Проект "Мой город" (социальный мир) средняя группа. Долгосрочный проект для средней группы "основы безопасности" этап. Продукт проектной деятельности
Проект «Мой город» средняя группа
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: 2008-2009 г.
Участники проекта:
- воспитанники средней группы;
- родители воспитанников.
Актуальность темы. Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к не гативным проявлениям общественной жизни в настоя щее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любого государства.
Патриотическое воспитание детей необходимо на чинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде ста новления личности. Ведь оно на прямую связано с вос питанием у детей любви к своей «малой Родине».
Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Роди- не. Телевидение, компьютер играют первостепенное
значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, кото рая рассказывала бы о стране, родном крае, родном го роде. Сами родители располагают недостаточной ин формацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях пат риотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у де тей патриотических чувств.
ПРОЕКТ - МОЙ ГОРОД
Основная проблема:
Формирование знаний у детей о родном городе.
Цель проекта:
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями, названиями улиц, с транспортом.
Предполагаемый результат
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сентябрь 2008 г.
Выявление проблемы, формировка цели, задач.
Октябрь-ноябрь 2008 г.
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
Декабрь 2008 г.
Создание в группе предметно-развивающей среды.
Январь-апрель 2009 г.
Выполнение проекта. Практическая часть.
Итоги и презентация работы.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
Мой город
Улицы родного города
История и современность города
Транспорт нашего города
Парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина
Достопримечательности
РАБОТА С ДЕТЬМИ
- Занятие: «Мой родной город».
- Создание фотоальбома: «Улица С. Есенина», «Наш детский сад».
- Рассматривание альбома о Саранске.
- Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
- Экскурсия на близлежащую улицу.
- Изготовление праздничных открыток к Дню Защитника Отече ства.
- Занятие: «Едем в гости к бабушке».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Поездка с детьми в парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина.
- Оформление фотовыставки « Мой любимый парк».
- Прогулки детей с родителями по улицам города.
- Консультация: «История родного города».
- Создание атласа: «Транспорт нашего города».
- Анкетирование родителей.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
- Оформить папку-раскладушку «город Саранск».
- Приобрести набор открыток с достопримечательностями род ного города.
- Собрать материал об улицах нашего города.
- Оформить альбом «Мой город».
План работы
Формы работы | |||||
«Мой родной город» 1.
Знакомство детей с историей города и его 2. Рассматривание иллюстраций, альбома, 3. Занятие «Мой город» | Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Саранска. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города. Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма. | Сентябрь - октябрь | |||
Целевая прогулка на близлежащую улицу. 1. Создание фотоальбома «Улица С.Есенина» 2. Детская игровая деятельность: «Дома на | Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи: Выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства; Планировать и контролировать этапы своих действий; Совершенствовать партнерские взаимоотношения. | Ноябрь -декабрь | |||
«Достопримечательности родного города». 1.
Рассматривание фотографии памятника 2. Беседы с детьми о том, кто в их семье | Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства. Вызвать у мальчиков желание быть такими же | Январь -февраль | |||
3. Рассматривание в книжном уголке 4. Изготовить праздничные открытки к Дню | сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность. Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликацией). | ||||
«Транспорт нашего города». 1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни). 2. Рассматривание иллюстраций с 3. Беседы с детьми о правилах поведения на 4. Оформление альбома «Транспорт нашего 5. Занятие «Едем в гости к бабушке». | Формировать знания детей о транспорте нашего города. Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта. Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их. Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к различным видам транспорта. Развивать творческие способности. Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта. | Март-апрель. | |||
«Парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» 1 . Поездка в парк (совместно с родителями). 2. Оформление фотовыставки «Мой любимый 3. Презентация работы. Фотопрезентация. | Рассказать детям, где расположен парк, чье имя носит, какие развлечения в парке есть для детей. Обогащать знания о родном городе. Выяснить, почему дети любят отдыхать в парке, что им больше всего там нравится. Развивать память, речь. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Программа «Детство» (Т.И. Бабаева)
- Программа «Валдоня»
- Ознакомление дошкольников с окружающим и социаль ной действительностью. (Н.В. Алешина)
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и вос питание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
(В.И. Натарова)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №6 г. ТАТАРСКА
Проект «Мой город»
Воспитатель: Санькова Галина Андреевна
Проект «Мой город»
Паспорт проекта
Раздел программы. Познавательное развитие.
Участники проекта. Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Аннотация проекта. Давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнаем больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.
