Меню
Бесплатно
Главная  /  Питание  /  Логопедия. Когда нужно обращаться к логопеду? Когда нужно обратиться? Когда нужен логопед

Логопедия. Когда нужно обращаться к логопеду? Когда нужно обратиться? Когда нужен логопед

Когда ребёнку нужен логопед?

Как говорят, проще предупредить болезнь, чем её лечить. Так же и в логопедии. Я бы посоветовала посещать логопеда «профилактически» с трёх лет. Не обязательно сразу идти к частному логопеду и платить за консультации - во многих поликлиниках есть бесплатный логопед, запишитесь к нему на приём. Там анализов не берут, уколов не ставят, даже игрушки и картинки могут дать.

Логопедическая диагностика состоит не только в проверке правильности звуков ребёнка, но и многих других полезностей, если это, конечно, грамотный логопед. Например, логопед проверяет внимание ребёнка, как зрительное, так и слуховое, его представления об окружающем мире, физическое состояние речевого аппарата, насколько развит интеллект ребёнка и соответствует ли он возрасту малыша, насколько богата его речь (здесь не только количество слов, но способность образовывать слова при помощи суффиксов, приставок и т.д., правильно изменять слова - род, число, падеж), насколько ребёнок понимает обращённую к нему речь, умеет ли он составлять рассказы по картинкам. И это лишь общая структура диагностики. Выглядит громко, но на деле всё выясняется в простой игре.

Но кто же просто так пойдёт к врачу, а в нашем случае к логопеду? Многие либо тянут до последнего, либо переживают за каждую мелочь. Как не впадать в крайности? Вот Вам подсказка, которая поможет определить, что в Вашем случае помощь специалиста уже точно необходима.

  1. Ребёнок не говорит в 3 года . Понятие самой речи у всех разное. Для кого-то «не говорит» значит не выговаривает какие-то звуки, для других – говорит на «своём», для третьих – молчит. Вот «молчит» - это тот случай, когда к логопеду нужно обратиться, не раздумывая. Важно выявить причину этого молчания. При этом помните, что за речью развивается мышление.
  2. Говорит на своём в 3 года . Чаще всего ребёнок разговаривает на «своём» языке долго, если его в семье понимают. Многие знают, как часто дети, которые плохо разговаривают, пойдя в садик за короткие сроки, учатся говорить чётко и ясно. Там нет взрослых, которые будут угадывать их слова и желания, там такие же дети, и они бесцеремонны. Либо говоришь чётко, либо играешь сам и без игрушек. Хотя есть и исключения. Но во всём лучше соблюдать золотую середину, не доводить ребёнка до истерики, если у него никак не получается сказать нужно слово. Если малышу трудно, дайте ему варианты ответов («Тебе нужна большая или маленькая машинка?»), задавайте вопросы, на которые нельзя ответить «да или нет», тем самым Вы будете стимулировать его речь.
  3. Ребёнок путает звонкие и глухие (мягкие и твёрдые) . Если ребёнок в 3-4 года стойко заменяет «п» на «б» и наоборот (в-ф, г-к, д-т) во всех словах – обратитесь к логопеду. Но если ребёнок делает это периодически, он встраивает новые звуки в свою речь, и это процесс сложный, для него нужно время. Тут можно только поддержать ребёнка, хвалить, когда получилось правильно, не коверкать, не смеяться и не повторять за ним неправильно. Такая же история, когда в 4-5 лет появляется «ш» и «ж». Детки удивительно умеют сами себя обучать. Была у меня девочка, мы договорились с её родителями на неделе о первом занятии, так как у неё не было «ш» и «ж». Пока я шла, малышка сама заговорила! Нам осталось лишь закрепить усвоенный материал, я научила её упражнениям и оставила на два месяца закреплять, так как для следующего звука было рано. Как я и предполагала, «р» она тоже сама научилась говорить.
  4. Ребёнок картавит, шепелявит или гнусавит . Это те случаи, когда без логопеда не обойтись. У ребёнка уже закрепилась неправильная модель звука, она ему удобна и переходить на более сложный сам он не захочет и навряд ли сможет. Знаю, в интернете полно видео и статей, как самостоятельно поставить «р», но это кажется простым, когда уже не один раз это делал. Есть много нюансов, которые важно учитывать. Если Вы попробовали, и ничего не получилось, обратитесь к логопеду. Негативный опыт закрепляется у ребёнка молниеносно. Это может затруднить и удлинить работу логопеда.
    Если в Вашей семье или близком окружении есть человек, который картавит, шепелявит или гнусавит, внимательно следите за речью Вашего ребёнка. Он может перенять эту привычку.
  5. Если ребёнок говорил хорошо и резко стал сдавать назад в речевом развитии . Без вопросов нужно идти к логопеду и неврологу. Здесь могут быть серьёзные нарушения, особенно если этому предшествовала какая-то травма.

