Меню
Бесплатно
Главная  /  Мясо  /  Форсайт метод в работе с вожатыми. Думать о будущем с помощью “foresight”. Технология «Карта будущего»

Форсайт метод в работе с вожатыми. Думать о будущем с помощью “foresight”. Технология «Карта будущего»

Руководитель ЦИЧП ИСИ РБ, сертифицированный форсайт-модератор, к.т.н. Денис Попов со студентами Башкирского государственного университета и провел рапид-форсайт по теме «Молодежь в цифровой экономике 2030». Приводим вводную часть, где он рассказывает о Форсайт-методике и рапид-форсайте.

«Метод форсайта известен более пятидесяти лет и используется чтобы строить стратегии развития как стран, так и отдельных отраслей экономики.

В России чуть менее десяти лет практикуется метод rapid-foresight, который мы сегодня и будем практиковать (со студентами БашГУ). Эта методика позволяет получить общее представление круга экспертов что нас ожидает в будущем в пределах компетенции собравшихся экспертов.

Собственно, рапид-форсайт – это инструментарий, который позволяет работать с группой и вывести группу экспертов на выработку новых идей о перспективах отрасли, компании, страны или региона.

В целом по стране есть несколько сотен специалистов, которые владеют этим методом и ряд сессий Стратегии-2030 были проведены с использованием этого метода.

Если перевести буквально, то «Foresight» значит «Взгляд из будущего». Мы говорим что надо делать сейчас через образ будущего, который мы определенным образом строим. Строится этот образ группой экспертов – такой фокус-группой – с помощью специальной технологии форсайтной групповой работы.

В результате получается картина, где можно понять нынешнее состояние через тренды настоящего, можно увидеть угрозы и возможности – это раз. Через тренды мы формируем образ будущего и уже с точки будущего, «оглядываясь» назад экспертное сообщество рассматривает проекты. Цель – достичь Образа желаемого будущего.

Наша первая задача – описать, где мы находимся сейчас. Задача сложная. «Настоящее» у каждого свое и нам предстоит составить коллективное представление о том, где мы находимся здесь и сейчас.

Как это сделать?

Если начнем спрашивать по классической методике «Как вы относитесь к …?» «Как оцениваете …?» «Назовите пять положительных и пять отрицательных …» — то мы можем представить, что получим в итоге – каждый будет называть какие-то проблемы (а они действительно есть!), недостатки (и без них никуда). В ответах члены фокус-группы будут отражать свое нынешнее недовольство, да и о позитиве будут говорить в ярких эмоциональных тонах.

Насколько это полезно? Это полезно для того, чтобы люди выговорились. Но с конструктивной точки зрения– даже вредно, поскольку отнимает время и энергию, но не очень приближает нас к построению образа будущего. Если ты знаешь, что плохо – это не значит, что ты знаешь что надо делать.

Поэтому метод простого опроса или привычного мозгового штурма «Как вы видите настоящее?» в данном случае не работает.

С помощью простого опроса настоящее не описать еще вот почему: каждый видит мир по-своему и вкладывает свой смысл в предложения. Как, например, криминалистов в нашей Школе МВД учат, что каждый свидетель обязательно видит свое на месте происшествия.

Поэтому если мы каждый будем размышлять и оценивать – ни к чему конкретному это не приведет. Мы будем спорить, доказывать – это получится обычный научный семинар, как мы привыкли: все высказали свои мнения и разошлись по лабораториям. И поэтому применяются методы форсайта, которые базируются на трех базовых принципах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Чтобы достичь конструктива мы применяем понятие тренда. Это очень важное понятие – краеугольный камень форсайт-методики. Правильное определение трендов позволит более точно спрогнозировать их развитие.

Что такое «тренд»?

У нас есть некое настоящее – оно является продолжением того, что было в прошлом и имеет развитие в настоящем с прицелом в будущее. Мы можем описать что происходит с нами сейчас не просто сделав «фотографию» сегодняшнего дня, а через те изменения, которые мы наблюдаем в сравнении с тем, что было раньше. Это некая «дельта».

Приведу некую упрощенную формулу уже готового тренда. Формула тренда начинается со слов «УМЕНЬШЕНИЕ/УВЕЛИЧЕНИЕ» — это первое слово, без которого никак нельзя. Итак, «уменьшение/увеличение» какого-то ФЕНОМЕНА, ЯВЛЕНИЯ. В определенной локации – ТЕРРИТОРИИ, ОТРАСЛИ.

Например, РАСТЕТ (первое слово) ПРЕСТУПНОСТЬ (второе) В РАЮ (локация – третье слово). Может уменьшаться, может быть “потребление каких-то препаратов” в “сфере дошкольного образования в Уфе”.

Для рапид-форсайта важно придерживаться четко этой формулы: было меньше, стало больше и, скорее всего, завтра это еще увеличится. Все это вносится в КАРТУ БУДУЩЕГО

Тренды – это именно не только наблюдения как “снимок настоящего”, но наблюдения за изменениями, которые происходят сейчас. Это ключевой момент, который необходимо запомнить.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов — как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Чем хороши тренды? Тем, что доля субъективного здесь ничтожно мала. Вы говорите об увеличении или об уменьшении и группа либо принимает это как тренд, либо не принимает. В первом случае мы это фиксируем, а во втором случае – просто забываем.

