Меню
Бесплатно
Главная  /  Монодиеты  /  Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Познавательные опыты для детей Эксперименты с детьми 2 3 лет

Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Познавательные опыты для детей Эксперименты с детьми 2 3 лет

От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние...

А. Н. Толстой

Дети трех-четырех лет любят задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Отчего?».

А мы, родители, порой не знаем, как ответить.

Их интересует все: предметы, их свойства, качества. Их завораживают явления живой и неживой природы, сам для себя ребенок тоже загадка. «Откуда я взялся?», «Зачем я?» — спрашивают дети озадаченных родителей.

Любознательность — качество как нельзя более характерное для ребенка. Ребенок стремится все потрогать, привести в действие.

— А если стакан упадет, он разобьется?

— А почему трава зеленая?

— А папин ботинок утонет?

Для своего относительного спокойствия мы многое запрещаем детям и тем самым гасим их инициативу, развиваем неуверенность в собственных силах.

Так давайте же наберемся терпения и попробуем вместе с ребенком поэкспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и со многими другими предметами живой и неживой природы.

Но не будем мешать ребенку самостоятельно делать открытия («Я думал, что помидоры растут на дереве, а они, оказываются, растут на земле...»).

Вот ведерко, вот совок

Для опыта нам понадобятся: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.

◈ Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.

◈ Опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент — из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.

◈ Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

◈ Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.

Полезные стихи

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без пеней

Пирогов и куличей.

А из камешков — печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка:

Кушай, кушай, мамочка,

Сладкие два пряничка!

Огород на окошке

Знакомим с этапами - роста растении (семя — росток — растение); помогаем понять, что нужно для их роста; воспитываем стремление ухаживать.

Для опыта нам понадобятся: семена овса (замоченные заранее), укропа, петрушки, лейка, вода, палочки, грабельки.

◈ Опыт: предложите ребенку помочь вам посадить семена. Покажите последовательность посадки: насыпьте землю в ящик, разровняйте ее, сделайте бороздки глубиной 2-3 см и т. д. (поощряйте ребенка за его старания). Затем полейте посаженные семена. Поиграйте в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки).

◈ Закрепляем: ухаживайте за семенами, делайте зарисовки. Играйте в словесную игру «Что нужно для роста растения?». Затем используйте в пищу выросшую зелень.

Чиполлино

Помогаем ребенку понять, что для роста растении нужны свет, вода, земля

Для опыта нам понадобятся: луковица, банка или стакан с водой.

◈ Опыт: скажите ребенку, что сейчас вы посадите луковицу в банку с водой и будете наблюдать за тем, как растет зеленый лук. Поставьте банку на окошко, на свет. Каждый день наблюдайте за тем, как у луковицы появляются корешки и перья лука. Отметьте, что корешки «пьют воду» и ее становится меньше, поэтому воду нужно доливать.

◈ Когда из луковицы появится первое перо, сделайте простые схематичные зарисовки. Их лучше оставить там же на окне.

◈ Закрепляем: предложите ребенку самому нарисовать лук с перьями. Если не справляется, помогите ему. Спросите, что нужно для роста лука? (Свет, вода.) Нарисуйте два кружочка (желтый — свет, синий — вода) или солнце и капельку.

◈ Срежьте перья лука и положите их в салат, суп. Ребенок будет есть их с большим удовольствием, поверьте.

Воздушный полет

Знакомим с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее - медленнее); узнаем свойства воздуха убеждаемся, что есть притяжение Земли

Для опыта нам понадобятся: воздушный шарик, перышко, листочек, кусочек ватки, мяч, кубик.

◈ Опыт: предложите ребенку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Перышко, кусочек ватки, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают. Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие — быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их.

◈ Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри. Отпускать воздушные шары и смотреть, как высоко они могут взлетать. Если ваш Почемучка спросит, что с ними будет потом, ответьте, что они рано или поздно лопнут (от холодного воздуха, сильного ветра).

◈ Поиграйте в словесную игру «Быстро - медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла и т. д.); медленно упадет... (перышко, вата, пух и т. д.). Ребенок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно.

◈ Можно нарисовать воздушные шары, мыльные пузыри, листочки в воздухе. Как именно ребенок изобразит воздух, увидите сами, скорее всего, он нарисует облака, солнце. А может, придумает что-то еще?!

Любопытные краски

Знакомим детей с цветами спектра; учим смешивать краски; развиваем речь; пробуждаем желание рисовать

Для опыта нам понадобятся: краски, кисть, тряпочки, баночка с водой, палитра (можно использовать дощечку) для смешивания красок.

◈ Опыт: скажите ребенку, что краски любят смешиваться для того, чтобы получились новые цвета. Например, если смешать красную и желтую, получится оранжевый цвет. Отметьте, что кисть нужно хорошо промывать и слегка вытирать тряпочкой.