Конечно, это не относится к случаям, когда в семье появился братик или сестричка, и ребёнок начал больше употреблять уменьшительно-ласкательных слов и смягчать звуки, желая тем самым обратить на себя внимание родителей.

Итак, если Вы собрались к логопеду, имейте в виду, что к нему лучше приходить после приёма следующих детских врачей: стоматолога-ортодонта (скажет, правильно ли растут зубки, хватает ли им места, проверит состояние челюсти), невропатолога (была у меня девочка четырёх с половиной лет, которая практически не разговаривала, разве что на каком-то своём; все говорили родителям, мол, заговорит, благо мама решилась и пошла к невропатологу - оказалось, после тяжёлых родов некоторые мозговые структуры так и не сформировались, курс уколов сотворил чудеса, а так могла я с ней заниматься долго и безрезультатно), отоларинголога (ведь ухо, горло, нос – важнейшие органы в речи), хорошо бы и психиатра, но в нашем обществе к таким врачам относятся с опаской, поэтому можно сходить в детскому психотерапевту. Таким образом, после данных специалистов логопед сможет составить чёткую картину развития речи Вашего ребёнка. Сомнений не будет, и логопед сможет дать дельные рекомендации, если они вообще будут нужны.

Помните: в логопедии время – главный враг. Чем раньше выявлена проблема, тем проще её устранить и предупредить новые неприятности. Поставить звук не так трудно, сложно внедрить его в уже установленную речь, избавиться от привычки. Попробуйте в любом простом предложении заменить все «к» на «л». В этот момент Ваш мозг будет очень активно бороться с привычкой, но Вы - взрослые, у Вас есть мотивация и способность себя заставить что-то сделать, у детей этого нет, правда, нет и многолетнего опыта за плечами.

Важно, чтобы всё было вовремя! Не торопитесь с речью, проходите все этапы постепенно. Ребёнок, начавший слишком рано говорить, чаще всего эмоционально неустойчив, так как до речи у малышей формируется именно эмоциональная сфера. В год угадывайте желания Вашего малыша, чтобы он был уверен в Вашей любви и заботе! Отношение родителей к ребёнку должно меняться с его возрастом. То, что было приемлемо в год, неприемлемо в три. Развивайтесь вместе, ведь Ваши дети – это шанс прожить снова детство, окунуться в мир волшебства и беззаботности!


В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Как попасть на занятия к логопеду?
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
так стоит ли идти в логопедическую группу?
Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

Станет ли мой ребёнок "как все"?

Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,
неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
- раскрашивание буквы, штриховка - Лепка ребенком буквы из пластилина.
- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
- «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.
- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.
- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.
- Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

ТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ НЕВНЯТНО ГОВОРИТ? В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?

На наши вопросы ответила специалист детской поликлиники №17 г. Минска, учитель-логопед высшей категории Лариса ГОРБУНОВА.

Проблемы с речью ребенок может заработать еще в животе у мамы

Лариса Михайловна, детей с дефектами речи сейчас много?

