Меню
Бесплатно
Главная  /  Масла  /  Техника взмах нлп описание. Простое описание техники взмаха. Модель нлп: фокусы языка

Техника взмах нлп описание. Простое описание техники взмаха. Модель нлп: фокусы языка

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В свое время я увлеклась НЛП — нейролингвистическим программированием. Некоторые воспринимают НЛП как что-то вроде зомбирования. Однако это совершенно не так. Постараюсь рассказать об этих приемах очень простым языком. А для тех, кто любит досконально разбираться, рекомендую книги психотерапевта Сергея Ковалева.

Волшебная палочка — кадр из кинофильма «Чародеи»

Итак, наш мозг, точнее, бессознательное, не понимает слов. Зато оно оперирует символами и образами. А еще для нашего сознания абсолютно не важно, происходит ли что-то на самом деле, или выдумано. Иными словами, для него сон настолько же реален, как и бодрствование. Почему бы этим не воспользоваться?

В одной умой книжке, написанной пластическим хирургом, впоследствии ставшим психотерапевтом, я прочитала об интересном эксперименте. Суть его заключалась в том, что одна группа добровольцев тренировалась в бросании мяча реально, другая — мысленно, а третья не тренировалась вовсе. Потом сравнили результаты и оказалось, что те, кто тренировались мысленно, показали результат лишь немного уступающий тем, кто тренировался реально. А вот кто не тренировался совсем, никакого результата и не показали. Думаю, этого примера будет достаточно.

Ну а теперь перейдем к приемам НЛП. Помните знаменитую собаку Павлова? Ту самую, благодаря которой знаменитый физиолог сформулировал учение об условных рефлексах?

Анекдот в тему:

Поймали на улице собаку и посадили в клетку. Она спрашивает у соседки:
– Слышь, подруга, а куда это я попала?
– Это лаборатория академика Павлова. Здесь условные рефлексы изучают.
– А это как?
– А вон, видишь – лампочка и звонок, а под ними мужик на стуле спит? В 16:00 звонок зазвенит, лампочка загорится, у мужика сработает условный рефлекс, и он нам еду принесет…

Мы можем сформировать у себя условный рефлекс, как у собаки Павлова.

1. Создаем якорь

У всех нас в жизни существуют моменты, когда мы ощущаем себя абсолютно счастливыми, на вершине блаженства. Нам кажется, что мы все можем, нам все доступно. И, действительно, все получается — как говорят, «все идет, как по маслу». Так почему же нам не запомнить это состояние и не возвращаться мысленно в него?

Вспоминаем свое замечательное состояние (оно называется «ресурсным»), представим всю свою гамму чувств, очень ярко (это обязательно!). Поднимаемся еще, еще выше — и когда наши эмоции достигнут почти максимума, ставим так называемый «якорь». Например, щелкаем пальцами, или чуть прищипываем мочку уха — любой жест. Но только тот, который вы можете использовать почти в любой ситуации. Получилось?

Повторяем упражнение несколько раз. Ваша цель — сформировать условный рефлекс. Когда он будет сформирован, с помощью вашего якоря вы будете испытывать всю гамму положительных чувств и эмоций. Теперь, когда вы очень волнуетесь, или когда вам плохо, тоскливо, вы можете быстро улучшить свое психологическое состояние.

В качестве якоря вы можете использовать и какой-то предмет. Только тогда вам придется постоянно носить его с собой и ни в коем случае не забывать и не терять.

2. Создаем новый образ себя — техника взмаха

Еще один очень эффективный прием — техника «взмаха». Суть его заключается в том, что вы очень быстро отрицательный образ заменяете положительным.

Например, берем нынешний образ себя, которым вы не очень довольны. В своем уме создаем соответствующую картинку. Обратите внимание, что картинку нужно сделать тусклой, приглушенной. Затем создаем желаемый образ себя. Будет хорошо, если в него вы добавите те краски и эмоции, которые вы вызывали при отработке якорения. Ваш новый образ должен быть ярким, блестящим, светлым. Получилось? Прочувствуйте его, испытайте всю гамму чувств, сполна насладитесь им.

Теперь вам надо быстро наложить новый образ на старый. Это можно сделать несколькими способами. Обычно рекомендуют представить, что на уровне глаз есть экран с вашим старым образом. И в самом углу — ваш новый образ, в виде яркой точки. Говорите себе: «Раз!», можете сделать взмах рукой, и тотчас представьте, как новый образ мгновенно расширяется и закрывает старый.

Но мне, например, на первых порах было трудно мысленно сделать это. Поэтому посоветовали такой прием. На уровне глаз поставить руки, чуть отведя их в стороны, ладонями друг к другу, пальцами вперед. Скосить глаза налево, и на ладошке левой руки представить свой нынешний образ. Потом скосить глаза вправо, и на правой ладошке представить новый образ. Только очень-очень ярко!!! Прочувствовать всю гамму эмоций.

Теперь быстро-быстро сдвинуть руки перед собой так, чтобы правая ладошка (где «нарисован» желаемый образ) перекрывала левую. Ладошки должны быть на уровне глаз!

Если вы левша, то справа у вас будет ваш старый образ, а слева — новый, и, соответственно, выполняя взмах, ближе к вам должна оказаться левая ладошка.