◈ Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краски (зеленый), красную и синюю (фиолетовый), белую и черную (серый)? Экспериментируйте вместе с ребенком, у вас могут получиться бирюзовый, малиновый и многие другие цвета. Неважно, если не каждому цвету вы найдете название. Важно получить удовольствие от смешивания красок.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Краски». Спросите, что бывает красного (желтого, зеленого, синего) цвета? Поощряйте за интересные ответы (красные листья, голубое небо и т. д.). Можно поменяться ролями — теперь отгадываете вы. Можно попробовать нарисовать картинку только желтой краской (песок, солнце, цыпленок, одуванчик и т. д.).

◈ Нарисуйте радугу, вспомните, как получить промежуточные цвета (оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый).

Цветная вода

Знакомим со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь

Для опыта нам понадобятся: баночки с водой, краски.

◈ Опыт: рассмотрите воду в баночке, отметьте, что она прозрачная, сквозь нее видно предметы. Поднесите игрушки с обратной стороны. Возьмите сразу несколько баночек и предложите ребенку сделать цветную воду. Пусть он сам ее окрасит во все цвета спектра. Если он затрудняется, помогите ему. Можно показать схему смешивания цветов, например, положите красный и желтый кружок, а рядом — оранжевый.

◈ Предложите поставить баночки в последовательности цветов радуги. Вспомните: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Поработайте со словами: прозрачная, окрашенная, жидкая и т. п.

◈ Закрепляем: вы варите кисель, компот, морс? Отметьте, каким цветом закрасилась вода (облепиха красит в оранжевый, смородина — в бордовый и т. д.). Налейте морс, компот в контейнер и заморозьте. Затем достаньте и полюбуйтесь цветными кубиками льда. Если добавить эти цветные кубики в воду — можно пить охлажденный морс. Спросите, что с ними произойдет, если их поставить на солнце, на теплую печь? Изобразите схемой воду, льдинку.

Сказка «Превращение капельки»

◈ Расскажите ребенку сказку: жила-была капелька воды. Ее домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало со льдинкой? (Она опять растаяла.)

◈ Побеседуйте с ребенком. Где жила капелька? Почему пошел дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, туна стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно — она замерзла.) ® Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что-то свое. Пофантазируйте вместе. Вспомните сказку про лубяную и ледяную избушки.

Опытная мастерская

Знакомим ребенка со свойствами ткани и бумаги

Для опыта нам понадобятся: синтетическая ткань типа полиэстера (полиамида), бумага, ножницы, блюдце, спички.

◈ Опыт: поиграйте с ребенком в научно-исследовательскую лабораторию. Покажите кусок ткани и лист бумаги. Предложите их разрезать, смять, намочить, поджечь, свернуть, сделать кораблик.

◈ В ходе опыта путем сравнения ребенок сам выявит различия в свойствах материалов. Ткань не шуршит, не сжимается в комочек, не распадается после намокания, плавится от огня (если она синтетическая). Бумага же размягчается после намокания, горит и превращается в пепел, сжимается в комок и т. п.

◈ Сделайте из бумаги поделку, а из ткани сшейте мешочек.

◈ Закрепляем: наклейте в рабочую тетрадь ребенка кусочки ткани и бумаги. Поиграйте в словесную игру «Изделия» — что можно сделать из бумаги, ткани? Кто больше назовет — тот и победитель. А приз — бумажный самолетик или красивый носовой платок. А может, ничья? И призы поровну? Решайте сами. Сыграйте в игру «Наоборот» — из чего сделана книга, из чего носки и т. д. А можно ли из бумаги сшить купальник?

Ложка, ложка, помоги немножко

Знакомим с мерой сыпучих и жидких веществ

Для опыта нам понадобятся: одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.

◈ Опыт: поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, и дайте ребенку столовую ложку, а себе возьмите чайную. Поиграйте в игру «Кто быстрее» — пересыпайте рис из наполненного стакана в пустой. Не торопитесь сами и ни в коем случае не торопите ребенка. Удивитесь, что ребенок «почему-то» пересыпал рис быстрее. После догадок сделайте вывод — чем больше мера, тем меньше нужно усилий, чтобы пересыпать ею рис, и наоборот.

◈ Закрепляем: в следующий раз возьмите воду, горох. Можно использовать тару большего размера.

Полезные стихи для детей

К нам на длинной, тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке.

Вода льется, кружится,

Появилась лужица.

Дождик наш играет в прятки.

Убегаем без оглядки.

Вода льется, кружится.

Появилась лужица.

Зеленый огурец, зеленая трава,

Зеленый крокодил, лягушка у пруда.

