Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Как мотивировать ребенка на занятия спортом. Ребенок и спорт. Как мотивировать ребенка и надо ли это делать? Как мотивировать ребенка заниматься борьбой

Как мотивировать ребенка на занятия спортом. Ребенок и спорт. Как мотивировать ребенка и надо ли это делать? Как мотивировать ребенка заниматься борьбой

Сегодня детей гораздо легче заинтересовать компьютером, современными гаджетами, телевидением, нежели . Но любой адекватный взрослый понимает, что для полноценного развития ребенка важна и физическая составляющая. Следует присмотреться к ребенку. Например, если сын смотрит новости велоспорта, не отрываясь от экрана, можно смело вести его в спортивную секцию велосипедистов .

Главные правила в спортивном воспитании детей

    Что важно знать?
  1. Практически все родители либо вовсе не интересуются развитием ребенка вне школьного образования, либо стремятся уберечь детишек от чрезмерных нагрузок, а также и прочих возможных неприятных ситуаций. Данный подход в корне неверен, как показывает практика, дети, занимающиеся регулярными спортивными упражнениями, гораздо здоровее, выносливее и дисциплинированнее незанятых сверстников.
  2. Никто не способен получать удовольствие от дела, к которому, что называется, «не лежит душа». Важно помнить об этом и при выборе спортивного направления для ребенка. Если четкие детские предпочтения не прослеживаются, нужно пробовать. Не нравятся танцы , то тогда вперед – на коньки . Не нравятся коньки? Можно попробовать плавание . Спустя некоторое время у ребенка загорятся глаза на то занятие, которое ему действительно нравится.
  3. Начинать с нуля сложно не только взрослым, но и детишкам. Если ребенок проиграл в первом соревновании, либо не сумел сделать что-то с первого раза, вполне естественно, что энтузиазма у него несколько поубавится. Здесь важна поддержка. Нужно объяснить, что не всегда все удается сразу, это не повод для расстройств, это повод развиваться и идти дальше.

При соблюдении вышеперечисленных правил шансы на успешное развитие ребенка в области спорта значительно возрастают.

Также не стоит забывать о том, что необходимо относиться к любым занятиям ребенка с интересом, поощрять и хвалить его. В таком случае он вырастет гармоничным и целеустремленным человеком, человеком, который верит в свои силы и полон благодарности к родителям.


Все люди, живущие на земле, понимают, что представляет собой спорт, но сами почему-то не предают этому значения. Одни говорят, что нет свободного времени, другие ― терпения, третьи ― организованности. А дети смотрят на вас и тоже не делают утреннюю зарядку. Потому что не приучили, не показали в пример. У вас еще есть шанс все исправить.

Начинайте воспитывать спортивные наклонности с младенческих лет. Важно обрести чувство «мышечной радости». Первые упражнения делайте несложные, побегайте с ребенком вокруг дома, наклоняйтесь, поиграйте с мячом. Это дети любят.

Подвижные игры напрямую влияют на формирование спортивного характера. Во время игры возникают положительные эмоции, образовываются двигательные навыки, развиваются физические качества: быстрота, гибкость, ловкость.

Занятия проводите вместе. Покажите несколько движений, пусть ребенок повторит их. В виде игры разнообразьте упражнения. Занимайтесь каждый день не больше получаса. Дитя будет утомляться и заинтересованность быстро пропадет. Увеличивать нагрузку старайтесь постепенно.

Придя на соревнования либо просмотра по телевизору, объясните сущность состязания, цель и некие особенности. Наблюдайте, какие упражнения он выполняет лучше. Так, вы сумеете раньше понять, каким спортом может заниматься ваш сын или дочь.

Запишите ребенка в детские спортивные группы, если не удалось попасть в списки спортивной школы. Ребенок, так или иначе, должен «общаться» со спортом. Станет ли он чемпионом, неважно, но делать упражнения обязан.

Координация движений имеет огромное значение не только для спорта, но и для жизни человека вообще. Познакомьте свое чадо с волейболом, футболом, теннисом, регби, хоккеем, тяжелой атлетикой. Расскажите обо всех видах спорта. Может ему подойдет что-то по душе.

Если желаете приучить ребенка к спорту, то вы тоже должны этим заняться, любить спорт. Вместе с ним ходить на пробежки, посещать спортивные матчи, с сыном тренироваться на брусьях. Проснитесь утром и сделайте парочку упражнений, отрок все повторит за вами.

Не ленитесь, лишний раз встать с дивана, займитесь спортивным воспитанием своего малыша с дошкольных лет. Проводите тренировки на свежем воздухе, они помогут укрепить здоровье. В здоровом теле ― здоровый дух! Возможно, вы воспитаете настоящего чемпиона. Удачи!

Возможно вам также понравится:


Мотивация бросить пить алкоголь для женщин
Как мотивировать ребенка к учебе в школе – советы
Как правильно мотивировать парня или мужа, чтобы перестал играть в компьютерные игры
Как мотивировать мужа работать и помогать по дому
Мотивация здоровья и здорового образа жизни у детей
Как мотивировать его жениться
Как мотивировать жену заняться фитнесом

Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Этот термин - мотивация как психическое явление - прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.

Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления её целей.

Мотивация, как и волевые качества, формируется продолжительное время.

Что касается спортивной мотивации, то она специфична.

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:

1 - общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;

2 - мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высококго уровня развития ряда свойств личности:

1 - положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;

2 - эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.

Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.

Что мотивирует детей заниматься спортом?

В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на:

1) физиологические;

2) психологические;

3) социальные;

4) материальные.

На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.

У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется "переключение эмоций" со старого содержания на новое, в результате чего происходит "мотивационное обусловливание" (В. К. Вилюнас).

Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования ребёнка к занятиям спортом, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.

В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.

Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Пик сортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Возрастная психология определяет этот возраст как критический с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста находятся в критичеком периоде развития. В работе с юными спортсменами этого возраста крайне необходимо использование принципов спортивной психологии. Существуют практические рекомендации, которые помогают создать адекватные спортивные условия, отвечающие требованиям юных спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.

Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:

1 - вызвать интерес к спорту;

2 - раширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);

3 - внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.

В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера. Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки необходимы:

1 - эмоциональная насыщенность занятий, положительные эмоции ребёнка;

2 - активная досуговая деятельност всей учебно-тренировочной группы;

3 - благоприятный психологический климат в коллективе.

На развитие мотивации спортивной деятельности оказывает влияние прменение различных видов поощрений и наказаний, успех или неудача, привлекательность содержания деятельности, постановка целей, акцент на цели, мотивация достижениями, составление графика занятий и многие другие факторы.

Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа ребёнка в команде. Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная сосотавляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. (Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.).

Практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации ребёнка к занятиям спортом очень важны.

Исследование мотивационных особенностей занимающихся спортом может служить для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.

Хотите, чтобы ваш малыш был здоровым и спортивным? А ребенок капризничает перед походом на тренировку?

«Мотивацию для занятий спортом для вашего малыша найти просто, надо только понять, что стоит за этим сопротивлением », - считает Екатерина Серебрянская, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, основатель детской «Студии Серебрянских».

Сегодня Екатерина поделится опытом, который приобрела во время своей звездной карьеры и многолетнего стажа работы с детьми:

Мама, мой мудрый тренер, пыталась найти ко мне подход. И когда она предоставила мне свободу выбора , это сделало процесс тренировок гораздо легче

«Подготовка к олимпийским выступлениям всегда сопровождались огромной физической и психологической нагрузкой, и я сопротивлялась этому, как только могла. Услышав ключевые фразы «должна, обязана», у меня включался механизм самозащиты , я сознательно растягивала время тренировки, затрачивая на сопротивление уйму энергии. Мама, мой мудрый тренер, пыталась найти ко мне подход. И когда она предоставила мне свободу выбора , это сделало процесс тренировок гораздо легче. Она начала ставить задачи иначе, говоря: «Ты можешь выполнить обязательную программу за четыре часа, а можешь справиться за полтора, а затем идти гулять в парк, или делать то, что тебе хочется». Именно это осознание свободы выбора, возможность принимать самостоятельное решение и распоряжаться собой и дало положительные результаты.

Также было и с весом . Перед выступлениями, когда нужно было сбросить «лишних» три кило, запрет на еду приводил меня к тайным набегам на холодильник. И тогда мама снова нашла ко мне подход: она указывала конкретную дату, к которой я должна иметь определенный вес. А выбор, как достичь этого результата - оставляла мне. И я выработала принцип: позволила себе лишнее - сразу в спортивный костюм и на стадион, отрабатывать калории…

Основываясь на свой родительский и тренерский опыт в Студии, я рекомендую родителям придерживаться четырех простых правил :

  • научиться слушать и слышать своего ребенка, ведь часто дети капризничают, потому что не могут четко выразить свои эмоции и пожелания. В этом нежном возрасте дети открыты всему вокруг, необходимо лишь вкладывать в них знания и прививать навыки правильно. Один из залогов успеха - обучать, играя. Действуйте с ребенком мягко, и обязательно ведите диалог. Только помните - в дошкольном возрасте малышу сложно осознать и выразить словами свои желания. Мягко подтолкните его!
  • не давить и не заставлять , а предоставить выбор в достижении поставленной цели. Если чувствуете, что у ребенка портится настроение при упоминании о тренировке, смените подход.
  • оставить свои амбиции и нереализованные желания в стороне, и позволить малышу выбрать свой путь . Обязательно консультируйтесь с тренерами и учитывайте психологические особенности возраста, склонности и таланты.
  • если ребенок заявляет о нежелании идти на тренировку - выяснить причины и устранить их. На ребенка просто невозможно действовать с позиции силы, заставлять или принуждать. Возможно, капризульки легко устранить, сменив секцию, неудобную форму, или подсказав как наладить отношения с другими детьми в коллективе.

