Меню
Бесплатно
Главная  /  Фрукты  /  Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов. Как научить ребенка разговаривать. От первых звуков до первых букв Ощущение диссонанса и консонанса

Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов. Как научить ребенка разговаривать. От первых звуков до первых букв Ощущение диссонанса и консонанса

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Глава II. Перед тем, как приступать к чтению и письму

Обучение английским звукам


П о окончании подготовительного этапа изучения английских звуков вы с ребенком должны прийти к следующему минимуму его умений, создающих первую необходимую почву для изучения языка:

1. Ребенок имеет представление о том, как образуется звук.

другими словами, знает, «чем мы шевелим», чтобы получился звук; умеет понять, что он делает, когда произносит тот или иной звук. Об этом можно прочитать в любом понравившемся вам пособии по английскому произношению, а также в главе «Первые шаги на пути к английскому произношению» следующего раздела этой книги.

Я обычно не жалею времени и сил для того, чтобы объяснить ребенку, как образуются звуки. Во-первых, после этих объяснений ребенка легче обучить произнесению новых для него звуков и специфике произнесения знакомых ему звуков. А во-вторых, это дает возможность в будущем корректировать и улучшать произношение, не возвращаясь более к «теоретическим» объяснениям.

Формулировки и способ объяснений найти довольно просто, и дети обычно легко и беспрепятственно понимают азы науки об артикуляции. Когда я объясняю, я задаю вопросы, чередуя те, на которые ребенок заведомо не знает ответ, и те, на которые ребенок может ответить или заведомо легко ответит. Такая форма объяснений обычно не утомляет ребенка и превращает занятие в разговор, где есть место и для того, чтобы ребенок говорил сам. Эта форма занятий также позволяет каждую минуту контролировать, движется ли вперед объяснение или это только кажется; видеть каждую запинку в понимании ребенка и каждую неточность в объяснении.

Вопросы должны казаться ребенку простыми и очевидными, нужно обязательно поддерживать иллюзию простоты и одновременно магию новизны. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше говорил сам, ваша роль – задавать вопросы, провоцировать ответы и подводить итоги.

Может показаться, что гораздо легче все объяснить ребенку и не мучиться и не хитрить с наводящими вопросами, однако то, к чему ребенок пришел «сам», понимается легче и запоминается прочнее. Объяснения могут сэкономить время, но привести не к пониманию, а к тому, что ребенок кивнет, ничего не поняв.

Начинаю я обычно «от Адама» и выспрашиваю у ребенка все, что он знает о звуках вообще.

Какие он знает звуки?

Какие звуки можно получить, не выходя из комнаты? Ребенок поразит вас изобретательностью, ему только нужно дать «наводку», например, постучать по столу. Он поймет, что речь идет обо всех звуках вообще.

Как получаются звуки? Например, похлопайте в ладоши и спросите: «Почему сейчас получился звук?», «Что нужно сделать, чтобы получился такой звук?». Обсудите с ним, как получаются всевозможные звуки.

Какие звуки можно произнести при помощи рта? Здесь дети обычно тоже чувствуют полное раздолье: чмокают, чавкают, дуют, кашляют, хрипят, кричат, изображают животных…

Как мы произносим звук поцелуя? Как мы цокаем? Свистим? Кашляем?.. Такие вопросы учат ребенка наблюдать над органами речи. Не касайтесь пока звуков речи, дайте ребенку возможность потренироваться в наблюдении за собой, чтобы затем успешнее самому отвечать на вопросы о тех звуках, при помощи которых мы разговариваем. Часто ребенок не отвечает на вопрос (сформулировать ответ довольно трудно), а очень медленно и утрированно произносит звук, «показывая», что он делает. Этого уже достаточно, чтобы он научился фиксировать свое внимание на том, как он произносит звуки. Далее ему просто нужно помочь сформулировать то, что он понял.

Что есть у нас во рту? При помощи чего мы может произносить звуки? До чего мы может дотрагиваться во рту языком? До чего мы можем дотрагиваться губами?

Какие звуки мы произносим, когда разговариваем? Если ребенок еще вообще не знаком с этим вопросом, на нем придется остановиться подробно. «Один или много звуков в слове «мыло»? Медленно произносите слова вместе с ребенком столько раз, сколько потребуется, чтобы определить, сколько в них звуков и какие они.

Как мы произносим звуки? Попросите, например, ребенка объяснить, как мы произносим звуки [м] (смыкаем губы), [л] (дотрагиваемся языком до неба), [а] (открываем рот), [у] (вытягиваем губы).

