Меню
Бесплатно
Главная  /  Монодиеты  /  Восстановление ходьбы после инсульта. Как научить ребенка ходить: упражнения, приспособления, советы Упражнения для ног чтобы начать снова ходить

Восстановление ходьбы после инсульта. Как научить ребенка ходить: упражнения, приспособления, советы Упражнения для ног чтобы начать снова ходить

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски , взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.


Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Обсуждение

Сыну 10 месяцев. Ползает только задом на перед. Ходит только держась за руки. В основном только на на сочках. Это нормально?

Комментировать статью "Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить"

Нездоров позвоночник - болеет ребенок. Ребенку один год, он начал ходить, но при этом "загребает ногами", " косолапит ". "Вот как если бы человек попал на планету птиц и надо его научить чирикать - ну категорически незнакомо человеку это чириканье и серьезной речью он...

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Развитие ребенка: когда дети начинают ходить, как научить ходить ребенка. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает...

Ребенок боится ходить. Дочке скоро год и месяц. Как научить ребенка не бояться контрольных? На мой взгляд, девочке необходимо объяснить, что не надо бояться плохих оценок. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Ребенок боится ходить сам. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Ребенку 1 год. Первые шаги после лечения в детском реабилитационном центре. Мы тоже так ходим, каждый день можем пройти на шаг больше: на данный момент рекорд - уже 6 шагов Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. нужна домашняя обувь на...

как научить ребенка вставать?. Реабилитация и социальная адаптация. Другие дети. Вообще-то вставание самому в правильном стереотипе, без какой-либо опоры на руки и с опорой на одну ногу - это довольно сложно, у меня ребенок уже мог бегать, приседания делать...

Развитие ребенка: когда дети начинают ходить, как научить ходить ребенка. Ребёнок стоит, держась за ручки, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. И следить, и помогать - нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса - то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном...

Раздел: Развитие самостоятельности (как научить ребенка ходить в общественный туалет). Ребенок и общественный туалет. Посоветуйте, плиз, как научить 5-летнюю девочку самостоятельно пользоваться общественным туалетом?

Причем у детей сложнее, чем у взрослых. Именно детям сложнее ПОТОМ, психологически сложнее, чем взрослым - дети БОЯТСЯ и привыкают не пользоваться ногой:((Моя не боялась наступать, но ногу подволакивала с месяц точно. Многие еще первые 2 недели после снятия...

Развитие ребенка: когда дети начинают ходить, как научить ходить ребенка. Ребёнок стоит, держась за ручки, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Надо ли учить ходить?

Как приучить ходить пешком?. Прогулки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить.

Надо ли учить ходить. Достижения. Ребенок от рождения до года. Я свою учу ходить и вижу результаты своих стараний... Как учить ходить: Я кладу интересные для неё Он утверждает, что правильное моторное развитие ребенка в первые два года жизни поможет ребенку в...

Развитие ребенка: первый шаг малыша - как научить ходить. Развитие ребенка до года очень непростое дело. Развитием надо заниматься. Научите ребенка падать. 10 правил: как научить ребенка правильно говорить. А учить, говорят, так: стоит малыш, надо на плечи ему...

Одежда, обувь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Беда у нас с этим - не хотим дома ходить в обуви. А дома холодно, не топят еще, а сопли мы только-только побороли.

Как научить малыша падать?. Режим дня. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Как научить малыша падать? Девочки, я скоро сойду с ума...Еще никак не оправилась от Илюхиного падения с кровати (так и стоит в ушах...

Она говорит, нужны обязательно, когда ребенок только начинает ходить - чтобы фиксировать ногу. Я же считаю, что детке, во-первых, удобнее ходить по дому босиком или, по крайней мере, в легких носочках с "тормозами", а ботинки ей только будут мешать. По идее, в моем детстве...

На улицу ходим в зимних сапогах, в последнее время ребенок даже соглашается сделать в них несколько шагов (раньше демонстративно Постоянно ходить босиком вредно, поэтому надо обязательно приучить ребенка к обуви. Тем более, что в носках по полу и холодно и скользко.

