Меню
Бесплатно
Главная  /  Масла  /  Проектная деятельность как современная форма взаимодействия педагогов и родителей. Проектная деятельность как форма работы с родителями. Опыт работы воспитателя Венгеренко А.В Проектная деятельность в работе семьей

Проектная деятельность как современная форма взаимодействия педагогов и родителей. Проектная деятельность как форма работы с родителями. Опыт работы воспитателя Венгеренко А.В Проектная деятельность в работе семьей

Сотрудничество с родителями в проектной деятельности

воспитатели ГБОУ Школа № 000 д/с «Мозаика», г. Москва

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Большинство родителей - люди образованные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей , но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектной деятельности. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Работа над проектом, способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, помогает ему сформировать уверенность в собственных возможностях. Дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Обучение осуществляется через поисково-познавательную деятельность, направленную на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельность и ответственность, развивает основы творчества и умственные способности. У ребенка развиваются целеустремлённость, настойчивость, он учится преодолевать проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Темы проектов рождаются из интересов детей: в основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема, детский вопрос. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Совместная деятельность ребёнка и родителей укрепляет детско-родительские отношения. Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой.


В нашей группе воспитатели вместе с детьми и родителями работали над проектом «Ёлочка». Новогодний праздник - очень эмоционально яркий, очень семейный, поэтому нам хотелось, чтобы родители приняли в этом проекте активное участие, чтобы совместная деятельность по подготовке к празднованию Нового года возродила семейные традиции, послужила укреплению взаимопонимания всех членов семьи.

Ø творческий.

Сроки реализации проекта:

Проект краткосрочный, 3 недели.

Участники проекта :

Дети средней группы, их воспитатели и родители.

Цель проекта:

Приобщение детей к культуре новогоднего праздника, новогодних традиций; обогащение детских впечатлений, развитие художественно – эстетического восприятия, формирование интереса к художественной деятельности.

Задачи проекта:

Ø Дать детям знания о ели, как дереве.

Ø Познакомить детей с традициями празднования Нового года, украшением ёлки.

Ø Обогатить и активизировать словарь детей.

Ø Воспитывать у детей любовь к природе и желание ее беречь.

Ø Развивать художественно-эстетические способности, наглядно-действенное мышление, навыки продуктивной деятельности.

Ø Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами над проектом.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

2. Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми.

3. Подбор художественного материала, иллюстрационного материала по теме.

4. Проведение ознакомительной консультация для родителей о проекте.

Воспитатели на родительском собрании ознакомили родителей с проектом группы, отметили необходимость участия родителей в реализации проекта, познакомили их с инновационной технологией , раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Воспитатели отметили, что участвуя в реализации проекта, родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

5. Подбор справочной информации для родителей по тематике бесед и занятий с детьми по темам проекта.

Практический этап

Для того, чтобы дети получили больше знаний, впечатлений о Новом годе, новогодней елочке мы активно привлекали родителей к участию в проектной деятельности:

1. С помощью родителей была организована в группе выставка календарей и открыток на зимнюю тематику и на тему празднования Нового года.

2. Родители приняли активное участие в украшении группы к Новому году.

3. Родители провели по заданию воспитателей беседу с детьми о Новогоднем празднике, читали о нем книги, разучивали стихи.

4. Дети и родители на прогулке рассматривали различные елки, как просто деревья, так и наряженные.


Для того, чтобы у детей было больше впечатлений о новогодних праздниках, мы попросили родителей в зимние праздники посетить с детьми новогодние представления, рождественские встречи, народные гуляния, просили, чтобы дети принимали активное участие в праздновании Нового года дома. На прогулке предложили проводить беседы с детьми об увиденном, обратить внимание детей на зимние приметы погоды, обсудить как украшены ёлки на улице и дома, как украшен наш город в праздничные дни. Воспитатели посоветовали родителям нарисовать с детьми то, что ребёнок хочет получить в подарок – это была прекрасная возможность узнать о желаниях и мечтах ребенка. На нашу просьбу родители реагировали по разному: кто-то сразу включился в работу и предложил свою помощь, кто-то слушали обдумывал полученную информацию. Однако, большинство родителей заранее стали задумываться о том, как провести новогодние праздники с ребенком, планировать совместную деятельность.