Заметьте – никакой субъективной оценки здесь нет.

Говорить тренды “все обо всем” – не стоит. Например, “глобализация”, “урбанизация” и прочее. То есть имеется, конечно, набор глобальных общемировых трендов, но нас интересует локальное, которое касается темы нашего форсайта.

Ловушка в определении трендов заключается в “хотелках” и мы порой желаемое выдаем за фактическое. Для этого и есть групповая работа.

Как работают тренды?

Хорошо. Мы выявили тренды. И что это нам даст?

Представьте, что возле корпуса БашГУ поставили каток, а вы сами находитесь внизу, возле речки. Каток начинает медленно, но верно спускаться вниз. А вы стоите внизу и он катится на вас. Тренд – это и есть тот самый каток, который объективно имеет место быть и он на вас катится. И как вы к нему относитесь – роли, по-большому счету, не играет. Ему все равно. У вас есть несколько вариантов.

Можно поступить как делает большинство людей – закрыть глаза и сказать “Я его не вижу – и ладно. Пока он где-то там далеко, авось пронесет”. 98 процентов населения обычно так себя и ведет, когда есть какие-то объективные тренды: “Ну ладно, что мы можем сделать?” или возмущаются. Но есть люди, которые активно начинают что-то делать. Что можно предпринять? В сторону отойти? А вы точно знаете куда надо отходить? Может он как раз туда и катится? Этот каток – объективные процессы, которыми мы управлять не можем. Можно отбежать в сторону, забраться в речку – авось не докатится, можно препятствие поставить. Можно еще один каток запустить – новый тренд.

“Быть в тренде” – это значит либо оказаться под этим катком, либо зацепиться за него и использовать его движение.

Те, кто может управлять трендами – трендсеттеры, термин, который используется в маркетинге. Таких людей очень мало и чаще всего это организованная группа, которая профессионально умеет это делать.

Задачи создавать тренды в рапид-форсайте не ставится. Сейчас мы их можем обозначить, чтобы использовать.

Основой рапид-форсайт метода является выделение следующих элементов карты будущего:
1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Реальная форсайт-сессия – это когда людей на пять дней вырывают из контекста, закрывают в ограниченном пространстве – флот либо кемп, так, чтобы они не могли уехать оттуда, чтобы связь была плохая. Из-за связи обычно используется формат флота. И на пятый день и возникают проекты, которые способны изменить тренды.

Если выделенные нами тренды будут развиваться, то в какой-то момент времени это приведет к формированию будущего – “продолженного настоящего”, которое будет не очень для вас приятным, не очень удобным и не будет нравиться. Об этом сужу по опыту. Почему-то всегда так получается.

Не обязательно продолженное настоящее будет таким. Тренды разнонаправлены и один может мешать другому. А кроме того, обязательно будут люди, которые изменят направление этих трендов и создадут новые. Этот момент нужно понимать: будущее детерминированно из прошлого не выводится – это самый важный момент.

Мы будем рассматривать карты будущего. Они состоят из трех основных горизонтов: ближнего, среднего и дальнего.

Ближний горизонт – это ближайшее неизбежное будущее, которое вполне может быть описано данными трендами. Это есть в настоящем и сильно не изменится. Неизбежное настоящее, которое не изменится, если не будет каких-то форс-мажоров.

Математические методы анализа здесь нам могут помочь.

Например, студенты второго курса, скорее всего, ближайшие два-три года будут учиться в университете и, вероятно, у них в жизни изменится немного.

Но это «немного» задает развитие событий в будущем.

Они решили (раз мы говорим о трендах, надо говорить и коллективном решении и действии) они решили учиться проектному менеджменту или изучить иностранный язык. В ближнем горизонте это ничего не даст и их будут спрашивать «Ну и что это тебе дало?» Они потратили деньги и время, которое вполне могли потратить на развлечения и отдых от учебы.

Но через пять или десять лет они формируют проектную группу, которая в новых условиях становится более конкурентоспособной. И здесь мы переходим к среднему горизонту – то, что можно предположить, и, собственно ради чего производились действия в «ближнем» горизонте.

Мы можем представить только примерно что будет через десять лет. Например, не знаем, каким будет курс доллара.

А как они будут развиваться через двадцать-тридцать лет – это уже дальний горизонт, который виден плохо, но вполне понятен в виде некоего образа будущего.

Тот образ будущего – продолженное настоящее – что мы с вами сделаем на рапид-форсайте вряд ли вам понравится. Потому что «живем как живем» — это позиция того самого закрывшего глаза перед катящимся на него катком. Это какой-то фильм ужасов.

У нас в голове обычно присутствует некий образ ЖЕЛАЕМОГО будущего. Возможно, что он не сформулирован – это как раз и предстоит определить в ходе рапид-форсайта – и, где-то пересекается с образом продолженного будущего, который строится на продолжении ныне действующих трендов.

Образ желаемого будущего – это продолжение проектов, которые мы реализуем в жизни. Либо это использование или даже изменение действующих трендов.