Сколько раз в течение дня мы садимся и снова встаем, ходим, поднимаемся по лестницам, носим тяжелые сумки, наконец, вынужденно стоим в очередях или общественном транспорте?? Естественно, что к концу дня наши ножки буквально гудят от усталости и почти отказываются передвигаться. Иметь здоровые, красивые и выносливые ноги хотели бы многие, и этого вполне можно добиться при помощи специально подобранных упражнений.
МирСоветов назовет лишь несколько причин, почему необходимо делать упражнения для ног. Первая и самая главная из них – это, конечно же, забота о здоровье ног, в частности, профилактика остеоартрита колена, варикозного расширения вен и многих других не менее приятных заболеваний. Кроме того, регулярное выполнение упражнений, укрепляющих мышцы ног, приносит огромную пользу всему организму, заметно улучшая обмен веществ. Результат – даете на ноги, а сжигается со всего тела. И, конечно же, специально подобранные упражнения делают ноги не просто сильными и здоровыми, но еще и красивыми, помогая справиться с излишней полнотой или, наоборот, нарастить мышечную ткань на чересчур худых ногах.

Упражнения для ног

Если не указано иного, первый месяц повторяйте каждое упражнение 5-6 раз, в дальнейшем – по 10-15 раз. В занятиях главное – соблюдать регулярность. Каждое упражнение делайте, не торопясь, спокойно – так лучше прорабатывается каждая мышца.
Упражнение 1. Ходьба на месте
2-3 минуты ходите на месте, высоко поднимая колени.
Упражнение 2. Вытягиваем ноги
Исходное положение: лежа, руки за спиной. С усилием вытяните левую ногу и потяните на себя носок. Повторите упражнение для правой ноги, а затем – вытяните обе ноги одновременно.
Упражнение 3. Прижимаем ноги
Исходное положение: лежа, руки за спиной. Как можно плотнее прижмите ноги к полу, а затем расслабьте их, чуть сгибая колени. Повторите упражнение.
Упражнение 4. Тянем носки
Исходное положение: лежа на спине, ноги прямые, руки разведены в стороны ладонями к полу. Медленно, с усилием, тяните носки сначала к себе, а потом – от себя. Усложните упражнение, чуть приподняв прямые ноги.
Упражнение 5. Замираем с приподнятыми ногами
Исходное положение: лежа на спине, руки под головой. Поднимите ноги под углом 45°, вытяните носки и продержитесь в такой позе 5 секунд и опустите их. Не спеша сгибайте ноги, постепенно прижимав их к животу, и также не торопясь распрямляйте. Чуть приподняв корпус, замрите в таком положении на 5 секунд, и медленно опустите.
Упражнение 6. «Пистолет»
Исходное положение: стоя левым боком у стола. Поднимите вперед прямую правую ногу и присядьте на левой ноге как можно ниже. МирСоветов обращает ваше внимание, что при этом вся стопа должна плотно прилегать к полу, не отрываясь. Повернитесь к столу правым боком и повторите упражнение для другой ноги.
Упражнение 7. «Велосипед»
Исходное положение: лежа на спине. Поднимите ноги под углом 45° и сделайте движения, имитирующие процесс езды на велосипеде, сначала вперед, а потом – в обратном порядке. Повторите упражнение, слегка завалившись сначала на левый, а потом – на правый бок. Повторите 15-20 раз для каждого положения.
Упражнение 8. «Ножницы»
Исходное положение: лежа на спине. Поднимите ноги под углом 45° и разводите их попеременно в стороны и скрестно, лежа сперва прямо, а затем аналогично предыдущему упражнению поочередно, слегка заваливаясь на бок, левый и правый. Повторите 8-10 раз для каждого положения.
Упражнение 9. Сгибаем и разгибаем ноги
Исходное положение: лежа на спине. Поднимите согнутые в коленях ноги вверх и резко их распрямите, а затем снова согните. Проделайте упражнение 8 раз.
Упражнение 10. Разводим колени из положения сидя
Исходное положение: сидя на полу. Ваша задача: сдвигать и раздвигать согнутые в коленях ноги, при этом с силой сдерживать их руками
Упражнение 11. Разводим колени из положения лежа
Исходное положение: лежа на спине, согнутые ноги раздвинуты немного шире плеч. Попеременно соединяйте колени и разводите их в стороны. Повторите, вплотную соединив и максимально раздвинув ноги.
Упражнение 12. Наклоны вперед
Исходное положение: сидя на полу, прямые ноги вытянуты вперед. Наклоняйте туловище, стремясь коснуться грудью прямых коленей. Сделайте 6-8 наклонов.
После выполнения комплекса упражнения порадуйте свои ноги легким самомассажем. Для этого легкими движениями промассируйте поверхность ног по направлению от пальцев к тазу, выполняя массаж в следующей последовательности: поглаживание, растирание, разминание и снова поглаживание. МирСоветов напоминает: лимфоузлы, находящиеся в области паха и под коленными чашечками затрагивать нельзя! А к массажу голени есть противопоказания: , тромбоз и другие подобные заболевания.
Полезно также дополнить комплекс элементами : например, непосредственно перед сном окатывать ноги холодной водой и, не вытирая, ложиться в постель. Такая нехитрая процедура благотворно не только великолепно снимает с ног усталость, но и улучшает сон. Разумеется, начинать следует постепенно, поначалу просто увлажняя ноги смоченными в холодной воде руками.