5. Родители участвовали в выставке детско - родительских работ «Елочка-красавица». Дома с детьми делали различные поделки и украшения под девизом «Нам с мамой некогда скучать, мы будем елку наряжать».

6. Во время новогодних праздников родители вместе с детьми посещали новогодние елки, праздничные мероприятия.

После зимних праздников дети пришли в детский сад, стали делиться своими впечатлениями: как украшали ёлку дома, какие подарки подарили Дед Мороз и Снегурочка, как они готовились к встрече Нового года, какие посетили детские представления. Увидев эмоции детей, мы решили совместно с родителями сделать стенгазету «Мы на ёлке». Воспитатели вместе с детьми нарисовали ёлку, родители предоставили новогодние фотографии и записали высказывания детей на цветной бумаге в форме новогодних шариков их впечатления о празднике. Этими «шариками» была украшена наша «ёлочка».

7. Родители предоставили фотографии на тему «Мой ребенок на елке» и записали впечатления детей о празднике.

Заключительный этап

В результате работы над проектом были созданы продукты совместной детско-родительской деятельности:

1. Газета «Мы на ёлке».

2. Работы детей и родителей приняли участие в детско-родительской выставке «Волшебная зима».

3. Группа оформлена к Новому году украшениями, которые дети сделали вместе с родителями.

4. Создание презентации «Елочка».

В процессе работы над проектом дети обогатили свои эмоциональные впечатления. Пополнили знания о ёлке, о традициях празднования Нового года. Разнообразная, доступная для детей деятельность активизировала речь, пробудила в детях познавательный интерес и желание делать работы на новогоднюю тематику, дарить их близким. Совместная деятельность детей и родителей положительно повлияла на взаимоотношения в семье, привлекла родителей к участию в жизни группы, детского сада.

Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.

По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По времени проведения : долгосрочный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ

1. Информационно - аналитические

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные.

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые.

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ

Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ

Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Основы семейного права»

Родители

Педагог – психолог

Юрист – консультант по семейному праву

2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель

родители

3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

родители

4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители

5 Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

6 Семейный театр Воспитатель

родители

7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»

Педагог – психолог

Врач – невролог

Учитель – логопед

Инструктор по физической культуре

9 «Зов джунглей» Воспитатель

родители

10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители

11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель

родители

12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель

родители

13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель

родители

14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель

родители

2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ

Юрист, врач.

Специалисты разных профилей

3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители

4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель

родители

5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители

6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель

родители

7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель

родители

8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель

родители

9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель

родители

10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель

родители

2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель

родители

3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник

4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители

5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель

родители

6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод

7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель

родители

8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель

родители

9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель

родители

10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель

родители

11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель

родители

12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель

родители

13 Спартакиада Воспитатель

родители

14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель

родители

15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель

родители

16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель

родители

2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители

3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители

4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель

родители

5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник

Экскурсовод

6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель

родители

7 Презентация «Моя семья» Воспитатель

родители

8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель

родители

9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель

родители

10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель

родители

11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Феликс Адлер.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В сентябре 2013 года был проведен опрос 28 родителей детей, посещающих группу №9 МБДОУ №19 «Светлячок». Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

  • некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
  • большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
  • отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

  • получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;
  • получить возможность общения с психологом – 55%;
  • получить психолого-педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;
  • научиться определять способности детей – 21%;
  • получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также родители воспитанников и дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

В 2010 году я разработала и внедрила в рамках работы детско – родительского клуба «Молодая семья» профилактическую программу, направленную на гармонизацию межличностных отношений в семье. Это была совместная деятельность родителей с детьми в старшей и подготовительной к школе группе.

Целью данной программы стала гармонизация межличностных отношений в семье: сохранение семейных традиций; создание психолого – педагогических условий для взаимодействия детей и родителей; развитие и укрепление партнерских отношений между ними; преодоление стереотипных представлений о семейной жизни и ребёнке у супругов.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.

Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать нормальному развитию будущих первоклассников.

С сентября 2012 года в МБДОУ «Светлячок» начинает функционировать «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор данной статьи, Венгеренко Анна Васильевна.

«Школа для родителей будущего первоклассника» на современном этапе непрерывного образования является важной стороной взаимодействия дошкольного учреждения с родителями и детьми. Программа помогает гармонично организовывать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника, что, несомненно, положительно влияет на личностный рост участников.

В июне 2013 года был новый набор детей в возрасте от 3- 4 лет, с новыми детьми пришли новые родители. В период с июля по октябрь 2013 года был разработан и внедрён проект «Школа дошкольных наук», который был направлен на взаимодействие родителей воспитанников и педагогов ДОУ.

Задачи данного проекта:

  • Расширить представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
  • Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
  • Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
  • Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
  • Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Первый этап данного проекта включал в себя диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2013 г.): Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

На следующем этапе я предложила реализацию проекта (октябрь 2013 г. – май 2016 г.):

  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта (октябрь 2013 г.)
  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации здоровьесберегающего проекта «Волшебная страна Здоровье» (октябрь 2014 г.)
  • Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации мини-проекта «Витаминка» и мини – проекта «Стоматошка» в рамках работы здоровьесберегающего проекта «Волшебная страна Здоровье» (октябрь 2014 г. – май 2015 г.)
  • Варианты планирования реализации проекта «Хочешь быть здоровым – правильно питайся!» (октябрь 2015 г.)

Заключительный этап проекта (май 2016 г.):

  • Защита проекта в виде досуга.
  • Создание презентации.
  • Создание книги «Здоровый ребёнок».
  • Оформление папки с материалами проекта.

По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В сентябре 2014 года на базе группы №9 МКДОУ ДС№19 «Светлячок» прошла встреча в «Школе дошкольных наук» по теме «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса в ДОУ». Участниками данного мероприятия стали родители данной группы, воспитатели, педагог-психолог, медицинский работник, инструктор по физическому развитию.

В ходе работы Школы дошкольных наук был представлен проект «Волшебная страна Здоровья».

Цели методической разработки:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • оздоравливание и закаливание детей;
  • формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • систематизировать полученные в ходе реализации материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ.

Задачи:

1. Проанализировать особенности организации здоровьесберегающих технологий в других группах ДОУ.

2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей в других ДОУ.

3. Систематизировать методические материалы по использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья (медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка) для дошкольной группы ДОУ.

4. Представить систему работы в группе ДОУ с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий (методическое пособие).

5. Обеспечить осуществление образовательного процесса в группе ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий.

Ожидаемый результат :

Внедрение здоровьесберегающей технологии во все виды деятельности. Расширение кругозора в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей. Профилактика заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.

Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания.

Целью проекта «Хочешь быть здоровым – правильно питайся!» является разработка и апробация эффективных форм и методов обучения дошкольников, которые позволят наиболее полно реализовать принципы дифференцировании и индивидуализации, отвечающие современным запросам системы дошкольного образования и социальному заказу общества.

Проект позволит решить определенные задачи в процессе образовательной деятельности, поможет в закреплении знаний по экологии питания, в формировании самостоятельных методов сохранения своего здоровья.

Главная цель – научить детей бережному отношению к себе и своему здоровью, через пропаганду правильного питания. Ведь давно доказано, что здоровье человека зависит от правильного питания, физических занятий, доброты и чистоты души. Его планируем мы реализовать в 2015-2016 учебном году.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников:

1. Сформировать умения:

  • работать совместно с педагогами с информационными источниками (книги, журналы, газеты, Интернет), находить нужную информацию и выделять главное;
  • использовать полученные знания на практике;

2. Повысить осведомленность детей о культуре здорового питания;

У родителей:

1. Стать активным единомышленником и помощником педагога в организации тематических мероприятий, проектной деятельности;

2. Изменить отношение к организации питания в семье: включить в рацион питания полезные для здоровья продукты (каши, молочные продукты, овощи, фрукты и.т.д.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:

Многолетний опыт проведения занятий с родителями и детьми показывает, что совместная творческая деятельность, выстроенная по определенной методике, объединяет и укрепляет семейные отношения, взаимопонимание между родителями и детьми, помогает раскрытию творческих способностей каждого из членов семьи. Занятия способствуют активизации творческого воображения участников и их личностному росту. Дети раскрывают свое понимание и видение Мира, а родители раскрывают видение Мира глазами своих детей.

