Меню
Бесплатно
Главная  /  Мотивация  /  Клесты решили сбросить мышам и. Невидимые нити в зимнем лесу. Чем отличается еловик от сосновика

Клесты решили сбросить мышам и. Невидимые нити в зимнем лесу. Чем отличается еловик от сосновика

Клест - легендарная птица, ее яркое оперение и журчащее пение привлекает внимание не только любителей пернатых, но и людей равнодушных. Это птица из вьюрковых отряда воробьиных, которую легко можно спутать с попугаем, ведь загнутый клюв, неординарная смекалистость и повадки этих птиц чем-то похожи. Есть что-то загадочное в этих клестах.

Всякая птица - безгрешна

Есть легенда, что когда Иисуса распяли, то к нему прилетели снегирь и клест. Снегирь ломал шипы на терновом венке и запачкал себе грудку. А клест пытался вытащить гвозди, которыми распяли Христа, но ничего у маленькой пташки не получилось, он только изуродовал свой клюв.

Бог поблагодарил птицу и подарил несколько уникальных свойств. Действительно, в закрытом виде образует крест. Клест нетленен после смерти, а птенцов выводит зимой к Рождеству. Всему, конечно, есть научное объяснение, но это не умаляет его загадочности.

Описание

Клест - это птица из вьюрковых. Пернатое не очень большое - менее 17 см, примерно как крупный воробушек. Хвост разделен надвое, половинки клюва загнуты и в сомкнутом виде перекрещиваются. Это невероятно прочный вид клюва, который позволяет с легкостью ломать еловые и сосновые ветки или отдирать кору. Он идеально приспособлен для изъятия семян из шишек. Лапы короткие и сильные. Это позволяет птице висеть вниз головой и удерживать тяжелые шишки.

Самцы и самки очень отличаются по цвету. Особи мужского пола имеют воспаленно-красный или красно-оранжевый окрас брюшной части, спины и шеи, крылья и хвост обычно коричнево-серых оттенков. У самок яркие перья замещаются зеленовато-серыми с желтым подтоном.

Первые три года жизни "одежда" этих птиц только формируется. В раннем детстве их перья серого цвета.

Вес самца составляет примерно 35-40 г, а самки - 30-35 г. Размах крыльев - до 30 см. Длина каждого крыла 9-10 см, хвоста - 6-8 см, цевки - 2 см, а клюва - 1,5-2 см.

Пение этой птицы несколько похоже на смесь щебета и свиста. Название «клест» и происходит от звуков «кле-кле-кле», которые они создают. Поют эти птицы, только паря в воздухе, сидя на ветках, они молчат.

Среда обитания

Клест - это не перелетная птица. Однако процедура кольцевания зафиксировала отдельных особей, которые преодолели 3000 км. Среда их обитания зависит от урожая шишек - это основной корм клестов. Они постоянно ищут места, где можно было бы поживиться. Их клюв позволяет с легкостью выковыривать семена. Те места, где живут клесты, всегда богаты урожаем орешков.

Эти птицы предпочитают сосновые, еловые и смешанные леса, а в кедровых не живут. Гнезда эти птицы вьют из веток, утепляют мхом или перьями. У клеста нет причин бояться хищников, ведь питание семенами шишек насыщает организм птиц смолами и делает его горьким на вкус. После смерти их потому что забальзамированы при жизни.

На землю спускаются редко, более смело чувствуют себя на ветках. Они бесконечно ползают по деревьям в поисках еды. Помогает им легендарный клюв, из-за особой формы которого их прозвали северными попугаями.

Питание

Основной пищей являются семена шишек, клест есть только их ядра. Если зернышко плохо поддается обработке, птица просто выбрасывает его и ищет другую шишку. Упавшие орешки служат кормом для других лесных жителей. Урожайность этого продукта и определяет место, где живет клест в данный сезон.

При дефиците шишек он ест хвойные почки или смолу ели вместе с корой. В неволе с удовольствием лакомится червями, семенами подсолнуха и овсяной крупой.

Размножение

Клест - это морозостойкая птица. Как и остальные пернатые, они выводят потомство, когда есть достаточно еды. Птенцы рождаются и осенью, и весной, но чаще всего на Рождество. Гнезда строят на верхушках хвойных деревьев или под надежными лапами ветвей, чтобы защитить жилище от влаги. Обычно выбирают те места, которые богаты кормом, ведь в таком случае не придется оставлять надолго потомство без присмотра.