Горох в стручке зеленый, и помидор... вчера,

Ну а сегодня красный, но не совсем, слегка

Желтый цыпленок

На желтом песке

Желтые зернышки

Ищет: вы где?

Красный цвет бывает разным:

То неспелым, то прекрасным.

Земляника спеет, помидор.

Как же спеет мухомор?

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

А когда лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пироги себе пеки

Не из снега — из муки!

Круглый, сладкий апельсин.

Он такой, как мандарин,

Как морковь и тыква эта —

Он оранжевого цвета.

«Кухонные эксперименты»

На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:

Растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;

Смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;

Добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.

Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!

Какой формы вода?

Для этой игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов, например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски, полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток, то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость, в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!

Утонет — не утонет

Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.

Лопнет или нелопнет-1

Малыш наверняка уже знаком с тем, что воздушный шар можно «лопнуть» чем-то острым. Но если у вас в доме есть массажер-ипликатор Кузнецова (плотная ткань со множеством острых шипов), можно показать ребенку «интересный фокус» и проверить воздушный шарик на прочность. Попросите ребенка аккуратно потрогать шипы ипликатора рукой, острые ли иголочки? Надуйте шарик и положите его на острия. Теперь осторожно прижмите шарик рукой — что такое? Шарик только сплющивается, но не лопается! Нет, он, конечно, лопнет, если придавить очень сильно, но легкое нажатие шарику не вредит. Вы можете даже положить аккуратно на шарик пару книг, он выдержит. А все из-за того, что резиновая оболочка шарика, если острых кончиков много, выдерживает давление. Но если проткнуть шар одной иглой, он лопнет. Или нет? Давайте проверим на следующем фокусе.

Лопнет или нелопнет-2

Покажите малышу фокус — проткните шарик спицей или воткните в него булавку так, чтобы шар не лопнул. Стоит предупредить ребенка, что шар не лопнет, но будет испорчен. Однако это не страшно, остатки шарика пригодятся для другого фокуса.

Итак, протыкаем шарик. Возьмите булавку или спицу и проколите шарик одним из трех способов:

В месте, где «макушка» шарика (там резина толстая);

Близко к «хвостику» шарика, там, где нитка;

Наклейте кусочек прозрачного скотча на бок шарика и проколите через скотч (так, кстати, прокалывают шарики клоуны в цирке).

Получается это потому, что игла или спица собой закрывают отверстие. Воздух из шарика через маленькую дырочку выходит очень медленно и незаметно.

Никуда не убежит

Надутый и завязанный шарик малыш держит в руках. Тем временем вы включите фен и подведите струю воздуха под шарик. Попросите ребенка отпустить шарик, пообещав, что пока работает фен, шарик никуда не убежит. Он будет висеть над феном в струе горячего воздуха. Забавно смотреть, как шарик пытается «убежать», но как только он отклоняется в сторону, сразу возвращается «в струю».

«Электрический шарик»-1

Следующие фокусы построены на статическом электричестве, так как воздушные шарики хорошо электризуются и на своей поверхности накапливают большой заряд.

Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он не только чувствовал, но и видел фокус. Возьмите надутый завязанный шарик и потрите о волосы малыша. Теперь медленно приподнимайте шарик — малыш почувствует и увидит, что его волосы потянулись за шариком.

«Электрический шарик»-2

Наэлектризуйте шарик — можно натереть его куском шерстяной материи или просто потереть о шерстяную кофту, свитер. Теперь прижмите его наэлектризованной стороной к стене — шарик «прилипнет» и некоторое время будет висеть. Если дело происходит летом в сухой жаркий день, он может провисеть почти час!

«Электрический шарик»-3

Если вы положите шарик на ровную поверхность, например, на стол, наэлектризованной стороной вверх — он тут же перевернется. Попытайтесь снова перевернуть, но вам не удастся это сделать: шарик возвращается наэлектризованной стороной к поверхности стола.

«Электрический шарик»-4

Наэлектризованные об одну и ту же шерстяную вещь шарики подвесьте на нитки рядом — они будут стремиться оттолкнуться друг от друга и постараются разлететься в разные стороны. Но, как только вы проведете по шарикам рукой (снимете заряд) и потрете шарики бок о бок, они бросятся друг к другу и «слипнутся».

«Электрический шарик»-5

Этот фокус можно показать на кухне. Насыпьте на поднос горку обычной поваренной соли и поднесите к ней сверху наэлектризованный шарик. Чудесным образом маленькие соляные кристаллики потянутся к шарику и выстроятся в тоненькие «соляные» столбики. А вот с сахаром такой фокус не получится.

«Электрический шарик»-6

Не торопитесь уходить с кухни. Нарвите или нарежьте помельче кусочек обычной фольги, поднесите наэлектризованный шарик. Малыш увидит, как веселые блестящие «попрыгунчики» то подскакивают к шарику, то отлетают от него. А кусочки порванной бумажной салфетки просто прилипнут к шарику.