Таким образом, от занятия к занятию:

  • Дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости;
  • Родители все лучше понимают себя и своего ребенка, учатся позитивному мышлению, снятию тревог и страхов; учатся, как и дети, выражать свои чувства, проявляя эмоции радости;
  • Занятия позволяют родителям комфортно чувствовать себя со своим ребенком и своими близкими в семье (тем самым улучшается общий эмоциональный климат в семье), легко достигать взаимопонимания и позитивно смотреть на мир, привлекая в свою жизнь радость и успех.

Показателем результативности реализации проекта можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта вне занятий клуба, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.

При реализации тем проекта широко применяется технология творческого проектирования , которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей.

Воспитатели ДОУ при реализации проекта используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.

Используя новые формы сотрудничества с родителями по реализации содержания проекта. Разработаны методические рекомендации по системе работы с родителями. Родители проявляют заинтересованность к сотрудничеству, принимают активное участие, как в городских конкурсах, так и Всероссийских.

За период функционирования клуба «Школа дошкольных наук» самым сложным для меня оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Результатом деятельности клуба является выпуск газеты для родителей воспитанников, выпуск фотостендов «Мой папа лучше всех», «Моя любимая мамочка», активное участие родителей в жизни группы и детского сада.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию воспитателя и семьи ребёнка.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

Данный педагогический опыт способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.

В результате внедрения данного опыта активизировались и обогатились воспитательные умения родителей, была оказана поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Вывод.

Таким образом, данная форма работы с родителями интересна тем, что тематика проектной деятельности может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Данный опыт работы был представлен на районном методическом объединении воспитателей дошкольных групп «Использование метода проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения».

Литература:

  • Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  • Агафонова С.А., Богомолова Т.Н., Бочарова Н. Д., Васильева Н. В., Планирование работы по образовательной области «Познание».-М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012.- 120 с.
  • Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. — №4. – с. 23-35.
  • Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. — №7.
  • Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
  • Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  • Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  • Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  • Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, — М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  • Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.
  • Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.
  • Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. –160 с.
  • Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  • Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1981. — 176с. — (Библиотека воспитателя детского сада).
  • Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
  • Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М.: ТЦ Сфера, 2008. –96 с.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  • Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями –М.: Мозаика — Синтез, 2008.-144с.
  • Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П.Колодяжная, Р.М. и др. –Ростов- н/Д, 2002. –119 с.
  • Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем /Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». – 2000. — №3.
  • Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с.
  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. — № 3.
  • Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
  • Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис - пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  • Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Учебное пособие. –М., Центр педагогического образования, 2008. -160 с.
  • И. А. Бурлакова, Е. К. Ягловская. Психологическое сопровождение образовательной программы ДОУ. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011.- №2.
  • Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин / Очаг. – 1993. — № 9.
  • Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  • Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. — М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.
  • Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.
  • Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. (стр. 6- 14).
  • Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, — М.: Просвещение, 1974.
  • Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий /авт. -сост. Т. К. Балабанова. Волгоград: Учитель, 2012.
  • Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье.- Горький, 1979
  • Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С.80-84.
  • Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг зашагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. — 40 с.
  • Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.
  • Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. – 128 с.
  • Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. –М.: Просвещение, 1968.
  • Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. –М.: 1979.
  • Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/ Ф.С.Махов. — М.:Профиздат,1989.
  • Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.
  • Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. – М.: 1989.
  • Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.-М.: 1997.
  • Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 56с.
  • Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 64с.
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Н.Ю.Пахомова. //Методист. — 2004. №1. – С.42.
  • Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  • Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие //Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. — М.: АРКТИ, 2003 — 96 с.
  • Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004. –С.503.
  • Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.-М.: 1990.
  • Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.
  • Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. – 2008. — №2.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». – 2003. — №6.
  • Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – М.: 1995.
  • Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  • Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
  • Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – М.: Политиздат. 1991.
  • Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
  • Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
  • Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
  • Фолкен, Ч.Т. Психология – это просто / Ч.Т. Фолкин. – М.: Агенство «ФАНР», 1998.
  • Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. — М.: Дрофа, 2004. – 398с.
  • Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. — №4. — 2004.

Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Никифорова С.С

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

Задачи :

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования : план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

Доброжелательный стиль общения;

Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями: - анкетирование;
- тематические консультации;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;

Совместные экскурсии;

Создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы :

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность :

    изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

    Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования

Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

    Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

    изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

    наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

- проведение ряда запланированных мероприятий

Организация встреч с участниками данного проекта;

Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

Практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

Проведение совместных мероприятий с родителями.

План совместной деятельности.

Сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ноябрь

1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

2.Наглядная агитация «уголок здоровья»

3. Консультация «Права и обязанности родителей».

4. Развлечение «Осенины»

5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка».

6. Выставка рисунков «Моя семья»

7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень»

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, дети, родители.

Педагоги, родители, психолог.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители, дети.

Декабрь

1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

2.Тематическая консультация «Игры зимой».

3. Беседа «Рука развивает мозг»

4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес».

5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний».

5. Беседа о правилах поведения на празднике

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, психолог.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, дети.

Январь

1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»

2.Изготовление уголка ряжения

3.Консультация «Витаминная азбука».

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, медицинский работник.

Февраль

1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться».

3.Беседа «Можно, нельзя, надо».

Родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, дети

Март

1. Беседа «Правила этикета».

3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»

4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Педагоги, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители.

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Создание альбомов «Я и мой питомец».

2. Подведение итогов, создание презентации.

Педагоги, родители.

Родители, дети

Педагоги.

III этап Заключительный.

Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий

Согласованность действий родителей и педагогов;

Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Анкеты;

Семейные стенгазеты;

Декорации, костюмы;

Папки «Консультации с родителями».

Фотоматериалы

Презентация.

Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Совместная проектная деятельность с детьми и родителями воспитанников» Подготовили: Манукян С.С. Михайловская Н.Н.

Формы сотрудничества с родителями по ознакомлению с проектной деятельностью « Метод проектов в детском саду » «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения »

Творческий проект « Волшебный Новый год»

Украшение окон в группе

Выставка «Хрустальная зима»

Информационный проект « День защитника Отечества »

Снаряжение

Гость группы

Долгосрочный проект «Мы любим театр»

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №28 «Соловушка» муниципального образования г.Новороссийск

Краткосрочный

проект, посвящённый

ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

В средней группе «Лучики»

Воспитатели : Манукян Соня Степановна

Проблема :

Ошибочное представление образов настоящего мужчины, героя.

Незнание родов службы в армии.

Незнание о службе в армии и жизни своих пап и дедушек.

Отсутствие информации патриотического характера.

Актуальность проекта

Необходимость рассмотрения данного вопроса подвела нас к тому, что дети недостаточно информированы и знания детей не точны об армии, её представителях, а именно военных. Дети очень любят играть в войну, «стрелять и убивать» своих «противников». А вот для чего вообще нужны люди военных профессий, дети не знают.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с армией и её представителями, воспитание и формирование у детей патриотических чувств, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта :

Развитие свободной творческой личности детей.

Расширять представления о красоте, мощи, силе русской армии.

Побудить к поздравлению близких мужчин, как с помощью слов, так и творчески.

Вызвать чувство патриотизма у детей и любви к Родине, чувство гордости за своих близких.

Задачи :

Развивать представления о военных профессиях, о военной технике, закрепить знания о празднике всех воинов, уточнить, кто такие защитники отечества.

Развивать творческое мышление, воображение.

Развитие моторики руки, речи, мышления, памяти.

Развивать речь детей с помощью составления рассказов о папе и дедушке.

Разучить с детьми песни, танцы, игры, посвящённые Дню защитника Отечества.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Творческая работа:

Лепка военной техники, рисование военных профессий, изготовление праздничных открыток, составление рассказов о своем папе и дедушке.