Поэтому создав образ желаемого будущего мы можем проложить в нынешних трендах тот путь, который приведет нас к желаемому. Видится вполне определенно и ради этого мы готовы какие-то усилия прикладывать.

Образ желаемого будущего – это тоже плод коллективного разума. То есть в одиночку действовать с трендами очень сложно – нужна группа единомышленников, которые также понимают будущее как и вы сами.

В рапид-форсайте:
— определяются тренды
— перспективы развития трендов в ближнем, среднем и дальнем горизонтах
— выстраивается карта угроз и возможностей
— создается образ продолженного настоящего
— создается образ желаемого будущего
— исходя из ОЖБ «отматывая» временную ленту назад строятся проекты, которые необходимо реализовать уже в ближайшей перспективе, а начать надо уже сейчас.

Ресурсный подход: Есть сто рублей и надо их потратить. А подход форсайта – В будущем у вас есть миллиард рублей и что нужно сделать сейчас, чтобы их обрести? Мы наши действия в ближайшем горизонте определяем через видение своего ОЖБ.

Что нужно, чтобы образ желаемого будущего был более реальным? Обычно форсайты проводятся теми, кто имеет реальные возможности здесь и сейчас влиять на ситуацию. Если берем студентов, то они определяют в пределах своих возможностей. Это стейкхолдеры.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее — тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Группа лиц, имеющих реальный ресурс и сформировавшие образ желаемого будущего (своего), построив проекты с учетом действующих трендов – они и достигают желаемого.

Трендсеттер (читается «трэндсэ́ттэр»; англ. Trendsetter, Early Adopter; от англ. Trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

Определение

«Форсайт - это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага».
Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом, в отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, результатом форсайт-сессии является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно - оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. В 2008 году в рамках движения “Метавер - Образование будущего”, была разработана и апробирована методика быстрого проведения форсайт-проекта, не требующая внушительных сумм бюджета. Это методика получила название Rapid Foresight или “скоростной форсайт ”. Получение значимого и верифицированного результата в рамках этой методики занимает дни или даже часы. Кроме того, она является масштабируемой, позволяющей получать согласованное видение будущего как в масштабе одной проектной команды, так и в масштабе государств и межгосударственных организаций. Возможен даже личный форсайт – для планирования индивидуального будущего.

Основой RF-метода является выделение следующих элементов карты будущего:

  1. Тренды – существующие и зарождающиеся; Тренд = объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,
  2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
  3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
  4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
  5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
  6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на отрасль / территорию / организацию в описываемом горизонте.

Коммуникация – фасилитировать общение ЛПР = Согласование основными заинтересованными сторонами / экспертами своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на развитие отрасли / территории / организации, и формирование «дорожных карт» основных проектов развития.

Образование – формирование единого «поля представлений » участников форсайтов о существенных трендах и событиях (обучение со стороны экспертов и ведущих форсайта в совместной деятельности).

Диагностика – определение качества представлений участников о будущем их предметной области, способности системно смотреть на варианты развития области и определять ответы на возможные вызовы.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов - как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Прогностическая форсайт-сессия длится три дня. В первый день участники-эксперты в группах определяют, оценивают и размещают на карте тренды, технологии, события и форматы. Участники каждой группы работают на своей карте времени, а в конце дня презентуют свои результаты. Во второй день группы работают с ключевыми рынками (заказчиками), и составляют таблицу их существующих и будущих потребностей, происходит генерация проектов. В конце второго дня проводится «круговой линч» проектов с помощью методов геймсторминга (короткие игровые форматы + «мозговой штурм»), так полученные модели развития проектов тестируются на достоверность. В третий день участники работают с нормативными актами и ожидаемыми законодательными изменениями, производится сведение групповых карт в общую карту времени и финальная презентация.

Результат участники форсайта получают «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее - тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Роли

На сессии задействованы следующие основные роли в организационной команде форсайт-проекта:

  • Ведущий
  • Модератор
  • Администратор форсайт-проекта
  • Дизайнер
  • Визуализатор
  • Координатор
  • Летописец

Ведущий и модераторы проектируют форсайт-сессию, адаптируя ее под конкретную цель, время, тематику, экспертов- участников и текущие задачи. Ведущий сессии имеет решающее слово при спорных моментах в подготовке проекта сессии. Модераторы освежают свое знание предметной области и знакомятся с последними тенденциями тематической отрасли. Администратор следит за сроками подготовки, координирует коммуникацию с экспертами, представителями СМИ и другими участниками сессии, обеспечивает своевременное получение необходимых для сессии артефактов.

Инструкции

Карта времени - основное поле работы участников, представляет собой лист большого размера, где на горизонтальной оси располагаются временные рубежи, на вертикальной - тренды. Cледующие поля одинаковы для карточек всех типов:

  • Название
  • Описание
  • Вероятность
  • Автор
  • Тренд (кроме карточек самих трендов)

Все поля обязательны к заполнению. Карточки Трендов дополнительно содержат поля:

  • Годы существования тренда: с _____ по ______.
  • Тип тренда (варианты: устойчивый, неопределенный, угасающий).