Это упражнение нужно повторить несколько раз, чтобы сформировался условный рефлекс. Я делаю по 7 взмахов подряд, трижды в день. Через несколько дней формируется условный рефлекс. Свое новое желаемое состояние также можно заякорить.

3. Изменяем отношение к прошлому — кинотеатр

Очень часто какие-то события прошлого изрядно отравляют нам жизнь. Это могут быть болезни, ссоры, смерть близких. Мы вновь и вновь возвращаемся к ним, заново переживаем их. А ведь для сознания нет разницы, наяву это или в воображении… Конечно, мы не можем полностью стереть события из своей памяти. Но мы можем сделать их тусклыми и малозначительными.

Вспомните травмирующую ситуацию. Затем представьте себя сидящим в кинотеатре. Перед вами — большой экран, ограниченный рамкой. И теперь вы смотрите, словно фильм, на эту ситуацию. Т.е. вы как бы вышли из нее, она — фильм. Получилось? Затем мысленно возьмите в руки пульт. Если хотите, можете «пощупать» его, ощутить его клавиши — чем точнее, ярче вы будете все представлять, тем лучше. С помощью этого виртуального пульта уберите яркость, контрастность, насыщенность картинки. Пусть она станет тусклой и бесцветной. Потом уменьшите ее. Можете затем вообще выключить фильм. Получилось?

Проделайте это упражнение несколько раз. И вы увидите, как травмирующая ситуация перестанет быть таковой. Вы её не забудете, но она перестанет вас цеплять, станет несущественным, рядовым событием вашей жизни. Именно так я очень быстро избавилась от неприятных воспоминаний об операции.

4. Дайте волю фантазии

Овладев этими простыми приемами, вы можете начать экспериментировать. Например, на негативную ситуацию мысленно наложить веселую музыку. Или проиграть её последовательно как мелодраму, комедию, черно-белое немое кино и т.п. Потом задом наперед. В какой-то момент ситуация станет вам неинтересна или смешна.

Или такой прием. Представьте негативную ситуацию, которая проигрывается на небольшом стеклянном экране. А затем мысленно разбейте его. Попытайтесь явственно увидеть, как осколки разлетаются во все стороны, как они блестят на солнце. Главное — представить все ярко, живо. Еще можете начать искажать экран — пускать по нему волны, пузыри. Играйте!

Освоив эти нехитрые приемы, комбинируя их, вы быстро избавитесь от негативных эмоций и переживаний. Если что-то трудно представлять мысленно, можно рисовать, а затем рвать или сжигать рисунок. Можете для этих целей использовать и компьютер — нарисовать картинку, а затем в графическом редакторе сделать ее маленькой и тусклой. А потом стереть ластиком.

Более того, однажды вы поймете, что НЛП связано с приемами магии. Да-да! И в какой-то момент вы станете подлинным волшебником. И не забудьте свою волшебную палочку 🙂 Существует лишь одно-единственное условие: вы должны сами захотеть это!

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Техника «Взмах » позволяет изменять образ «Я» в проблемных ситуациях. Взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.

Взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Несмотря на то, что «Взмах» – это очень простая техника, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому рекомендуется вам потренироваться на ком-нибудь другом на несущественной проблеме. Для этого можно использовать нижеприведенную «пошаговую» запись техники взмаха (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).

Пошаговая запись

1. Пусть ваш «партнер» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

3. Попросите вашего «партнера» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там , в той ситуации . Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ему или нет, чувства, порождаемые этим новым образом себя.

5. Проконсультируйте «партнера» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией.

Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку – ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая – темная.

Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ.

Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, – это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз…»

6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

7. Теперь предложите «партнеру» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

8. «Протестируйте» партнера , попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное пошаговое описание техники «взмах»

1. Определите проблему или ограничение.

Что вы хотите изменить?.. В чем вы дисгармоничны?.. Чем вы не удовлетворены?.. (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д. – нынешнее состояние).

2. Соберите информацию.

Скажем, я должен был бы на день заменить вас. Чтобы выполнить задачу до конца, мне нужно было бы продемонстрировать ваше ограничение. Научите меня, как это делать...

Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда вы кусаете ногти – что именно вы видите, /чувствуете/, слышите, что подталкивает вас к необходимости кусать ногти?», «Когда вы волнуетесь, что вы видите, /слышите/, чувствуете, что заставляет вас волноваться?..»

Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?» Попросите партнера создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение » (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

Вам нужно выяснить, когда это делать (стимул) и как (процесс). Конкретно вам нужно знать, какие две аналоговые субмодальности изменяют стимул, и как они меняются, чтобы породить проблему. В сущности, вы выявляете, как партнер уже совершает взмах с собой, так, чтобы вы могли использовать процесс того же рода, чтобы совершить с ним взмах в каком-либо другом направлении.

Когда вы думаете, что знаете, как это делается - сделайтепроверку , испытав на себе. Если вы делаете тоже самое, что и ваш партнер, похожи ли ваши реакции? Партнер может делать что-то еще, о чем вы пока не знаете; или он может быть организован иначе, чем вы, так что это не сработает у вас таким же образом - если только вы не скопируете его взаимоотношения между субмодальными изменениями.

Когда вы получаете ту же реакцию, что и ваш партнер - это не обязательно означает, что ваша информация верна, но это хороший знак . Когда вы пробуете делать то же самое, что и партнер, его способ реагирования часто становится вполне обоснованным. Если не становиться - соберите больше информации, чтобы выяснить, что вы, возможно пропустили.

