Меню
Бесплатно
Главная  /  Мясо  /  Как научить ребенка пересказывать рассказы. Умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Как научить ребёнка понимать смысл текста

Как научить ребенка пересказывать рассказы. Умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Как научить ребёнка понимать смысл текста

Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.
Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.
Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе.
Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста.
А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.
Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.
Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу?
Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе?
Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».
Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ».
Пусть ребенок вспоминает.
Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.
Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя?
Чем он ему запомнился?
Тут вы можете ему помочь.
Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.

Попросите ребенка своими словами описать героя.
Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).
Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо?
Учите ребенка понимать основную мысль текста.
Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).
В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.
Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации.
О чем они рассказывают?
Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться.
Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение.
Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста.
Для этого ещё раз перечитайте его.
Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.

После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.
Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе.
Начинаете вы, а он продолжает.
Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.
Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит!
Похвалите его за это обязательно!
Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?».
Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.
А вы наверняка что-то упустите.
Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».
И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся!
В следующий раз у нас обязательно всё получится!

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно…

На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые
И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста.

Есть много причин, я перечислю 5 основных:

  • Ребята не понимают , зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
  • Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
  • Словарный запас маленький . Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
  • Ребята не умеют выделять главные мысли , не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
  • Ребята просто не умеют говорить . Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.
На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни.

Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Пересказ не только демонстрирует уровень развития речи , но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Со второго класса систематически на уроках развития речи происходит обучение письменному пересказу. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка пересказывать текст?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе . Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.


Наталья Езжалова
Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст»

Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют следующие виды пересказа :

Подробный (последовательное детальное изложение событий текста ) ;

Выборочный (изложение какой-то части текста ) ;

Сжатый (передача самого главного в произведении) .

Для чего нужен пересказ ?

В первую очередь, для того чтобы научиться грамотно выстраивать свою речь, обогатить словарный запас и умело «жонглировать» грамматическими конструкциями . А для школьников умение пересказывать тексты просто неоценимо , поскольку практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передавать учителю изученную информацию.

Однако не каждый знает, что обучение пересказу следует проводить непосредственно «с пеленок» в формах постоянных разговоров с малышом и комментирования своих действий. Все подобные разговоры откладываются в головке новорожденного в виде образов языка. Подобные упражнения не только помогут вашему чаду рано заговорить, обогатить его речь, но и грамотно и развернуто строить свои высказывания, четко следуя их логике.

Какие умения и навыки потребуются ребенку , чтобы научиться успешно пересказывать тексты ?

Концентрированное внимание – чтобы терпеливо выслушать содержание рассказа;

Четкое понимание смысла истории;

Логическая и ассоциативная память – чтобы запомнить последовательность событий истории;

Умение систематизировать и структурировать информацию;

Владение речью для осмысленного, последовательного и красивого изложения того, что узнал из текста .

Как видите, это совсем немало для детей возраста начальной школы.

Азы умения пересказывать приобретаются «с пеленок»

Итак, что же поможет развить навыки отличного пересказа в раннем возрасте :

Постоянные разговоры с ребенком (даже если кажется, что он не слышит и не понимает вас) ;

Комментирование абсолютно всех своих действий;

Чтение малышу огромного количества книг, соответствующих его возрасту («с пеленок» );

Игры на развитие памяти и внимания;

Игры по подбору ассоциаций;

Игры для развития образного мышления;

Прослушивание музыкальных произведений (для развития слуха, ритма и мелодики, что способствует также развитию речи);

Как только малыш подрастет (с 3 лет, очень полезно показывать ему истории с опорой на картинки, которые располагаются в определенной последовательности согласно происходящим событиям. Демонстрируя наглядный материал, необходимо задавать ребенку наводящие вопросы , указывая на соответствующую картинку :

Что происходило сначала (с чего начинается история?

Что происходит сейчас?

Чем заканчивается история?

Здоровые дети, с которыми родители занимались подобным образом с самого рождения, обычно, не испытывают никаких трудностей с построением пересказа : его логикой и развернутостью передачи информации .

Однако не стоит расстраиваться, если у вас не получилось развивать речь вашего чада с самого рождения. Непосредственно перед школой любого здорового ребенка можно научить пересказывать тексты в домашних условиях . И, конечно, начать стоит с рассказов, дающих опору на наглядность.