Гимнастика для ног

Как часто нам не хватает времени регулярно выполнять сложные гимнастические комплексы. Однако, хлопоча по дому, можно одновременно делать несложные упражнения для ног. Потрясающего эффекта они, конечно, не принесут, но вполне помогут расслабиться усталым ногам. МирСоветов приводит вашему вниманию несколько примеров подобных упражнений:
Включите любимую музыку и, занимаясь хозяйством, с удовольствием под нее пританцовывайте.
Если вам нужно что-то достать с нижней полки шкафа, медленно присядьте, стараясь, чтобы спина оставалась прямой. Если же, наоборот, нужная вам вещь лежит на верхней полке, встаньте на цыпочки и потянитесь как можно выше.
Отдыхая на диване у телевизора, занесите левую стопу над правой и потянитесь носком левой ноги вверх настолько, насколько это возможно. Поменяйте ноги. Теперь вам следует перенаправить усилие мышцы бедер и ягодиц, почувствуйте, как они напряглись. Продержите мышцы в таком состоянии до 10 секунд и снова расслабтесь. Повторяйте эти упражнения пока не почувствуете приятное тепло в ногах
Помните: только постоянная забота о своих ногах поможет вам на долгие годы сохранить их здоровье, силу и красоту!

Итак, ваши мышцы неплохо смотрятся в зеркале. Однако у них есть одна «неудобная» тайна: они ничего толком не умеют. Нет у них ни ловкой гимнастической координации, ни умения эффектно пробить пушечную волейбольную подачу... Короче, одна пустая бутафория на манер картонной театральной декорации. Ну и как тут быть? Нужно заняться развитием т.н. функциональной силы. Это как раз та самая сила мышц, которая помогает нам в жизни. Она принципиально отличается от «мертвой» силы, которая нацелена на выполнение бесцельных силовых упражнений. Сами подумайте, сколько раз за день вам приходится выполнить движения, копирующие жим лежа или тягу к поясу в наклоне? То-то и оно! Порой узко специализированный силовой тренинг так далеко уводит атлета от реальной жизни, что он теряет навык простых движений и не способен без чужой помощи завязать шнурки на собственных ботинках.

Первым делом нужно научить ваши ноги работать в динамическом режиме. Прежде вы только и делали, что приседали на одном месте. Между тем, главная функция ног - это перемещение человека в пространстве. Эту свою задачу ноги выполняют на пару с мышцами пресса. Если эта связь рассогласована, вы становитесь неуклюжим тюленем. Чтобы исправиться, вам потребуется «беговая дорожка». Правда, с одной важной поправкой: штепсель нужно выдернуть из розетки. Отныне ваши ноги сами будут "двигателем» - беговой ленты. Силенки вашим ногам и без того не занимать, а необычные упражнения добавят им еще и беговой координации. Совсем скоро вы станете пулей носиться по любой игровой площадке, и никто за вами не угонится!

«ХОДЬБА» В УПОРЕ
Примите положение упора на прямые руки, как для отжиманий на полу. Ступни поставьте на отключенную «беговую дорожку». Переместите одну ступню вперед, упритесь носком в беговую ленту и распрямите ногу, провернув ленту назад. Повторите движение другой ногой. Выполните упражнение в стиле «интервалов»: 60 сек. - быстрый темп, 30 сек. - умеренный темп.

«ХОДЬБА» ВПЕРЕД
Возьмитесь за боковые рукояти и начинайте «ходьбу», проворачивая беговую ленту силой своих ног. Выполните упражнение в стиле «интервалов»»: 60 сек. - быстрый темп, 30 сек. - умеренный темп.

«ХОДЬБА» НАЗАД
Встаньте на «беговую дорожку» спиной вперед. Возьмитесь за рукояти и начинайте «ходьбу» назад, проворачивая беговую ленту силой ног. Спину держите прямо. Выполните упражнение в стиле «интервалов»: 60 сек. - быстрый темп, 30 сек. - умеренный темп.