3. Разработайте желаемое «Я-образ» и проверьте его экологичность.

Скажите партнеру: «Представьте картинку себя : каким бы вы были, если бы у вас больше не было этой трудности . Каким другим человеком вы бы видели себя , если бы освободились от этого нежелательного поведения…» Убедитесь в том, что он представляет себе ДИССОЦИИРОВАННУЮ картинку себя как другого человека - более способного и имеющего больше выборов .

Убедитесь в том, что картинка:

    отражает новое качество партнера, а не какое-нибудь конкретное поведение;

    диссоциирована и остается таковой;

    нравится партнеру;

    не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

Сначала разработайте желаемое Я-образ в той же системе, в которой репрезентатирован стимул, а потом выясните, как на него влияют те же самые две аналоговые субмодальности .

Как меняется реакция партнера на изображение себя, владеющего большим количеством выборов, когда вы усиливаете или ослабляете эту конкретную субмодальность?..

4. Экологическая проверка.

Скажите партнеру: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы партнер оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Обзор данных.

В этой точке надо иметь следующее:

а) Стабильно присутствующее ключевое представление, запускающее ограничение; и как могут быть использованы две сильнодействующие аналоговые субмодальности для варьирования интенсивности проблемной реакции.

б) желаемое «Я-образ» в той же системе восприятия, что и стимул; и как те же две субмодальности могут быть использованы для усиления или ослабления реакции партнера на представление желаемого Я-образа.

6. Создайте план «Взмаха».

Как использовать эти две субмодальности , чтобы связать Стимул-триггер с «Я-образом». Легче и безопаснее всего планировать для Стимул-триггера и «Я-образа» по отдельности.

а) Стимул. Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать с интенсивной реакции на стимул, а потом ослабить ее.

б) «Я-образ». Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать со слабоинтенсивной реакции, а потом усилить ее до максимальной интенсивности .

в) Совместите «а)» с «б)», чтобы определить начальное состояние как Стимула-триггера, так и «Я-образа» и переходы, которые приведут вас к конечному состоянию обоих.

Например, если главными субмодальностями являются размер и яркость образа, то взмах может выглядеть следующим образом:

Скажите партнеру: «Создайте большой яркий ассоциированный образ Стимул-триггера и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя («Я-образ») в середину этого образа».

Скажите партнеру: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина Стимул-триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откроите глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно» Rating 5.00 (1 Vote)


Техника "Паттерн взмаха",
наверное, одна из самых зрелищных в курсе НЛП и зачастую участники семинара сильно удивляются, когда человек, пытавшийся бросить курить в течение 10 лет, примерно через час спокойно контролирует свою привычку. Переход к желаемому состоянию в технике «Паттерн взмаха» осуществляется за счет изменения сенсорной микростратегии.

В настоящее время техника Паттерн взмаха чаще всего используется для работы с негативным автоматическим поведением, то есть с поступками, которые воспроизводятся машинально и не контролируется человеком. В быту такое поведение люди обычно называют вредными привычками. Сюда относится как кусание ногтей, грызение авторучек и других предметов, всяческие неконтролируемые манипуляции со своим лицом, пристрастие к семечкам, орехам, конфетам, шоколаду и другим продуктам питания, а также некоторые стадии курения и алкоголизма. В принципе, техника «Паттерн взмаха» или ее элементы могут быть полезны и в других ситуациях, но прежде всего нужно хорошо проверить экологию предполагаемых изменений.

Изучив саму технику «Паттерн Взмаха» , Вы поймете, что более точным для нее было бы название "Обретение контроля над автоматическим поведением с помощью визуального паттерна взмаха". То есть паттерн взмаха играет здесь сугубо техническую роль - изменяет старую сенсорную стратегию автоматического поведения и закрепляет новую. Это означает, что сам по себе он наиболее подходит к простым ситуациям, когда человек сознательно решил и убедился в том, что хочет расстаться со своей привычкой. Например, он давно мечтает бросить курить или пить, но вот его руки продолжают по привычке "самостоятельно" тянуться за сигаретой или стаканом. Выражается это в том, что человек, увлекаясь каким-либо делом, даже не замечает, как он курит, до тех пор, пока не обнаружит, что пачка уже пуста. Все, что нужно в данном случае, - это "отучить" руки делать то, к чему они привыкли за долгие годы, иными словами, изменить программу поведения, а говоря совсем конкретно, вернуть человеку сознательный контроль над собственными руками.

Что же представляет собой этот загадочный паттерн взмаха и как он работает?