Актуальность проекта. В обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.
Многие психологи и педагоги говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя окружающем мире.
Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Проблема: низкий уровень знаний детей о своем городе.
Цель проекта: Формирование патриотических чувств и накопление знаний детей о своем родном городе.
Задачи проекта:
Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
Познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;
Познакомить с историческими объектами;
Познакомить с символикой города;
Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края;
Закреплять и расширять у детей знания по основам безопасности на дорогах;
Закреплять и расширять знание детей о существующем в нашем городе транспорте.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду;
Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города, формировать эстетические чувства;
Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.
Принципы. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываются следующие принципы:
Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы и др.
Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, с центральной детской библиотекой, музеем города, музыкальной школой и т.п.
Принцип наглядности.
Принцип развивающего обучения.
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, дорожить своей семьей);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду);
основные правила безопасности на дороге;
основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение;
какие памятники есть в нашем городе, в честь кого они поставлены;
символику города;
как называется главная улица нашего город, улица на которой расположен детский сад; названия главных социальных объектов города (их значимость);
какие ближайшие социальные объекты находятся вблизи детского сада;
дети должны знать природу родных мест, бережно относиться к ней;
Родители:
Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;
Повышение интереса к работе в ДОУ.
Воспитатели:
Разработка содержания и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей о своем родном городе и формированию патриотических чувств;
Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.
План проведения проекта:
Подготовительный этап
Практическая деятельность
Презентация
Схема осуществления проекта
На 1 этапе проекта вела поисковую работу по подбору материала по данной теме. Определила цель и задачи проекта, составила план. С использованием игровой ситуации сформулировали перед детьми задачу. К нам в группу приходит Незнайка из Солнечного города и рассказывает детям о своем городе. Незнайка задает вопросы детям о городе, в котором они живут, но, к сожалению, дети знают о нем очень мало. Я пригласила прийти Незнайку к нам еще раз, через полгода, а мы с ребятами постараемся узнать о своем городе много интересного и обязательно ему расскажем.
Была проведена диагностика детей по данной теме. Результаты показали низкий уровень знаний у детей о своем городе.
Проведено анкетирование родителей по данной теме. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу я проводила через детей. Родителям было предложено вместе с детьми сделать генеалогическое древо семьи; принять участие в оформлении альбома «Туристические прогулки по городу»; «Профессия моих родителей; оформлении стенда «Я и мой город»; выращивание комнатных цветов для группы.
Итогом 1-го этапа стал план-схема проекта, перед детьми поставлена проблема, которую предстоит решить.
На 2 этапе проекта для реализации поставленных задач, работа проходила через все виды образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, трудовая деятельность, музыкальное развитие, физическое развитие, здоровье.
В своей работе применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: экскурсии, беседы, словотворчество, рассказ, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) и др.
Создана предметно-развивающая среда: стенд в группе по нравственно-патриотическому воспитанию; изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм; разработаны альбомы («Мой город Татарск», «Памятники города», «Растительный и животный мир родного края»); подборка художественной литературы.
Совместно с родителями оформлены альбомы: «Я гуляю по городу», «Профессия моих родителей», стенд в приемной «Я и мой город».
С детьми читали различные произведения о семье, о городе, природе, транспорте, защитниках Отечества, армии.
Дети рассказывали о своей семье по изготовленным вместе с родителями генеалогическим древам.
К нам в группу приходили гости: повар детского сада, медицинская сестра,
ветеран ВОВ, папа Никиты Б. с рассказом о своей работе пожарного, папа Димы Д. с рассказом о своей работе машиниста, папа Алены Г. С рассказом о своей работе шофера.
Совершали экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку, музыкальную школу, музей, Дом Культуры, спортивный комплекс «Космос», к памятникам, к проезжей части.
Итогом 2-го этапа явилось то, что у детей сформировались знания о своем городе, растительном и животном мире родного края; появился интерес к своему городу. Совместная деятельность родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость.
На 3 этапе состоялась открытая презентация проекта (Приложение №1).
В гости к детям приходит Незнайка. Дети совершили вмести с ним увлекательную «экскурсию по родному городу». Дети читали стихотворения о своем городе, рассказали об улицах, домах, важных социальных объектах, транспорте. Показали знания о правилах безопасного поведения на дороге. Дети чувствовали себя комфортно и непринужденно.
Результаты работы над проектом:
Проект «Мой город» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями. Опыт работы представлен коллегам.