«Электрический шарик»-7

И снова «кухонный фокус». Потрите воздушный шарик о свитер и поднесите его к сухим овсяным хлопьям, насыпанным на поднос. Еще один «танец» — на этот раз танцуют и подпрыгивают хлопья!

«Электрический шарик»-8

И тонкая струйка воды, пущенная из кухонного крана, словно притягивается к наэлектризованному шарику. Забавно наблюдать, как изгибается струя, как маленькие капельки «прыгают» на шарик.

«Электрический шарик»-9

Узкая полоска бумаги ведет себя как змейка, когда сверху к ней приближается наэлектризованный шарик. Она шевелится и выгибается, словно настоящая змея! Такие «змейки» получаются и из металлизированного елочного дождика, и из старой магнитофонной ленты, и из обычных ниток.

Прошепчи — услышу

Воздушный шарик — прекрасный «проводник» звука. Поиграйте с малышом, пусть он шепчет тихо-претихо какие-нибудь слова возле поверхности шарика, а вы их будете слушать. Только не забудьте приложить «волшебный шарик» к уху! А потом поменяйтесь, теперь вы шепчете, а ребенок слушает через шарик. Попробуйте прижать шарик к динамику радиоприемника, магнитофона или телевизора. Шарик усилит любой самый тихий звук.

Барабанчик

Из лопнувшего воздушного шарика легко сделать барабанчик. Просто натяните кусочек резины от шарика на пустую металлическую банку и хорошо закрепите скотчем. Можно использовать банку от детского питания или консервную, убедитесь только, что края ее не острые, а ровные. Да и просто надутый воздушный шар — сам по себе отличный барабан. Похлопайте по нему ладошкой — слышите?

Оркестр-пищалка

Можно и попищать через шарик. Надуйте воздушный шар, но не завязывайте его, а растяните горловину, чтобы получилась узкая щелочка. Когда воздух выходит из шарика, раздается пищащий звук. Можно сделать щель побольше или поменьше — тогда и звук будет меняться. Вот так шарик — целый оркестр!

Кто надул шарик?

Этот фокус очень интересен. В пластиковую бутылку насыпьте одну-две ложки соды (в зависимости от размера бутылки), влейте немного столового уксуса и сразу натяните на горлышко бутылки воздушный шар. На глазах ребенка воздушный шар начнет надуваться сам! Это он «поймал» углекислый газ, который выделился при соприкосновении соды и уксуса.

Сила воздуха

Воздух, которым наполнен шарик, может поднимать грузы. Эту «силу» используют в различных механизмах. Попробуем показать ребенку фокус «сила воздуха». Положите на стол лист картона, сложенный пополам и придавленный каким-то грузом, например, книгой. Между половинками картона вложите ненадутый воздушный шар так, чтобы «хвостик» был снаружи. Попросите малыша внимательно смотреть, что будет с «грузом», когда вы начнете надувать шарик. Картонка приподнимется вместе с книгой! Можно этот же фокус показать на примере игрушечного автомобиля с поднимающимся кузовом. Положите ненадутый шарик под кузов и начинайте надувать — кузов грузовика поднимется.

Реактивный шарик

Если выпустить из рук надутый, но не завязанный воздушный шар, он начнет быстро и хаотически двигаться по комнате. Это получается оттого, что воздух с силой вырывается из «хвостика» и толкает шар. Скажите малышу, что вы сможете заставить шарик лететь прямо. Для этого надо прикрепить к «хвостику» стабилизатор — бумажную ленту, и шарик послушно выправит путь. А если такой надутый незавязанный шарик прижать к стене перпендикулярно и отпустить — он быстро уменьшается, но с места не движется!

«Воздушная подушка»

Если у вас есть ненужный компакт-диск и крышка от бутылки с «носиком» для питья, можно показать фокус «воздушная подушка». Надо приклеить крыш ку к середине компакт-диска так, чтобы совпали отверстия, и подождать, пока клей высохнет. (Если нет крышки с «носиком», можно взять крышечку от теля для душа или шампуня. Или просто проделать отверстие в обычной крышке от пластиковой бутылки.) Теперь поставьте свою «конструкцию» на ровную поверхность: стол или гладкий пол. Надуйте воздушный шар, перекрутите «хвостик» и натяните горловину шарика на приклеенную к компакт-диску крышку. Когда вы отпустите «хвостик», компакт-диск начнет двигаться и кружиться — плавно, словно зависая над поверхностью на «воздушной подушке».

