Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Конспект по этикету в подготовительной группе. Конспект занятия по этикету в подготовительной группе. День рождения куклы Наташи

Конспект по этикету в подготовительной группе. Конспект занятия по этикету в подготовительной группе. День рождения куклы Наташи

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  • познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1. CD проигрыватель, диск.

2. Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3. Презентация чайной церемонии.

4. Для оформления праздничного стола:
– белая скатерть;
– чайная посуда;
– хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

– заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5. Пластилин, шаблоны, влажные салфетки.

6. Физическая карта мира.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей.

3 Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай - китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай - это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию.

В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Следующая страна, в которую мы отправимся это Англия. В этой стране очень часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. В Англии пьют чай в основном в публичных местах – в так называемых «чайных садах». Англичане пьют чай три раза в день, строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов за ланчем, и обязательно вечером, ровно в 17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет – гудит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?

Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

— Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.

1) Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.

2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.

3) Для лимона кладётся специальная вилочка.

4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.

5) Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.

6) За столом не следует делать замечания другим.

7) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.

8) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.

9) Поблагодарите хозяев.

9. Приглашение к столу

— Вот стол и накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар-

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

10. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем гостей к столу.

— Уважаемые гости, милости просим к столу.

11. Итог.

— Наше путешествие подошло к концу.

— О каких странах мы сегодня говорили?

— Что вы узнали нового?

— Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.

воспитатель МДОУ детский сад № 5

комбинированного вида города Валуйки

Белгородской области, Россия.

Наталья Маринина
Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета - залог успеха»

ТЕМА : Правила этикета – залог успеха

ЦЕЛЬ : Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.

Закреплять знания культурного поведения за столом.

Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка» . Гости садятся на стульчики.

Вос-ль : - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.

Дети : - Здравствуйте.

Вос-ль : - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?

Дети : – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.

Вос-ль : - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет» ? Ведь это тоже слово – приветствие?

Дети : - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.

Вос-ль : - А Настя, например, может сказать Алеше «привет» ?

Дети : - Да, потому что они друзья.

Вос-ль : - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.

Вос-ль : - И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят» . У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет » . Зачем нам нужен этикет ? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос : Что такое этикет ?

Дети : - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Вос-ль :- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети :- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.

Вос-ль :- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети : - Здравствуйте.

Вос-ль :- Конечно же «здравствуйте» . Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

Ребята, а кто знает, что означает это слово?

Дети : - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.

Вос-ль :- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т. е. будь здоров, не болей.

Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте» .

А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.

Дети :- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Вос-ль : - Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк» . А в этом мне помогут М. Кристина и Д. Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр) .

Ребенок :- Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» - «Здравствуй, куманек» .

Вос-ль : - Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?

Дети :- Хитренько, ласково.

Вос-ль : - А волк?

Дети :- По-доброму.

Вос-ль :- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)

Дети :- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает :

Здравствуй девица.

Здорово старик.

Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Вос-ль : - Ребята, как мачехина дочка отвечала?

Дети :- Грубо, невежливо

Вос-ль : - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?

Дети :- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.

Вос-ль : - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.

Вос-ль : - Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй - говори» и выполняют движения под музыку).

Вос-ль : - Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.

Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету . Дайте поможем на них ответить.

1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил ?

2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?

3. - Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.

4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?

5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала ?

Вос-ль :- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками) .

Вос-ль :- Почему Катя ушла?

Дети : - Ребята вели себя безобразно.

Вос-ль : - А, что они делали неправильно ?

Дети : - На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.

Вос-ль : - А какие правила этикета вы еще знаете ?

Дети : - Перед едой нужно мыть руки. Гарнир : картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке , а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т. д.

Дети : - Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета .

Дети : - Ответы детей.

Вос-ль : - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете,

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Вос-ль : - Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.

Дети : - До свидания.

Вос-ль : - Берегите себя и своих близких.

Беседы по этикету для подготовительной группы.

1.Тема: « Правила поведения в работе с книгой»

Программное содержание:

Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.

Развивать внимание

Воспитывать бережное обращение с книгами.

Подготовка куклы Незнайки

Подготовка книги с оторванной страничкой

Ход беседы:

Приношу к детям порванную книжку и говорю:

Ребята, посмотрите, что Незнайка с книгой сделал. Хорошо он поступил?

Дети: Нет!

А вот и сам Незнайка идет.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как я с книгой интересно играл.

Ребята, объясните Незнайке, что так с книгами не обращаются.

(ребята объяснили Незнайке, а воспитатель читает стихотворение):

Знать обязаны детишки,

Что не надо портить книжки:

В них не стоит рисовать

И листочки вырывать!

Все странички в них важны,

Книжки вы беречь должны

Книжку надо в шкаф убрать.

Книжек много есть вокруг

Каждая – прекрасный друг.

Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?

(потому, что мы многое узнаем с книг)

Давайте с вами почитаем рассказ из книги, которую порвал Незнайка.

(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)

Дети: Почему?

Незнайка вырвал здесь страничку.

А что теперь будет делать?