ПРИМЕЧАНИЯ
Комплекс из данных упражнений может заменить вам "интервальную» аэробику. Выполняйте упражнения по круговому методу одно за другим. Сделайте за тренировку 6-7 кругов».

Ортез на коленный сустав с шарнирами, NKN-149

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять - терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

650.00

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели). 1 - Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 - Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 - Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 - Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для "больной" ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 - 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 - Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя , ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя ,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок , палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок ,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав - вниз).

1200.00

2100.00

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

23). В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед - назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда "больная" нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант , если у вас имеются необходимые условия для таких занятий: требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка :
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

Красивые, здоровые ноги - это результат правильного ухода и рациональной физической нагрузки. Однако современный темп и, напротив, малоподвижный образ жизни могут помешать в этом. Ознакомимся с для взрослых и детей. Упражнения помогут снять боль, укрепить мышцы и исправить плоскостопие. И для этого не потребуется специального реквизита.

Растяжка

Гимнастику для ног необходимо начинать с растяжки. Она рекомендуется при мышечных спазмах, а также в качестве разминки, так как снижает риск получения травмы при выполнении укрепляющего комплекса, помогает подготовить тело к нагрузке. Растяжку следует начинать со стоп, медленно поднимаясь вверх.

Упражнение №1

Встаньте лицом к стене на расстоянии метра. Вытяните руки перед собой, слегка наклонив корпус. Теперь по очереди делайте выпады то левой, то правой ногой. Медленно, не отрывая от пола пятки. Задержитесь на 15 секунд. Почувствуйте, как тянутся голеностопные мышцы и связки. Выполняйте упражнение по 10 раз на каждую ногу. Дышите свободно.

Упражнение №2

Теперь следует уделить внимание подколенному сухожилию. Для его растяжки лучше всего подходит складка. Сядьте на пол, вытяните ноги перед собой, а на выдохе медленно опускайтесь вниз. Старайтесь, чтобы грудная клетка коснулась колен. Для этого спину следует держать прямо. Задержитесь в складке на 10 секунд. На вдохе можно вернуться в исходное положение. Усилить растяжку можно, натянув максимально пальцы стоп на себя. Повторите упражнение еще 9 раз.

Упражнение №3

В для ног есть хорошее упражнение, позволяющее одновременно расслабить поясницу и мягко растянуть бедренные мышцы. Для этого лягте на спину. Подтягивайте по очереди ноги к груди, задерживаясь в позиции на несколько секунд. Дышите свободно. Повторите на каждую ногу упражнение по 5 раз.

Затем подтяните обе ноги и просто полежите так в течение 30 секунд. При этом попеременно делайте натяжку то одной, то другой ноги. Число повторов произвольное.

Укрепление

Укрепляющая гимнастика для ног позволяет держать мышцы в тонусе, повышает их выносливость.

Наиболее простым упражнением для подкачки икр являются подъемы на носках. Для этого встаньте, руки зафиксируйте на поясе. Ноги поставьте на расстоянии плеч. Сделайте вдох, а на выдохе медленно поднимитесь на носках как можно выше. Задержитесь в таком положении на несколько секунд, а на вдохе примите исходное положение. Повторяйте 10 раз. Чтобы усложнить данное упражнение, можно ходить на носках по комнате в течение 5 минут, слегка согнув ноги в коленях.

Лучшими упражнениями для укрепления мышц бедер являются выпады и приседания. Эффективность первых зависит от глубины. Из исходного положения стоя сделайте выпад на вдохе сначала на правую ногу, на выдохе вернитесь в начальную позицию. То же выполните на левую ногу. Совершите по 10 раз повторов. Помните о положении рук и ног в гимнастике. Для качественного выполнения руки лучше держать по сторонам. Не стоит сильно «выворачивать» стопу, чтобы избежать растяжения связок и потери равновесия.

Приседания являются универсальным упражнением. Они укрепляют не только мышцы бедер, но и икроножные и ягодичные. Эффективность выше от неполного приседа. Поставьте ноги на расстоянии плеч. А на вдохе опуститесь так, чтобы при сгибе ноги бедро и голень образовали прямой угол. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторяйте приседания 15 раз.

Для сосудов

Нарушение работы сосудов может стать причиной боли в ногах. Гимнастика способна решить эту проблему. Существует два несложных, но весьма эффективных упражнений. Их разрешается выполнять, не вставая с постели.

Упражнение 1

Нормализовать циркуляцию крови поможет вибрация. После пробуждения поднимите ноги и руки вверх и совершите ими мелкие и частые потряхивающие движения в течение двух минут. Это помогает не только совершить вибромассаж капилляров, но и способствует перераспределению лимфы, которая выводит из организма токсины.