Используйте истории, которые очень нравятся вашему ребенку . К прослушиванию рекомендуются народные сказки, понятные и увлекательные рассказы таких писателей как : Пушкин, Бианки, Аксаков, братья Гримм, Сутеев, Андерсен, Носов, Толстой, Пришвин…

Наводящие вопросы для пересказа

Задавайте наводящие вопросы, попросив малыша изложить информацию так подробно, будто его слушает человек, который не знает ничего о происходящих в рассказе событиях :

С чего начинается история?

Кто главные действующие лица?

Что важного произошло?

К каким последствиям это привело?

Что происходит в конце истории?

Какой вывод ты можешь сделать?

Подумай, все ли важные моменты ты передал в своем рассказе ?

Если нет, расскажи еще раз, пожалуйста.

Данный план обучения (не в виде урока) очень подходит активным неусидчивым деткам. Заниматься такими занимательными разговорами можно между делом, в поездках на машине, автобусе (домой из детского сада, например, поезде, во время походов по магазинам, прогулок и т. д.

Не стоит пренебрегать и пересказом по картинкам . Это пересказ с элементами сочинения расширяет кругозор и будит фантазию ребенка .

План пересказа текста

Если ваш ребенок довольно усидчив и его не напрягают спокойные занятия, можно заниматься тренировкой пересказа целенаправленно . Брать уже тексты посложнее и использовать школьные требования к пересказу (вступление, основная часть, вывод) . Что нужно делать?

Разобрать все сложные и незнакомые ребенку слова , чтобы малышу было все понятно в повествовании (только при этом условии дети без особого труда могут пересказать текст своими словами );

Проанализировать прочитанное, определить, что главное;

Составить устный план пересказа , разбив текст на основные этапы (учите малыша умению кратко формулировать заголовки этапов повествования);

Обсудить содержание каждого из этапов, обсудив самые интересные моменты (при этом нужно задавать наводящие вопросы, чтобы облегчить малышу задачу. Если поначалу малыш отвечает одним предложением, то это уже хорошо. Со временем его ответы станут более развернутыми, особенно, если вы будете задавать наводящие вопросы);

Обсудить главных героев рассказа, их действия и поступки;

Обсудить последовательность описываемых событий в тексте ;

Последовательно соединить части текста между собой .

Наводящие вопросы призваны дать ребенку только лишь возможность вспомнить происходящее в прочитанном рассказе, поэтому избегайте подсказывать ему. Подробно разобравшись с вышеописанными пунктами, следует попросить малыша теперь уже связно и поэтапно пересказать все происходящие события.

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой - неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку. Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, с текстом. И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чем полезен пересказ для ребенка

Пересказ - это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

  • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
  • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай - перескажи текст» и замена ее на более сложную - «получение информации - ее обработка - пересказ».
  • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
  • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
  • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

Возможные сложности и проблемы

Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Правильный выбор текста для пересказа

Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

Основные критерии выбора:

  • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
  • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
  • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

Работа над текстом

Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

  • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
  • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
  • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
  • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
  • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
  • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу - составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
  • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
  • Следуя такому алгоритму, понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
  • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя». Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило. Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

Как научить пересказывать ребенка средних лет

Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы. Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план. Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев. Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче. Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления. Нужно помнить о том, что пересказ - это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания. Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.

Трудности с пересказом у большинства детей возникают от того, что они правильно и быстро читают, но не улавливают смысла ни отдельных предложений, ни абзацев.

Это приводит к сложности связать прочитанное в одно целое. Решение – научиться читать, понимая текст, то есть чтение должно стать осмысленным.

Чуточку теории: как не надо делать и что стоит знать

Не стоит учить ребенка пересказывать, заучивая отдельные предложения или даже абзацы. При полном понимании прочитанного он сможет сам раскрыть тему очень близко к тексту.

Даже правила, например, по русскому языку, проще заучить, если их понять.

Есть 3 вида пересказа:

  1. Сжатый. Выделение основной мысли, краткая передача сути рассказа.
  2. Выборочный. Очень схож с развернутыми ответами на вопросы.
  3. Близкий к тексту. Подробное изложение близко к источнику.

С какого лучше начать, надо исходить из возможностей ребенка, к чему он уже готов и что дастся ему легко, а после переходить к более сложным вариантам.

Независимо от возраста ребенка важно правильно выбрать произведение для обучения. Каким оно должно быть:

  1. Не слишком длинным.
  2. С интересным сюжетом и малым количеством действующих героев.
  3. Понятным.