Давайте скажем Незнайке, как нужно обращаться с книгами:

Беречь книги!

Не рвать книги!

Не рисовать в книгах!

Ухаживать за книгой!

При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.

Хранить книги в шкафу или на книжной полке!

Незнайка, теперь тебе понятно, почему нужно хорошо обращаться с книжками?

Да! Спасибо, вам ребята за добрые советы. Мне очень стыдно, что я так поступил с книгой. Давайте сейчас я приклею листочек на место и мы дочитаем рассказ.

(Ребята вместе с Незнайкой приклеивают оторванную страничку на место. Воспитатель дочитывает рассказ)

По окончанию беседы, воспитатель говорит:

Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.

2.Тема « О культуре поведения»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.

Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.

Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Ход беседы:

Воспитатель говорит детям:

Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.

Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:

- Здравствуйте, доброе утро и т.д.

Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.

(Дети знакомятся с игрушками)

Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.

Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…

Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)

Как надо попросить? (пожалуйста)

Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)

Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)

Какие слова говорят утром? (доброе утро)

Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)

Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.

Медведь: Я все могу- могу плясать,

И рисовать, и петь,

Могу стоять на голове,

До Марса долететь,

Могу допрыгнуть до луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…

Могу я целый день не врать.

Могу! Могу! Могу!

но не хочу!

Вам понравился медведь?

Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?

Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

Мишка злым сегодня был,

Оттолкнул братишку.

И сестренке нагрубил,

И уткнулся в книжку.

(Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)

Как можно назвать такого мишку?

Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?

Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?

- Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.

Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!

3.Тема: «Как одеваться в прохладную погоду»

Программное содержание:

Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания.

Развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Оборудование:

Картины с изображением разных времен года; плоскостные куклы, картонные, с комплектом одежды по сезонам; куклу Таню с комплектом различной одежды (платье, брюки, фартук и т.д)

Подготовка костюмов Мальвины, Буратины, Незнайки.

Заготовка карточек зеленого цвета.

Ход беседы:

В группу к детям приходит в гости Мальвина, Буратино и Незнайка. Дети здороваются с гостями. Мальвина говорит:

Дети, вчера я заходила в среднюю группу и видела как Таня помогала одеваться новому мальчику Алеше. А в группе больше никого не было. Я спросила Алешу, где все ребята. Алеша сказал, что они на музыкальном занятии, а он опаздывает, т.к не умеет переодеваться – дома его всегда одевала бабушка. А вы ребята?

Сами ли вы одеваетесь дома? Умеете ли быстро и аккуратно одеться, если мамы нет дома, а бабушка приболела или занята и не может вам помочь?

(дети отвечают)

Ребята, давайте проверим себя (показывает картинку). Представьте себе: лето, тепло, ласковое солнышко. Как надо одеть кукол в такую погоду? Поставим песочные часы и проверим, сколько времени у вас займет одевание кукол на прогулку. Помогать нам в этом будут наши верные друзья: Мальвина и Буратино, которые за правильность ваших действий будут давать вам карточки зеленого цвета.

Дети обращаются к картонным куклам с комплектом одежды (у мальчиков – куклы мальчики, а у девочек – девочки). Буратино и Мальвина помогают воспитателю оценивать действия детей, кладут карточки зеленого цвета на стол тому, кто правильно и быстрее других оденет куклу.

В это время Незнайка подсказывает детям но опять- таки не верно, что делает задание запутанным. После подсчета зеленых карточек победителя, Буратино и Мальвина награждают цветочком.

Молодцы, ребята. А сейчас представьте холодную, дождливую осень. А как надо одеть кукол в такую погоду?

Воспитатель ставит песочные часы и проверяет длительность одевания кукол. Поочередно обыгрываются все времена года. После чего воспитатель предлагает детям одеть кукол не на прогулку, а в детский сад, в гости.

После, Незнайка обращается к детям:

Ребята, я тоже хочу поиграть с вами: я все хорошо знаю и умею.

Сейчас проверим Незнайкины знания, да ребята? (Да!)

Скажи, Незнайка, какой из этих щеток нужно чистить обувь? (Незнайка показывает на одежную). Вот и не верно. Эта щетка для одежды, и если раз почистишь ею обувь, то потом она будет пачкать одежду. А теперь попробуй одеть куклу Таню для катания на лыжах.

Незнайка надевает на куклу фартук. Ребята подсказывают Незнайке.

Воспитатель поручает помочь Незнайке одеть правильно куклу, и объяснить в чем его ошибка и почему он одевает Вотзывает на одежнуюой из этих щеток нужно чистить обувь?тель предлагает детям одеть кукол не на прогулку, а в детский сад, в куклу по другому.

После чего Незнайка говорит детям:

Ребята, теперь я знаю как нужно одеваться в разное время года. Спасибо вам.

Мальвина и Буратино спрашивают у детей:

Ребята, что вы запомнили сегодня? Что нового помогли узнать Незнайке? Молодцы, теперь мы уверены, что вы сможете одеться без помощи бабушки.

4.Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести пониманию их назначения и функции; Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскания рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)

Ход беседы:

В гости приходят Мальвина и Буратино.