Если на протяжении карты времени тренд меняет свой тип (становится угасающим или из неопределенного превращается в устойчивый) - для него заполняются две карточки, с указанием годов существования тренда до смены типа и после. На карточках явлений, обладающих протяженным жизненным циклом (Технология или Формат), дополнительно указываются:

  • Год появления.
  • Год начала широкого употребления в обществе или индустрии.

На карточках одномоментных явлений (Событие, Угроза, Нормативный акт) указывается год возникновения (вступления в силу).

Работа с картой времени

За первый такт работы на карту прикрепляются карточки трендов, они располагаются в левом поле. На карте тип тренда обозначается линиями:

  • Устойчивый (значение тренда со временем будет усиливаться) - сплошная линия.
  • Неопределенный (значение со временем будет меняться) - волнистая линия.
  • Угасающий (значение со временем будет уменьшаться) - прерывистая линия.

Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается изменением типа линии. На втором такте генерируются и прекрепляются на карту карточки технологий. Непризнанные маловероятные и в то же время интересные технологии отправляются в поле ‘’черные лебеди’’. Процедура отбора ‘’черных лебедей’’ повторяется для всех карточек.

Затем генерируются и прикрепляются на карту карточки форматов, событий, угроз и нормативных актов. На карту так же могут быть добавлены другие объекты, по усмотрению модератора. На третьем такте участники находят и обозначают связи между сущностями.

Следующий, четвертый такт, посвящен оценке, критике и дополнению карт. В случае, когда рабочих групп несколько, происходит ротация, и участники рассматривают карты других групп. На этом такте карта подвергается ‘’очистке’’, на ней остаются самые значимые сущности, остальные отправляют в “Черных лебедей”.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПОЛЕЙ НА КАРТОЧКАХ

Название В поле пишется краткое название тренда или явления, отражающее его суть. Название предназначено, в первую очередь, для обозначения объекта при обсуждении внутри группы участников форсайт-сессии. Хорошее название обладает свойствами мема. Пример тренда: “Деградация образовательной системы”. Пример технологий: “Передача мыслеобразов”, “Компактный атомный реактор”. Пример форматов: “Виртуальный ЗАГС”, “Летняя проектная школа”. Названия событий стилистически похожи на заголовок статьи: “Сотрудники Большого Адронного Коллайдера установили связь с параллельной Вселенной”. События всегда происходят с людьми. Пример нормативных актов: “Закон об электронной личности”, “Правила МОК по признанию спортсмена киборгом”. Пример угрозы: “Исчерпание залежей углеводородов”, “Потеря обороноспособности России”. Описание Поле содержит более подробную расшифровку сущности явления, разъяснение его принципов и механизмов. Для тренда в описании может быть приведен его измеряемый индикатор. Вероятность Каждый объект на карте времени имеет вероятностный характер. Вероятность в данном случае носит оценочный характер. Фактически рассматриваются три возможности: почти наверняка (>90%) скорее всего (50-90%) крайне маловероятно (<10%) К последней категории могут относиться карточки “Черных лебедей”. Автор Поле заполняется фамилией и инициалами автора карточки - участника форсайтной сессии. Все объекты на карте времени должны иметь своего автора. Даты Все даты на карточках указываются с точностью до года.

ИНСТРУКЦИИ МОДЕРАТОРУ

Модерация – это технология групповой работы, в которой с помощью различных техник создаются благоприятные условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой и, зачастую, разными взглядами на рассматриваемую проблему.

В качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников.

Рабочий процесс модератора протекает с использованием методов визуализации, вербализации, презентации и обратной связи. Модератор – ведущий процесса модерации, с нейтральной позицией и знанием предметной области.

Модератор должен:

Обеспечить рабочий процесс Выдать инструкцию на работу и мотивировать участников (что делаем / зачем); Обеспечить выполнение (контроль и корректировка); Управлять темпом работы; Использовать альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа; обеспечивать коммуникацию участников Подбирать стиль общения, оценивая качества и роли участников; Держать фокус на заданной теме; Противостоять троллингу или использовать его во благо; Обеспечить оптимальное психологическое состояние (например, смех для снятия барьеров); управлять содержанием Владеть предметом (знать терминологию предметной области, иметь базовые представления); Отбирать качественные предложения (фильтр – симулякры, релевантность); Помогать формулировать кратко и емко, сохраняя суть.

Ведущий и модераторы несут полную ответственность за процесс и за результат – это не техническая, а содержательная роль. Если группы работают над разными темами, то основная ответственность за результат – у модераторов (только они знают мнение участников).

Общие положения:

Форсайт – это технология. Каждое условие, отраженное в инструкции, является условием успешного совмещения в единый результат материалов форсайт-сессий, проводимых по этой технологии. В случае возникающих трудностей необходимо фиксировать их для последующего обсуждения. Участниками форсайт-сессии в равной степени являются приглашенные эксперты/специалисты и модераторы. Эксперты отвечают за содержание созданных в ходе сессии материалов, модераторы – за управление процессом появления результатов, их технологическую упаковку, а также за мотивирование других участников к продолжению работ над проектом. Продуктивная группа = группа, где людей достаточно для порождения новых идей, и где они еще слышат друг друга (от 5 до 15 человек).

Технология «Карта будущего»

Общий принцип создания карты будущего.