Праздник с приглашением всех пап и дедушек, выставка военной техники, армейских фотографий с рассказами детей о своих папах и дедушках- завершающие и наш проект.

Продукт проекта : дошкольники запоминают и понимают смысл праздника «День защитника Отечества», запоминают дату праздника, знакомятся с солдатским вещевым мешком, и складывается понимание таких слов и выражений, как «Отечество», «Патриотизм», «Герой», «Сила духа».

Вид проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Сценарий совместной деятельности :

Сюжетно –ролевые игры: «Пограничники», «Полиция», Моряки», «ГИБДД».

По истечении некоторого срока, подводим с детьми итог, который порождает вопрос: «Кто такие военные?», «Что за праздник 23 февраля». Просмотр иллюстраций, картин о военных, беседа с приглашенным военным: папой Кирилла Кубасова. Беседы о русской армии, Отечестве, о войнах, которые присутствовали в истории русского народа, выставка военного снаряжения: солдатский вещь мешок, разгрузочный мешок, флаги воздушно- десантных войск и морской пехоты. Выставка военной техники, макет «На поле боя»

Интеграция образовательных областей

Познанавательное развитие.

Задачи:

Расширить представления детей о Российской армии.

Развивать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за своих пап и дедушек.

Речевое развитие.

Задачи:

Через чтение книг, рассказов, стихотворений о военных героях, о Родине, привить любовь к чтению. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», З.Александрова «Дозор» ,былины о русских богатырях, сборник стихов для детей дошкольного возраста.

Вызвать желание быть похожими на героев Отечества, Родины.

Посредством беседы расширять представления детей о Российской армии, совершенствовать умение связно, последовательно и выразительно рассказать о том, что ему известно о нашей армии.

Рассказать, чем занимается наша армия, (приглашенный военный папа – Кубасов Владимир).

Физическое развитие.

Задачи:

Укрепление здоровья, путём закаливания, физических упражнений, мотивируя, тем, что воины, герои сильные, выносливые, потому, что у них крепкое здоровье, благодаря физическим тренировкам,

Выполнению утренней гимнастики под ритмичную музыку (ритмика), бодрящей, пальчиковой, дыхательной, гимнастик.

Ходьбе по коврикам здоровья.

Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

Социалиально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Расширять представления детей о Российской армии, формирование патриотических чувств. Формировать в мальчиках стремление быть сильными духом и физически, смелыми, стать защитниками Родины.

В девочках воспитывать уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины.

Подвести детей к выводу, что он герой, потому что защищают нас и охраняют от различных опасных ситуаций.

Заучить с детьми, что в случае необходимости нужно звонить по телефону «01» - пожарная, «02» - полиция, «03» - «Скорая медицинская помощь».

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, в данном случае военных.

Показать общественную значимость их результата труда.

На примере военнослужащих, формировать ответственность дошкольников за выполнение трудовых поручений, подводить к оценке результата своей работы.

Художественно-эстетическое развитие:

Задачи:

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к искусству, путём изготовления творческого подарка (праздничной открытки) к празднику «День Защитника Отечества».

Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с военной песней, маршем.

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).

Формировать певческие навыки, путём разучивания песен о папе, воине, герое.

Побуждать к инсценированию содержания песен.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Развивать навыки музыкально-ритмических движений. Учить самостоятельно, вступать в движение с началом музыки.

Выполнять движения в соответствии с музыкой.

Выполнять игровые образные движения в соответствии с музыкой и текстом.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Альбомы, кисти, краски, пластилин, картон, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей.

Организационные формы работы над проектом:

Беседа об армии, Родине.

Разучивание песен, танцев к празднику, слушание музыки.

Беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о военных и их значении для нашей Родины. Рассматривание слайдов, презентаций, фотоальбомов с военной техникой, военнослужащими, папами, дедушками и беседа по увиденному.

Чтение книг о героях – солдатах, чтение и заучивание стихов об армии, героях, мужчинах, стихов о папе, и просто про мальчишек…

Лепка военной техники (танк, самолёт, машина, ракета, корабль….). Рисование военной техники и военных, изготовление из бумаги техникой оригами различных поделок.

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Разучивание песен, танцев, стихотворений к празднику.