М: Здравствуйте ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи по смелее, пусть ребята нас посмотрят.

Б: Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

М: А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Б: Ладно, помою руки (Плюёт на руки и растирает их).

М: Затем умыться (не смотрит на Буратино).

Б: Вот смотри, как умываюсь (руками без воды трет лицо)

М: Причесаться.

Б: Это запросто! (Прилизывает руками волосы)

М: И почистить зубы зубной щеткой (Буратино растеряно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Не поймет какая щетка для зубов!)

М: Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке)

Б: А чистить зубы совсем не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

М: Ребята, правильно ли думает Буратино? (нет, нужно чистить 2 раза)

Б: А зачем?

М: Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, по удобнее и посадите рядом Буратино.

Ребята, сколько зубов у человека?

Для чего нужны человеку зубы? (чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый)

А зубы только у человека есть?

Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Давайте постучим зубами. А теперь посмотрите на свои зубы в зеркало: все ли зубы одинаковы? Да, у всех зубы разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними коренные, которые пережевывают пищу.

Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Б: Ой, спасибо, я пошел. Всё про зубы рассказали, я всё знаю.

М: Нет, постой. Ты ведь не знаешь, что зубы надо беречь. А почему разрушаются зубы? (игра с мячом. Полезная для зубов морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир. Не полезно – шоколад, конфеты, печенья, леденцы, зефир)

А как можно помочь зубам? (чистить, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

Как часто нужно чистить зубы, почему?

Значит, лучшие друзья для наших зубов – это зубная щетка зубная паста.

А у взрослых и детей щетки одинаковы?

А как вы ухаживаете за зубной щеткой?

М: Буратино, ты запомнил? (Да!) А что, если разболятся зубы? (К стоматологу). Но не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровы.

Б: Ой, еще и врачи есть, которые зубы лечат?

М: Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Давайте с вами назовем правила бережного отношения к своим зубам:

Чистить зубы 2 раза в день.

Полоскать зубы после еды

Не есть много сладкого, не грызть твердые предметы

Пользоваться своей зубной щеткой

Посещать стоматолога

М: Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, про ребят. Стоматолог передал вам привет и пожелал вам здоровье.

КВН в подготовительной группе детского сада "Волшебная страна-этикет"

Цель этого КВНа : Расширить, обновить и закрепить правила этикета в социуме для детей подготовительной группы детского сада.

КВН по этикету для детей 6-7 лет

Тема: Формирование коммуникативных навыков.
Образовательная область:
Познание
Коммуникация
Социализация
Технологии:
Игровые технологии, направленные на развитие зрительного
и слухового внимания.

Задачи:
- Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
- Развивать правильную связную речь.
- Развивать умение детей читать стихи с выражением
- Воспитывать этические нормы поведения
- Способствовать умению петь частушки под музыкальное сопровождение

Воспитатель . Добрый день дорогие гости. Мы рады Вас видеть. Надеемся, что среди Вас нет равнодушных. Значит, сегодня будут и болельщики и зрители. Сегодня у нас состоится не обычное занятие, а" турнир вежливости".
Чтобы в вежливом турнире победить
Надо очень умным и любезным быть
Все законы поведения изучить!
Победить в турнире очень нелегко
Здесь будут сражаться за каждое очко.

У нас в гостях 2 команды. Представьтесь команды, пожалуйста
- А мы команда «Фиксики»
Девиз: Мы дружные, активные, всегда и всюду вместе!
Команда « Чебурашки»
Девиз: Чебурашка верный друг помогает всем вокруг
Настоящий друг. Очень вежливый, хороший. Скромный.
-Воспитатель:. Итак, наши команды представились. А сейчас разрешите представить жюри.(Марина Николаевна – воспитатель, Тамара Александровна – старший воспитатель, Оксана Александровна – музыкальный руководитель))
1. конкурс Разминка Доскажи словечко
Появляется БЯКА-Забияка.(ребенок подготовительной группы)
Я к Вам без приглашенья
Я к Вам без разрешенья
Где здесь ссора? Где здесь драка?
Я ведь Бяка Забияка.
Сколько я детей тут вижу
Я Вас всех сейчас обижу.
Воспитатель: Что ты, Бяка-Забияка. Разве можно детей обижать. И вовсе здесь нет ни ссор, ни драк. Здесь ребята и взрослые собрались на турнир вежливости.
Бяка-Забияка.
Культурные. Вежливые. Турнир. Сейчас проверим. Сейчас я отыщу среди них некультурных, не воспитанных. Мне вообще- то скучно шалить одной. (бегает среди детей вредничает). Ой, пойду я в другую группу. Может, там найду невоспитанных детей.
Воспитатель: Давайте пригласим,Бяку-забияку на наш турнир. Может она послушает и чему-нибудь научиться.
Задание №1 «Доскажи словечко».
- растает даже ледяная глыба от теплого слова ….
(спасибо)
-Зазеленеет старый пень, когда услышит …
(добрый день)
-Когда нас бранят за шалости, говорим …
(прости, пожалуйста)
- Если больше есть не в силах, скажем дружно мы ….
(спасибо)
-Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь …
(здравствуйте)
- И во Франции и в Германии на прощание говорят…
(до свидания).
Наши команды замечательно справились с 1 заданием.
Задание №2 Д/И «Верно – не верно»
Я раздаю командам картинки. Определите, что неправильно выполняют дети, изображенные на картинке. Найдите картинку на которой дети совершают правильные действия или поступки и объясните почему так думаете.
Вы хорошо отвечали. А сейчас пришло время отдохнуть.
Команда Фиксики приготовила
Частушки:
Заиграйка балалайка

