Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Занятия с годовалым малышом. Развитие ребенка в год. Развивающие действия с предметами

Занятия с годовалым малышом. Развитие ребенка в год. Развивающие действия с предметами

К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.

У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается. Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.

К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.

В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию. Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года. Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.

Психология

Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения. В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.

В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости. Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать. Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.

Навыки и умения

♦ Вставать и самостоятельно ходить.

♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.

♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.

♦ В игре появляется сюжетная игра.

♦ Пережевывать пищу.

♦ Строить башенку из двух кубиков.

♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.

Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.

Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.

Старайтесь придерживаться установленного . Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.

Двигательное развитие

Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.

Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.

Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.

Чему можно научить

Понимать, что ребенок хочет, а чего не хочет и уважать его решение. Ребенок вполне осознает, когда он хочет есть или пить, хочет банан или яблоко.

Можно научить ребенка махать «пока-пока» или «привет». Он еще не может полноценно говорить, но проявлять свои эмоции таким образом может. Дайте возможность ребенку подражать вам – ему это интересно.

Как развивается речь

Помните, что ребенок никому ничего не должен. Он не должен говорить 10 слов в 1 год, он не должен оправдывать ваши ожидания (ожидания бабушек, врачей, соседей и пр.)

Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на , то есть на то, как малыш понимает обращенную речь. Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Показатели годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 - суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 - творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 - картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 - грудное молоко или кефир.
Просмотров: 28013 .

Малыши, которым исполнился 1 год, любознательны и им необходимы развивающие занятия. Для развития ребёнка можно использовать подручные средства, которые заменят ему игрушки. Такие занятия очень нравятся детям.

В 1 год у ребёнка начинается период активного развития. Он начинает мыслить, наблюдать, изучать окружающий мир. Когда родители задумываются о том, чем занять годовалого ребёнка, то надо учитывать два важных фактора: развлечение малыша и его развитие. В этот период можно многому научить малыша через игру, используя различные методики. Методик развития детей от 1 года существует немало, но необходимо учитывать, что каждый малыш индивидуален. Одни дети в этом возрасте уже произносят много слов, ходят без поддержки, просятся на горшок, а вот другие детки ещё и половины этого не умеют, хоть и активно к этому стремятся. Если задаться вопросом о том, чему учить ребёнка в 1 год, то можно заметить, что все методики разбиты на такие разделы, как развитие речи, познание окружающего мира, физическое развитие и развитие мелкой моторики. Такие занятия можно проводить под контролем хороших специалистов по раннему развитию. В каждом городе существуют специальные детские центры, в которых работают преподаватели и воспитатели.

Занятия с годовалым ребёнком в домашних условиях

Занятия в группах эффективны, но основную роль играют занятия для детей от 1 года дома. Одной популярной, используемой в домашних условиях, является методика Марии Монтессори. В этой методике можно обойтись без игрушек, а материалом для занятий служат разные подручные средства. Дети с увлечением тянутся к разноцветным коробочкам, баночкам, палочкам. Главное, чтобы все предметы и материалы были в зоне досягаемости ребёнка. Он под контролем взрослых может сам выбирать занятия по душе. В методике большой акцент направлен на занятия с мелкими предметами: бусинками, пуговицами, крупой. Эти материалы малыш раскладывает по коробкам, бутылкам, сортирует по цветам. Например, можно взять две миски, в одну из которых насыпать крупу. Показать ребёнку, как с помощью ложки крупу пересыпать в другую миску. Это занятие учит малыша уверенно пользоваться ложкой, развивает мелкую моторику, координацию, логику. Развитие речи связано с определённой областью мозга. Как заниматься с ребёнком в 1 год, чтобы помочь развиться этому процессу? Известно, что массаж и развитие пальчиков малыша способствует развитию участка мозга, отвечающего за речь. Методика предлагает специальное занятие. Надо взять коробку, нарисовать на ней мордочку животного, на месте рта которого проделать отверстие. Ребёнку будет интересно кормить животное. В качестве «еды» можно использовать бусинки, макароны, пуговицы. При этом действии активно работают детские пальчики. Для этой же цели служит специальная рамочка в виде картона, обтянутая тканью. На ткани нашиты пуговицы, шнурки, бусинки. Ребенок долго может изучать эту рамку, трогая и дёргая. Важно развивать и понимание чужой речи. Во время игр, прогулок дети сталкиваются с новыми игрушками, животными, людьми. Следует акцентировать внимание ребёнка на этом, называя чётко каждое название. Постепенно он начнёт различать их и пытаться называть. Хорошо развивают речь игры-подражания, где малыш выступает в роли мяукающего котика, шипящего ёжика, что развивает образное мышление. На примере куклы малыш узнаёт, где у людей глаза, нос, уши, что он охотно показывает на родителях. Внимание стоит уделять и стишкам, которые очень любят повторять дети. В возрасте 1 года развитие всех систем ребёнка связано с физической активностью. При этом хорошо использовать развивающие занятия для детей 1 года под музыку, которая прекрасно развивает внимание, сосредоточенность, эмоциональность. Все упражнения направлены на развитие двигательных навыков. Побегайте, попрыгайте, потанцуйте с малышом. Покажите ему, как преодолеть препятствия. Пусть он пролезет под столом, перелезет через подушку. Проводя любые занятия с малышом, не ограничивайте его стремление к самостоятельности. Сделайте пространство безопасным, чтобы он активно познавал этот мир. Просто прислушивайтесь к своему чаду, помогайте ему и у него все получится.