Для выявления результативности опыта работы по проекту и анализа конечных результатов усвоения детьми предлагаемого материала, дети были продиагностированы по разработанным материалам в сентябре 2012г и феврале 2013г.
Уровень усвоения предлагаемого материала по критериям определялся на основе бесед с детьми, а также анализе детских работ, наблюдения за детьми во время занятий, в свободных видах деятельности.
Результаты диагностики подтвердили эффективность влияния проектной деятельности, уровень знаний детей по ознакомлению с родным городом Татарском значительно вырос. Отмечена положительная динамика по всем показателям.
Сравнительная диаграмма уровней знания: об улицах города, памятниках, достопримечательностях, транспорте города и природе родного края показывает, что процент детей с высоким уровнем увеличился на - 25%; со средним на – 23%; процент детей с низким уровнем снизился на - 48%. (Приложение №8).
А также проделанная работа оказала влияние на общее развитие детей, на формирование ключевых компетенций дошкольников и на выполнение общей образовательной программы детского сада. Высокий уровень программы составил 47,5%. (Приложение №9).
Библиографический список
Литература
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет» - М., 2007;
Алешина Н. В., «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., 2007;
Алешина Н. В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2008;
Казаков А. П., Шорыгина Т. А., «Детям о Великой Победе» - М., 2007;
Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду». Для работы с детьми 3-7лет;
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» - М., 2009;
Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» (средняя группа). – «ВАКО» 2009;
Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Волгоград, 2007;
Самолдина К.А., Маркова Е.П. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» - Новосибирск, 2007;
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду» (средняя группа) – М.,2011;
Воспитатель (1/2008) «Люби и знай свой родной край»;
Воспитатель (5/2009) «Город в котором я живу»;
Воспитатель (9/2010) «Любовь к родному краю»;
Воспитатель (4/2010) «Программа патриотического воспитания»;
Воспитатель (7/2010) «Воспитываем любовь к родному краю»;
Воспитатель (2/2011) «Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне занятий»;
Дошкольная педагогика (2/2009) Проект «С чего начинается Родина»;
Дошкольное воспитание (7/2010) «Патриотическое воспитание».
Приложения к проекту
Открытая презентация проекта «Экскурсия по городу».
Анкета для родителей.
Консультация для родителей о воспитании у детей любви к родному краю.
Герб Татарска.
Целевая прогулка «Улицы нашего города».
Конспект прогулки «К мемориальному комплексу».
Диагностика.
Результативность выполнения общей образовательной программы детского сада.
Фотогаллерея.
Приложение 1
Презентация проекта «Экскурсия по городу».
Интеграция образовательных областей
Здоровье: дыхательная гимнастика
Безопасность: закрепление безопасного поведения на улице.
Труд: закрепление знаний детей о профессии дворника; воспитание положительного отношения к трудовой деятельности.
Познание: систематизирование знаний детей о своем городе (гербе города, улицах, домах, главных социальных объектах, существующем в городе транспорте).
Социализация: развитие умения работать в коллективе, уважительное отношение к своему городу, к людям, которые в нем живут.
Коммуникация: развитие выразительности речи при чтении стихотворений, связной речи при ответах на вопросы.
_________________________________________________________________
В: Ребята, я хочу сегодня вас пригласить на экскурсию по нашему городу, но на чем мы отправимся? Конечно, лучше всего будет, если мы поедем на автобусе. Мы отправимся с вами не одни, я пригласила к нам сегодня Незнайку из Солнечного города.
Входит Незнайка.
Н: Здравствуйте ребята, я же вам обещал, что я к вам обязательно еще приду.
В: Да Незнайка, а мы обещали, что узнаем много нового о своем городе и тебе расскажем . Незнайка, а что это у тебя в руках?
Н: Это герб нашего города.
В: Ребята, а у нашего города есть герб? Конечно, есть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи герб по памяти».
Н: Молодцы ребята, а я вижу, что вы куда-то собрались?
В: Мы собирались на «экскурсию» по нашему городу, и ребята приглашают тебя с нами. Но сначала нам расскажет Максим стихотворение о нашем городе.
Нынче люди, словно птицы,
Улетают за границы.
Только я, Татарск родной,
Остаюсь навек с тобой.
Не смогу я без друзей,
Без берез, без тополей,
Без всего, что сердцу мило,
И зовется край любимый.
В: Ребята, в городе существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый житель.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход. (Даша)
В: А теперь скажите мне, какие правила дорожного движения вы знаете?