Упражнение 2

Это упражнение называется «золотая рыбка». Примите положение лежа. Ноги держите вместе, а руки занесите на шею, на уровне Поднимите голову и натяните носки на себя. В таком положении совершайте вибрирующие движения всем телом. Это помогает снять спазм нервов и улучшить кровообращение.

Для суставов

Полезным для суставов может быть и воображаемый велосипед. Лягте на спину, руки положите под поясницу. Поднимите ноги вверх и представьте, что вы крутите педали. Сделайте 10 оборотов вперед и столько же назад. Упражнение не только повышает гибкость коленных суставов, но и улучшает работу сосудов.

Повысить подвижность тазовых костей и связок возможно также, благодаря гимнастике для ног. Руки и бедра перпендикулярны полу. На вдохе притяните правое колено ближе к груди, а затем на выдохе отведите ногу в обратную сторону так, чтобы она была параллельна полу и образовала прямую линию с позвоночником. Повторите по 10 раз на каждую ногу.

Более сложным вариантом может быть одновременное поднятие ног. Примите положение лежа на спине. Руки положите под ягодицы. На выдохе поднимайте ноги за голову. На вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Носки натянуты. Повторяйте 15 раз. Это упражнение также способствует подкачке нижнего пресса, устранению застойных явлений в малом тазу. Помните, что согнутые ноги гимнастику облегчают и снижают эффект. Поэтому старайтесь следовать четко технике выполнения элемента.

Стопы

При плоскостопии, шпорах, варикозе, подагре, отечности и даже мигренях рекомендуется выполнять «дворники». Лягте на спину, руки держите по бокам. Ноги выпрямлены. Пальцы двигаются вперед-назад. Сгибания должны быть максимальными, чтобы чувствовалось натяжение всей стопы. Повторяют не менее 10 раз.

Лечебная гимнастика для ног с таким же эффектом включает и упражнение «кулак». Займите то же положение, что и в предыдущем элементе. Сожмите максимально пальцы стоп, затем также сильно растопырьте их. При выполнении соблюдайте ритм. Число повторов произвольное.

Комплекс для детей

Гимнастика для ног для детей носит игровой характер. Она также направлена на разминку суставов, укрепление мышц, лечение и профилактику различных заболеваний.

Первым упражнением детского комплекса являются игровые приседания. Словно показывая большой предмет, пусть и тянется ручками вверх, а для обозначения маленького - приседает. Чтобы помочь малышу, можно использовать гимнастическую палку, за которую он будет держаться. Число повторений составляет 5-7 раз.

Прекрасным кровообращения и укрепления детских ножек являются «солнечные прыжки». Для начала пусть малыш займет позицию стоя, ножки вместе, ручки по бокам. На первый хлопок в ладоши пусть прыгнет, ножки и ручки врозь. Еще хлопок - исходное положение. Чтобы повысить интерес, прыгать можно под музыку или под считалочку.

Все дети любят подражать животным, насекомым, птицам. Можно использовать это в оздоровительных целях. Пусть ребенок представит, что он жук, который лежит на спине и болтает лапками. В движение включаются не только ножки, но и ручки. Это своеобразная альтернатива взрослого велосипеда.

При плоскостопии

Гимнастика для ног при плоскостопии у детей насчитывает множество упражнений. Наиболее эффективным являются перекаты с носочков на пяточки и наоборот. Пусть малыш займет позицию стоя, ручки поставит на пояс. Сначала упор делается на пятки. Пальцы максимально тянутся вверх. Затем следует перекат на носочки. Повторять 5-7 раз.

Это интересно:

  1. Гимнастику для ног лучше делать утром после пробуждения. В этом случае качество и темп будут выше.
  2. Перед сном полезно сделать теплую ванночку для ног из морской соли и ромашкового отвара для снятия напряжения.
  3. После гимнастики для ног рекомендуется делать массаж. Если нет возможности обратиться к мастеру, можно попробовать самомассаж. Начинать следует со стоп, плавно поднимаясь к бедрам. При этом не надо применять силу и растирания. Стопы массировать лучше большими пальцами руки, уделяя внимание ее изгибу. На икры и бедра советуют воздействовать легкими круговыми движениями. Также приятные ощущения и расслабление способен обеспечить вибромассажер.

При выборе упражнений для детской гимнастики для ног необходимо учитывать возраст малыша. В данной статье приведены универсальные упражнения, рассчитанные на возраст от 3 до 5 лет.