Вулкан

Мы уже встречались с взаимодействием соды и уксуса (помните, надували воздушный шарик углекислым газом?). Покажите ребенку замечательный красочный опыт «Вулкан». Малышу понравится обязательно, и он будет просить повторить «извержение вулкана» снова и снова. Поэтому будет нелишним изготовить с ребенком «модель вулкана» и с ее помощью демонстрировать «извержение». Расскажем о трех способах изготовления «вулкана», но вы можете придумать свой.

Первый способ. Отрежьте от прозрачной пластиковой бутылки верхнюю половину, прикрепите ее пластилином к подносу или широкой тарелке. Это будет «прозрачный вулкан», через пластик ребенок увидит, что происходит внутри. Пластилин нужен, чтобы герметично прикрепить «вулкан», иначе «лава» прорвет основание, и опыт не получится наглядным.

Второй способ . Слепить из пластилина конус (это будут «склоны вулкана») и прилепить его к подставке — той же тарелке или подносу. А можно вылепить «вулкан» полностью из пластилина, с донышком, но тогда его все равно надо поставить на поднос или тарелку.

Третий способ . Можно взять небольшую банку или бутылку, поместить ее внутрь картонного конуса, чтобы горлышко было «жерлом вулкана». Конус раскрасить или облепить пластилином. Непременно поставьте свой «вулкан» на широкий поднос или подстелите клеенку — «лава» обязательно зальет все вокруг.

Теперь — о том, как сделать «вулкан» действующим (эта часть опыта одинакова для любого вида вулкана — хоть пластилинового, хоть пластикового).

Вам понадобятся:

Пищевая сода;

Столовый уксус;

Средство для мытья посуды;

Краситель (пищевой или обычная гуашь).

Начинаем «извержение». Насыпьте соду в «жерло вулкана», добавьте краситель (несколько капель) и средство для мытья посуды (немного, только для большего эффекта пены). Теперь самое главное — в эту смесь наливаем осторожно уксус (малышу может быть неприятен сильный запах, поэтому попросите его зажать пальчиками нос). Итак, любуемся и восторгаемся: наш «вулкан» проснулся!

Мел в уксусе

Для этого опыта понадобятся:

Небольшой кусочек мела (договоритесь с малышом, что он ему не нужен, во избежание слез — ведь этот кусочек исчезнет);

Столовый уксус;

Прозрачная стеклянная банка.

Предложите малышу понаблюдать: что случится с кусочком мела, если его опустить в уксус? На ваших глазах мел запузырится, начнет шипеть и через некоторое время... совсем исчезнет! Уксус растворяет кальций (а мел — это и есть кальций).

Яйцо в уксусе

Многие малыши не любят чистить зубы, и родители идут на разные хитрости, чтобы приучить ребенка к этой важной процедуре. Покажите простой опыт. Сначала спросите малыша, чем похожи эмаль, покрывающая наши зубы, и скорлупа обычного куриного яйца? Оказывается, и там и там содержится кальций — минерал, который делает наши зубы крепкими. Но пища, что попадает к нам в рот, бывает горькая и соленая, сладкая и кислая, твердая и мягкая. Когда мы едим, многие продукты действуют на зубы как «разрушители» эмали. Да и бактерии, которые есть во рту у каждого, выделяют кислоту — она сильно разрушает зубы. Поэтому за ротиком надо следить, чистить зубы, беречь их, иначе может произойти то, что случилось вот с этим яйцом.

Возьмите сырое куриное яйцо и положите в стеклянную банку. Залейте столовым уксусом так, чтобы яйцо полностью оказалось в уксусе. Банку закройте крышкой и скажите ребенку, что завтра яйцо станет совсем другим. Через сутки малыш убедится — скорлупа стала мягкой, и яйцо можно сжимать в руках, как мячик. Это уксус растворил кальций.

Опыт можно продолжить с куриной косточкой. Если подержать ее в уксусе три-четыре дня, она станет совсем мягкой. Даже малыш сможет завязать такую косточку узелком, словно веревочку.

Как определить, где вареное, а где сырое?

Раз уж мы заговорили о яйцах, покажите малышу простейший опыт: как определить, где сырое, а где вареное яйцо? Положите перед ребенком два яйца, вареное и сырое, и попросите определить, какое из них вареное. Вряд ли у него получится, ведь с виду яйца одинаковые. Тогда раскрутите яйца по очереди на ровной поверхности. Одно почему-то почти сразу останавливается, а другое крутится долго. Вареное — то, что крутится, так как у него центр тяжести постоянный. А вот у сырого яйца внутри жидкие белок и желток, они двигаются внутри яйца и почти сразу «тормозят» вращение.