В: Ну раз правила поведения на дороге вы знаете, тогда отправляемся.
Дети садятся в «автобус»
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
I Остановка «Улица».
В: Ребята, где мы сейчас находимся? (на главной улице города). А как она называется?
А скажите мне какие важные и интересные учреждения можно увидеть на этой улице?
В: А в нашем городе только одна улица или много? На каких улицах живете вы? А на какой улице стоит наш детский сад? Ну, молодцы!
В: Какие дома можно увидеть в нашем городе? В каких домах живете вы?
В: Ребята, а в нашем городе чисто? А кто следит за чистотой улиц в городе?
В: Правильно, дворники. Работа дворника нелегкая, летом убирает он мусор с улиц города, а зимой еще и чистит снег возле подъездов. А как вы думаете,
нужны ли люди такой профессии нашему городу? Что случится. Если улицы нашего города никто убирать не будет? Как появляется мусор на улицах нашего города? Все профессии нужны, и профессия дворника тоже. Народная мудрость гласит «Чисто не там где убирают, а там где не сорят». А как вы поступаете, если вам нужно избавиться от мусора?
Пусть наш город будет всегда чистым и красивым. А нам пора отправляться дальше.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
II Остановка «Светофор».
Стихотворение «Светофор» (Никита Б.)
В: Куда мы с вами приехали? А на какой улице находится светофор?
Если бы сейчас загорелся зеленый цвет светофора, можно было бы переходить дорогу? Молодцы.
В: А как называется место, по которому можно перейти дорогу?
На улице пешеходам и водителям, также помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.
Давай те поиграем с вами в игру, которая называется « Собери и назови дорожный знак».
В: Молодцы ребята, справились с заданием. Поехали дальше.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
III Остановка «Транспорт».
В: Ребята, а как можно назвать эту остановку? Правильно, наша следующая остановка называется «Транспорт».А каких звуков больше всего на улице? Больше всего слышны звуки городского транспорта. Как называется дорога, по которой ездят машины?
В: По этой дороге можно ходить? Почему? А сейчас я вам буду показывать картинки с транспортом, а вы мне его называйте.
Весь этот транспорт можно встретить на улицах нашего города. У нас можно встретить и легковой транспорт и грузовой. Как называют людей, которые управляют транспортом? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Значит, по городу ездит грузовой, пассажирский, легковой транспорт. Машины «скорой помощи», пожарной части, милиции – это какой транспорт? Если эти машины едут с включенной сиреной, значит что - то случилось, и все другие машины должны уступить им дорогу.
В: Ой ребята, кажется, у нашего автобуса спустилось колесо, для того чтобы
накачать колесо нам потребуется насос.
Дыхательная гимнастика «Насосик»
Поставьте руки на пояс, слегка присели – вдох, выпрямились – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. (3-4раза)
В: Молодцы, наше колесо в порядке занимайте свои места, можно отправляться дальше.
IV остановка «Библиотека».
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
В: Как называется наша следующая остановка? А зачем нам нужна библиотека? Библиотека – это дом для книг. В библиотеке работают люди, профессия которых как называется? Каждый человек может прийти в библиотеку, записаться и взять нужную книгу домой почитать. Ведь книги сейчас стоят очень дорого, и не каждый может их купить. Но если ты взял книгу домой почитать, то обращаться с ней нужно очень аккуратно, ведь эту книгу захотят прочитать еще много людей. А вы были в библиотеке, вам там понравилось?
В: Ну а теперь нам пора уже возвращаться в детский сад.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
V Остановка «Детский сад».
Н: Ребята, мне так понравился ваш город. Вы, и правда, узнали очень много интересного о своем городе. Но мне уже пора к себе домой, я очень соскучился по своему городу. Ведь я его так люблю. А вы, ребята, любите свой город? А давайте друг другу пообещаем, что будем заботиться о своем городе.
В: Незнайка, приезжай к нам еще, мы еще все вместе сходим на экскурсию, в другое место. Наши ребята очень любят экскурсии и будут рады видеть тебя еще.
Н: Конечно приеду. До свидания, ребята.
Итог занятия
В:
Ребята, вам понравилась наша «экскурсия»? А кто к нам сегодня приходил? Что вам особенно запомнилось? Что нового вы сегодня узнали?
Приложение 2
Анкета для родителей
1 . Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2 . Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой города, достопримечательностями, профессиями города, улицами и т.д.?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение 3
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 4
Консультация для родителей
о воспитании детей любви к Родному краю.