Стенки гнезда имеют два слоя переплетенных веточек. Утепляют «дома» мхом, перьями или клочками шерсти диких животных. Жилье получается весьма прочным и теплым, имеет свойства термоса.

Обычно в кладке 3-4 яйца. Цвет скорлупы варьируется от желтовато-белого до грязно-белого, по ней разбросаны сероватые или фиолетовые пятнышки. Вес яйца 3 г, длина - 19-25 мм, диаметр - 15-18 мм.

Несмотря на морозы, птица активно оберегает свое потомство. Насиживают кладку самки примерно 2 недели. В течение этого времени самец ухаживает за будущей матерью, носит зерна, предварительно размягчив в зеве. Это один из элементов брачного ритуала. На 5-й день птенец клеста покидает гнездо, но клюв его еще не загнут. Поэтому родители помогают добывать ему пищу первое время.

Когда клюв сформирован, молодые клесты учатся добывать семена из шишек. С этого момента они считаются полноценными взрослыми особями и начинают жить отдельно.

Окрас молодых птиц отличается от взрослых. Сначала их оперение сероватое, а на третьем году жизни они приобретают постоянную яркую одежду.

Чем отличается еловик от сосновика

На территории России обитают три вида этой птицы: клест-еловик, клест-сосновик и белокрылый клест. И первый, и второй живут в смешанных лесах в тесном соседстве. Вероятно, они сами не различают друг друга. брачные песни и другие нюансы очень похожи. Внешне они немного различаются цветом: у клеста-еловика оперение имеет воспаленно-красный оттенок, в то время, когда у сосновика цвет одежды не такой яркий и имеет желтоватый отлив.

Сосновик более брутальный на вид, грудинка у него шире, и клюв более пухлый. Некоторые орнитологи считают разделение клестов на сосновиков и еловиков ошибкой. Сосновик - один из вариантов еловика, который предпочитает лакомиться сосновыми шишками.

Процесс изъятия корма из шишки

Первым делом клест срезает шишку, словно ножницами. Удерживая ее за хвостик, пытается вытащить кушанье на удобную горизонтальную поверхность. Это, поверьте, не так уж и просто. Он балансирует своим хвостом и свободной лапой. Если одной ногой шишку не удержать, то клест прижимает ее всем брюшком. Сейчас речь идет именно об еловике. От частого соприкосновения с шишками на брюшке добытчика часто остается смоляной след.

Сначала птица проникает под чешуйку и разрывает ее. Если же шишка открыта, то птица проникает вглубь и вытаскивает семечко. На помощь приходит шершавый язык.

Но шишка очень тяжела для хрупкой птицы. И она часто падает до того, как клест успеет собрать весь урожай. Поэтому птица в лучшем случае съедает 1/4 семян.

Ареал обитания

Все клесты обитают в Северном полушарии. Многие считают их таежными птицами. Но это не совсем верно. Клест живет в Евразии, Америки и Африки. Места гнездования этих птиц непостоянны, ведь эти пернатые постоянно летают в поисках еды. Если год выдался неурожайным на шишки, то клесты могут улететь из леса даже в степи. На первый взгляд птицы кажутся не очень умелыми, но эта мысль сразу уходит, когда видишь, как они быстро перемещаются по веткам и переворачиваются вверх ногами.

В Северной Америке тоже встречается еловик. Даже есть один из подвидов этих пернатых, которые обитают только на острове Гаити.

Клест - это очень забавная и общительная пташка. Он быстро адаптируется к новым условиям обитания. У него есть большой талант передразнивать голоса других птиц.

В хороших условиях неволи пернатые могут прожить и до 10 лет, если для них будут созданы условия гнездования. Если не поддерживать пищевые потребности и температурный режим, то оперение птицы бледнеет до серовато-зеленых оттенков, и клест погибает.

Они весьма смекалистые существа, поэтому могут легко открыть клетку. Владельцы клестов признаются, что общение с этими птицами и наблюдение за их поведением приносит море положительных эмоций.

Несколько интересных фактов

  • Предки современных особей появились 9 миллионов лет тому назад.
  • Зимой клест может курлыкать свои песни даже в пятидесятиградусный мороз.
  • На Украине клестов называют шишкарями, а в Беларуси - крыжадзюбами.
  • Эти птицы своеобразно кормят своих птенцов: они роняют им в рот комочки пищи, если промахнулись, то заново начинают процедуру.