Балалайка три струны
Запевайте не зевайте выходите плясуны

В поезд входят три мальчишки
Ух народу сколько тут
Занимай места ребята
А то бабушки займут!

Говорит леньтяйке мать
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я еще мала

А наш Ваня ходит гордо
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами не проходят синяки

Витя очень умный парень
Может все он смастерить
Только « здравствуй» и « спасибо» не умеет говорить

Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас
О себе о дружбе нашей и о кое ком из нас

А сейчас ребята из команды « Чебурашки» прочитают стихи:

Стихи « Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без вопроса уступите старухе.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы то есть сами.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей и с дедушкой и бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы
Тому кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не рабея

Воспитатель: Молодцы ребята! Бяка Забияка ты запомнила как надо себя вести в этих ситуациях?
Итак следущее задание.
Задание №3. Назови противоположное слово
Ласково – грубо
Чистый – грязный
Правда- ложь, обман
Злой- добрый
Здороваться – прощаться
Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит, злое калечит.
Задание №4 Как можно прочитать стихотворение.
Слова по - разному звучат,
Не тайна эта для ребят
Звучат и очень строго
Слов грубых тоже много.
Мы, ссориться, не любим. Приятней нам дружить
И ласково и нежно Слова произносить.
(Если картинка с самолетом то читают быстро и т.д.)

Самолет- быстро
Черепаха – медленно
Барабан – громко
Мышка – тихо
Улыбка – весело
Грустно (дети читают выученные стихи.)
Воспитатель:А теперь обе команды сделайте большой круг и чтобы нам еще больше подружиться мы поиграем в игру.
Игра - Танец «Лавота»
Нужно сказать слова У меня руки хороши, а у соседа лучше.Взяться за руки и пойти по кругу со словами: Дружно танцуем мы тра та та тра та та танец веселый наш это лавота!
Команды займите свои места продолжаем турнир вежливости!
Задание №5 «Угадай сказку»
Ребята, из какой сказки эти герои. Показ иллюстраций
Кошкин Дом.
Культурно ли вели себя гости в этой сказке?
Как гости прощались?
Добро пожаловать друзья. Я Вам сердечно рада. (кошка)
Прощайте. До свидания, Спасибо за компанию
Спасибо кошечка. От всей души благодарю.

«Гуси-Лебеди» Какие слова говорила девочка.
Наша Таня. Как Таню утешали
Курочка- Ряба. Как утешала курочка.

Задание №6 «Отгадай загадку»
Маша знала слов немало
Но одно из них пропало
А оно тог как на грех
Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом
За подарком за обедом это слово говорят
Когда (вас благодарят)

Говорить друзьям не лень
Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощанье мы скажем
(досвидания)

До чего ж оно красиво
Слово доброе (спасибо)

Когда виноваты сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста (извините)»
В чужой разговор никогда не встревай
и взрослых ты лучше (не перебивай)

Когда нас бронят за шалости
Говорим (простите пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидание)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы замечательно усвоили правила этикета! Вы очень вежливые дети по отношению к сверстникам и взрослым!
Пока жюри подводит итоги
Бяка Забияка скажет, нам научилась ли она вежливости. Этикету.
Бяка-Забияка.: Я теперь совсем другая стала. Вежливая, Культурная. Мне больше не нужна рогатка.
Воспитатель: Давайте потанцуем.(звучит музыка из мультфильма « Крокодил Гена и Чебурашка»)

Итоги конкурса:
Жюри:
Победила дружба. Все хорошо знают правила этикета! А сейчас мы дарим всем участникам медали « Победителей» в нашем турнире вежливости.

Сегодня мы поговорим с вами о том, какие правила этикета существуют при посещении и приеме гостей, а также о том, как правильно дарить и принимать подарки.

Представьте, что вы ждете гостей, уже разослали им красиво разукрашенные приглашения и готовитесь к приему друзей.

♦ Что нужно сделать, чтобы гости остались довольны приемом?

Прежде всего нужно привести в порядок свое жилье, дом или квартиру. В детской комнате вы можете сами навести порядок. Вытереть пыль, полить комнатные растения, разместить игрушки, расставить по порядку книжки, вычистить пылесосом ковер и мягкую мебель. Вы можете помочь маме и бабушке убрать и другие комнаты, красиво, празднично сервировать стол.

Послушайте, как это делается по этикету. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе, но, как известно, повторенье — мать ученья!