Татьяна Зеленская
Проект «Мой город» в средней группе
Проект "Мой город " в средней группе
На этой большой планете
В огромной такой стране,
Есть город один на свете ,
Который так дорог мне.
А где-то дымят заводы,
И поезд бежит по рельсам.
Ах, как это всё знакомо,
Знакомо с рожденья, с детства.
И синее небо в мае,
А в августе - золотое
Над милым для сердца краем,
Любимое и родное.
И если вдали от дома
Я буду когда-то где-то,
То поздней весною вспомню,
В мой город приходит лето .
Тип проекта : исследовательский.
Возрастная группа : средняя (4-5 лет)
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети средней группы , воспитатели, родители
Актуальность проекта .
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом , где они живут, необходимо применить проектный метод . Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта :
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории , чувства ответственности за судьбу города , желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи :
Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу .
Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе .
Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города .
План действий :
1. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта .
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми .
5. Обсуждение результатов.
I этап. Подготовительный.
1) Опрос детей : «Как называется наш город ? Какая река протекает в городе ? Как называется улица, на которой ты живешь?» Цель – выявить, что дети знают о родном городе , улицах города .
2) Подбор литературы и иллюстративного материала. Цель – развивать интерес к чтению взрослыми литературы о городе Нижнеудинске .
3) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Цель - создать условия для изучения истории города , познакомить с названием улицы, на которой находится сад.
4) Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта . Цель – расширение знаний родителей по теме проекта , вызвать желание участвовать в реализации проекта .
II этап. Основной.
1 цикл - «Мой любимый город . Моя улица» .
1) Оформление книжного уголка. Цель – создать условия для реализации проекта ; развивать интерес к художественной литературе.
2) Беседа «Улица, на которой я живу» . Цель – расширять и закреплять знания детей об улицах города .
3) Домашнее задание : подбор иллюстраций, рисунков, фотографий для оформления выставки «Моя улица» . Цель – формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.
4) Рассматривание фотографии, газетных вырезок, буклетов, рассказывающих о нашем городе . Цель – применение полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно - ролевых играх.
5) Коллективная работа (аппликация + рисование) на тему : «Вот эта улица, вот и наш детский сад»
6) Сюжетно-ролевая игра «Мы на улицах города » . Цель –совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли.
2 цикл - «Деревья нашего города » .
1) Беседа «Деревья на нашем участке» . Цель – расширять и закреплять знания детей о деревьях, растущих в нашем крае
2) Домашнее задание : подготовка рассказа о своем любимом дереве Цель – формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.
3) Рассматривая репродукции картин «Весенний лес» . Цель – побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять краткий рассказ по картине.
4) Путешествие по территории детского сада. Цель – рассмотреть деревья на участках других групп , территорией детского сада, помогать детям, видеть красоту, воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада.
5) Коллективная работа (аппликация + рисование) на тему : «Какие деревья мы встретили на прогулке» . Цель – побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений, изображению не сложного сюжета, формировать навыки совместной работы.
3 цикл - «А я люблю места родные»
1) Экскурсии в Историко-краеведческий музей. Цель - закрепление и систематизация знаний детей об историческом прошлом и настоящем.
2) Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем» . Цель – развивать двигательную активность и творческий подход к движениям.
3) Беседа «Достопримечательности нашего города » . Цель – уточнить и закреплять знания детей о своем городе , его достопримечательностях.
4) Домашнее задание : подбор фотоматериалов для подготовки презентации «Достопримечательности города Нижнеудинска » Цель – формировать у детей навыки поисковой деятельности, развивать сотрудничество родителей и детей.
5) Подготовка и оформление выставки детских рисунков «Я люблю тебя мой город » Цель – побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений, изображению не сложного сюжета, формировать навыки совместной работы.
III этап. Заключительный.
1) Проведение итогового мероприятия игры-викторины «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
2) Подготовка альбома «История улиц города Нижнеудинска »
3) Альбом «История города Нижнеудинска по материалам газет и интернет источников»
4) Анализ результативности проведенной работы.
Название:
Педагогический проект Мой дом= мой город
Номинация:
Детский сад, Методические разработки – проектная деятельность, средняя
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад “ Детство” детский сад №49 “Золотая рыбка”
Месторасположение: г. Нижний Тагил
Педагогический проект в средней групп:
«Мой дом - мой город»
Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников. Оптимальный сроки реализации проекта – май месяц, и завершить его разумно 12 июня – в День России.