Цели урока:

Уровень знаний :

1) Знать предметы зимы, зимние месяцы;

2) Знать, что ель хвойное, вечнозелёное растение.

3) Особенности, среда обитания белки, лесной мыши, зайца, дятла, клёста

4) О новогодней праздничной традиции и её последствиях пагубно отражающейся на природе леса.

Уровень умений:

  • уметь отличать ель от других деревьев и узнавать её;
  • логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Развивать: Умение находить взаимосвязь в природе; умение (говорить) отвечать на вопросы.

Воспитывать:

    через эмоциональное восприятие воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, природе;

    умение слушать одноклассников.

Оборудование урока.

    Плакат “Ель”.

    Демонстрационные картинки: сосны, берёзы, дуба, осины, ели.

    Демонстративные картинки: белка, лесная мышь, клёст, заяц, дятел.

    Раздаточный материал (на каждой парте): семена ели и хвоя на каждой парте (буклеты).

Сюрпризный момент урока: Искусственная ель, кедровые шишки.

Ход урока

I Организационный момент (психологический настрой)

У вас хорошее настроение? Тогда, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Передайте своё хорошее настроение друг другу.

Садитесь.

II Вводная часть. Прослушивание стихотворения.

Опять погода стужей дышит;
Зато на окнах сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
(А.М. Жемчужников)

О каком времени года идёт речь в стихотворении?

Назовите приметы зимы. (холодно, морозно, снег, вьюга, птиц стало мало, день короче стал, а ночи длиннее)

Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

А, какой самый любимый зимний праздник? (Новый год)

Какое дерево мы приносим в дом под новый год и украшаем его? (Ель)

А, где растёт ель? (в лесу)

III Основная часть

Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие в лес. Для того чтобы узнать побольше об этом чудесном дереве и о том с кем “дружит” ель. А помощником нам в этом путешествии будет Колобок (показываю его).

Вот послушайте сказочную историю, которую рассказал мне Колобок.

Когда-то, давным-давно, когда наш Экоколобок был просто Колобком и жил у бабушки и дедушки, услышал разговор стариков.

“Хорошо бы нам на Новый год поставить дома, да нарядить красавицу ель. Но мы совсем старые стали – в лес тяжело по глубокому снегу идти, а срубить дерево и подавно.”

И решил сделать Колобок старикам Новогодний подарок. Выкатился он за порог дома, взял топор и покатился в лес. Катится, а сам думает…

Как же я отыщу это дерево в лесу? Ведь я его никогда не видел…

А, вы ребята видели это дерево? Сможете узнать?

Игра “Угадай ель”

Показываю (на доске) картинки деревьев (осина, берёза, сосна, дуб, ель)

Молодцы ребята, вы помогли Колобку отыскать ель!

(В тот момент, когда “подошли” к ели – читаю загадку)

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.

(показываю картинку)

Это ель? А, что вы знаете об этом дереве? (ответы детей)

Молодцы!

А, я только добавлю, что такое дерево вырастает из маленького семечка (показываю). А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты ели понадобится 500-600 лет (записать на доске). Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою (открываю плакат “Ель” на доске).

Вот какая ель! Вы ребята всё это узнали из книг и рассказов взрослых, а Колобок это узнал из рассказов лесных жителей.

/Продолжение сказки/

Нашёл он в лесу красивую и пушистую ель и только взмахнул топором. Как слышит, кто-то говорит тоненьким голоском.

Не руби Колобок ель, а то гнездо моё с птенчиками упадёт, замёрзнут птенцы, да и есть без ели нам нечего будет. Кто же это? – подумал Колобок.

А, вы ребята узнаете, если отгадаете загадку:

Кто там прыгает, шуршит,
Да всё шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом
(Клёст)

А, что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

Молодцы! А, колобок говорит: - “Подумаешь, какая-то птица!” И опять замахнулся топором. Слышит, как клёст плачет. Покажите, как клёст может плакать, какие слова он мог бы сказать? (показывают, говорят дети)

Живу я под конём ели.
Маленькая быстрая.
Пик! Пик! – говорю
Семена в норку ношу!
(мышь)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

А, что вы знаете о мышке? (ответы детей)

А, Колобок всё своё твердит: - “Подумаешь!” И опять взмахнул топором.

Клёст (покажите как) плачет, мышка плачет (покажите как)

О чём они просят Колобка? (ответы детей)

Ой, не руби ель, чем я буду питаться. Кто это?

Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
(дятел)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

А, что вы можете рассказать об этой птице? (ответы детей)

А, колобок знай своё: - “Подумаешь!” Опять взмахнул топором. Тут, клёст плачет (покажите), мышка плачет (покажите), дятел плачет (покажите). О, чём они просят Колобка? (ответы детей)

Ой, не руби ель, где я буду от опасности укрываться! Кто это? Отгадайте загадку:

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(заяц)

Правильно! А, что вы можете про зайца рассказать? (ответы детей)

Физминутка

Мы весёлые зайчишки
Мы девчонки и мальчишки (прыжки стоя)

Любим прыгать вокруг ели
Хоть морозы и метели (прыжки вприсядку)

Лапки греть умеем тоже
И друг другу мы поможем (хлопки по парам)

Не страшны снега и стужа
Мы с зимою очень дружим (хлопки на каждое слово)

Мы за парты тихо сели (садятся)

Зайцы спрятались под ели (хлопок)

Колобок, задумался, но желание порадовать дедушку и бабушку было столь велико, что он опять взмахнул топором. Тут все заплакали и клёст, и мышь, и дятел, и заяц, и ещё голосок слышится.

Ой, останусь я без дома, без еды. Не руби ель, мы все тебя просим.

Кто это? Отгадайте загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы.
(белка)

(показываю картинку и помещаю на плакат)

Что вы о белке знаете? (ответы детей)

Тут Колобок совсем растерялся. Сел и задумался. А стоит ли рубить ель?

А вы как думаете ребята? (ответы детей)

С кем дружит ель? (клестом, дятлом, мышью, зайцем, белочкой)

Как вы думаете, связаны ли между собой “друзья” ели? (ответы детей)

/Дополнение к ответам детей/

Вывод – обобщение

Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

Значит нельзя нарушить эту связь в природе? (ответы детей)

Что же делать Колобку? Как бы вы поступили ребята? Но, ведь всем нам хочется на Новый год иметь в доме нарядную красавицу ель. (ответы детей)

Итог урока

Давайте подумаем, какие слова можно написать на этом плакате, которые могли бы остановить человека и он бы не стал рубить ёлочку и нарушать взаимосвязь в природе? (вывесить плакат “Берегите природу” на доску). (ответы детей)

После урока мы вывесим этот плакат в коридоре, чтобы все дети прочитали и рассказали своим родителям! Хорошо?

Молодцы ребята! Правильно вы рассуждаете. Вот и Колобок это понял и с тех пор стал он защищать природу и всем рассказывать что всё, что нас окружает надо оберегать. Он даже имя своё изменил и стал называться Экоколобок- друг природы. Эко – взял он от слова экология.

Кто нибудь знает, что обозначает это слово? (ответы детей)

Экология – это наука, изучающая взаимосвязи в природе с целью сохранения окружающей среды. (на доске)

А, мы с вами пока изучаем эти взаимосвязи, а в будущем будем защищать природу.

Давайте вместе прочитаем строки из стихотворения…

Дерево, трава, цветок и плица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Стук в дверь.

Сюрпризный момент

Учитель вносит искусственную ёлочку и корзину с шишками. В корзине письмо от друзей леса.

Читаем письмо.

Дети получают гостинцы.

Урок закончен

Все вместе выходят в коридор вывешивают плакат “Берегите природу”, картину “Ель и её друзья”

Дорогие ребята!

Я послушал сегодня ваши рассуждения и обрадовался, что есть у меня помощники по защите природы. А, чтобы на Новый год вы не остались без красавицы ёлочки, посылаю её вам в подарок. Я и дедушке с бабушкой принёс такую же! Хотя она и не настоящая, но не хуже, а даже лучше. У этой ёлочки не опадут иголочки через несколько дней и не нужно её выбрасывать. А просто разобрать как конструктор, а на следующий год собрать.

А друзья леса вам тоже передают подарок. Это кедровые шишки.

С наступающим Новым годом!

Ваш друг Экоколобок и лесные друзья

Клест : детям о природе . Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки, презентация про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел».

Сегодня новая страничка нашей детской энциклопедии о зимующих птицах на сайте «Родная тропинка». Она познакомит нас с удивительной птичкой – с клестом.

Какая птица выводит птиц зимой?