Стол нужно накрыть чистой, свежевыглаженной скатертью. По числу обедающих ставятся приборы. Сначала ставят мелкую тарелку, на нее глубокую. Справа от тарелок кладется ложка (выпуклой стороной вниз) и нож, а слева — вилка.

Перед тарелками, чуть справа от них — бокал для напитков.

Стол можно украсить вазой с букетом цветов или нарядным подсвечником.

♦ А кто из вас знает, как правильно вести себя за столом? Что можно, а что нельзя делать?

Внимательно слушайте то, что я скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет» — если не согласны.

Педагог . За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Дети. Да.

Педагог . Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Дети . Да.

Педагог . Можно громко чавкать и сопеть?

Дети. Нет.

Педагог. Можно разговаривать с набитым ртом?

Дети. Нет.

Молодцы, вы умеете вести себя за столом, а вот некоторые ребята думают: не все ли равно, как сидеть, как есть, лишь бы побыстрей все попробовать и заняться интересной игрой.

♦ Как вы думаете, они правы или нет?

Конечно, нет! Ведь если человек качается на стуле, чавкает или кладет локти на стол, он мешает своим соседям! А правила вежливости, в том числе и поведения за столом, созданы для того, чтобы люди друг другу не мешали, не обижали один другого, а жили дружно. Так что давайте вести себя за столом правильно и красиво!

Этикет за столом

♦ Сидите за столом прямо, не слишком близко, но и не слишком далеко от него, во время еды слегка наклонитесь. Не разваливайтесь на стуле и не кладите локти на стол. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, чавкать, дуть на суп, облизывать пальцы.

♦ Не тянитесь через весь стол.

♦ Не ешьте слишком быстро, не берите в рот сразу много еды и не говорите с полным ртом.

♦ Доедая суп, наклоните тарелку немного от себя. Последнюю ложку супа можно не доедать.

♦ Ножом и вилкой едят мясо, сосиски, сардельки, блинчики с начинкой, оладьи, ветчину и колбасу. Омлет, яичницу, котлеты, сырники, овощи можно есть одной вилкой. Кашу едят ложкой. Рыбу не едят с помощью ножа.

♦ Когда кушанье съедено, вилку и нож положите на тарелку ручками вправо — так удобнее убирать посуду.

♦ Печенье, пирожки и конфеты берите из вазы рукой. Торт кладите на тарелку специальной лопаточкой. Торт и бисквитные пирожные ешьте десертной ложкой.

♦ Уместно ли встречать гостей в старой, несвежей, неглаженной одежде?

К приходу гостей следует переодеться в нарядную, красивую, новую одежду, аккуратно расчесать волосы, девочки могут заколоть их яркими заколками. На ножки лучше надеть новые туфли. Особенно празднично обычно выглядит виновник торжества, мальчик или девочка, чей день рождения или именины придут отмечать гости.

Теперь представьте, что вы собираетесь в гости на день рождения. Значит, нужно приготовить подарок, красиво завернуть его и перевязать яркой ленточкой.

Теперь стоит подумать о красивой поздравительной открытке, в которой вы напишете добрые слова с поздравлениями и пожеланиями. Так, готово!

♦ Что еще нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

Нужно аккуратно одеться, причесать волосы, начистить ботинки. Ведь на праздники, по правилам этикета, приходят нарядно одетыми и красиво причесанными. Тогда настроение будет праздничным!

Правила этикета при приеме гостей и получении подарков

♦ Если на празднике некоторые из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить.

♦ Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первой подает руку.

♦ Гости здороваются с родителями виновника торжества.

♦ Подарок не откладывают в сторону, его разворачивают, показывают всем, говорят слова благодарности.

♦ Подарок не обязательно должен быть дорогим, важно, чтобы был аккуратно и красиво упакован.

♦ Девочкам всегда приятно, если им дарят цветы. Их надо сразу же поставить в вазу.

♦ Собираясь в гости, возьмите сменную обувь.

♦ Гость не должен без разрешения трогать руками заинтересовавшие его вещи.

♦ Старайтесь не причинять хозяевам лишних хлопот и неудобств.

♦ Когда гости должны прийти к вам, как вы готовитесь к их приходу?

Вам тоже нужно подумать о своем внешнем виде. Виновник торжества должен быть аккуратным, красивым и нарядным!

♦ Как нужно выбирать подарок другу?

Лучше всего подарить такую вещь, о которой ваш друг давно мечтает. Наверняка он рассказывал вам о том, что хотят подарить ему домашние, а также о том, что бы ему хотелось получить в подарок от друзей.

Никогда не дарите то, что когда-то подарили вам, но вам не подошло или не понравилось.

Не дарите свои игрушки, даже совсем новенькие. Это некрасиво, ведь друг мог видеть их у вас. Если вы идете в гости к подруге, можно подарить ей букет цветов, цветы всегда и везде создают радостное, праздничное настроение!

Близкому другу можно подготовить подарок, сделанный своими руками, но упаковать его нужно со вкусом.

Послушайте рассказ.