Можем ли мы говорить не дыша? На этот вопрос дети редко отвечают. Попросите его минуту быстро-быстро
произносить слово «да» и засеките часы. Через какое-то время ребенок выдохнется, и ему потребуется шумный вдох. Остановите его на этом вдохе, обратите на него внимание
и попросите опять быстро-быстро говорить слово «да», но не допускать вдохов.

Ваша задача путем наводящих вопросов подвести ребенка к тому, что, когда человек говорит, он выдыхает. После этого вспомните с ним те случаи, когда трудно говорить из-за того, что трудно дышать: кашель, бег, мороз…

Конечно, все эти вопросы, их количество и последовательность очень приблизительны. Логика вашего разговора может быть совсем иной. Я обратила внимание на принципиальные, с моей точки зрения, моменты. Может показаться, что этот этап очень затянутый, но, во-первых, все это происходит быстрее, чем кажется, а во-вторых, лучше сделать основательный «замес», не оставляя ничего непонятного. Кроме того, это занятие обычно очень увлекает ребенка и расковывает его.

2. Ребенок умеет осмысленно и легко различать гласные и согласные звуки.

Даже если ребенок к этому моменту умеет читать и писать на родном языке, проверьте, понимает ли он, в чем разница между гласными и согласными звуками.

Некоторые дети пребывают в счастливой уверенности, что гласные звуки «тянутся», а согласные – «не тянутся». Объяснить, почему, например, звук [с] – согласный, хотя его можно «тянуть», ребенок, естественно, затрудняется и, как правило, в глубине души недоумевает, почему [с] – не гласный. Другие дети просто постепенно выучивают, какие звуки – гласные, а какие – согласные. Они чувствуют разницу между звуками, но критерий различения этих звуков – туманный и не сформулированный.

Конечно, для того чтобы объяснить, в чем разница между гласными и согласными, вам нужно иметь более или менее четкое представление о гласных и согласных звуках (подробнее в главе «Первые шаги на пути к английскому произношению»). При образовании гласного звука воздух выходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий, например, в виде сомкнутых губ или дотрагивающегося до неба языка. При образовании согласного воздух, напротив, встречает это препятствие. Проверьте, действительно ли ребенок понимает, чем различаются гласные и согласные. Я обычно произношу не существующие в русском языке звуки и прошу определить, какие это звуки. Конечно, при этом важно не ставить ребенка в тупик «неочевидными» случаями, когда сложно определить, гласный звук или согласный вы произносите (например, при помощи звука [ w ] лучше не тренироваться).

3. Ребенок понимает, что в английском языке есть и такие звуки, которые похожи на русские, и такие, которые совсем не похожи на русские ; он умеет отличить похожие на русские звуки от тех, которых в русском языке нет.

Произнесите английские слова и просите ребенка определять, какие звуки в этих словах есть в русском языке и каких нет.

Например, в слове “this” последние два звука похожи на русские, а первый звук – чисто английский. В слове же “lemon” все звуки похожи на русские.

4. Ребенок умеет артикулировать специфичные для английского языка звуки. Другими словами, у ребенка получается более или менее внятно произносить английские звуки.

Именно для того, чтобы у ребенка все получилось, и нужны все теоретические знания. Можно, конечно, обойтись и без такой основательной теоретической подготовки: ребенок будет просто имитировать то, что произносите вы. Однако при таком подходе можно наткнуться на массу неприятных препятствий.

Во-первых, если вы не разговариваете с ребенком на иностранном языке, сымитировать звуки для него будет не так просто, как это может показаться.

Во-вторых, если какой-то из звуков «не получится», вам все равно придется делать теоретический экскурс, при этом логика занятий будет сбита.

В-третьих, в дальнейшем от ребенка трудно будет требовать «правильного» произношения, равно как и корректировать его.

Итак, научите ребенка произносить не существующие в русским языке звуки.

Произнесите звук, расскажите, «чем нужно шевельнуть», попросите ребенка произносить звук. Обычно я начинаю со звука [t] и заканчиваю звуком [ŋ]. Как только у ребенка получится более или менее внятно произнести звук, обязательно скажите: «Теперь ты умеешь произносить этот звук. Теперь его нужно всегда произносить так и стараться произносить еще лучше ». Это позволяет ребенку почувствовать, что он движется вперед, и проясняет ему его цели.

Я очень много хвалю детей на этом этапе. Психологический нюанс часто состоит в том, что ребенок стесняется и думает, что он выглядит смешно и занимается ерундой. Очень важно рассеять эти опасения.

Ребенок должен чувствовать себя абсолютно раскованно, понимать серьезность происходящего, иначе его артикуляция будет невнятной, он не будет экспериментировать, и результат ваших занятий фонетикой будет менее радостным, чем вам бы хотелось. Я обычно рассказываю детям, какие мучения меня постигли, когда я училась выговаривать английские звуки. Детей это вдохновляет.