Тонет или плавает

И опять нам понадобится сырое яйцо. Впрочем, еще нужны банка, вода и соль. Налейте в прозрачную банку обычную пресную воду примерно до половины и опустите в нее яйцо. Оно сразу опустится на дно. Теперь достаньте яйцо и добавьте в воду соль (чтобы получился достаточно крепкий соленый раствор). Снова опускаем яйцо в воду, но оно почему-то и не думает тонуть! В зависимости от насыщенности соленого раствора яйцо или будет плавать на поверхности, или «зависнет» прямо посередине жидкости! Ну чем не «подводная лодка»? Яйцо мы не меняли, лишь добавили в воду соль. Значит, «плавучесть» яйца зависит от воды. Хотя она и осталась с виду обычной водой, но, видимо, изменила свои свойства? Да, изменилась плотность воды: соленая вода лучше удерживает предметы. Напомните малышу, что в море легче плавать, чем в озере, именно потому, что морская вода соленая.

«Закон Архимеда»

Продолжим тему «плавучести». В играх в ванной малыш уже понял, что какие-то предметы плавают, а какие-то сразу тонут. А бывает так, чтобы «тонущие» предметы могли и тонуть, и плавать на поверхности воды? Да, и сейчас мы это докажем на опыте. Нам понадобятся:

Прозрачная (чтобы лучше видеть) банка с водой;

Кусок пластилина;

Два кусочка фольги;

Чашка (металлическая, стеклянная или фаянсовая);

Фломастер.

Наберите в банку воды и фломастером прямо на стекле обозначьте уровень — просто нарисуйте черточку на банке. Теперь спросите, утонет ли пластилин? И проверьте гипотезу — бросьте кусок пластилина в воду. Чем больше будет кусок, тем нагляднее опыт. Пластилин опустится на дно, утонет, а вода в банке поднимется выше нарисованной черточки. Что же случилось? Оказывается, пластилин вытеснил воду! Берите фломастер и снова отмечайте уровень воды. Теперь пластилин можно вытащить. Предложите малышу слепить из этого куска «тарелочку» — плоскую посудинку с бортиками. А когда «тарелка» будет готова, положите ее на поверхность воды. Что это? Ведь мы видели, как пластилин в нашем первом опыте пошел ко дну? Почему же теперь он плавает? Оказывается, «плавучесть» предметов зависит не только от веса, но и от формы!

Чтобы убедиться в этом, дайте малышу два одинаковых кусочка фольги. Попросите ребенка из одного кусочка скатать шарик, а из другого сделать подобие миски, тарелки — главное, чтобы была плоской. Теперь бросим шарик из фольги в банку с водой — он, как и кусок пластилина в первом опыте, пойдет ко дну. А вот «тарелка» из фольги поплывет. Тяжелая металлическая (или фаянсовая, стеклянная) чашка будет спокойно держаться на плаву, но если накренится и зачерпнет воды — сразу утонет.

Такой опыт поможет малышу понять, почему по морям и океанам ходят корабли, хотя они и «сделаны из железа».

«Распускаем» бумажные цветы

Для этого опыта можно использовать бумагу разной плотности — писчую, альбомную, газетную — так будет еще интереснее. Вместе с малышом вырежьте несколько небольших цветов из бумаги, самые простые, например, из четырех лепестков. Лепестки каждого цветка загните внутрь, к серединке, чтобы получились «закрытые» цветы, как будто бутончики. Теперь налейте в широкую миску или глубокую тарелку воду. На поверхность воды кладите свои «бутончики» — и на ваших глазах цветы будут «распускаться», словно настоящие. Причем одни быстрее, другие медленнее — в зависимости от бумаги. Малышу можно объяснить, что бумагу делают из волокон. Когда волокна попадают в воду, они набухают и стремятся выпрямиться. А потом наши цветы утонут — ведь бумага впитала в себя воду.

Как «поймать» облако?

С конденсацией связан еще один интересный опыт — получение своего, «домашнего», облака. Чтобы его провести, нам нужны:

Стеклянная банка;

Тонкая крышка для банки;

Горячая вода (будьте осторожны!);

Несколько кубиков льда.

В стеклянную банку налейте немного очень горячей воды (пожалуйста, будьте осторожны, рядом ребенок!) и прикройте банку крышкой. Сверху на крышку положите несколько кубиков льда и наблюдайте вместе с малышом, как в вашей банке образуется настоящее облако! А потом с крышки начнут капать капельки — пойдет «дождь». В природе так же образуются облака — теплый воздух поднимается вверх и там остывает, превращается в водяные капельки. Они тяжелеют и падают вниз на землю — из облаков идет дождь. А зимой капельки на лету замерзают еще больше и падают уже в виде «замерзшей» воды — снежинок.

Виноградный «водолаз» в газировке

Для этого забавного опыта, демонстрирующего принцип «подводной лодки», понадобятся:

Стакан сильногазированной минеральной воды или свежего лимонада;

Виноградинка.