В основе работы группы лежит принцип размещения типовых карточек на карте будущего: тренд, технология, формат, событие, нормативный акт, угроза.

Размещение карточек ведется на трех горизонтах:

Ближний (например, 2012-2015). В этом временном коридоре размещаются тренды, технологии и угрозы, до появления которых, по мнению экспертов, остались считанные дни. Фактически, материалы этого горизонта являются мерой профессионализма и осведомленности в собственной предметной области. Средний (например, 2015-2020). В данный горизонт попадают те сущности, объекты и явления, которые сами эксперты считают значимыми и прорывными, однако хорошо осведомлены об угрозах и рисках, связанных с ними, поэтому верят и не верят в них одновременно. Дальний (например, 2020-2030). Объекты данного горизонта относятся к двум категориям: научная фантастика – объекты, которые непременно появятся в случае развития по одному из трех базовых сценариев (нейроразъемы прямого подключения компьютеров к человеческому мозгу - киберпанк), или уже существующие продукты, получившие развитие на новом технологическом уровне (ламповые линзовые телевизоры 50-х годов и современные плазменные мониторы).

Основная задача проектной сессии задается при проектировании и озвучивается участникам ведущим и модератором сессии.

Отраслевые эксперты при участии модератора работают над созданием «единой карты будущего», обсуждая конкретные вопросы на каждом описанном такте. Методическим результатом работы группы является итоговая «карта будущего», которая модифицируется при переходе от одного такта к другому. Изменения фиксируются и документируются. Группа должна стремиться заполнять все три временных горизонта.

Правила заполнения и размещения карточек на карте

Заполнение карточек на карте ведется отдельными тактами. Участники группы предлагают карточки (тренды, технологии, угрозы и пр.) и аргументируют свои предложения. Другие участники группы высказываются за/ против предложения, по итогам обсуждения карточка размещается на карте (с привязкой к соответствующему году). Размещать карточки на карте может только модератор!

Если появляется карточка, с которой согласна только часть участников и принципиально считает ее важной, то она не выбрасывается, а помещается на поле так называемых «Черных лебедей», куда попадают наиболее фантастические идеи, которые не находят поддержку большинства. Это позволяет не потерять типовые организационно-управленческие, а также маловероятные, но интересные отраслевые предложения.

Близкие по смыслу предложения следует размещать близко друг от друга, вложенные предложения следует группировать в одну карточку (стопку), размещая вверху референтную карточку, наиболее полно/точно отображающую предложения группы.

Участники сами принимают решение о том, какой объем материала и в каком формате они хотят обсудить. Требования обсудить все заполненные участниками карточки нет.

Работа с недоформулированными материалами ведется на усмотрение модератора: существует несколько промежуточных вариантов от «рубить плохо сформулированные» до «помогать дотачивать потенциально интересные». При выборе варианта следите за временем.

Карточки должны быть ясно заполнены, легко читаемы (хороший почерк или печатные буквы) и понятны стороннему участнику с минимальными пояснениями (четкая формулировка).

На карте не должно быть слишком много объектов – в процессе работы необходимо оценивать единую карту на читаемость. (Эмпирически, на карте может быть размещено от 50 до 150 объектов и комментариев – тренды, технологии, события, форматы, угрозы и нормативные акты). Ключевая роль модераторов – обеспечить такую дискуссию между участниками, чтобы на карте были размещены достойные, важные и интересные предложения.

Возможная последовательность тактов:

  1. Критика обывательской карты прогнозов;
  2. Модернизация картины трендов;
  3. Генерация технологий;
  4. Описание возможных перспективных форматов;
  5. Генерация карт событий;
  6. Обозначение угроз и нормативных актов;
  7. Подготовка презентаций и выступление групп.

ТЕРМИНЫ

В пространстве форсайта (на карте времени) существуют три основных типа объектов:

  1. Тренд
  2. Явления с жизненным циклом
    1. Формат (продукт / бизнес-модель / мегапроект / специалист)
    2. Технология
  3. Явления-«точки»
    1. Событие
    2. Нормативный акт
    3. Угроза

Отличие явлений второго типа (с жизненным циклом) от третьего (одномоментные явления) в том, когда они начинают действовать на тренды – с лагом или в момент появления.

  • объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении,
  • идет в «большой системе» (относительно которой делается форсайт, например, страна, отрасль, регион)
  • имеет измеряемый индикатор, изменяющийся в определенном направлении со временем.

Тренды делятся на 3 типа: 1) устойчивый, 2) неопределенный, 3) угасающий.

Примеры: «рост населения старше 65 лет», «увеличение доли малой энергетики», «миниатюризация устройств»

Тренды должны быть прямо связаны с темой форсайта. Набор трендов идентифицируется в первую очередь в результате работы с материалами предметной области и экспертами. Всё, что происходит в рамках карты, происходит на трендах, может порождать тренды и связано с ними.

Рудимент – это угасающий тренд, на которых строятся текущие policy (законы, нормативные акты). Они должны входить из прошлого.

Два типа явлений, обладающих «жизненным циклом» (живущие и развивающиеся во времени, подсистемы «большой системы») - т.о. можно указывать точки их появления и широкого распространения.