Ребенку важно понять, что он в принципе способен научиться выговаривать новые звуки. То, что у ребенка не получаются какие-то звуки, его обычно не смущает, главное, чтобы получился хотя бы один, желательно, первый. Умение произносить один или несколько звуков дети часто воспринимают как способность научиться разговаривать на английском языке . Убедите вашего ребенка в том, что он справляется с новыми звуками блестяще.

У малышей-дошкольников и первоклассников может возникнуть проблема с произнесением межзубных звуков (то есть тех звуков, во время произношения которых язык находится между зубами, этих звуков два, на письме они обозначаются сочетанием th ). Если у ребенка еще не произошла смена передних зубов, не форсируйте четкое произнесение этих звуков, отложите до того момента, когда передние зубы сменятся и он к ним привыкнет.

5. Ребенок умеет распознавать на слух английские звуки и их сочетания и воспроизводить их , то есть умеет повторять за вами английские звуки и слоги.

6. Ребенок не путает на слух близкие по звучанию звуки.

Очень часто бывает, что малыши умеют артикулировать звуки, но не различают на слух «похожие»: если проблемные звуки произносятся один за другим, разница в звучании для малышей очевидна, а если в слове только один звук из «капризной» пары, малыш не опознает, какой именно это звук.

Эта проблема может показаться безобидной, однако она куда более коварна, чем это может показаться. Неразличение на слух «похожих» звуков очень часто мешает процессу обучения языку. Не проходите мимо этой проблемы, она может долго мешать вам идти вперед. Если ребенок путает два звука, значит, в вашем арсенале на два английских звука меньше.

Среди проблемных пар, по моим наблюдениям, первое место занимают [ d ] – [ G ] (d – j ) и [v] – [ w ] (v – w ). Однако могут возникнуть и любые другие пары, в том числе, самые, казалось бы, неожиданные: [h] – [S] (h – sh ) – все зависит от индивидуального слуха малыша и вашего индивидуального произношения.

Скорее всего, вам придется не раз возвращаться к «капризным» звукам, так как развить слух ребенка – это не то же самое, что объяснить разницу между звуками и научить их артикулировать. Кстати, если вы не пожалели времени на занятия по артикуляции, это вам очень поможет, так как разница между звуками уже будет для ребенка очевидной: он будет знать, что они по-разному произносятся.

Если вы заметили, что ребенок путает звуки на слух, скажите ему об этом: «Ты путаешь два звука. Они капризничают. Давай-ка ими займемся как следует».

Несколько раз малыши, которым я объявляла эту новость, сопротивлялись и говорили, что они ничего не путают, и были искренне в этом уверены, так как артикуляционная разница была действительно для них очевидна. Очевидной была и разница звуков, если их произносили один за другим. Глазами ребенка проблема может выглядеть действительно странно, если не диковато: при нем произносят два звука, он отчетливо слышит между ними разницу, а ему пытаются доказать, что он этой разницы не слышит. Не стоит доверять ребенку в его уверенности, если вы заметили ошибки несколько раз, и не стоит доказывать ему недоказуемое.

Просто объясните ему, что он очень хорошо различает звуки «языком», но еще иногда плохо различает «ушами», особенно тогда, когда эти звуки не вместе, а по отдельности. Расскажите ему о знакомых вам близнецах, которых никто не путал, если они были вместе, но все путали, если они были поодиночке. Вам нужно обязательно убедить ребенка внимательно отнестись к упражнениям и одновременно дать понять ему, что он, конечно же, быстро и легко научится не путать звуки. Ведь все остальные он уже не путает. Осталось-то только урезонить какие-то там две штуки!

По моим наблюдениям, упражнения «вслепую» – без озвучивания проблемы – менее эффективны, так как ребенок начинает скучать или недоумевает, почему от него требуют какие-то глупости.

Итак, еще раз вспомните вместе с ребенком, как произносятся эти два звука. Попросите его произносить их, чередуя: пусть он попробует расслышать разницу между ними.

Звукам нужно дать условное название или описание, чтобы вам с малышом можно было друг друга понимать.
Ведь пока вы не можете попросить его: «Скажи [d]», так как малыш не слышит, что же именно он должен сказать.
Например, если проблема в паре [ d ] – [ G ], можно различить их как «звук, который мы произносим кончиком языка», и «звук, который мы произносим серединкой языка».

Затем можно плавно и осторожно развивать слух ребенка. Упражнение должно быть предельно простым. Например: «Сейчас мы будем учить тебя слышать [d] – это тот, который произносится кончиком языка. Я буду произносить разные английские слова, а ты будешь кивать (стучать по столу, прыгать, хлопать и т. д.), если его услышишь».