Увы, да. С каждым годом работы у нас прибавляется. Детей с дефектами речи стало больше, и они стали сложнее, чем те, которые были даже десять лет назад. Самый легкий дефект - дислалия. Как он проявляется? Ребенок искажает звуки, заменяет их или опускает. Например, «каова» вместо «корова», «лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо «лампа». Но сейчас детей, у которых такой простой дефект речи, практически нет. На первое место выходят дефекты речи, обусловленные органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Например, минимальные дизартрические расстройства. У ребенка затруднены движения артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть). Ребенок высовывает язык между зубами при произнесении шипящих и свистящих звуков. Свистящие звуки заменяет звуком «ф»: «фамолет», «мафына», «фобака». Звук «р» гортанный.

А в чем причина проблем с речью?

Причины могут возникнуть внутриутробно: асфиксия, гипоксия, инфекционные заболевания матери и т.д. Могут возникнуть в момент родов: родовая травма. А могут возникнуть и сразу после рождения: нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.

А может быть это связано, например, с привычкой ребенка сосать палец?

Да, конечно. Это может быть вызвано и тем, что ребенок очень долго сосет пустышку. У ребенка может сформироваться неправильный прикус, и в итоге мы можем получить язык между зубами.

А по наследству нарушения речи передаются?

Скорее, по подражанию. Если у мамы «р» горловое, ребенок может начать говорить так. У меня был ребенок, который стал неправильно произносить звуки, подражая няне.

То есть мультфильмы, в которых герои картавят и шепелявят, детям лучше не смотреть?

Абсолютно верно. Вспомните наши старые советские мультики. Их герои говорили детскими голосками, но говорили правильно. Современные мультяшные герои через одного картавые-шепелявые.

Дефекты речи не ветрянка - сами не пройдут

Лариса Михайловна, в каком возрасте следует обращаться к логопеду?

В нашей поликлинике профилактические осмотры детей мы начинаем с одного года. А детей группы риска начинаем осматривать с одного месяца по направлению невропатолога или участкового педиатра. Если родители вовремя обращаются к логопеду, то дефекты речи у ребенка быстро и безвозвратно уходит. У взрослых, кстати, тоже может быть прогноз хороший. У меня был мальчик, у которого был горловой звук «р». Но он категорически отказывался заниматься. А в 19 лет поступил на юрфак и пришел: «Исправьте мне «р», мне для работы надо уметь красиво говорить». И достаточно быстро - всего за три месяца - мы поставили ему правильный звук.

Услышать дефекты речи у своего ребенка родители могут сами?

Как показывает практика, далеко не все родители понимают, что это дефект речи. Им кажется, ребенок еще маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, а они - «само пройдет». И упускают время. Когда дело подходит к школе, мама приходит и говорит: «Нам только справочку, у нас все хорошо. Подумаешь, дочка говорит «шушки» вместо «сушки», это она ошиблась. И ей тяжело еще говорить такие фразы, как «Саша сушит белье». А это нарушение фонематического слуха, т.е. звукового восприятия речи. Значит, как ребенок говорит, так он и будет писать в школе: «шушки». А мы удивляемся, почему такая безграмотность. 80% детей пишут с ошибками, потому что неправильно говорят. Точно могу сказать, что 10% старшеклассников имеют дефекты речи. Но приходят их исправлять только 0,1%.

Вот это и удивляет - почему школьники имеют дефекты речи, если в детских поликлиниках осмотр у логопеда - обязательное упражнение?

Да, обязательное, но мы оставляем за родителями право решать, будут они заниматься с ребенком или нет. Логопед в поликлинике в одиночку не справится, особенно при таком потоке детей, который есть сейчас. Родители часто считают, что один раз пришли к логопеду, тот палочкой раз махнул - и все исправил. А это большой труд и работа. Мы только консультируем, что и как надо делать. А основная работа ложится на родителей.

КСТАТИ

Не каждая ошибка в речи - дефект. Так, дефектами речи не являются:

Иностранный акцент;

Диалектное произношение («оканье», «геканье» и проч.);

Возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ , следует обратиться за помощью к логопеду.