Начнем с того, что "родное" название техники "Swish", которое аудиально передает скорость протекания данного паттерна. Почему именно указание на высокую скорость было вынесено в название техники? Как известно, многие внутренние процессы нашего организма (например, мыслительные) протекают с огромной скоростью, микростратегия автоматического поведения не является исключением. Реализуется она примерно так: в поле зрения (восприятия) человека попадает предмет его "вожделения" (сигарета, конфета и т. д.), и тут же запускается привычное поведение. При этом человек может и не заметить, как, например, выкурил полпачки сигарет во время разговора в курящей компании. И если сладкоежка обращает внимание на лежащую на столе плитку шоколада, то ему трудно сопротивляться возникшему желанию, "вплоть до победного истребления" всего шоколада в доме. Поэтому важно вносить изменения таким образом, чтобы альтернативная микростратегия, модифицирующая автоматическое поведение, действовала так же быстро, стабильно и эффективно, как и прежняя. Для этой цели и служит паттерн взмаха. Заключается он в процессе параллельного изменения нескольких субмодальностей (плюс механизм ассоциации-диссициации - прим. А. Плигина) в момент последовательного перехода от одного визуального образа, запускающего прежнее поведение, к другому, отвечающему за новое поведение. При этом вся процедура повторяется несколько раз с постоянным ускорением вплоть до максимально быстрого воспроизведения всей стратегии. В результате качественного установления новой микростратегии старый триггер теперь так же стабильно запускает новое поведение.

Итак, в достаточно простых случаях мы могли бы использовать обычный паттерн взмаха, но реальная жизнь часто гораздо сложней. Одним из важных элементов любого негативного автоматического поведения (и не только) является наличие вторичных (побочных) выгод, которые его поддерживают…

Среди вторичных выгод для людей, у которых курение переросло во вредную привычку, встречаются такие, как: желание выглядеть более старшим или неординарным, самоутверждение, подростковая социализация, успокоение в стрессовой ситуации, концентрация в сложном положении, адаптация к чему-то новому, отдых во время интенсивной работы, заполнение пауз, временное "отключение" от текущих дел и др. Вы, наверное, уже заметили, что потребности, которые курящий человек удовлетворяет только с помощью сигареты, существуют в жизни каждого из нас. Некурящие студенты обычно спрашивают у курящих: "А как же все другие люди живут и справляются с подобными ситуациями без сигарет?" Один из возможных ответов заключается в недоверии человека самому себе, в низкой самооценке и поиске помощи "на стороне" (сигареты, алкоголь, наркотики, антидепрессанты, транквилизаторы, стимуляторы, психотерапевты и др.). Что имеется в виду? А то, что человек, машинально тянущийся за сигаретой в стрессовой ситуации, на самом деле убежден, что только она поможет ему успокоиться. И объяснить ему, что со всеми трудностями он справляется самостоятельно, а сигарета - это всего лишь ключ к нужному состоянию, очень нелегко. Еще более жесткую внешнюю зависимость часто имеют люди с хроническими или резко обостряющимися заболеваниями. Например, идет по улице совершенно спокойный человек, но вдруг вспоминает, что забыл дома "лекарства от сердца" - и ему уже можно вызывать "скорую помощь", так как испуг, который он при этом переживает, действительно может вызвать осложнение. Вот такую мощную силу имеют порой некоторые вещи: пока они с нами, мы чувствуем себя в полной безопасности, но стоит их забыть дома... И это не означает, что лекарства бесполезны: просто некоторые люди склонны больше полагаться на действенные средства (медикаменты, сигареты, амулеты и др.), чем на собственные силы.

Итак, каким же образом сигарета превращается в якорь, открывающий доступ человеку к нужному состоянию? В качестве иллюстрации можно привести описание одного эксперимента, сделанного поведенческими психологами. Одна из целей этого опыта заключалась в обучении голубя получать корм путем нажатия на специальный рычаг. Но так случилось, что эксперимент совпал с брачным периодом голубей. И вот однажды, совершая какой-то брачный танец, голубь случайно нажал на заветный рычаг. Трудно сказать, принял ли он пищу как дар свыше за прекрасно исполненный танец или нет, только с тех пор всякий раз, прежде чем он нажимал на рычаг, ритуал повторялся. Наверное, если бы люди внимательнее присмотрелись к себе, то были бы очень удивлены количеством всевозможных "танцев", которые они часто исполняют вместо того, чтобы сразу "нажать на рычаг". Знаете ли вы семьи, где супруги считают, что в случае размолвки нужно выдержать паузу в час, день, месяц и более, прежде чем помириться? Как много людей, которые думают, что лучший способ привлечь внимание близкого человека - это "закатить" скандал? Сколько руководителей разного уровня действительно верят, что для достижения наибольшей эффективности в своей деятельности нужно начать с правдивой и своевременной критики?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в случае обнаружения у человека вторичных выгод простое удаление негативного автоматического поведения (диета, кодирование, медикаментозное лечение, принудительное избавление от привычки и др.) не только не решает самой задачи, но часто осложняет состояние и жизнь человека, отнимая у него единственный способ удовлетворения своих потребностей. К сожалению, современная медицина, наркология и практическая психология в своей работе обходят эти вопросы стороной, результатом чего является вытеснение или замена симптомов, самопроизвольное удаление вшитых капсул, недолгие постклинические эффекты лечения, появление у человека трудностей в других сферах жизни, социальная дезадаптация, потеря смысла жизни, суицид.

Что же в таком случае предлагает НЛП?

Оно считает необходимым всегда помнить об экологичности любых изменений. Поэтому, прежде чем изменять автоматическое поведение человека, нужно проверить: поддерживается ли оно вторичными выгодами. В случае обнаружения последних для каждой из них необходимо найти альтернативный и более экологичный способ реализации. Именно работа с вторичными выгодами является смысловым ядром техники паттерн взмаха, так как от нее во многом зависит устойчивость полученных изменений. Реализуется она с помощью создания специального образа "улучшенного себя, свободного от старой привычки". Именно этот образ в последующем будет прикреплен с помощью паттерна взмаха к новой стратегии автоматического поведения и поможет человеку найти силы и ресурсы для изменений.