Моя любимая игрушка

Летом Ваня с бабушкой отдыхал на даче. Добирались они туда на пригородной электричке. Ване очень нравилось ехать в электричке: всю дорогу он смотрел в окно, за которым мелькали деревянные домики с палисадниками, утопающие в цветущей сирени, откосы, заросшие высокой травой и кустами бузины, и уютные пригородные станции.

«Когда вырасту — стану машинистом. Буду поезда водить! — мечтал Ваня. — Ведь это здорово утром отвозить людей в город на работу и за покупками, а вечером привозить их домой, в домики с палисадниками».

На день рождения папа подарил Ване игрушечную железную дорогу. Мальчик от радости так и подскочил! Еще бы! В большой, красивой коробке лежали и блестящие рельсы, и зеленый электровоз, и нарядные вагончики. Были там и семафор, и платформа с кассой и скамейками, и даже железнодорожный переезд.

♦ Как вы думаете, что сказал папе Ваня?

Папа помог Ване соединить рельсы, установить платформу, и скоро электровоз побежал по рельсам и повез за собой пять маленьких вагончиков.

Целый день Ваня возился с новой игрушкой: перевозил пассажиров — солдатиков, роботов, лягушонка и цыпленка.

Вечером мама сказала мальчику:

— Ваня! Пора убирать железную дорогу в коробку, скоро будем ложиться спать.

Но мальчик умоляюще посмотрел на маму:

— Мамочка! Можно она постоит на ковре до завтра? Утром я опять буду играть.

— Ладно уж, — разрешила мама.

Назавтра к Ване пришли друзья — Володя и Олег. Мальчики с увлечением играли с новой игрушкой, а вечером Ваня так устал и захотел спать, что мама сама разобрала железную дорогу и убрала ее в коробку.

На следующий день она сказала сыну:

— Завтра к нам приедет бабушка. Ты ведь знаешь, что она плохо видит, если ты не уберешь с пола игрушки, бабушка может споткнуться о них и упасть. Я тебя очень прошу, не забудь вечером убрать железную дорогу.

— Хорошо, хорошо! Я обязательно все уберу! — пообещал мальчик.

Но вечером он пошел в гости к Олегу, долго смотрел у него интересный фильм, потом лег спать и опять забыл убрать игрушки.

Утром приехала бабушка. Она не заметила лежащих на полу рельсов, больно ударила ногу и чуть не упала, а потом нечаянно наступила ногой на электровозик.

Когда Ваня проснулся, побежал на кухню, поцеловал бабушку и спросил ее:

— Бабуля, почему у тебя нога забинтована?

— Да вот споткнулась о что-то и ушиблась. Теперь нога болит, — грустно ответила бабушка.

«Ведь я опять забыл убрать железную дорогу в коробку — вот бабушка и споткнулась о рельсы», — подумал Ваня.

Ему стало очень жаль бабушку. Он виновато пошел в комнату и увидел, что новенький электровозик сошел с рельсов и лежит на боку, крыша у него помята, а одно колесо отвалилось. Мальчик поднял электровоз, и вдруг слезы сами полились у него из глаз. Эх! Почему я не послушал маму и не убрал вечером игрушки! Теперь у бабушки болит нога, а электровоз сломан.

Весь день Ваня помогал бабушке — мыл посуду, подметал пол, вытирал пыль, а когда вечером с работы вернулся папа, Ваня рассказал ему обо всем.

— Что ж, я уже купил бабушке мазь от ушибов, — ответил папа, — и твой электровоз сейчас попробую починить.

— Папочка! Пожалуйста! Почини его! Я больше никогда не стану оставлять на полу игрушки, а железную дорогу буду убирать в коробку!

— Ладно! Поверим тебе на этот раз, — ответил папа. Он принес инструменты, прикрепил отвалившееся колесо и поправил крышу. Электровоз снова стал как новенький.

Ваня очень обрадовался, поблагодарил папу.

♦ Какие вежливые слова сказал Ваня?

С тех пор Ваня всегда убирал железную дорогу в коробку, а разбросанные игрушки ставил на полку.

♦ Кем мечтал стать Ваня?

♦ Какую игрушку подарил папа Ване на день рождения?

♦ Убирал ли Ваня свою любимую игрушку в коробку, когда заканчивал игру? Что случилось из-за того, что Ваня не убрал игрушку?

♦ Кто купил бабушке мазь и починил Ване электровоз?

♦ Убираете ли вы свои игрушки после игры?

♦ Почему надо убирать разбросанные игрушки?

♦ Как нужно вежливо попросить взрослых починить сломанную игрушку?

Правила игры

♦ Берегите свои игрушки, не ломайте и не разбрасывайте их. После игры убирайте игрушки на полку, в шкаф или коробку.

♦ Если игрушка сломалась, вежливо попросите взрослых ее починить.

♦ Делитесь игрушками с другими ребятами.

Послушайте стихотворение.

У Федота день рождения

Кот Федот проснулся

В прекрасном настроении.

У кота Федота сегодня

День рождения!

Будут все кота хвалить,

Подарки котику дарить.

До чего ж наш кот хорош!