  • рыночный или социальный «ответ на вызов»
  • всегда строится на тренде (который является для него вызовом или возможностью)
  • может запускать новый тренд
  • «внутри» этого типа явлений есть свои тренды, но мы их не рассматриваем (всегда соотносим масштаб относительно «большой системы»)

Подтипы формата: Формат – это социальный/институциональный ответ на вызов или возможность, по сути это воплощение каких-то социальных практик. Например, «сетевые дворцы пионеров» как формат на тренде «сетевая социальная самоорганизация». Под форматом здесь мы понимаем формат коммуникации (тип отношений между людьми), который всегда порождается субъектом. У формата нет конечной цели.

Специалист – профессионал, решающий конкретную отраслевую задачу, связанную с рынком / технологией / форматом / угрозой (напр. создание продукта). Например, «биотрансдуктор» как специалист по замещению небиотех-решений биотех-решениями. Целесообразно размещать на карте только новых специалистов, которых на данный момент не существует в отрасли.

Продукт – это рыночный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. Например, iPad как продукт на стыке трендов минитюаризации и мобильности (мобильность - единственное, что отделяло технологию 1988 года от воплощения в продукт).

Мегапроект – это управленческо-институциональный ответ на вызов или возможность, которую создает тренд. «Мега» – потому что заметен в масштабах той большой системы, относительно которой делают форсайт. Например, «Олимпиада 2014» – это мегапроект на тренде «повышение внешнеполитической значимости России».

Технология: отдельное технологическое решение («новый тип топлива») или пакет технологических решений («реактор на быстрых нейтронах»).

  • «ответ на вызов», возникающий в системе НТР
  • материя или информация
  • частично обусловлена трендами (задающими «вызов»)
  • также обусловлена собственной логикой научно-технического прогресса
  • может запускать новый тренд

Три типа явлений, случающихся «одномоментно» (во временном масштабе форсайта):

  • одномоментное явление, выражающее кульминацию какого-либо тренда
  • маркер, всегда ставящийся в точках «перелома» (изменения градиента) трендов

Событие осмысленно вводить только в том случае, если мы обозначаем точку, где что-то происходит с трендом. Тренд переламывается и событие это маркирует. Удобно думать о названии события как о заголовке в газетах. Например тренд «Рост доли азиатского населения в России» может иметь кульминацию «Китаянка становится “мисс Москва”».

Закон / Нормативный акт (Policy)

  • ряд политик, у которых есть цели
  • институциональный (регуляторный) «ответ на вызов» – это по сути одномоментный акт управленческой воли (воплощенный в документе регулятора)
  • частично обусловлен трендами (задающими «вызов»)
  • также обусловлен собственной логикой «институционального развития» (цели субъекта, управляющего «большой системой» – напр. федеральное / региональное правительство, отраслевой регулятор и пр.)
  • «переламывает» тренд (изменяет градиент) и/или запускает новый тренд

Угроза – процесс, который может негативно повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

Форсайт-сессия позволит:

Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

Организаторы:

Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

Контактные данные:

Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

  • Система экспоненциального развития прикладных знаний
  • Кадровый экспорт
  • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
  • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
  • Продвижение профессий будущего
  • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
  • Внедрение системы проектного обучения
  • Культура преемственности поколений
  • Развитие системы наставничества
  • Умение работать и развиваться в команде
  • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

Группа для участников

Форсайт-сессия

«Лагерь будущего»

Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.

Задачи:

    Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.

    Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.

    Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.

    Формирование дорожной карты «Лагерь будущего".

Необходимые материалы : доска или флипчарт(магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий: фасилитатор- обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры,регламента

Целевая аудитория: участники –дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).

Время проведения сессии: 3 дня

Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.

Проектная сессия поводится в течение трех дней. Проектная сессия включает 3 этапа работы:

проектирование образа «Лагерь будущего»;

формирование проектных идей;

разработка параметров проектов и дорожных карт.

Введение

Ведущий:

    проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;

    объявляет регламент работы;

    устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта» ), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Основной этап

Задание № 1.

Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:

каким они видят свой город через 15–20 лет;

где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут. Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов: - что такое ДОЛ;

Каковы его основные характеристики; - как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие; - что важно для подростков в современном ДОЛ; - какими станут ДОЛ в будущем.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».

Задание № 3.

После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.

На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.

Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды

технологии,форматы

оздоровление

- психоло г

Методы ТРИЗ-педагогики

- Ярнбомбинг

- Wi - Fi

- комната релаксации

- бассейн

- кафе на открытом воздухе

- индивидуальное меню

- Bookcrossing

- буфет

- WorkOut

- тропа здоровья

- организация лесных зон отдыха

- строительство Фока

- стадион на крыше корпуса

- велотреки

- разнообразие спортивных секций

- модернизация тренажеров

- компьютерный зал

- кружок робототехники

- квесты

- школа лидера

- планетарий

- новые формы пространства для творчества (коворкинги,хакспейсы,фаблабы )

- интерактивная библиотека

Цифровая галерея

- демонстрационные,

иммитационные, лабороторные, моделирующие технологии,тренажеры

- автоматика

- ежедневная диагностика здоровья, с рекомендациями по его профилактике

- создание трампов

- когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха )

- геймификация

- корпуса в формате «Умный дом»

- энергия будущего

- мобильный лагерь(меняющий свое пространственное расположение)

- программы-симмулянты

досуг

спорт

Социализация

Творчество

Культуру

образование

инновация

ближний 2019-2021

средний

2022-2025

дальний

2026-2036

горизонты

В завершении сессии участники презентуют свои проекты.