Несколько слов о структуре желаемого образа. Во-первых, он должен содержать в себе информацию не ниже (а иногда и выше) уровня способностей, так как именно потенциал будет определять новые варианты поведения и даст человеку свободу выбора в удовлетворении своих потребностей. Во-вторых, фон, на котором будет расположен образ "улучшенного себя, свободного от старой привычки", желательно сделать неопределенным и размытым, чтобы найденные способности (ценности, убеждения, личностное своеобразие) легко обобщались и переносились на разные контексты, а не были привязаны к какому-то одному из них. В-третьих, желаемый образ должен нравиться человеку и, всякий раз возникая перед глазами, притягивать к себе, повышая мотивацию человека к изменениям. Поэтому, в-четвертых, образ должен быть диссоциированным, как и изображение любой цели, к которой стремится человек.

После того как желаемый образ будет создан, на его основе вырабатываются предпочтительные варианты поведения. Для этого человеку предлагается мысленно поместить "улучшенного себя" на собственное место в жизни и посмотреть, как он будет вести себя в тех ситуациях, где раньше курил. Это один из наиболее ответственных этапов работы, так как устойчивость полученных изменений напрямую будет зависеть от того, насколько разнообразны и экологичны новые варианты поведения! Поэтому переходить к закреплению новой стратегии поведения стоит только после того, как будут найдены более эффективные способы удовлетворения каждой вторичной выгоды.

Особого внимания в технике паттерн взмаха заслуживает визуальный ключ - образ, связанный с триггером, запускающим стратегию автоматического поведения. Почему этот образ называется ключом? Потому что именно он в последующем будет запускать новую стратегию в ситуациях, где раньше включалось прежнее поведение. Что но собой представляет? Это какая-либо часть опыта человека, предшествующая негативному автоматическому поведению. Таким образом желательно, чтобы созданный ключ содержал в себе информацию из всех репрезентативных систем, которые задействованы в момент запуска негативного автоматического поведения. Визуальной части его уделяется особое внимание, т. к. изменение стратегии в данном варианте техники происходит посредством визуальных субмодальностей.

Надежность работы новой стратегии во многом зависит от того, насколько точно подобран ключ. Возникает вопрос: а как его подобрать? Главное условие в данном случае одно: чем чаще в опыте будет воспроизводиться ключ, тем чаще и точнее будет срабатывать новая стратегия поведения. Например, выбранная в качестве ключа пачка сигарет будет запускать новую стратегию всякий раз, как только она попадет в поле зрения клиента. Но если он возьмет сигарету не из пачки, а из рук другого человека, то ключ окажется бездействующим. Еще меньше вероятность воспроизведения ключа, если в качестве него выбран этап покупки сигарет, так как сигареты можно купить в магазине, в ларьке, на улице и т. д. Поэтому, выбирая ключ, нужно найти такой элемент опыта, который повторяется наиболее часто. Например, в случае курения очень действенным оказывается ключ в виде руки с сигаретой, поднесенной ко рту.
Как показывает практика, набор визуальных субмодальностей, используемый в данной технике для изменения стратегии автоматического поведения, удобен для большинства людей. Хотя возможно и другое их сочетание. Если окажется, что человеку сложно производить изменение всех субмодальностей одновременно, можно предварительно обучить его работать с каждой отдельно. Также можно подобрать и другие способы изменения субмодальностей, более удобные для конкретного человека.

Еще раз напомним, что техника паттерн взмаха (как и многие другие техники НЛП) не отучает человека от привычки, не удаляет симптом и не изменяет неэффективное поведение, а всего лишь возвращает ему утерянный контроль над собственными действиями и дает возможность осознанного выбора в тех ситуациях, где раньше она отсутствовала.

По материалам Центра НЛП в Образовании

По материалам Центра НЛП в Образовании

Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, «с чувством, толком и с расстановкой», познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха (описание взято мною из книги Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»).

1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то "еприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ - ка- Ким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен - который сильно влечет вас и нравится вам.

4.Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова - пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверки - поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Отчасти я об этом уже говорил. Не обнаружили «истинную» картинку-триггер (то, что действительно «запускает» нежелательное состояние или поведение). И не нашли устраивающий ваше бессознательное новый образ себя. Это - как основное и главное т. е. необходимое. А чтобы оно стало еще и достаточным, сообщаю вам четыре (пока) условия эффективных «взмахов» (привожу их по книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас - удивительно плодовитых энэлперов, с техниками которых вы не раз еще встретитесь на страницах этой книги).

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно - то есть, чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении - от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах - это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим с амым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно больше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как известно, лучший способ понять что-то самому, объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя - как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку - ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая - темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, - это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Многим из нас уже давно известен такой способ оказания влияния индивида на свою личность и на личности окружающих его людей, как способ нейролингвистического программирования. НЛП является наипопулярнейшим и одним из самых востребованных методов достижения цели в данном направлении. Сегодня каждый из нас может по достоинству оценить действие НЛП, которое способно помочь человеку лучше понять свою натуру, избавиться от отрицательных качеств, и приобрести положительные. Так же НЛП позволяет произвести благоприятное впечатление на тех людей, с которыми необходимо взаимодействовать, поэтому делает процесс коммуникации более приятным и действенным. На сегодняшний день психологи и психотерапевты по всему миру успешно применяют НЛП, но не следует забывать, что, используя данные техники и приемы в повседневной жизни каждый из нас ощутит положительный эффект. Для того, чтобы приступить к изучению НЛП можно воспользоваться различными материалами из Интернета, но не стоит забывать, что детальное изучение каждого предмета требует не только теории, но и практики.