Налейте воду или лимонад в стакан и бросьте виноградинку. Если нет винограда, его можно заменить изюминкой или маленьким кусочком шоколада. Пусть малыш наблюдает, как будет себя вести «водолаз». Сначала он опустится на дно, но потом его окружат маленькие пузырьки газа, и «водолаз» поднимется на поверхность. Там пузырьки лопнут (газ улетучится) — «водолаз» снова опустится. Так будет происходить до тех пор, пока жидкость не «выдохнется».

Удержи сок соломинкой

Можно ли перенести сок из одной чашки в другую, не переливая его? Конечно, если у вас есть трубочка для коктейля. Покажите ребенку, как набрать сок в соломинку (словно собираешься его пить, но до рта сок не доходит). Теперь пальцем прикройте верхнее отверстие у трубочки и поднимите ее. Сок не выливается, и его можно перенести в другую чашку. Удерживая соломинку над пустой чашкой, уберите палец. Сок свободно выльется из трубочки.

А можно перенести сок немного другим способом. Научите ребенка вертикально опускать соломинку для коктейля в любую жидкость так, чтобы жидкость поднялась в нее. Тогда, зажав пальчиком верхнее отверстие, можно перенести воду или сок в другую емкость. И соревнование на скорость можно устроить — за сколько минут ребенок перенесет молоко из чашки в мисочку? Или заполнит водой ячейки для приготовления льда?

Когда вы закрываете отверстие, на жидкость сверху воздух уже не давит, а снизу по-прежнему оказывается давление. Вот сок и «сидит» в трубочке. Но как только верхнее отверстие оказывается открытым, давление сверху заставляет жидкость вылиться.

Эксперименты с солью и льдом

Почему зимой дороги и тротуары посыпают солью? Почему океаны и моря не замерзают зимой, как речки и озера? На эти вопросы помогут ответить некоторые опыты с солью и льдом.

Эксперимент первый. Возьмите два кубика льда и положите на разные блюдца. Один оставьте как есть, а второй посыпьте обычной солью. Что происходит? «Посоленный» лед тает гораздо быстрее, в нем появляются трещинки и мелкие дырочки, словно соль разъедает лед.

Вывод: лед на дорогах и тротуарах, посыпанный солью, быстро тает.

Эксперимент второй. В два стакана налейте одинаковое количество воды (примерно две трети). Но в один из стаканов добавьте чайную ложку соли и хорошо размешайте. Теперь бросьте в каждый стакан по кубику льда — что происходит? Лед в соленой воде быстро растаял, а в пресной тает гораздо медленнее.

Вывод: лед в соленой воде тает быстрее, значит, и сама соленая вода замерзает гораздо труднее. Вот почему океаны и моря (в них вода соленая) не замерзают зимой полностью.

«Магнитные» эксперименты

Магнитики на вашем холодильнике ребенку давно знакомы. Предлагаем использовать их для проведения нескольких опытов.

Примечание : желательно для экспериментов взять самый сильный магнит.

Эксперимент первый. Для начала пусть малыш попробует с помощью магнита отделить предметы, которые будут нужны в этих опытах. Разложите на столе несколько различных мелких предметов (из дерева, металла, резины, пластика, бумаги и т. д.). Это могут быть игрушки из киндер-сюрпризов, канцелярские скрепки, детали от конструкторов, бумажная салфетка, гвоздики и шурупы, ластик, пробка и другие мелочи, которые есть под рукой. С помощью магнита малыш сможет сам отделить, например, скрепки, гвоздик и шуруп. И вывод тоже может сделать сам: магнит притягивает железные предметы.

Эксперимент второй . Положите перед ребенком небольшой лист бумаги и предложите «поднять» его с помощью магнита. Если малыш не догадается сам, подскажите: надо подложить под бумагу железный предмет, например, гвоздик, и поднести сверху магнит.

Эксперимент третий . Налейте в стакан немного воды и положите на дно канцелярскую скрепку. Как ее достать из воды, не замочив рук? Просто поднести магнит к дну стакана — скрепка «прилипнет». Теперь надо аккуратно провести магнит по донышку, потом по стенке — так магнит перетащит скрепку до «сухой» части стакана.

Вывод: оказывается, магнит действует и через стекло, и через воду.

Эксперимент четвертый. Несколько скрепок положите на лист бумаги и приподнимите его. Пусть малыш поднесет магнит снизу и подвигает из стороны в сторону. Скрепки тоже будут двигаться вслед за магнитом. Далее этот же опыт можно провести не на бумаге, а на другом материале — пластмассе, дереве, металле.

Вывод: сила «магнетизма» зависит от материала, через который действует магнит. Например, на металлической крышке скрепки будут передвигаться с трудом, так как железо «задерживает или отнимает силу» у магнита.