Основной этап

– ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий;

− проведение мероприятия;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

− рисование с детьми на военную тематику;

− создание и презентация выставки фотографий и рассказов детей о папе и дедушке.

Заключительный этап

Изготовление папок «Военная техника», « Военные профессии». Оформление военной выставки «Военное снаряжение»(солдатский вещь мешок, разгрузочный жилет), «Военная техника». Макет « На поле боя». Гость группы – военный папа Кирилла Кубасова.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №28 «Соловушка» муниципального образования г. Новороссийск

долгосрочный проект -

« Мы любим театр»

в средней группе «Лучики»

Воспитатели : Манукян Соня Степановна

Михайловская Наталия Николаевна

Проект «Мы любим театр»

Проект:

Долгосрочный, творческий.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

I.Актуальность проекта:

В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Поэтому, мы считаем, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

II. Цель проекта :

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

Обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

III. Задачи проекта :

1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

2. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и родителей и педагогов ДОУ.

3. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.

4. Развивать способность к импровизации, речевую активность детей

5. Способствовать формированию эстетического вкуса.

6.Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.

7.Формировать у детей интерес к чтению.

8.Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.

9.Привлекать интерес к творчеству. На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.

10.Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

11. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

12. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Образовательная область «Познание»:

Слушание сказок.

Рассматривание иллюстраций книг.

Тематические занятия, беседы.

Пересказ сказок.

Образовательная область «Социализация»:

Игровая деятельность: конкурсы, викторины.

Игры драматизации.

Образовательная область «художественное творчество»:

Тематические занятия.

Лепка героев сказок.

Раскрашивание иллюстрации по сказкам.

Работа с родителями: изготовление костюмов для героев сказок.

Образовательная область «Музыка»:

Музыкальный спектакль «Три поросенка»

Разучивание песен из сказок: «Песня колобка», « Песня петушка»

Образовательная область «Физическая культура»:

Образное имитирование героев сказок.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Использование спортивного инвентаря: обруч – домик, скакалка – ручеек, мяч – волшебный клубок и т.д.

Образовательная область «Безопасность»:

В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят»

Образовательная область «Коммуникация»:

Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

Вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Знакомство и чтение сказок:

- «Лисичка сестричка и волк»

- «Зимовье»

- «Три поросенка»

- «Лисичка со скалочкой»

- «Петушок и бобовое зернышко»

-« Красная шапочка»

Образовательная область «Труд»:

На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.

Ожидаемый результат

1.Устойчивые знания о театре и театральных профессиях.

2.Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.

3.Продолжать пополнять развивающую среду для занятий театрализованной деятельностью.

4.Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-драматизациях , театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т.д.

5.Формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.

6. Создать картотеку театральных игр.

7. Показ родителям и другим детям инсценировки сказок.

Для родителей:

1. Повышение уровня личностного сознания.

2. Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами.

3. Привлечь родителей к созданию новых видов театра, костюмов, атрибутов к театральной деятельности.

Этапы выполнения проекта:

Подготовительный этап

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

Довести до участников проекта важность данной проблемы

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности

Этапы выполнения проекта:

Основной этап

Цикл занятий: «Мы пришли в театр».

Задачи:

Закрепить знания детей о театре, театральных профессиях

Развивать навыки поведения в общественных местах.

Помогать приобрести новый жизненный опыт.

Развивать умение слушать.

Пути реализации проекта

Художестеноое творчество и чтение художественной литературы:

  • «Зимовье»
  • «Красная шапочка»
  • «Бременские музыканты»
  • «Три поросенка»
  • «Телефон»
  • «По щучьему велению»
  • «Рисуем любимую сказку», «Сказочный герой», лепка«Сказочные яблоки», «Три медведя».

Дидактические игры:

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»
  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • »«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев) «Назови ласково»

Театрально-игровая деятельность

Задачи:

Развитие культуры речи.

Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов

Заключительный этап

Показ пальчикового театра «Зимовье зверей», теневого «Три поросенка»

Результат проекта:

Участие в проекте 82% семей группы.

Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.

При проведении опроса «Играете ли Вы с ребнком дома в театр? », возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.