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца : уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.
  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.


Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Взросление маленького ребенка даже на месяц всегда вызывает у родителей радость и одновременно тревогу, так как они неизбежно задумываются о том, правильно ли развивается их малыш и обладает ли достаточным списком навыков. Снизить уровень тревоги помогут знания о том, в чем заключаются особенности развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев оценивается на основании таблиц норм, которые разработаны для каждого возраста и пола младенца. Незначительное отклонение от установленных показателей не считается опасным, так как развитие каждого малыша сугубо индивидуально.

Пропорциональность тела

За год жизни пропорции тела младенца претерпевают существенные изменения. Происходит увеличение окружности головы в среднем до 12 см, ежемесячно прирост составляет около 1 см. Первые пару месяцев головка новорожденных росла более интенсивно, затем активно начинает увеличиваться грудная клетка. К возрасту 1 года размер окружности груди в среднем на 2 см больше показателя окружности головки.

Увеличение объема головы

По данным российских педиатров, нормой для годовалых девочек объема головы считается показатель от 44,2 до 47,3 см. Для мальчиков он больше и составляет от 45,3 до 48,6 см.

Количество зубов

Существует простая формула, при помощи которой всегда легко определить, сколько зубов должно быть у малыша. Для этого необходимо от возраста младенца отнять цифру 4, и всего молочных зубов должно быть 20. У годовалого ребенка должно быть 8 зубов, но у различных детей их количество может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Вес и рост малышей

Вес мальчиков в год должен составлять от 8,9 до 11,6 кг, девочкам нужно весить от 8,5 до 10,8 кг. В год рост малышей мужского пола в норме варьируется от 72,3 до 79,7 см, у девочек от 71,4 до 78 см.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

Различия в очередности и скорости созревания психических функций у мальчиков и девочек обусловлены особенностями формирования полушарий мозга. У девочек активнее развивается левое, а у мальчиков правое.

В связи с этим малышки начинают говорить раньше, и речевая деятельность к 1 году у них более развита. Развитие мальчиков происходит на наглядно образном уровне.

Различия начинают прослеживаться в характере игр малышей. Для мальчиков требуется пространство, они готовы бегать, залазить на препятствия и преодолевать их. Девочкам достаточно небольшого уголка, в котором они длительное время играют, возятся со своими любимыми куклами и игрушками.

Какие навыки уже доступны для младенца

В годик малыши обладают существенным набором навыков и небольшим словарным запасом. Что должен уметь младенец:

  • проползать под возникшим на его пути препятствием;
  • понимать обращенную в его адрес речь, говорит на «своем» языке, знает до 10 слов;
  • знать и откликаться при произношении его имени;
  • передвигаться по наклонной поверхности;
  • подражать движениям взрослых и сверстников;
  • ходить, опираясь на руку, или при помощи взрослого.

Ребенок умеет в этом возрасте играть самостоятельно, со взрослыми и своими сверстниками. Он обладает азами самообслуживания и может выразить свои желания. Малыш демонстрирует свое состояние эмоциями, сопровождая их мимикой и звуками. Он отлично узнает родных и настороженно относится к чужим, близких людей узнает по фотографиям. Ребенок способен выполнять простые просьбы взрослых, рассматривая книжки, может сопровождать процесс звуками, показывать на изображении человека отдельные части тела.

Что нового познает грудничок

Малышу предстоит расширить круг своих навыков и познаний. Значительные изменения произойдут не только в сфере физического развития.

