Меню
Бесплатно
Главная  /  Питание  /  Фрейдизм, психоанализ. Психоанализ (фрейдизм) Фрейдизм в философии простыми словами

Фрейдизм, психоанализ. Психоанализ (фрейдизм) Фрейдизм в философии простыми словами

Глава 2. Психологические концепции

2. Фрейдизм, психоанализ

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни , Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.


Рис. 2.2 Связь структурной модели с уровнями сознания

«СВЕРХ-Я», или суперэго, - содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается полностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбуpax, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных,"запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо » не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы , истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится малопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  1. вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности. Выделяют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. вытеснение - это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;
  2. отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  3. рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;
  4. инверсия или противодействие - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);
  5. проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств - т.е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;
  6. замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;
  7. изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;
  8. регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  • реалистическая тревога - эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самоСохранение ;
  • невротическая тревога - эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;
  • моральная тревога - когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения; социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий.

Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо , является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов - позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Теория сексуального развития З. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы , жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, переедания, употребления алкоголя, орального секса и т.п. Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, у него, по мнению Фрейда, скорее всего сформируется орально-пассивный тип личности - ожидает от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная или орально-садисткая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения состояния недовольства и фрустрации , вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия ), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если родители ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, не может переносить беспорядок и неопределенность. Второй результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, - это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистическая жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мнению Фрейда, способствует развитию способности ребенка к самоконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже развивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т.е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуверенность. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Затем следует так называемый латентный период (до 10-11 лет), когда интересы ребенка направлены на обучение, общение, но с наступлением периода полового созревания начинается генитальный период сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола, и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения в юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи. При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей. Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают», фиксируются на предыдущих стадиях развития. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация, к специфическому формированию характера и типа личности, к специфическим проблемам взрослой жизни, т.е. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей, когда родители не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, в результате происходит чрезмерное скопление либидо , что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления - превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них - это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия - либидо . Вторая группа - инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление

Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Философия психоанализа - одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру - искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд - врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века - до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача - обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

Главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы - Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода - динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, - кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.

Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens - образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности.

19. Фрейдизм и неофрейдизм

Одним из влиятельнейших идейных течений XX в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм. Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Взгляды Фрейда изложены в его трудах: ≪Толкование сновидений≫ (1899), ≪Я и Оно≫ (1923), ≪Тотем и табу≫ (1913), ≪Будущность одной иллюзии≫ (1927), ≪Неудовлетворенность в культуре≫ (1930) и др. В названных работах ярко проявляется переход З.Фрейда от рационализма к иррационализму. Известно, что в течение продолжительного времени в европейской философской мысли доминировали рационалистические концепции. Феномен сознания был тем центром, вокруг которого возникали философские споры, связанные с осмыслением отношений человека и окружающего мира. Фрейд ввел новое измерение в философию. Он обратился к анализу психики вообще и сформировал на его основе представления о субъективной реальности человека. В работе ≪Я и Оно≫ ученый разворачивает структурную концепцию психики, выделяя в ней такие сферы:

а) бессознательное (≪Оно≫) - это определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений;

б) сознательное (≪Я≫) - это ум человека, или ≪эго≫. Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. ≪Я≫ стремится сделать ≪Оно≫ приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями ≪Оно≫.

в) подсознательное (≪Сверх-Я≫) - это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если ≪Оно≫ обусловлено генетически, ≪Я≫ - индивидуальным опытом, то ≪Сверх-Я≫ есть результат влияния других людей.

Важным составным элементом фрейдистского учения было представление о существовании в недрах ≪Оно≫ вечных бессознательных инстинктов сексуального наслаждения (либидо), вступающих в конфликт с сознанием, ориентированным на принцип реальности, т. е. на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Сознательное ≪Я≫ и подсознательное ≪Сверх-Я≫ стремятся подчинить себе сферу бессознательного ≪Оно≫. При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной новых конфликтов. Поиск их реального разрешения достигается путем сознательного овладения желаниями, либо непосредственным их удовлетворением, либо сублимацией (от лат. sublimare - высоко поднимать, возносить). Сублимация - это особый вид отклонения инстинктов (либидо)

от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией объяснял Фрейд возникновение религии, искусства, общественных учреждений.

Наиболее известными последователями З.Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961), основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро- американский врач Вильгельм Райх (1879-1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), идеолог ≪новых левых≫ Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, потому их концепция получила название неофрейдизма.

Основатели неофрейдизма указали на неспособность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия субъекта и общества. Например, главного представителя неофрейдизма

Эриха Фромма не удовлетворял биологизм и социальный пессимизм Фрейда, поэтому он стремился превратить психоанализ в социальную философию. С этой целью он обратился к предшествующей философской мысли, а именно к взглядам Л. Фейербаха и в особенности К. Маркса, которые дали ему возможность критически переосмыслить фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении личности. Тем не менее, считая, что социальная теория К. Маркса недостаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм дополнил марксизм психоанализом.

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление психоанализа. К психоаналитическим теориям относятся концепции Карен Хорни, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Вильгейма Райха и др. Каждый из них вносил свои новые и оригинальные идеи в это направление.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я" (структурная модель психической жизни).

  • 1. "Оно" (Ид) - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений, агрессивных и сексуальных. "Оно" насыщено сексуальной энергией (либидо). Человек - замкнутая энергетическая система. Количество энергии у каждого человека - величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
  • 2. "Я" (Эго) - это уровень сознания. "Я" находится в состоянии постоянного конфликта с "Оно", подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На Эго воздействуют три силы: "Оно", "Сверх-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
  • 3. "Сверх-Я" (Супер-Эго) служит носителем моральных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то Эго испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

"Я" ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания "Оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Именно Эго анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно "Сверх-Я", у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, по мнению Фрейда, скрыт ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство вины, боится отца. Страшась кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, т.е. преодолевает эдипов комплекс (к пяти-шести годам), и у него возникает "Сверх-Я", совесть.

"Сверх-Я" содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека; позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и что безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам индивид; он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

"Сверх-Я" не пускает инстинкты в сферу "Я", и тогда энергия инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе.

Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возможны психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "Оно" применяются средства психологической защиты. Такое поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить; позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.); "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но с течением времени, если человек не решает проблему, защитный механизм может быть препятствием личностного роста. Поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе; он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя новыми псевдопроблемами.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  • 1) вытеснение (подавление) - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики "Оно". Подавление не бывает окончательным: вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. В результате энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека, вследствие чего вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Выделяют:
    • o полное подавление, когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает и не знает, что они были в его жизни, однако они косвенно влияют на его здоровье и поведение;
    • o частичное подавление (вытеснение), когда человек сдерживает переживания, старается о них не думать, но полностью забыть не может, и вытесненные переживания прорываются в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.п.;
  • 2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как неправды ("этого не может быть"). Человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  • 3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком и не осознаваться;
  • 4) инверсия (противодействие) - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства. Например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору;
  • 5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, недостатков, в которых человеку трудно признаться самому себе. Когда что-то осуждается в других, именно это человек не принимает в себе, но не может признать, не хочет понять, что эти же качества присуши и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи - обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю". Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи;
  • 6) замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых ребенок сердит;
  • 7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, неполному "Я";
  • 8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. В трудных стрессовых ситуациях порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, возвращаясь на более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни.

Вес защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • а) действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • б) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Психология - это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия "фрейдизм"

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм - это которая объясняет некоторые происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» - носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм - это еще теория, которая опирается на концепцию триединой :

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива - это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм - это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм - это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека - это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек - это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.