Что надо делать на постоянной основе и желательно с раннего возраста:

  • Читать вместе с ребенком вслух и объяснять непонятные слова, подбирать им синонимы.
  • Больше говорить с ним развернутыми предложениями.
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, песни.

Это расширяет словарный запас, развивает память, внимание, помогает запоминать сюжетный порядок слов.

Переходим к практике – стандартные приемы

Как работать с текстом

Стандартные приемы изучающей работы с текстом включают в себя:

  • чтение;
  • определение главной темы, придумывание заголовка (если такового нет);
  • поиск непонятных слов и их пояснение;
  • повторное чтение текста или выделение только трудных частей;
  • ответы на вопросы;
  • пересказ.

Дополнительно можно уточнить у ребенка, что нового он узнал, и попросить привести свои примеры с объяснением.

Работа с планом

Составить связный рассказ школьникам поможет пересказ по плану. Умение формировать опорную схему из слов и отрывков предложений – это отличный способ научиться пересказывать материал близко к тексту.

Составление плана, по сути, это выделение основной мысли каждой законченной по смыслу части. Этот навык необходимо развивать наряду с памятью и вниманием.

Начинать лучше с пересказа по подробному содержанию и постепенно переходить к составлению более короткого и емкого. Чем старше становится ребенок, чем больше развиваются его навыки, тем менее подробным понадобится план.

Другие способы обучения пересказу

Методы обучения ребенка пересказывать прочитанное, по сути, одинаковы, как для дошкольников, так и детей школьного возраста.

Игра в театр

Для развития речи и памяти малышей эффективна игра в театр. По прочитанной сказке разыгрывается спектакль. Пусть будут импровизированная ширма, персонажи, вырезанные из специального бумажного набора, игрушки, пальчиковые куклы.

Из личного опыта. В нашем случае это были сказка «Репка», «Заячья избушка», «Колобок». Кого-то из персонажей делали сами, а из набора для аппликаций «Репка» героев наклеили на картон и приделали длинные ручки. Устраивали репетиции, а затем импровизированные выступления. Ширмой же служило обычное одеяло. Главное – применять метод только, если ребенку это нравится. Если ему это не близко, то пробовать другие способы.

Приведем несколько приемов, что помогут научить ребенка пересказывать.

Начинать с малого

Во время чтения сказки/рассказа прерваться на уважительную причину. Выйти, вернуться через 1-2 минуты и попросить ребенка напомнить вам, на чем вы остановились или что было до этого.

Наводящие вопросы

Помогать ребенку при пересказе наводящими вопросами, по сути, вместе восстанавливая сюжет по памяти.

Работу с большим текстом лучше разделить на несколько частей и пересказывать их отдельно. А если для сдачи домашнего задания в запасе есть время, то начинать готовиться к пересказу за несколько дней.

Совместная работа

Прочесть вместе вслух или «про себя» выбранный сюжет. И попросить ребенка объяснить непонятный вам момент. Например: так Детский Доктор положил в желтый чемоданчик для мальчика Пети пилюльки или конфеты? Так можно развивать внимание к мелким деталям.

Если ребенок отвечает охотно и правильно, то можно попробовать что-то напутать. Часто этим приемом пользоваться не получится, лучше чередовать с другими.

Продолжи историю

Прочесть совместно вслух сказку, небольшой рассказ, историю. При необходимости 2-3 раза. Взрослый начинает предложение, предлагая закончить его ребенку.

Пример «и отправился Иван-Царевич в тридевятое царство, а навстречу ему …, и говорит он человеческим голосом …». Постепенно ребенок перехватит инициативу рассказчика, и дополнять историю уже придется маме, папе.

Работа с иллюстрациями/текстом

Для маленьких деток это могут быть рисунки в книге. Ребенок по ним может попробовать пересказать сказку или если картинки раздельные, собрать в правильной последовательности.

Пересказ от имени героев

Для малышей в «помощники» можно взять их любимые игрушки. А с детьми старшего возраста распределить роли, например, предложить ребенку озвучивать роль главного героя, а самому – слова автора.

Юному школьнику может понравиться вариант пересказа от имени одного из персонажей. Хорошо еще при этом давать оценку поступкам героя, разобраться почему он сделал так, а не иначе.

Надо понимать, что ни один из приемов не дает гарантии обучения пересказу за один день. Результат возможен лишь при ежедневной планомерной работе.