В 3 месяца ваш ребенок:

Вздрагивает при внезапном звуке?

Умеет издавать звуки?

Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?

Улыбается вам в ответ?

В 6 месяцев ваш ребенок:

Поворачивается на звук?

Издает несколько разнообразных звуков?

Подражает и повторяет свои собственные звуки?

Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?

Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

В 9 месяцев ваш ребенок:

Тянется, чтобы его взяли на руки?

Откликается на свое имя?

Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)

Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?

Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?

Понимает, когда ему говорят «нет»?

В 1 год ваш ребенок:

Показывает пальцем на предметы вокруг?

Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?

Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?

Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?

Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?

Понимает простые фразы?

В 1,3 года ваш ребенок:

Обычно смотрит на вас во время общения?

Повторяет услышанные слова?

Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?

Произносит одно-два слова?

Понимает простые вопросы и просьбы?
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)

В 1,6 года ваш ребенок:

Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?

Говорит «нет»?

Произносит десять и более слов?

Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?

Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?

В играх с партнером меняет манеру поведения?

Использует игрушки в ролевых играх?

В 2 года ваш ребенок:

Умеет показывать части тела?

Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?

Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)

Задает такие вопросы, как «Что это?»

С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

В 3 года ваш ребенок:

Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)

Участвует в коротких разговорах?

Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?

Рассказывает о том, что случилось в прошлом?

Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?

Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им?

В 4 года ваш ребенок:

Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?

Рассказывает истории, которые легко понять?

Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

Задает множество вопросов?

Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?

Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?

При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?

Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им?

В 5 лет ваш ребенок:

Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?

Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?

Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?

Участвует в длительных и подробных беседах?

Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

Логопед – специалист, который занимается устранением всевозможных дефектов речи. Но как понять, стоит ли к нему обратиться, или же ребёнок разговаривает нормально для своего возраста? Узнайте это, чтобы речь вашего чада была правильной.

Почему нарушается речь?

Причины нарушений речи у ребёнка могут быть самыми разнообразными. Это патологическое развитие беременности и возникшие в период вынашивания осложнения, родовые травмы, ухудшение слуха, наследственная предрасположенность, неправильный прикус и аномалии строения челюстно-лицевого аппарата, длительное и постоянное сосание пальца, соски или иных предметов, недостаточность внимания, так называемая педагогическая запущенность (родители не участвуют в развитии ребёнка), врождённые, инфекционные или травматические поражения отвечающих за речь отделов головного мозга и так далее.

Важно знать! Чем раньше выявлены причины нарушений, тем больше шансов на восстановление нормальной речи.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Строго определённого возраста, в котором нужно посещать логопеда, нет. Во-первых, речь ребёнка начинает развиваться с 4-6 месяцев, когда кроха издаёт первые звуки, пусть непонятные, но очень важные. Во-вторых, отклонения могут возникнуть в любом возрасте, причём внезапно. И даже если малыш разговаривал нормально, это не значит, что всё так и будет в дальнейшем. В-третьих, нарушения речи могут спровоцировать некоторые проблемы со здоровьем, не касающиеся речевого аппарата. И выявить некоторые из них на ранних стадиях порой непросто. Ниже будут рассмотрены случаи, в которых обращение к специалисту обязательно.

Явные нарушения речи

Итак, когда и в каком возрасте обращаться к логопеду? В таблице рассмотрены нарушения, возникающие в разные периоды роста и развития ребёнка, при которых необходима помощь специалиста.