Рассказ для детей о клесте в картинках

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Попробуй нарисовать крестик карандашом. А теперь выложи крестик из двух палочек. Похоже на клюв клеста? Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):

«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая — птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Знаешь ты такую кашу? Нет? Вот послушай, что это за каша и как растут маленькие клестята».


Н. Сладков. Еловая каша

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.<
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
<А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!<

Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней. Кормит маму и детишек папа-клест. Он приносит семена ели, отдает их маме. А мама ими кормит своих малышей – клестят.

Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.

Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Как же они могут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Дайте возможность ребенку поразмышлять над ответом на этот вопрос, подскажите ему вопросами: «Из чего вырастает ель или сосна? Из шишки! Где должна быть шишка, чтобы семена из нее попали в землю и стали потом маленькими елочками или сосенками? Как клест может помочь дереву и его деткам — семенам?». Расскажите, что из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: Придумай слово»

Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

  1. Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк » (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).
  2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. ?(ело-вИк
  3. А третий клест называется «белокрылый ». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком . Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)

А теперь давайте поиграем в сказку-пальчиковый театр для детей.

Как сорока клеста судила:

сказка для детей 5-6 лет

После чтения этой сказки обсудите ее с ребенком:

  • Почему сорока-белобока решила клестов судить? Какие лесные порядки нарушили клесты?
  • Какие птицы прилетели на зов сороки? Согласились ли они с сорокой? Почему?
  • Что интересное ты узнал о жизни клестов? Что еще хочешь узнать? (Умение задавать вопросы – очень важное умение, которое нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Поэтому поощрите любые вопросы малыша и найдите на них ответ вместе с ним в книге, энциклопедии или в Интернете)
  • Что означают слова о птенцах «на крыло встанут»?

На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? - спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? - поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? - спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.
- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. - Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой. (Автор – Н.В. Нищева. Сказка из книги «Развивающие сказки» — Детство-Пресс, 2002 год)

Мультфильм для малышей про клеста

В этом мультфильме малыши познакомятся с лесными обитателями и узнают, кто как зимует. После просмотра мультфильма спросите ребенка: «Почему дрозд (гусеничка, медведь, клест) не смогли прийти к зайчонку на Новый год? А кто пришел к елке? (Рассмотрите последние кадры — снегири, лисенок, олененок, кабан, белка, зайцы)». Спросите, кого из лесных обитателей Ваш малыш пригласил бы на новогодний праздник (кто смог бы на него прийти). А кого бы пригласил на летний праздник?

http://youtu.be/wOvOuLQ4VAc

С кем дружат клесты?

Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).

Друзья всегда друг другу помогают. Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна дают им корм – семена шишек). А как же клесты этим деревьям помогают? (Напомните ребенку, что клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают)

С какими животными «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!

А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами. Только вот с клестами белки не дружат. Даже «спасибо» им за еду не говорят. Хочешь узнать, почему?

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след - охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола - на сучок, с сучка - на ветку. С берёзы - на сосну, с сосны - на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты - под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу - оставляет след. По следу - собака. За собакой - охотник.

Спасибо клестам, - говорит охотник, - спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение - падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

  • Почему же белки клестам «спасибо» не говорят?>Чего они забыть не могут?
  • Почему белки не любят зимой на землю спускаться с деревьев? Что их заставляет спускаться с деревьев на снег зимой?
  • Что такое «падалица»?

Рассказы о клестах для детей

Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел» (Н. Сладков) для детей 6-7 лет

Презентацию к этой сказке Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел группы «Документы» в правой колонке). В ней даны все картинки этой статьи в хорошем разрешении и высоком качестве для более удобного просмотра их с детьми на мониторе домашнего компьютера или на экране.

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, — сказал Клест. — Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

Рассказ о клестах В. Бианки «Кому законы не писаны» (для младших школьников)

Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.

Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.
Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.

Пришли на следующий день наши корреспонденты, - как раз мороз трескучий был, носы у всех красные,- глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые еще.
Что за чудо? А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.
Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.

Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра -там.

Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.
А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.

В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.

В Ленинграде у нас клестов зовут ещё „попугаями». Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых - зелёные и жёлтые.
Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать - и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.
Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя - вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный еще нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.

Тут всё и становится понятным.

Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?
Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай, - клесты туда.

Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю? Гнездо тёплое - там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.

Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся, - она их кормит размягчёнными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.

Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести,-улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо - живут. Птенцы подрастут,-всё семейство опять пристанет к стае.

