые занятия,

    проведение внеклассных мероприятий по предметам,

    проведение олимпиадам, конкурсов,

    защита рефератов, презентаций,

    работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам.

На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.

    Учителя-предметники проводят мониторинг качества знаний по предметам данных детей с целью своевременной помощи по устранению тех или иных пробелов в знаниях в той или йной области предмета.

Работа с одаренными детьми на уроках (Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения)

Внеурочная работа с одаренными детьми (В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. Содержание и методы обучения у нас рассчитаны на направленность (профиль) интеллектуального развития детей, что позволяет скорректировать деятельность педагога дополнительного образования в зависимости от запросов ребенка, а также его конкретных возможностей. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса)

Создание портфолио учащегося (Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания портфолио, на наш взгляд, это уже формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что каждый конкретный ученик способен)

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в Школе космонавтики осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

Ролевые тренинги

Предметные викторины

Творческие и интеллектуальные конкурсы

Мозговые штурмы

Интеллектуальные марафоны и т.д.

Создаются также группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы в этом направлении определяется успехами учащихся на различных интеллектуальных конкурсах и марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в различных слётах и акциях, а также в спортивных соревнованиях разного уровня.

Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается "качество знаний", развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.

информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети

    как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

    настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

    благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

    умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Анализ учебно-воспитательной деятельности в начальной школе

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    Проведение предметных олимпиад и участие в интеллектуальных марафонах – важный компонент работы с одарёнными детьми.

В группах проводится диагностическая работа по выявлению одаренных детей. Воспитатели считают нужным уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности. Воспитатели при планировании воспитательно-образовательной работы учитывают индивидуальные особенности одаренных детей, делая задания более сложными, с опорой на зону ближайшего развития. Также в дошкольном учреждении воспитателями проводится индивидуальная работа со способными и одаренными детьми, а также личные консультации, беседы с их родителями. Рекомендации для педагогов дошкольного учреждения: Проведение психологической диагностики. Известно, что педагоги традиционно большой интерес проявляют к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях дошкольников и поможет педагогам перестроить свой взгляд на воспитанников

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.

Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Гармония». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, мы пришли к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания по Рензулли).
В системе внеурочной деятельности нашей школы используются такие формы работы: попеременное обучение, предполагающее группировку детей разных возрастов на время занятий, что дает одаренным детям возможность для общения как со сверстниками, так и с детьми другого возраста, находить равных себе в академическом отношении;
Индивидуальные занятия, занятия в малых группах по плану кружков и спецкурсов.
Система творческих конкурсов, олимпиад.
Детские научно-практические конференции.
Передо мною возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы - недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
беседы;
дискуссии;
игры;
состязания;
походы и экскурсии;
конкурсы;
турниры;
собеседования;
олимпиады;
наблюдения;
творческий труд;
поисковые эксперименты;
индивидуальные занятия;
художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).
Работу по развитию детской одаренности продолжаю на занятиях спецкурсов «Живая этика», «Индивидуальные занятия с одаренными детьми по русскому языку и математике».(Приложение) В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним.
Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Для привития интереса к математике провожу занятия спецкурса. Решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
Воспитательную работу строю на основе разработанной мною программы «Творческая мастерская». В ходе её реализации мои ученики имеют возможность проявить таланты и реализовать свои способности. Они являются активными участниками всех школьных мероприятий, районных конкурсов, олимпиад различного уровня.