Изменение субмодальностей

Субмодальности — это элементы, составляющие картину восприятия окружающего нас мира. Наше отношение ко всему происходящему вокруг нас кодируется с помощью именно этих элементов. Каждому из нас следует знать, что отношение к чему-либо возможно изменить при помощи техники изменения субмодальности, которая способна кардинально поменять наши ощущения и эмоции от чего-либо происходящего. Так же при помощи данной техники возможно изменить оценку любой ситуации, которая произошла уже много лет назад, то есть, мы сможем изменить даже свое отношение к какому-либо человеку… Как осуществляется изменение субмодальностей? Все достаточно просто: возьмем во внимание знакомого, к которому необходимо поменять отношение, и другого знакомого, по отношению которого вы испытываете только положительные эмоции. После этого необходимо найти некоторые отличия между этими личностями и их субмодальностями и «обменять» их между собой, тем самым перенося свое отношение к одному индивиду на другого. Следующее, что надо сделать, это проверить результат данной техники: если ситуация обернулась благоприятным образом, то «обмен» прошел хорошо, если же конечный результат неудовлетворительный, необходимо вернуться к предшествующему этапу и выполнить требуемое еще раз.

SMARTEF — правильная установка

Не следует забывать, что для достижения необходимых нам целей важнейшую роль играет умение верно их продумать и понять, какого результата мы добиваемся, то есть надо четко осознавать, чего мы на самом деле хотим. SMARTEF — это одна из техник, которая способна помочь правильно сформулировать свои желания, что и помогает добиться цели наиболее легким путем.

Верная постановка цели:

  1. Конкретность — учитывайте все детали желаемого результата;
  2. Измеримость — осознание факторов того периода времени в будущем, когда цель будет достигнута;
  3. Привлекательность — то, чего вы хотите добиться, просто обязано быть мотивацией для вас;
  4. Реалистичность — необходимо заранее обдумать способы достижения цели (т.к., если она не реалистична, ничего не получится);
  5. Ограниченность временем — четко установить рамки времени, которые даны на осуществление желаемого;
  6. Экологичность — необходимо рассмотреть цель с разных точек зрения для возможности получения выгоды в большем количестве.

Так же немаловажную роль играет формулировка цели, т.к. она способна помочь вам в достижении успеха за более короткий срок.

«Уолт Дисней»

Из творчества Уолта Диснея можно взять «на вооружение » технику, которая требует от нас рассмотрения каждой проблемы с трех различных позиций: Мечтателя, Реалиста и Критика. Действительно, для принятия эффективного решения требуется рассмотреть проблему с различных сторон. Автор данной техники назвал этот подход «имадженирингом «. Мечтатель поможет рассмотреть всю картину будущего результата, что очень действенно на начальном этапе достижения цели. Реалист же производит поиск решений для осуществления поставленной цели, т.е. реалист способен помочь человеку приступить к действиям. Критик нужен для того, чтобы попытаться отыскать упущенные моменты в действиях Реалиста и Мечтателя.

Данная стратегия помогает стать более продуктивным и добиться даже большего, чем было задумано изначально.

Логические уровни

Для того, кто работает с техниками НЛП необходимо знать, что существуют различные уровни осознания происходящего, и его переживания. Данные уровни параллельны друг другу и связаны между собой. Восприятие происходящего на всех уровнях без исключения очень важный аспект в жизни человека, так как это влияет как на наши ощущения, так и на происходящие события. Следует так же знать, что высшие уровни имеют право на существование и без низших, а низшие подчиняются высшим. Очень часто люди формируют цели лишь на низших уровнях, значит и работать над решением проблем начинает именно на низших. Однако, необходимо прорабатывать свои цели именно на высших уровнях, так как в данном случае будет возможность работать с целью напрямую.

Для эффективного взаимодействия со своими целями просто необходимо работать с логическими уровнями, потому что практически все, чего мы желаем, должно находится в согласованности с высшими уровнями. Прорабатывая наши цели именно на наивысших уровнях, можно выявить требуемые ресурсы и устранить препятствия на пути к осуществлению поставленной цели.

«Взмах»

Для замены деструктивного типа реагирования человека на что-либо другое понадобится техника «взмах ». Изменение метода реагирование — это не единственный результат, который способен получить человек благодаря данной технике, так как она так же эффективно помогает появлению у каждого из нас своего положительного образа. Практически везде можно применять технику «взмах », потому что она помогает устранить вредные привычки и даже корректирует проблемы в поведении.

«Взмах» : в самом начале надо определить ситуацию, на которую мы реагируем не так, как бы хотелось; необходимо выявить факторы, способствующие привычной реакции; далее следует создать идеальное состояние, которого хотелось бы достичь при данной ситуации; последующий этап – «взмах », который производит быструю смену одного состояния на другое. Последний этап — проверка уже измененного состояния.