Сначала полностью исключите слова с другим звуком, [ G ], и произносите слова, чередуя в случайном порядке те слова (или слоги), где есть звук [d], и те, где его нет. Затем подключите слова со вторым звуком, продолжая произносить и те, которые не содержат ни того, ни другого звука. И только затем, если все прошло успешно, переходите к словам или слогам, которые содержат оба звука.

Обязательно каждый раз говорите ребенку, прав ли он, и останавливайтесь на слове, где он сделал ошибку: у ребенка должен быть ориентир, ведь он только ищет ключ к распознаванию звуков на слух, и опровержение правоты не менее важно для него, чем ее подтверждение.

На следующем занятии попросите его расслышать второй звук из пары. Только тогда, когда ребенок будет безошибочно делать это упражнение, можно переходить к упражнению, построенному на повторении: вы говорите слово или слог, а ребенок повторяет.

Иногда искоренение этой проблемы затягивается, однако не стоит все занятия посвящать только этому. Во-первых, у ребенка может возникнуть ощущение, что на его пути встала какая-то неодолимая преграда, и он может охладеть к занятиям. Во-вторых, «нахрапом» эту проблему не всегда можно решить – развитие слуха требует времени.

Очень желательно избежать напряжения между вами и малышом: его неспособность различать очевидное может раздражать вас, и малыш будет это чувствовать. Помните, что если что-то очевидно для вас, это совсем не означает, что это так же очевидно для ребенка. Далеко не все взрослые могут определить музыкальную ноту на слух, хотя музыкант это сделает с легкостью. Просто учитывайте эту проблему на дальнейших занятиях: например, не начинайте обучение чтению со слов, которые содержат эти звуки.

7. Наконец, ребенок знает, что английские звуки нужно произносить «по-английски», «правильно» , понимает, почему его исправляют, когда он подменяет звук на русский или невнятно его произносит.

Если у вас возникли проблемы с тем, как объяснить ребенку, почему нужно выговаривать слова «правильно», отсылаю вас к главе «Приручите язык через артикуляцию» следующего раздела этой книги. Там рассказывается о том, каким приемом я часто пользуюсь, чтобы мотивировать ребенка или взрослого быть внимательным к фонетике иностранного языка.

Людмила Гребенко

Здравствуйте, уважаемые родители ! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте .

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что : - требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению ; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

Важно, чтобы ребенок :

Не пропускал буквы, не путал их при написании;

Умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков , звонких и глухих согласных звуков , а не только старался запомнить соответствующие буквы;

Под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас . Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико -синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка , а потом с буквами. При обучении , как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи , то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки , установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :

определение количества звуков в слове ;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки , звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове .

Детям необходимо знать, что :

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом , при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки) . Согласные звуки – звуки , которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба. Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы Гласных букв десять : А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я - {йа}, Ю – {йу}, Е – {йэ}, Ё – {йо}.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные : Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные : Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым .

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук , голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками) . Согласные звонкие звуки : Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки : П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

Игровые задания.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук » . Задача

Педагог называет звуки , слоги, слова , в которых есть заданный звук , нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук ).

2. Игра «Светофорчик» . Задача : развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук , слог или слово , ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук .

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук » . Задача : развивать умение слышать звук в начале слова .

4. Игра «Звуковой поезд » . Задача : учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова .

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове » . Задача : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова ?

1). Совместная деятельность педагога с родителями .

Выложить схему слова КОТ .

Сколько звуков в слове КОТ ? слове КОТ три звука )

Какой первый звук в слове КОТ ? слове КОТ первый звук [К] )

- Звук [К] какой ? (Звук [К] согласный , твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

Какой второй звук в слове КОТ ? слове КОТ второй звук [О] )

- Звук [О] какой ? (Звук [О] гласный , поэтому обозначим его красным цветом)

Какой третий звук в слове КОТ ? слове КОТ третий звук [Т] )

- Звук [Т] какой ? (Звук [Т] согласный , твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков . Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук : бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ» , вместо «кот» . Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению .

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания :

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя. Большое спасибо за внимание!



Публикации по теме:

«Ассорти из слов и звуков». Викторина для детей подготовительной к школе группы и родителей Задачи: - совершенствовать звукослоговой анализ и синтез слов, навык чтения; - закреплять умение отвечать полным предложением на вопросы;.

«Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: "Гиацинты в вазе" Цель мастер-класса:.

Мастер –класс для родителей и детей «Ромашка» Маленькое солнце на моей ладошке, - Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.