Стихи о клестах

Клесты

Зимой, когда птицы на юг улетели,
Покинув привычное место своё,
В лесу закружили снега и метели,
В берлоги и норы залезло зверьё.

Лишь только клесты на ветвях веселятся,
Еловые шишки проворно лущат.
Они семенами с лихвой наедятся —
Любые морозы тогда победят.

Весёлые песни они распевают
И в лютую стужу выводят птенцов.
Их яркие перья на солнце сияют.
Ну кто же поймёт этих смелых клестов?

И вниз головой на ветвях повисают,
Ухватистым клювом за ветку держась.
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,
В мерцающем небе подолгу кружась.

Когда всё в лесу до весны замирает,
Лесные тропинки печально пусты,
Под снегом холодным земля засыпает.
Но жизнь торжествует — на ветках клесты. (Татьяна Керстен)

Птенчики клесты

Снег кружится, падая,
мчит метелицей,
белизною радуя,
мягко стелется
и снежинок блёстками
землю порошит.
Снег руками жёсткими
все укрыть спешит.

Не озябли б птенчики,
жёлтые Клесты.
Щёлкают, как щипчики,
клювики-кресты.
Под еловой лапою
птенчики сидят.
Деткам мама с папою
шишки теребят. (Ирина Батый)

Загадки про клеста

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …
(П. Смолин)

Клюв у птицы той не прост-
Крепкий, загнут и внахлёст,
Невелик той птицы рост,
А зовут ту птицу-…(клёст).
(Владимир Талызин)

Вот и подошла к концу наша встреча с удивительной птичкой, которая называется клест. Надеюсь, что она была интересной для Вас и Ваших детей. До новых встреч в рубрике !

Презентацию с картинками этой статьи в высоком разрешении и хорошем качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видозаписями сообщества). Презентация доступна для редактирования.

Чтобы было удобнее заниматься с детьми по материалам этой статьи, ниже я даю презентацию с картинками статьи. Для полноэкранного просмотра нажмите значок в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Клест»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в хорошем разрешении и качестве вы можете или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы»).

Еще о зимующих птицах интересные материалы для игр, занятий, проектов с детьми вы найдете в статьях:

Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Курьяновская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Второй класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Урок в режиме технологии

личностно ориентированного обучения

« С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ?»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Великанова Юлия Анатольевна

Тема: «С кем дружит ель?»

Цели:

Образовательные: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком.

Развивающие: способствовать формированию умений:

    выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    оформлять результаты работы в виде плаката;

    рецензировать творческую работу одноклассников.

Воспитательные: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.

Средства обучения:

    Репродукция картины И.И.Шишкина «Ель», «Лесная глушь».

    Самодельные учебные пособия:

    кукла Лесовичок;

    конверт с заданием для самостоятельной работы;

    карточки-тесты с дополнительной информацией;

    карточки-инструкции;

    треугольники зелёного цвета для познавательной игры «Узнай новое о ели»;

    рисунки животных и растений елового леса.

Использованная литература.

    Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2000.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.

    Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

    Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения // Начальная школа, 2003 №12.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие?

Д. Весёлым, интересным, хотим узнать что-то новое.

У. Вспомним правила поведения на уроке:

    на уроке будь старательным, будь спокойным и … / внимательным/;

    говорите чётко, внятно, чтобы было всё… /понятно/;

    если хочешь отвечать – надо … /руку поднимать/;

    будь прилежным на уроке, не болтай, ты не … /сорока/;

    если друг стал отвечать, не спеши … /перебивать/;

    а помочь захочешь другу – подними … /спокойно руку/;

    знай: закончился урок, коль услышал ты … /звонок/;

    когда звонок раздался снова … /к уроку будь всегда готовым/.

2. Целеполагание и мотивация.

У. Начнём с повторения. К нам пришёл Лесовичок, принёс иллюстрации. Рассмотрите их, назовите каждое растение.

Д. Ель, сосна, берёза, осина.

У. Как назвать одним словом?

Д. Деревья.

У. Разделите деревья на две группы, поясните.

Д. Ель, сосна – хвойные растения, берёза, осина – лиственные растения.

У. Назовите отличительные признаки хвойных растений.

Д. Круглый год стоят зелёные, листья видоизменены в иголки, в конце зимы созревают шишки с семенами.