На тигренка он похож:

Шубка бархатистая,

Мягкая, пушистая.

Глаза, как изумруды,

А ушки — просто чудо!

Бабушка из банки

Даст коту сметанки,

Мама — блюдце с молоком,

Маша — чашку с творогом.

Только мышки позабыли —

Ничего не подарили!

Послушайте рассказ.

День рождения куклы Наташи

Ох и выдумщица наша воспитательница Анна Анатольевна! Нам с ней скучно никогда не бывает! Еще бы! На прошлой неделе мы изучали поведение детей за столом. Говорили о том, как пользоваться столовыми приборами, зачем нужны салфетки, как сервировать праздничный стол и о многом другом. Мне особенно запомнилось правило семи «не». А вы его знаете? Если нет, я могу эти правила повторить, наизусть запомнил! Итак, за столом:

— не садиться за стол с грязными руками;

— не кричать;

— не разговаривать;

— не сорить;

— не вертеться;

— не тянуться через весь стол;

— не оставлять еду в тарелке.

Но сегодня Анна Анатольевна сказала нам, что мы будем играть в очень интересную игру. Она называется «День рождения куклы Наташи».

Кукла Наташа — большая кукла с длинными вьющимися волосами и закрывающимися глазами. Если ее слегка наклонить вперед, она непременно негромко скажет: «Ма-ма! Мама!» И заморгает длинными ресницами. В детском саду кукла Наташа — любимица всех девочек. Они всегда ее наряжают, причесывают, завязывают ей бантики и прикалывают заколки. Правда, вид у куклы немножко потрепанный, зато очень красивые, выразительные и большие карие глаза. Вот у этой куклы сегодня день рождения. Анна Анатольевна сказала, что кукле Наташе исполняется ровно шесть лет.

Воспитательница разделила нас на две команды. Одну команду она назвала «Хозяева», а другую — «Гости». Вы, наверное, уже догадались, что «Хозяева» должны хорошенько подготовиться к приходу «Гостей»: убрать комнату, празднично сервировать стол и нарядить виновницу торжества — куклу Наташу.

А «Гостям» нужно за это время нарисовать и подписать открытки, приготовить подарки, завернуть их в блестящую бумагу и перевязать атласными лентами.

Анна Анатольевна разделила большую игровую комнату на две половины, и игра началась. В одной половине ребятишки сидели за столами, вырезали, клеили, вышивали и шили, словом, готовили подарки для Наташи. Максим вырезал из картона хорошенькую избушку, с оконцами, дверью. Все аккуратно склеил, а Маша избушку разрисовала грибами, желудями, цветочками и бабочками. Получился чудесный лесной теремок.

Инна нарисовала открытку с букетом цветов, Сережа вырезал из бумаги вертолет, а Паша нарисовал и вырезал белую голубку.

Таня ловко вылепила из пластилина смешного клоуна в красном колпачке и огромных башмаках. Оля вышила кукле чудесный носовой платочек. У всех ребят получились прекрасные подарки.

В другой половине игровой комнаты тоже кипела работа. Девочки аккуратно расставили игрушки и книжки, нарядили Наташу в шелковое розовое платье, расчесали ей кудри и закололи золотыми заколочками. А потом взялись за сервировку стола.

Анна Анатольевна переходила от одной группы детей к другой, давала советы, как лучше украсить стол, расставить тарелки и чашки, разложить чайные ложечки, куда поставить вазу с цветами. Она ведь опытная хозяйка! Прекрасно знает все правила этикета.

Наконец, у «Хозяев» все было готово к приему «Гостей». Кстати, повар детского сада, Нина Ивановна, к празднику испекла вкусные пирожные, печенье, пирожки и большой красивый торт, украшенный посередине розочкой, а по краям орешками и цукатами.

«Хозяева» гостеприимно принимали «Гостей», те дарили кукле Наташе свои подарки, причем Анна Анатольевна развертывала каждый подарок и показывала его всем ребятишкам. Мальчики, как и полагается по этикету, осторожно отодвигали стулья и рассаживали девочек.

Наконец чаепитие началось! Ребятишки хрустели печеньем, попробовали пирожные и пирожки. Кукла Наташа сидела на почетном месте, в центре стола, перед ней тоже стояла тарелка со сладостями и чайная игрушечная чашечка. Все расхваливали любимую куклу, желали ей счастья, здоровья и добра.

Потом Анна Анатольевна принесла шесть маленьких разноцветных свечек, воткнула их в торт и зажгла. Свечи загорелись яркими огоньками. Ровно шесть свечек, ведь кукле Наташе исполнилось сегодня шесть лет! Свет в игровой комнате погасили, только мерцали золотые огоньки свечек. Это было так красиво! Дети встали и хором прочли стихотворение «С днем рождения, кукла Наташа!»:

С днем рождения, кукла Наташа!

Милая кукла — любимица наша!

Новых игрушек кукла милей,

Много играло с нею детей.

Платьице яркое кукле сошьем,

Кудри пушистые кукле завьем,

Станем красавицу чаем поить,

Будем подарки Наташе дарить.