Способ №1

Сделать снеговика теперь можно не только на улице, не только зимой и не только из снега. Вам понадобится 2 стакана соды, 2 столовые ложки соли, все это хорошо перемешать, добавить жидкого мыла для рук (примерно 1 ложка чайная) и 8 чайных ложек воды. Все это надо хорошо перемешать, когда пройдет реакция, пена должна получиться густой, так что из нее можно будет лепить. Для украшения используйте любые подручные, но не очень тяжелые предметы - пуговки, веточки и прочее.

Способ №2

Смешать пачку пищевой соды с баллончиком пены для бритья. Добавляем небольшими порциями соду к пене и получаем фантастически красивый снег, сделанный своими руками. Можно добавить в него блесток, чтобы в добавок ко всему он еще и искрящимся был. Получается прохладная, напоминающая снег субстанция. Именно, из нее и можно слепить снеговика. Для украшения можно использовать декоративные бусины, шерстяные нитки и т.д.

Рисование акварелью с клеем и солью

Для работы потребуется соль, холст, акварельные краски и клей. Покрываем полотно акварельными красками, цвета выбираем по вкусу, пока краски не высохли, добавляем несколько капель прозрачного клея и посыпаем нашу картину каменной солью. Соль создает невероятный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании.

Цветные скульптуры из соли.

Для данного опыта понадобится крупная соль, немного воды, чтобы соль не была сухой, но и не расплывалась, и формочки для игры в песочнице.

Ход опыта

Возьмите 3 стакана соли и тщательно перемешайте с 3 чайными ложками воды (если вам надо меньше, то можно взять 1 стакан соли и 1 чайную ложку воды). Вся соль должна быть «намокшей». Если вдруг этого не произошло, можно добавить еще 1\4 чайной ложки воды.

2. Наполните полученной массой формочку и оставьте на 24 часа.

3. Через сутки переворачиваем на тарелку или поднос и оставьте еще на 12 часов.

4. Потом можно приступить к раскрашиванию акварельными красками или пищевыми красителями. Делать это надо следующим образом: возьмите жидкую акварель и аккуратно пипеткой наносите краску на соляную скульптуру. Обратите внимание, если делать это кисточкой, то соль может осыпаться, пипетка же не нарушит гармонии вашего творчества.

Жидкая сахарная радуга

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй - две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй - желтую, в третий - зеленую, а в четвертый - синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Почему же это произошло? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Об экспериментальной деятельности как основе для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей.

1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым песком

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

2 «Сыпучий песок» - экспериментируем с сухим песком Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка

3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок

1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры

2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки

3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью

4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега

Вода

1 «Кораблики» - по-знакомить детей со свойствами плаваю-щих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними про-исходит, если их бросить в воду

3 «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки

5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу

Бумага

1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию

2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию

3 «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

Солнце

1 «Солнечные зайчики» - научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир

Картотека опытов для детей 4-5 лет

Песок

1 «Движущийся песок» В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крыш-кой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке

2 «Песочный замок» Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получится крепкая постройка

3 «А мы сеяли песок» Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного

4 «Песчинки» Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на ощупь отдельные песчинки?

5 «Песочные часы» - познакомить детей с прибором для измерения времени Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.

Ветер

1 «Игрушка-вертушка» - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра

2 «Ветер по морю гуляет» Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра

3 «Ветер и семена» На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

4 «Ветряные мельницы» Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы

5 «Пугало» Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами, когда дует ветер

Вода

1 «Свойства воды»

Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? Вода не имеет вкуса. Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора?

Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.

Вода не имеет запаха. В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах, и сравнивают запахи.

Вода не имеет цвета. В стакан

с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества

2 «Вода - источник жизни» На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками

3 «Кап-кап-кап» На участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне

Зеркало

1 «Солнечные зайчики» Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика

2 «Что находится в зеркале» Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Нуруллина Г.Р.

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

На заметку педагогу: купить оборудование для проведения опытов в детском саду можно в специализированном магазине «Детский сад» detsad-shop.ru

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 10. «Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт № 14. «Игра в прятки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 17. «Тающий лёд».

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 18. «Замёрзшая вода».

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

Опыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Опыт № 20. «Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Опыт № 23. «Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 24. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

Опыт № 25. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

Опыт № 26. «Как добыть воду для питья?».

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.
Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Опыт № 27. «Можно ли пить талую воду».

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

Опыт № 29. «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

Опыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать».

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания — пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую — на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

Опыт № 33. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт № 34. «Помощница вода».

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт № 35. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

Опыт № 36. «Текучесть воды».

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Опыт № 37. «Животворное свойство воды».

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода даёт жизнь живому.

Опыт № 38. «Таяние льда в воде».

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 39. «Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.