Актуальность реализации проекта:
Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
Данный проект: «Мой дом – мой город» поможет ребятам узнать историю города, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться!!!
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема:
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, имеют опыт совместной деятельности с родителями.
Место проведения: МАДОУ д,с №49” Золотая рыбка”
Сроки проведения:Апрель- май - июнь 2016 года.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта: дети- 23 человека, родители
Возраст детей: 4-5 лет.
1 этап. Целеполагание.
Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному городу.
Обучающая:
Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая:
развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
2 этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
* Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия по городу».
Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.
* Настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии», «Животные Урала».
Цель: воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
* Словесные игры «Путь - дорога », «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».
Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный запас, воспитывать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить наблюдать и слушать, развивать речь и память.
Чтение стихов и небольших рассказов уральских писателей “.Улочки- закоулочки”,” Достопримечательности родного города”,
Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.
Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать импровизировать, развивать ритмику движений, учить соответствовать выбранной роли.
3.4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.
Изготовление коллективных работ «Кедровая роща», «Любимый сердцу уголок».
3.5. Фотовыставки «Природа родного края», «Город глазами детей».
Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.
3.6. Продуктивная деятельность.
Рисунок: «На детской площадке», «Мой дом», «Моя семья».
Аппликации: «Детский сад», «У пруда».
Лепка: «Деревья вокруг», «Домик в деревне».
3.7. Экскурсии по городу.
Цель: продолжать расширять кругозор детей, прививать любовь к родному городу.
«Здравствуй роща», «Идём в библиотеку», «Городской музей», «Наш центр - площадь Славы »
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Кедровая роща».
4.2. Коллективная работа «Любимый сердцу уголок»
4.3. Выставка в группе «Писатели о родном городе», «Из истории нашей семьи», «Достопримечательности нашего города».
4.4. Фотовыставки в группе «Природа родного города», «Город глазами детей»
4.5. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».
Руководитель
Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Участники проекта
Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.
Заказчик проекта
Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
База экспериментальной работы
МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.
Сроки работы
Тип проекта:
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
- По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
- По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
- По характеру контактов – в контакте с семьей.
- По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
- По продолжительности – продолжительный
Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.
Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.
Задачи проекта
- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
- Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
- Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
- Воспитывать любовь к родному поселку.
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
- Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
- Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
- Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
- Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
- Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
- Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
- Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
- Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
- Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
- Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
- Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
- Изучать историю и культуру родного края.
- Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
- Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
- Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
- Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
- Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Формы работы над проектом:
- занятия;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- художественно-творческая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- слушание музыки;
- наблюдения.
Название игрового мероприятия проекта:
Продукты проекта
Для детей:
- творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
- творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;
Для педагогов :
- оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
- оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
- конспекты мероприятий;
- оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
- библиография по теме проекта;
- проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»
Для родителей :
- творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
- фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;
Ожидаемые результаты по проекту:
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
- Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
- Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
- Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Для детей:
- сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
- интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- элементы творческого мышления.
Для педагогов :
- интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
- мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
- умение планировать проектную деятельность.
Для родителей :
- сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
- активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
- интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание | Художественное творчество Музыка | Коммуникация Чтение художественной литературы |
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,
«Мой детский сад», «Мой поселок – моя малая Родина», «Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»). 3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет». 4. Д/и «Найди флаг своего района» |
1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».
2. Аппликация: «Флаг родного поселка». 3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка. 4. Слушание песен о родном крае. 5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности. |
1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».
2. Представление своей работы сверстникам. 3. Рассуждения на тему «Поселок будущего». 4. Чтение: И.Суриков «Вот моя деревня», И. Векшегонова «Мой край», А.Дементьев «Родина», Я.Аким «Моя Родина», Е.Серова «Родные края», И.Агеева «флаг России – триколор», К.Ушинский «Наше Отечество», Г.Ладонщиков «Родная земля». 5. Ознакомление с пословицами 6.Чтение рассказов, сказок марийских писателей |
Социализация | Физическая культура | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами |
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:
«Что вы знаете о своем поселке?» 4. Игра мечта «Мечтатели». 5. Игры с напольными пособиями: «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности». 6. Инструктажи перед: целевыми прогулками; экскурсиями; продуктивными видами работ. |
Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях | 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,
Фотовыставка «Памятные места нашего поселка». 3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей. 4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?» 5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?» |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Я и мой поселок»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный | 1. Беседы с детьми
(диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.