Заключение

Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:

    обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;

    принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;

    дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся.

Приложение. Основные единицы форсайта: Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего, это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами.
Авторы и участники не просто оценивают вероятности и риски, а проектируют свою деятельность. Результатом форсайта становится «Карта будущего».
Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений Тренд – базовая единица форсайта. Это внешние устойчивые тенденции, важное, заметное направление в развитии чего-либо. Примеры трендов: Доля социального проектирования в образовании увеличилась. Происходит отток активности детей в социальные сети. Технологии - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. Пример технологии: социальное проектирование Формат- способ построения и подачи, форма проведения какого-либо события, мероприятия Пример формата: Семинар по социальному проектированию Тренинг по развитию ораторского искусства События То, что имеет место, происходит, наступает точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни.

Пример события: фестиваль социального проектирования,конкурс «Вожатый и его команда»

Угроза- возможная опасность . Пример угрозы:отсутствие финансирования социального проектирования

Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии отправляются в поле «черные лебеди».

Выделяют два основных способа работы с будущим:

  • Долгосрочное планирование – постановка целей на основе линейных количественных оценок из прошлого через настоящее. Во многом такой способ появился благодаря длинным периодам технологических укладов , когда нечастое появление новых инноваций позволяло строить планы надолго.
  • Сценарный подход основан на вариативности будущего. Анализируются возможные модификации будущего и управляющие выбирают наиболее подходящий, устраняя преграды, готовятся к возможным рискам.

Сперва люди пытались понять текущие тренды, факторы их развития, оценить свои возможности и на основании этого рассчитать долгосрочную цель. Но со временем динамика изменений увеличивалась и такой подход начал давать серьезные сбои. В качестве альтернативы начали применяться методы, основанные на сценарном мышлении . Об одном из таким мы сегодня и поговорим (или познакомьтесь с более современным подходом .

Форсайт

Под форсайтом (видением будущего) понимается методология коллективной работы по исследованию будущего с целью его построения путем выявления экспертного знания.

В основу подхода положены следующие постулаты:

  • Будущее может быть разным;
  • Его невозможно предсказать достоверно;
  • Оно зависит от наших действий и предстоящее можно создавать;
  • Прогнозы относительно будущего позволяют делать его таким, как желаем;
  • За будущее происходит борьба разных образов и стоящих за ними людей.

В основу методологии положен опрос экспертов для определения возможных сценариев будущего и выбор наиболее предпочтительного. Совместная работа позволяет создать единую позицию и выстроить социальные связи. Такой способ прогнозирования:

  • является систематически повторяющимся хорошо организованным процессом;
  • рассчитан на долгосрочную перспективу;
  • включает в работу заинтересованных лиц;
  • нацелен на реальные действия.

Выделяют три этапы работы с будущем:

  1. Стратегическое мышление – исследование будущего;
  2. Принятие стратегических решений;
  3. Воплощение в жизнь принятых решений.

Сегодня мейнстримовское представление о форсайте во многом сформировано книгой “Думая о будущем. Руководство по Стратегическому Форсайту” П.Бишопа. В работе описывается пять этапов:

  1. Выделение объекта прогнозов – заказчиком задаются границы интересов исследования;
  2. Определение важных условий – качественные и количественные показатели желаемого будущего;
  3. Сканирование – процесс определения участников, методов исследования;
  4. Альтернативы будущего – выяснение текущих тенденций относительно объекта прогнозов, зон неопределенности, сценариев будущего;
  5. Планирование и исполнение – создание дорожных карт с учетом меняющихся обстоятельств.

Строительство будущего может происходить за счет:

  • Материальных ресурсов;
  • Власти;
  • Связей;
  • Формирования повестки дня.

Rapid Foresight

Существуют разные модификации форсайта и дальнейшее описание работы по этому методу будет сделано на примере Rapid Foresight (скоростной форсайт) с которым мне приходилось работать. От классической методологии отличается тем, что:

  • не требует “тяжелых” бюджетов;
  • занимает немного времени;
  • эксперты работают совместно со схемами и образами, а не текстами;
  • основные результаты получаются во время работы по прогнозированию и сразу после нее.

Работа по методу скоростного форсайта представляет собой сессию, в которой принимают участие эксперты. У такой сессии существует заказчик на формирование будущего. В момент обращения, заказчик находится на одном из этапов процесса трансформации будущего. Соответственно работа по методу форсайт производится для конкретного этапа.

Результатами скоростного форсайта могут быть:

  • Достоверный прогноз будущего;
  • Согласование позиций и объединение людей;
  • Знания в изменяемой области и в применении форсайта;
  • Диагностика квалификации участников и их навыков коллективной деятельности;
  • Создание дорожных карт и проектов реализации;
  • Решение конкретных задач с учетом картины будущего;
  • Создание материалов для дальнейшей работы управленческой команды.