Психомоторика

Ребенок усовершенствует навыки игровой деятельности. Ему должна удаваться игра с пирамидкой, при которой он самостоятельно надевает до 4 колец с широкими отверстиями. При совместном времяпрепровождении малыш должен научиться подражать действиям взрослого, повторяя последовательность составления кубиков, открывания крышек или других игрушек. С этого возраста ребенок спокойно нажимает на кнопки бытовых и электронных приборов, закрывает и открывает различные дверцы и ящички.

Социально-эмоциональный рост

Годовалый малыш имеет привязанности к определенным игрушкам, о которых он заботится и играет наиболее часто. Малыш рад каждому новому интересному предмету и активно играет со взрослыми. Он выражает эмоции счастья при встрече с близким человеком, учится подражать мимике, интонации и манере поведения взрослых.

Малыш знакомится с понятиями «нельзя» и «можно», обретает навыки поведения в незнакомых для него обстоятельствах.

Речевое развитие

Ребенок продолжает развивать навыки разговорной речи. Он лучше реагирует на просьбы взрослых, может показать предмет в окружении или на картинке. При произношении названия знакомого предмета пытается найти его взглядом. Малышу удается произношение простых слов, количество которых с каждым днем увеличивается. На просьбу взрослого сказать, что нарисовано на картинке или изображено на фотографии, малыш пытается произнести увиденное. Он с удовольствием имитирует речь по телефону, учится подражать интонации, ритму и звуку произносимой взрослым речи.

Проявление навыков самообслуживания

Ребенок в возрасте 1 года уже обладает обширными навыками самообслуживания, которые в дальнейшем он совершенствует. Малыш умеет выполнять следующие действия:

  • пить из чашки, удерживая ее двумя руками;
  • самостоятельно откусывать и прожевывать хлеб;
  • по просьбе взрослого помогать при одевании, поднимая руки и ноги;
  • знать названия вещей и приносить их при необходимости;
  • при умывании протягивать к воде ручки, вытираться полотенцем.

Некоторые годовалые дети просятся на горшок, часто это выражается в виде издания характерных звуков. Ребенок учится быть опрятным как в одежде, так и во внешнем виде.

Развитие творческих способностей

Ребенок учится держать в руках карандаш и пытается делать первый рисунок. Малышам нравится «пальчиковое» рисование, при котором они выражают бурю эмоций. Годовалым детям рекомендованы занятия с пластилином, так как они развивают мелкую моторику. Им сложно творить самостоятельно, поэтому в таком возрасте требуется сотрудничество и помощь взрослого.

Кризис первого года

Для годовалого возраста характерно явление, названное кризисом первого года. Период является непростым как для взрослых, так и для детей. Важно пройти его с максимально меньшими потерями для психики родителей и малыша.

Признаки

Кризис первого года наступает у малышей в возрасте от 9 до 18 месяцев. Основным признаком наступления его принято считать изменения в поведении и общении ребенка. Малыш в такой период часто непоследователен в своих действиях, он может требовать дать ему что-либо, но при выполнении пожеланий кардинально менять свое решение.

В его манере общения со взрослыми появляются следующие особенности:

  • упрямство, выражение непослушания;
  • выраженная настырность и стремление к повышенному вниманию;
  • демонстративный отказ выполнения традиционных процедур;
  • частое появление обиды, агрессии и нетерпимости к замечаниям.

Причиной такого поведения ребенка принято считать ощущение самостоятельности и новых эмоций, которые ребенок получил после начала хождения. Теперь он чувствует свою независимость от мамы и может даже убегать от нее, несмотря на все ее уговоры, одеваться сам и выполнять большое количество действий.

Что предпринимать

В такой период родителям важно научиться «переключать» внимание малыша, что делать в таком возрасте достаточно просто. Нельзя показывать превосходство взрослых, так как директивная манера общения может негативно отразиться на личности ребенка. Нельзя в такой период допускать чрезмерную опеку и выполнения всех требований крохи, но и полностью отстраняться неправильно. Сложные ситуации следует переводить в игру. Малыш не желает одевать футболку - предложите ему выбрать из нескольких вариантов одежды. Не хочет принимать еду - попробуйте попросить его это сделать вместе с любимой игрушкой.

Как помочь малышу развиваться

Дети годовалого возраста очень активны и тянутся ко всему новому и интересному для них. Важно соблюдать баланс физической активности и занятий на развитие. Стоит помнить о том, что малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, поэтому требуется частая их смена.