4. Информирование родителей. 5. : оформление выставок рисунков и фотографий. 6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями. |
1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. | 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности
: рисование рисунка, фото-материалы.
4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Деятельностный | 1. Работа на тему:
«Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.
4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями. —Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт. |
1. В группе:
— сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;
— рассуждение на тему: «Поселок будущего». -Вывод: чаще дети получают информацию впервые. 2. Детское творчество: Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего». Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок». Изготовление аппликации на тему: «Флаг района». -Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина». |
1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность. |
Завершающий | 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. | 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод:
дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.
Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии. |
1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
- Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
- А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
- Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200
Приложение 1.
Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме
«Моя малая родина»
- Назови домашний адрес.
- Найди герб нашего района.
- Что изображено на гербе нашего района?
- Что означает изображение рябинки на гербе?
- Зачем нужен герб району
- Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
- Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
- За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
- Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
- Какие дикие животные живут в наших лесах?
- Назови правила поведения в лесу.
- Покажи свой посёлок на карте Советского района.
- Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
Приложение 2.
Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»
Для родителей?
- В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
- С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
- В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
- Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
- На какой улице расположено данное здание?
- Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
- Назовите достопримечательности нашего посёлка?
- Назовите район, которому принадлежит данный флаг?
Для детей:
- Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
- Назови домашний адрес?
- Найди флаг нашего посёлка?
- Покажи свой посёлок на карте Советского района?
- Какое здание вы видите на фотографии?
- Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
- На какой улице находится детский сад «Родничок»?
- Назови профессии людей, живущих в нашей местности?
Педагогический проект «Мой любимый город». Средняя группа.
Педагогический проект.
Тема: "Мой любимый город".
Вид проекта:нравственно-патриотический.
Тип проекта:творческий.
Продолжительность проекта:краткосрочный.
Участники проекта:педагоги, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Возраст детей:4-5 лет.
Актуальность реализации проекта:Дети-это наше будущее, а значит -будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия:страна, патриотизм, Родина. Наша задача-воспитать настоящего патриота своей страны -за ними будущее! Данный проект "Мой любимый город" поможет ребятам узнать историю своего города.
Проблема:Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут -это их Малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель:создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Воспитывать у детей любовь к родному городу;
Сформировать у детей начальное представление об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей;
Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Прогнозируемые результаты:открытие с детьми своей Малой Родины;адаптация, самореализация дошкольников в городском социуме.
Реализация проекта.
Предварительная работа.
Консультация для родителей"История родного города".
Посоветовать родителям посетить с детьми те места, о которых рассказывается детям:Волжская ГЭС, площадь им. В. И. Ленина, памятник погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную войнах, парк и ДК ВГС, стадион им. Логинова.
1) Организация предметно-развивающей среды:
Иллюстрации родного города,
Краеведческий материал,
Фото"Памятные места города Волжского,
Визитная карточка города - герб.
2) Художественно-речевая деятельность.
Чтение стихов о городе Волжском.
3) Беседа с детьми"Кто и где живёт? "
Цель:формировать у детей понятие"Малая Родина", расширять словарный запас, учить внимательно слушать и наблюдать, развивать речь и память.
4) Экскурсия на соседнюю улицу им. генерала Д. М. Карбышева.
Цель продолжать расширять кругозор детей, прививать положительное отношение к родному городу.
5) Художественное творчество детей "Мой дом".
Цель:развивать творческие способности детей, уважение к своим работам и работам сверстников.
1) Беседа с детьми "Дом, в котором я живу ".
Цель:прививать положительное отношение к родным и близким.
2) Сюжетно-ролевая игра "Экскурсия по городу".
Цель:воспитывать положительное отношение к родному городу;продолжать учить играть всем вместе, дружеским отношениям со сверстниками.
3) Беседа с детьми о достопримечательностях родного города.
Цель:расширять кругозор детей.
4) Занятие "Улицы родного города"(ИЗО деятельность"Улочки-закоулочки")
Цель:уточнить и закрепить общие представления о родном городе.
5) Развлечение.Фотоколлаж "Мы и город".
Цель: развивать творческие способности детей, прививать чувство гордости за свой город.
Продуктивная деятельность:аппликация "Мой дом", выставка рисунков "Улочки -закоулочки".
Продукт проектной деятельности: фотоколлаж "Мы и город".