Возраст ребёнка Нарушения
Начиная с 5-7 месяцев до года Малыш не гулит, не произносит никаких звуков, не реагирует на своё имя и обращения к нему, ближе к году не повторяет простые слоги.
От года до полутора лет Ребёнок не повторяет и не произносит простые слова из одного слога («баба», «мама», «дядя», «папа») или совсем не разговаривает.
1,5-2 года Малыш молчит, не проявляет интерес к речи взрослых, свои желания и потребности объясняет жестами, мычанием или простыми звуками.
2,5 года Ребёнок не говорит фразы из двух слов (пусть упрощённых и несколько изменённых), не выполняет простые просьбы, такие как «принеси игрушку», «иди сюда».
3 года Ребёнок внезапно заговорил после длительного молчания, но большую часть слов произносит неверно или, вообще, «лепечет» на своём языке. Малыш не может корректно воспроизводить простейшие ритмичные слоги («тук-тук, тук-тук, тук-тук»), не выполняет артикуляционные движения (не высовывает язык, не складывает губы трубочкой, не задерживает улыбку на пять секунд), часто заменяет слова жестами при общении, не выполняет состоящие из трёх частей простые просьбы («иди сюда, возьми мяч и принеси его мне»). Насторожить должно повышенное слюнотечение во время попыток разговаривать.
3-3,5 года Малыш продолжает упрощать произносимые слова, не склоняет их, не различает звуки в словах с похожим звучанием (крыса и крыша, почка и бочка).
4-5 лет Ребёнок говорит нечётко, его речь смазана, многие звуки произносятся неверно, малыш не умеет соединять слова и строить предложения, не стремится к общению, редко разговаривает, ничего не рассказывает.
Школьный возраст (6-8 лет). Ребёнок не воспроизводит произнесённые учителем буквы, слоги и слова, не может повторять длинные слова, не отвечает на заданные вопросы, во время письма пропускает буквы и тем более слоги и части слов, испытывает трудности при пересказах, чтении и разучивании стихотворений.

Совет: начать коррекцию речи следует как можно раньше, так как помочь маленькому ребёнку гораздо проще, чем взрослому.

Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

В детском возрасте обязательны регулярные посещения не только педиатра, но и узких специалистов, которые могут выявить отклонения на ранних стадиях и помочь устранить их. И некоторые нарушения способны менять речь. Рассмотрим несколько таких случаев:

  1. Хирург обнаружил, что уздечка очень короткая, и посоветовал подрезать её. При таком дефекте кончик языка не дотягивается до нёба, когда рот открыт, что мешает чётко и верно произносить некоторые звуки.
  2. Отоларинголог диагностировал снижение слуха. Если малыш плохо слышит, он не сможет корректно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить звуки.
  3. Стоматолог заметил неправильный прикус или рост зубов (как коренных, так и молочных), а также аномалии строения челюсти.
  4. Есть врождённые пороки: расщелина в нёбе, «заячья губа», «волчья пасть».

Тревожные признаки

Есть некоторые признаки, указывающие на то, что речь требует коррекции. Родителям следует обратить внимание на такие моменты:

  • Ребёнку трудно успевать за своими мыслями, он словно захлёбывается словами.
  • Малыш иногда «сглатывает» некоторые слоги.
  • Не хватает дыхания на произнесение фразы или короткого предложения, вдох делается во время разговора, что похоже на всхлип.
  • Чадо говорит «в нос», но при этом насморка и простуды нет.
  • Нет стремления к общению, желания описывать увиденное или услышанное словесно.
  • Ребёнок говорит невыразительно, монотонно.

Как можно помочь ребёнку самостоятельно?

Некоторые упражнения можно выполнять вместе с ребёнком в домашних условиях:

  1. Чаще разговаривайте и общайтесь с ребёнком, рассказывайте ему что-то, просите отвечать, повторять слова, описывать происходящее. Корректно и ласково исправляйте допускаемые ошибки.
  2. Больше читайте малышу, например, рассказы, сказки, простые детские стишки.
  3. Регулярно устраивайте занятия артикуляционной гимнастикой. Посоветовать упражнения может логопед, но можно просто вместе делать простые движения: высовывать язык, касаться им нёба и щёк, удерживать его между зубами и при этом выпускать воздух, широко открывать рот, улыбаться и замирать в таком положении на несколько секунд, складывать губы в трубочку.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику, ведь она стимулирует развитие речи. Можно устраивать , лепить, рисовать.

Своевременная помощь логопеда позволит обнаружить дефекты речи и научить ребёнка разговаривать правильно и чётко.