Выработка нового поведения

Чтобы изменить привычные реакции нашего разума на те, которые мы хотим получить, существует техника «генератор нового поведения»
Именно благодаря данной технике каждый из нас способен выработать уверенность в завтрашнем дне, что и приведет к улучшению жизни. Для продуктивного выполнения техники, необходимо пройти несколько этапов. Для начала необходимо выявить ситуацию, которая требует переработки, а затем прожить ее в своем подсознании.

Следующий требует представления данной ситуации так, как будто это фильм, в котором вы — главный герой. На следующем этапе вы должны представить, что вы оператор, который выбирает эту ленту для себя же. Затем вам необходимо представить ту же ситуацию, но прожить ее иначе — как бы вам хотелось это сделать… Главное, чтобы конечный результат устроил вас! Если результат не нравится, следует переработать предшествующие пункты. В итоге вы получите новый способ реагирования, который будет приносить вам пользу в дальнейшем. Остается только закрепить изученное, проиграв разные ситуации в вашем сознании.

Пошаговый рефрейминг

Каждый из нас переживал ситуацию, когда некоторые проблемы очень долго не решаются. Происходит это потому, что наше подсознание не дает им решиться, так как мы подсознательно думаем, что ситуация, которая есть на данный момент — идеальна. Рефрейминг способен решить эту проблему, изменяя настрой нашего подсознания. Надо достичь особого медитативного состояния, при котором наше сознание открыто для потока информации.

Шестишаговый рефрейминг:

  1. Для начала следует прилечь на пол, напрягая и расслабляя мышцы тела друг за другом, после чего 5 минут просто лежать, чувствуя свое дыхание
  2. Далее надо визуализировать белый экран
  3. После того, как представили экран, надо предложить своему сознанию сотрудничать (ответ появится на экране)
  4. Положительный ответ дает возможность задавать другие вопросы, требующие ответа да/нет
  5. При взаимодействии с сознанием требуется узнать, какие выгоды оно получает из мучающей вас ситуации. Так же следует поискать нового решения сложившейся проблемы.
  6. Расслабиться, позволяя сознанию обрабатывать информацию. Не спеша досчитать до 10 и встать.

Данная техника способствует решению большого количества проблем.

Перепись личной истории

Эта техника нужна, когда поведение, требующее изменения, связано с некоторыми событиями, которые происходили когда-либо, и имеют связь с настоящим.

При ее помощи есть возможность избавиться от ограничивающих нас убеждений, привычек и различных методов реагирования.
Для начала следует определить не желаемую ситуацию и установить на ней якорь. Этот якорь требуется для проведения человека до периода жизни, когда данная проблема только появилась, учитывая контекст происходящего. После обнаружения похожих ситуаций необходимо опустить якорь и пройти с ним до самого первого переживания по поводу этой проблемы и найти пусковые факторы этой проблемы.

Затем следует произвести якорение имеющегося ресурса и изменить восприятие этой ситуации.

Излечение фобий

В НЛП Так же есть техника излечения различных фобий, которая нейтрализует якоря, то есть избавляет человека от переживаний и фобий. В результате человек освобождается от страхов и высвобождает свою энергию на многие другие возможности.

Лечение фобий:

Для начала необходимо получить доступ к положительному состоянию, и провести процесс якорения. После этого надо получить анализ переживаний, представляя себя таким, каким вы были до этой ситуации, а затем после нее. Просмотр на себя со стороны так же поможет в данном деле. Следующий этап — просмотр фильма в котором эти два события сменяют друг друга. Далее, следует задуматься о фобии, о ее источниках, отмечая при этом свое физическое состояние. Спроецировав негативную ситуацию в будущее, надо представить новые методы реагирования.

Реимпринтинг

«Импринт» — означает запечатление, то есть некоторый опыт после которого у человека сложились определенные убеждения. Часто ситуации под названием «импринт» кажутся безвыходными и вызывают только негативные эмоции.Импринтинг — это осуществление поиска ресурсов, которые необходимы для изменения убеждений человека и повления новой модели поведения.

Следует сосредоточиться на первоначальном появлении переживаний, связанных с данными убеждениями. Затем надо перенестись в то время, когда еще не было импринта, а потом вернуться в настоящее.

Переоценка прошлого

Данная техника помогает изменить оценку некоторых событий, которые произошли раньше. С ее помощью получается влиять на оценивание неприятных событий, в связи с которыми возникли какие-либо убеждения.Надо выявить период времени, который нужно изменить.

Для начала следует представить этот отрезок времени в виде линии, которая лежит на полу, затем выявить самые значительные этапы данного периода, и обозначить их на линии. Ситуации должны быть разделены на положительные и отрицательные. Следующий этап — представление этих ситуаций, наблюдая со стороны во время негативных.Следует создать только благоприятную реакцию и провести проверку.

Выбор на линии времени

Техника отлично представила себя как нужный способ разрешения спорных ситуаций, в которых индивид сомневается в выборе. Так же эта техника может прогнозировать результат в зависимости от выбора.

Для начала следует осознать, что у каждого из нас есть выбор, затем нужно установить временные рамки линии. После этого надо определить самый крайний срок, до которого может быть осуществлен выбор. Следующий шаг — совершить перемещение в будущее и попытаться найти события, на которые повлияет ваш выбор. В конечном счете надо вернуться в самое начало и оценить пройденный маршрут, это поможет вам сделать правильный выбор.