Главная цель в итоге - не звездный результат, а заинтересованность ребенка в спорте, здоровье и достижении желаемого им результата

В «Студии Серебрянских», прежде всего, стремятся привить ребенку культуру и любовь к спорту в целом, оставив освоение сложных физических упражнений на потом. Дети младших возрастов занимаются по 45 минут 2-3 раза в неделю. В игровой форме они осваивают азы малой акробатики, художественной гимнастики и хореографии. А тренер выполняет роль наставника, второй мамой или папы в некотором смысле. И, таким образом, достигается гармоничное развитие ребенка и максимальные результаты. Дорогие мамы и папы, если вы нашли с таким подходом, советую задержаться там. Достижения ребенка и его горящие глаза очень быстро дадут о себе знать!

Один из молодых профессионалов «Студии Серебрянских», тренер Наталья Шанина, разделяет подход Екатерины. Психологическое образование Наташи помогает ей понимать деток лучше, кроме того, ее спортивная карьера строилась в атмосфере гармонии и доверия.

Наталья - тренер, который взаимодействует с ребенком, работает на одном уровне с ним, а не с позиции тирании. Она делится своими секретами в подходе к детям : «Родителям будущих спортсменов я настоятельно рекомендую, в первую очередь, выяснить, чего же хочет сам ребенок : в каком виде спорта себя видит, что ему интересно, что нравится на тренировках. Я понимаю огромную роль родительской заинтересованности к достижениям детей. Но тут хороша золотая середина. Я часто наблюдаю, как родители стремятся за счет ребенка реализовать свои несбывшиеся мечты. В таких случаях мы с мамой вступаем в диалог с ребенком, пытаясь помочь ему выразить свои желания или, наоборот, показать сопротивление. Ведь главная цель в итоге - не звездный результат, а заинтересованность ребенка в спорте, здоровье и достижении желаемого им результата. Маленькими шажками, в игровой форме, я начинаю вести малышей с малого и привожу к большому. И главная задача - не принять решение за ребенка , а помочь ему найти себя самостоятельно, направить и поддержать».

Спорт – это не только отличный способ провести время после школы или на выходных. Медики утверждают, что это путь к укреплению мышц и костей, хорошему сну и уменьшению риска возникновения целого ряда болезней, среди которых и диабет второго типа. Занятия спортом повышает самооценку и улучшает социальные навыки. Детский спорт – это не высокие результаты, а, прежде всего, удовольствие от игры, от физической активности, позитивный опыт и умение принимать решения.
Как привить ребенку любовь к спортивным занятиям?

Помогите ребенку выбрать спорт

Который подходит ему по возрасту, интересам и физическим возможностям. Спорт, который нравится вам больше, нежели ему, может вызвать полное неприятие и скуку. Также выберите спорт, который соответствует вашим финансовым возможностям и удобен для вас, чтобы в случае превышения бюджета или времени ребенку не пришлось его бросить.

Купите необходимый инвентарь

И форму! Чтобы ребенок мог заниматься в комфорте и без риска для здоровья.

Продемонстрируйте поддержку детских инициатив, отвозя ребенка на занятия и соревнования

Помогите ему выучить базовые правила и навыки данного спорта, объясните, что вам очень нравится видеть его соревнующимся. Спросите, насколько вовлеченным хотел бы вас видеть ребенок, чтоб не смущать его перед другими спортсменами.

Учите ребенка позитивным сторонам спортивных состязаний

Пусть он фокусируется на желании работать ради достижения цели и раскрытия своего потенциала, командном духе и т.д. Укрепляйте в занятиях спортом семейные ценности — такие, как прямоту, честность, стойкость, доброту. Объясните, что такое здоровая конкуренция, ведь понимание этого необходимо для получения удовольствия от спорта и сохранения интереса к нему.

Поддерживайте ребенка, когда он проигрывает

Дайте ребенку выразить свои чувства и эмоции, но в то же время укажите на его достижения во время соревнований. Напоминайте ему, что даже у великих спортсменов бывают неудачи. Прививайте ему уверенность в своих силах. Иногда это будет очень непросто, поскольку ребенок приобретает новые навыки и не всегда чувствует себя комфортно. Но стоит напоминать ему о том, что вы верите в него и его позитивные результаты.

Находите время потренироваться вместе

Если ваши навыки позволяют это делать. Также ходите вместе на профессиональные соревнования – пусть ребенок насладится профессиональными состязаниями, увидит, как работают спортсмены.

Подберите интересные книги и фильмы о данном виде спорта

И обсудите с ребенком.
И еще. Избегайте излишней рьяности в поддержке детских спортивных притязаний. Будьте примером, встречая любые результаты с достоинством и благодарностью как к тренерам, так и судьям, а также другим спортсменам и их родителям. Не дайте спорту полностью завладеть сознанием ребенка – соблюдайте здоровый баланс между школьными занятиями, спортом и неспортивными развлечениями. Разрешите ребенку бросить спортивные занятия, если он испытывает стресс, страх перед тренировками и состязаниями и говорит, что занимается только ради вашего удовольствия.