Хором поздравим ее с днем рождения:

Доброго, кукла, тебе настроения —

Мы пожелаем нашей Наташе,

Кукле Наташе, любимице нашей!

Потом все захлопали в ладоши, а Анна Анатольевна затушила свечи, разрезала торт и особой лопаточкой положила каждому на тарелку по кусочку торта. Ребята чинно пили чай. Никто не баловался, не вертелся, не тянулся через весь стол за сладостями. Словом, день рождения куклы Наташи удался, ведь ребята запомнили правила чайного этикета. Запомните их и вы.

1. На стол ставят заварной маленький чайник, а большой — для кипятка.

3. Слева от чашки ставят десертную тарелку.

4. На чайный стол ставят разные сладости — торт, печенье, варенье в вазочке, конфеты, орешки, пирожные.

5. Для торта есть большая тарелка и специальная лопаточка.

6. Сахар подносят в сахарнице.

7. Сахар можно брать рукой или щипчиками.

8. Рукой берут печенье, конфету, яблоко, грушу или апельсины.

Но в детском саду чай разливает воспитательница на отдельном столике и подает его детям. Чай не должен быть очень горячим.

Когда все напились чаю, Анна Анатольевна предложила такую игру: «Я стану задавать вам вопросы по этикету, и та команда, которая заработает больше очков, выиграет и получит приз — игрушечный фарфоровый чайный сервиз». И воспитательница показала коробку с сервизом. Затем стала задавать вопросы.

Анна Анатольевна. Можно ли приходить в гости без приглашения?

Команда «Хозяев»

Без приглашения в гости ходить нельзя,

Мы так думаем, друзья!

Анна Анатольевна. Верно! Теперь вопрос к «Гостям». Где хозяин встречает гостей?

Команда «Гостей»

Добрый хозяин встречает гостей,

Стоя всегда у раскрытых дверей.

Анна Анатольевна . Молодцы! Вопрос к «Хозяевам». Что надо сказать, получив подарок?

Команда «Хозяев»

Мы спасибо говорим,

Гостя мы благодарим!

Анна Анатольевна . Правильно! Вопрос к «Гостям». Можно ли без спроса трогать руками вещи, расставленные в комнате хозяев?

Команда «Гостей»

Трогать руками вещи нельзя,

Ведь они не игрушки, друзья!

Анна Анатольевна . Молодцы. Вопрос к «Хозяевам». Когда приходят гости, что хозяева им дарят, благодаря за внимание?

Команда «Хозяев»

Краски, шарики, игрушки,

Сувениры и хлопушки.

Анна Анатольевна . Верно! Гостей можно порадовать небольшими подарками.

— А я знаю такую игру с гостями, — сказал Миша. — Нужно привязать все сувениры на веревочку или шнурок, шнурок прикрепить к двум стульям, а гостю завязать глаза платочком и дать в руки ножницы. Тот сувенир, который гость срежет, и станет его подарком.

— Хорошая, веселая игра! — одобрила Мишу Анна Анатольевна. — Только ножницы должны быть не острые! Я хочу задать вам такой вопрос: «Что должен сказать хозяин, провожая гостей?» Это вопрос к «Хозяевам».

— Провожая гостей, их нужно поблагодарить за то, что они пришли и порадовали хозяев.

— Верно! Еще один вопрос: «Можно ли плакать, капризничать и обижаться, если вы в гостях?»

— Нет, нельзя! — ответила Тоня. — Ведь этим мы огорчим хозяев.

— Ну что ж! Я думаю, что обе команды справились с заданиями на «отлично», и игра прошла в ничью. Сервиз остается в детском саду, и в него смогут играть обе команды.

Уже вечерело, дети стали собираться по домам, убирать со стола посуду, помогать Анне Анатольевне приводить игровую комнату в порядок.

Таня взяла в руки свою любимую кукла Наташу и поцеловала ее в щечку. «С днем рождения, тебя, Наташа! — прошептала она». Вдруг кукла улыбнулась и вместо «Ма-ма!» ответила: «Спа-си-бо!»

♦ Какую игру предложила воспитательница Анна Анатольевна?

♦ На какие две команды она разделила детей?

♦ Что делали «Хозяева»?

♦ Как готовились к игре «Гости»?

♦ Чей день рождения отмечали дети?

♦ Сколько лет исполнилось кукле Наташе?

♦ Как прошел день ее рождения?

♦ В какую игру играли ребятишки после чаепития?

♦ Кому достался сервиз?

♦ Что сказала кукла Наташа?

Ответьте на вопросы

1. Расскажите, как вы принимаете гостей?

2. Убираете ли вы свою комнату?

3. Помогаете ли взрослым убрать квартиру?

4. Какие блюда в вашей семье подают на праздничный стол?

5. Помогаете ли вы их готовить?

6. Кто в вашей семье сервирует стол?

7. Кто помогает?

8. Как нужно одеться к приходу гостей?

9. Как выбрать подарок другу?

10. Как правильно упаковать подарок?

11. Как вести себя за праздничным столом?