У. О каком дереве пойдёт сегодня речь, узнаем из письма /письмо читает ученик/:

«Я росла в лесу, недалеко от дома лесничего. Летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Вокруг шла обычная лесная жизнь: туда - сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. Я выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась моя мечта попасть в город, к людям на праздник. Я была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но… Счастье было недолгим: закончилось новогоднее представление, и меня выбросили, как ненужную вещь».

У. О каком дереве идёт речь?

Д. О ели.

У. Что вы знаете о ели? /Свободные высказывания не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы «Это интересно…», «Ты думаешь, что прав?», «Откуда ты это знаешь?».

У. Очень часто люди губят ели, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч ёлочек. Правильно ли это? Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Жизнь каких животных и растений зависит от ели? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомимся с елью.

3.Формирование новых знаний и умений.

У. В нашем краю ель – одно из наиболее распространённых деревьев в лесу. Что же оно собой представляет?

    Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет собой треугольник зелёного цвета. Всего треугольников четыре. Они находятся у доски в горизонтальном положении. С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели.

В нашей стране растёт 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30 – 40 метров.

Толщина ствола достигает 1 метра.

Хвоя держится на дереве 7 – 9 лет.

В лесах встречается ель европейская и ель сибирская.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя ёлочку.

    Беседа по картине И.Шишкина «Лесная глушь».

У. Как называются леса, в которых растут ели вместе с берёзами, осинами?

Д. Смешанные.

У. Как называются леса, в которых растут только ели?

Д. Еловые.

У. Какой же он, еловый лес? Посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина и попробуйте ответить на вопрос: «Какой же он, еловый лес?»

Д. Свободные высказывания.

У. « Художник изобразил е6ловый лес и таинственным, и сказочным, и изумрудным, и молчаливым, и сумрачным. Здесь мало света даже в солнечный день. Еловые лапы с жёсткими хвоинками растут почти до самой земли, и задерживают солнечные лучи. Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений. Так ли это?

    Физкультминутка «Дерево».

Дерево кончается где-то в облаках, Все стоят врассыпную, поднимают руки вверх.

Облака качаются на его руках. Качание поднятыми руками.

Эти руки сильные рвутся в вышину, Движение качания усиливается, корпус

Сгибается вправо, влево.

Держат небо синее, звёзды и луну. Во время качания перебирать пальцами.

    Работа в группах.

а). Планирование работы.

Лесовичок приносит задание для самостоятельной работы. Учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1

1. Рассмотрите иллюстрации. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Используёте дополнительный материал с листа.

2. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2

1.Рассмотрите иллюстрации. Какие растения произрастают в еловом лесу? Подумайте, что может произойти с этими растениями, если люди вырубят ели? Используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 3

1.Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

Для ответа на вопрос используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

б). Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание. Выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информация для группы 1

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2

Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица, брусника. Они сравнительно малотребовательны к плодородию почвы.

В еловом лесу можно обнаружить грибы – сыроежки и рыжики. Грибы помогают елям расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдают деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывают из почвы. Грибы лечат лес, без них деревья болеют.

Часто в выгнутой шляпке гриба скапливается вода, которую пьют животные и птицы в жаркий день.

Информация для группы 3

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

В). Фронтальная работа – выступление групп. Оформление результатов работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Оформляет результаты своей работы на магнитной доске: животные и растения рядом с елью. Учитель внимательно слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос: «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод:

    в природе всё взаимосвязано;

    ель в лесу связана со многими живыми организмами – животными, растениями, грибами;

    человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

У. Как нужно относиться к природе?

Д. Бережно, по-хозяйски, любить, охранять.

У. У нас получился плакат (природоохранный знак), который можно установить около леса. Необходимо придумать надпись, призывающую беречь ели.

Д. Примерные ответы: «Берегите ели», «Охраняйте ель», «Не губите еловый лес».

4. Закрепление изученного материала.

Тест на правильность утверждения.

Учитель читает вопросы. Если учащиеся считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят «+» (крестик), если неправильно – «0» (нуль).

Тест на правильность утверждения

Итог занятия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Что нового мы узнали сегодня на занятии?

    Что понравилось?

    Что не понравилось? Почему?

    Что бы хотелось выполнить ещё раз?

У. Сегодня, ребята, вы мне очень понравились. Мне было приятно работать с вами. Спасибо вам за помощь в работе.

    Домашнее задание.

У. Нарисуйте ель в лесу, желательно с теми живыми организмами, которые живут вместе с нею.

Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.