Карта времени

Ключевой идеей метода является карта времени, представляющая собой плоскость, где справа налево отмеряются промежутки времени, а снизу вверх тренды.

Для отметок на карте времени используются карточки, которые заполняют участники. На них описываются тренды, относящиеся к одному из типов:

  • технология,
  • формат,
  • событие,
  • нормативный акт,
  • угроза.

На карточках указывается год тренда, в соответствии с которым она размещается на одной из временных зон. Линия времени имеет горизонт на десятилетия и состоит из четырех этапов:

  • Ближайшее время. Сегодняшние тренды с большой вероятностью дают плоды для короткого временного промежутка.
  • Средний горизонт. Размещаются карточки с информацией о явлениях, трендах, угрозах, которые важны для настоящего, но пока существуют только предпосылки для их прорыва в средней временной перспективе.
  • Дальний рубеж. Представленные здесь карточки описывают объекты, которые будут формироваться в результате развития существующих трендов, качественные скачки имеющихся уже технологий, скрещивания разных направлений.
  • Невероятный (черные лебеди). В этот раздел попадают карточки, предложенные одним из экспертов, но не получившие согласия остальных. Т.е. речь идет о события, которые по мнению большинства участников никогда не произойдут.

Работу в группах задает последовательность размещения карточек:

  • Обсуждение предмета работы, уточнение его границ и т.д.
  • Размещение на карту карточек основных трендов, оказывающих увеличивающее или уменьшающее влияние на предметную область (например, увеличение количества выброса углекислого газа в атмосферу больших городов).
  • Помещение на карту технологий в предметной области (например, беспилотные автомобили).
  • Помещение форматов на линии трендов (например, клуб автомобилистов).
  • Помещение нормативных актов (любые законы, регламентирующие деятельность в предметной области).
  • Помещение на карту угроз и возможностей – субъективная оценка явлений, размещенных на сайте, с точки зрения субъектов. Типовыми субъектами являются территория, компания, отрасль, сообщество. Появление новых субъектов отмечается на отдельном флип-чарте.
  • Помещение на карту событий – точечные значимые события, способные изменить тренды.

Структура

Для эффективной организации форсайт-сессии предлагается структура в виде описания ролей. Один и тот же человек, может исполнять несколько ролей.

  • Держатель коммуникаций с заказчиком – отвечает за отношения с заказчиком от постановки задачи до презентации результатов.
  • Ведущий – организует проектировку форсайт-сессии и ее провидение.
  • Модераторы – организует коммуникации в процессе сессии. В случае, если группа не одна, в каждой из них присутствует свой модератор. Для упрощения работы в одной группе может быть два модератора.
  • Сборщик – ведет фиксацию событий во время сессии, отслеживает динамику работы группы, моменты зацикливания.
  • Аналитик – готовит шаблоны отчетов, отвечает за формирование общего отчета.
  • Администратор – следит за строками и обеспечением участников всем необходимым.
  • Эксперты – специалисты в областях, связанных с поставленной задачей, принимающие участники в сессии.

Оптимальное количество участников от 5 до 15, но не более 25. Участники могут разбиваться на подгруппы. Каждая подгруппа имеет модератора, организующего заполнение участниками карты времени.

Выводы

Мне приходилось принимать участие, как в описанном выше формате, так и видоизмененном. Например, к описанной выше методологии относилась форсайт-сессия по определению будущего консалтинга и разработке типовых стратегий выживания на консалтинговом рынке. Ключевые выводы, которые я сделал в работе над ошибками после мероприятия:

  • необходимо очерчивать конкретные границы для предмета обсуждения;
  • требуется серьезная подготовка (не один день) экспертов перед мероприятием относительно конкретного предмета;
  • работа модератора должна заключаться не столько в управлением сессией, сколько в формировании условий для коммуникаций и выработке единого языка общения.

Когда я работал по этому методу в бизнес-структурах, то в среде экспертов в основном участие принимали руководители компании, которые непосредственно управляют. Поэтому полученные результаты сразу же становятся частью дальнейшей работы, а не ложатся в красивом переплете на полку за спиной первого руководителя. Проблемой становится зашоренность участников (не все компании готовы приглашать экспертов со стороны). Этот вопрос удается решить, если менеджмент компании решает задачу не для своей компании, а как-будто выступая экспертами для компании-конкурента.

На сегодняшний день форсайт-метод является востребованным инструментом управления изменениями. Но его фундаментальные основы накладывают определенные ограничения, связывая экспертов ментальными рамками (фреймами). Как было указано выше, в основе форсайта лежит сценарный подход нелинейных систем . Идея в том, чтобы проанализировать прошлое и продолжить возможные альтернативные тренды развития. Но возможности познания прошлого столь же малы, как и прогнозирования будущего – можно сказать, сколько экспертов, столько и вариантов прошлого. К тому же, будущее зависит от тех усилий, которые предпринимают агенты перемен. Поэтому я нахожу более продуктивной технологию áкторство . Она позволяет не прогнозировать, а создавать желаемое будущее, организовав деятельность заинтересованных сторон.

Ссылки