Игры интеллектуально-логические для мышления детей

Сегодня в магазинах представлен огромный ассортимент игра на развитие логики, в которых подробно описано, как играть и каких результатов требуется добиваться. Следует обратить внимание на следующие виды:

  • фанерные или картонные, пластмассовые игры с отверстиями и выемками различных форм, при игре с которыми требуется подобрать соответствующий по размеру вкладыш;
  • геометрические фигуры на основе методики Монтессори;
  • книжки конкретной направленности - цвета, формы, противоположности;
  • пазлы;
  • кубики, пирамидки, конструкторы.

В погоне за развитием интеллекта малыша не стоит забывать о традиционных прятках, ладушках, машинках и куклах. Значительная часть педагогов сегодня говорит о том, что современные дети в момент прихода в садик совершенно не умеют играть, так как их родители «заточены» на интеллектуальных игрушках.

Игры для психомоторного развития

В годовалом возрасте важно научить ребенка двигаться и ходить уверенно, в этом помогут физические занятия и упражнения. Малыши должны приобрести навык удерживать равновесие и координировать собственные движения. В этом неоценимую помощь оказывают игрушки-качалки и каталки. Часто дети в этом возрасте не умеют «входить» в повороты и постоянно сталкиваются с предметами.

Свободно менять направление движения поможет ходьба по нарисованному кругу или выложенной волнами ленте. Малыши с удовольствием преодолевают лабиринты из игрушек и предметов мебели, а в условиях прогулки готовы обходить ямки, лавочки, камни и иные естественные препятствия.

Играем с водой

Вода является уникальным инструментом для развития ребенка. При игре с ней ребенок познает форму, объемы, свойства жидкости. Действия с ней дают широкое поле для экспериментов - утонет или не утонет предмет, поместится ли жидкость в бутылочку большего или меньшего объема, растворится ли предмет, что произойдет со льдом и много других идей.

Простые аппликации

Выполнение аппликаций является возможностью развить навыки мелкой моторики и творческие начала ребенка. Делать ее малыш может только вместе со взрослым, поэтому важно ему объяснить, как правильно наносить клей и перевернуть предмет для приклеивания. Рисунки должны быть самими простыми. Для творчества можно использовать традиционную бумагу, вату, природные материалы.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок стоит в начале пути знакомства с фактурой различных материалов и их физических характеристик. Игра с сыпучими материалами помогает расширить опыт ощущений малыша. Для этих целей подходят крупы, макароны и манка, с которой можно даже устроить урок «пальчикового» рисования.

Учимся лепить

Лепить с ребенком полезно для развития моторики, которая дает толчок речевому развитию. Использовать для этих целей можно не только традиционный пластилин, но и самостоятельно изготовленное тесто.

Режим дня

Соблюдение режима дня полезно не только для малыша, но и для мамы, так как это позволяет ей заранее планировать свой день и избегать непредвиденных ситуаций. Малышам с налаженным ритмом жизни будет проще перенести кризис первого года жизни.

Сон

Малышам в возрасте 1 года требуется отдых в течение суток 12-13 часов. Из них 10 часов приходится на ночь и 2-3 часа на день.

Бодрствование

При переходе ребенка на один дневной сон время бодрствования составляет около 5 часов. Педиатры при этом не советуют укладывать ребенка позднее 21 часа.

Прогулки

Для здоровья малыша важны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Они имеют огромное значение для правильного физического и умственного развития. Во время гуляния малыш выплескивает свою энергию, познает много нового и интересного. Прогулки стоит отложить при температуре ниже -20 0 C и плохом самочувствии малыша. В жаркую погоду рекомендуется выходить на улицу до 11 и после 16 часов, так как пик солнечной активности в это время спадает. Стоит учитывать степень активности ребенка, при желании покататься на горке или санках.

Питание

До 1,5 лет требуется обеспечивать ребенку питание в количестве 5 раз. При отказе малыша от последнего приема пищи можно перейти на 4-разовое, в этом случае длительность перерывов будет составлять от 3,5 до 4 часов. Суточная калорийность меню младенца должна варьироваться в пределах 1 300 ккал. В меню должны присутствовать молочные продукты, каши и супы, фрукты и овощи, соки. Необходимости в доведении еды до состояния пюре для годовалого ребенка нет. Врачи рекомендуют «тренировать» зубки малыша и давать ему возможность погрызть, используя для этого бананы, яблоки, печенье.