Литература:
1) "Воспитание маленького волжанина" Е. С. Евдокимова,
2) "Развитие речи" В. В. Гербова,
3) "Занятия по ИЗО в детском саду" Т. С. Комарова,
4) "Занятия по ознакомлению с окружающим миром" О. В. Дыбина.
Барадавка Татьяна Валентиновна
Культабекова Руфина Фаритовна
Проектная работа «Мой город» (средняя группа)
Тема проекта : «Мой город »
Тип проекта : познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.
Срок реализации проекта : один месяц.
Участники проекта : дети средней группы , воспитатели, родители.
Актуальность проекта : Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом , где они живут, необходимо применить проектный метод . Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Цель проекта : Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории , чувства ответственности за судьбу города , желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Задачи :
1. Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне города Сибай .
3. Познакомить детей с карьером, его уникальностью.
4. Воспитывать любовь к родному городу , краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды .
Проблема проекта : Проживая в городе Сибай , на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города , символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .
Ожидаемые результаты проекта :
Дети должны знать и называть свой город , символику города , достопримечательности, флору и фауну.
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта :
Формы работы детьми :
Просмотр познавательных видеофильмов, электронных презентаций для детей.
Экскурсии, тематические прогулки.
Беседы с рассматриванием иллюстраций.
Придумывание творческих рассказов.
Оформление фотовыставок и фотоальбомов.
Творческая конструктивная деятельность.
Игровая деятельность детей.
Досуги и праздники.
Чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями :
Семейные экскурсии, целевые прогулки.
Наглядные информационные материалы.
Выполнение творческих заданий (выпуск альбомов, стенгазет) .
Создание презентаций, развивающей среды .
Праздники, досуги, дни открытых дверей.
Конкурсы, тематические выставки.
План реализации проекта :
Первый этап. Цель проекта
Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поэтому детям необходимо прививать патриотическое воспитание.
Второй этап. Разработка проекта .
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта ) .
Третий этап. Выполнение проекта .
Формы организации образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Беседа на тему : «Что есть в нашем городе для детей » .
Беседа о правилах дорожного движения.
Трудовая деятельность детей - уборка территории участка детского сада от сухих листьев, веток, камней.
Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Детский сад» , «Магазин» , «Строительство» , «Транспорт» .
Познавательное развитие
ООД «Люби и знай свою улицу» .
ООД «Достопримечательности нашего города » .
Беседа на тему : «Мы живем в Сибае» .
Беседа на тему : .
Речевое развитие.
Чтение и заучивание стихотворений о родном крае.
Отгадывание загадок по тематике проекта .
Чтение рассказов о Сибае.
Художественно-эстетическое развитие.
Рассматривание иллюстраций с изображением родного края, достопримечательностей города Сибай .
ООД. Рисование на тему : «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в парке».
ООД. Рисование на тему : «Город вечером » .
ООД. Лепка на тему : «Животные и птицы родного края» .
ООД. Аппликация на тему : «Дома на нашей улице» .
ООД. Конструирование на тему : «Наша улица» .
Физическое развитие
Беседа о здоровом образе жизни.
Подвижные игры
«Путешествие» ,
«Перебежки» ,
«Пятнашки» ,
«Автомобиль и воробьи» ,
«Летчики» ,
«Охотник, зайцы и собака» ,
«Смелые ребята» ,
«Городки » .
Четвертый этап. Итоги проекта .
1. Выставка детских работ .
2. Конструирование «Моя малая Родина»
Пятый этап. Определение задач для новых проектов .
1. Продолжать знакомить детей с историей родного города , края.
2. Продолжать формировать любовь к Родине.
Предполагаемый результат проектной деятельности :
Расширит представления детей о городе , в котором они живут.
Сформирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за свой город , уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
Разовьет инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, экологический вкус.
Заинтересует родителей, поможет им в общении с детьми.
Повысит профессиональное мастерство педагогов.
Публикации по теме:
"Динь - дон - северный город, динь - дон - наша семья, динь -дон - мама и папа, динь -дон - любим тебя! Динь - дон - солнечный лучик,.
Календарно-тематическое планирование старшая группа «Мой дом. Мой город» Тема: Мой дом. Мой город. Итоговое мероприятие: Фотовыставка «Достопримечательности нашего города» Образовательная деятельность в режимных.
Представляем Вам нашу коллективную работу "Газетный город". С ребятами мы познакомились со свойствами бумаги, в том числе и газетной. Выяснили,.