Самогипноз

Самогипноз весьма эффективен, так как способен предложить индивиду проработать все проблемы на различных уровнях, потому что происходит связь с подсознанием в самом благоприятном состоянии.

При ее помощи человек может изменить те качества, которые ему не нравятся, так же может повлиять на способ мышления и поведения в различных ситуациях.

Для начала надо принять удобную позу, которая поможет расслабиться. Затем следует обозначить временные рамки, в течении которых человек будет находиться в гипнотическом состоянии. Для данного погружения очень важна четкая цель, которая будет сформулирована в положительном ключе. После этого надо выбрать состояние, в каком вы хотите оказаться после самогипноза.Процесс самогипноза должен полностью подходить под ваше восприятие окружающего мира. Надо закрыть глаза, обращать внимание только на свои ощущения. Это очень сложная процедура, которая требует много сил и практики.

Закрепим материал:

  • Изменение субмодальностей — при помощи техники изменения субмодальности, которая способна кардинально поменять наши ощущения и эмоции от чего-либо происходящего. Так же при помощи данной техники возможно изменить оценку любой ситуации, которая произошла уже много лет назад, то есть, мы сможем изменить даже свое отношение к какому-либо человеку.
  • SMARTEF — правильная установка; для достижения необходимых нам целей важнейшую роль играет умение верно их продумать и понять, какого результата мы добиваемся, то есть надо четко осознавать, чего мы на самом деле хотим. SMARTEF — это одна из техник, которая способна помочь правильно сформулировать свои желания, что и помогает добиться цели наиболее легким путем.
  • «Уолт Дисней» — требует от нас рассмотрения каждой проблемы с трех различных позиций: Мечтателя, Реалиста и Критика. Действительно, для принятия эффективного решения требуется рассмотреть проблему с различных сторон.
  • Логические уровни — существуют различные уровни осознания происходящего, и его переживания. Данные уровни параллельны друг другу и связаны между собой.Восприятие происходящего на всех уровнях без исключения очень важный аспект в жизни человека, так как это влияет как на наши ощущения, так и на происходящие события.
  • «Взмах» — для замены деструктивного типа реагирования человека на что-либо другое понадобится техника «взмах». Изменение метода реагирование — это не единственный результат, который способен получить человек благодаря данной технике, так как она так же эффективно помогает появлению у каждого из нас своего положительного образа.
  • Выработка нового поведения — чтобы изменить привычные реакции нашего разума на те, которые мы хотим получить, существует техника «генератор нового поведения». Именно благодаря данной технике каждый из нас способен выработать уверенность в завтрашнем дне, что и приведет к улучшению жизни. Для продуктивного выполнения техники, необходимо пройти несколько этапов. Для начала необходимо выявить ситуацию, которая требует переработки, а затем прожить ее в своем подсознании.
  • Пошаговый рефрейминг — каждый из нас переживал ситуацию, когда некоторые проблемы очень долго не решаются. Происходит это потому, что наше подсознание не дает им решиться, так как мы подсознательно думаем, что ситуация, которая есть на данный момент — идеальна. Рефрейминг способен решить эту проблему, изменяя настрой нашего подсознания.
  • Перепись личной истории — эта техника нужна, когда поведение, требующее изменения, связано с некоторыми событиями, которые происходили когда-либо, и имеют связь с настоящим. При ее помощи есть возможность избавиться от ограничивающих нас убеждений, привычек и различных методов реагирования.
  • Излечение фобий — в НЛП Так же есть техника излечения различных фобий, которая нейтрализует якоря, то есть избавляет человека от переживаний и фобий.
  • Импринтинг — это осуществление поиска ресурсов, которые необходимы для изменения убеждений человека и появления новой модели поведения.
  • Переоценка прошлого — данная техника помогает изменить оценку некоторых событий, которые произошли раньше.
  • Выбор на линии времени — техника отлично представила себя как нужный способ разрешения спорных ситуаций, в которых индивид сомневается в выборе.
  • Самогипноз — самогипноз весьма эффективен, так как способен предложить индивиду проработать все проблемы на различных уровнях, потому что происходит связь с подсознанием в самом благоприятном состоянии.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что техники НЛП — это инструмент, который поможет при работе с любым человеком. Для того, чтобы приступить к изучению НЛП можно воспользоваться различными материалами из Интернета, но не стоит забывать, что детальное изучение каждого предмета требует не только теории, но и практики. Мы попытались изложить каждую из этих техник выше. Так же следует обратить внимание, что данные техники оказывают влияние на многие сферы жизнедеятельности человека. Конечно, не все существующие техники были рассмотрены нами во всех подробностях, но при желании каждую из них можно детально изучить. Так же практика нужна для того, чтобы ваши способности действительно оказывали влияние на окружающих, так как такой способ оказания влияния индивида на свою личность и на личности окружающих его людей способен кардинально изменить жизнь каждого из нас. НЛП является наипопулярнейшим и одним из самых востребованных методов достижения цели в данном направлении. Так же НЛП позволяет произвести благоприятное впечатление на тех людей, с которыми необходимо взаимодействовать, поэтому делает процесс коммуникации более приятным и действенным, потому что используя данные техники и приемы в повседневной жизни, каждый из нас ощутит положительный эффект.