Меню
Бесплатно
Главная  /  Фрукты  /  Альт фехтование. Самые полезные термины фехтования: что нужно знать об этом виде спорта прежде всего? Балл в фехтовании

Альт фехтование. Самые полезные термины фехтования: что нужно знать об этом виде спорта прежде всего? Балл в фехтовании

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.

Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche , Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)



Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах (фр. épée)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира,сабля, шпага.

Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).


Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля в спортивном фехтовании

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы острием, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка


Куртка



Штаны



Маска

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Точное объяснение терминов и понятий, определение значения и содержания позволит фехтовальщику осмыслить суть занятия.

Это также поможет усвоить важные правила техники, теории, концепции преподавания и будет развивать логическое мышление при выполнении боевой задачи.

Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия.

Стойка

Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

Фото 1. Показано правильное положение тела в стойке: A, Б - с оружием в верхней позиции, В - с клинком в нижней позиции.

Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

  • Правосторонняя — осуществляется с выставленной вперёд шпагой и дагой (щитом и др.) во второй руке правши.
  • Левосторонняя — делается с выставленной вперёд дагой (щитом и др.) и со шпагой в сильнейшей руке правши.

Выпад

Движение вперёд из исходной стойки толчком ноги , стоящей сзади и дальнейшей опорой на ногу, выставленную вперёд.

Батман

Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

  • Прямой — перемещение оружия по горизонтали.
  • Полукруговой — перемещает клинок по вертикали.
  • Круговой — выполняется движением оружия по вертикали и горизонтали и возвратом в исходную стойку.
  • Проходящий — проводят скольжение вдоль клинка с дальнейшим его обведением.
  • Ударный — встречное движение оружия к клинку соперника.

Касание клинком

Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

  • Укол — это чёткое касание острия орудия с определённой силой к телу противника, отмечается электрофиксатором или судьёй.
  • Удар — толчок лезвием клинка по телу соперника. Бывает: удар по голове (ку де тет ) по маске сверху, левой щеке (ку дё фигур а гош ) по маске слева, левому боку (ку де коте а гош ), правой щеке (ку де фигюр а друа ) по маске справа, правому боку (ку де коте а друа ), по руке (ку о бра ).

Балл в фехтовании

При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

Если касание отмечено вне разрешённой зоны , включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

Мулине

Мулине (происходит от фр. мулин — мельница) - вид фехтования путём вращения эспадрона с большой интенсивностью.

Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

Пируэт

Разворот с движением для вывода соперника из равновесия и раскрытия его обороны.

Финт

Стремительный обманный выпад, вызывающий у противника реагирование защитой .

Атака

Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

Тренировочный бой

Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств , необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки.

Как называется укол в фехтовании

Касание, укол, удар — называют «Туше »: с французского «трогать, касаться».

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором объясняются основы фехтования и рассказываются различные факты об этом виде спорта.

До чемпионата России - считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.

История

Фехтование - один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие - рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.

Костюмы и оружие

Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков - дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.

Изменился и материал костюмов. Ещё 30-40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар - лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.

Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.

Французская терминология

Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:

Ан гард (En garde) - К бою. Команда участникам занять свои позиции.

Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) - Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.

Алле! (Allez!) - Начинайте! Команда к началу поединка.

Альт! (Halte!) - Стой! Остановка боя.

А друат (À droite) - Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.

А гош (À gauche) - Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.

Кудубль (Coup doubles) - Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.

Па конте! (Pas compter!) - Не считать. Недействительный удар.

Быстрота

Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами - на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.

Общие правила

Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.

Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.

Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании - вида оружия.

Рапира

Рапира - колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9-12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.

Основное в фехтовании на рапирах - право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.

Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Фехтование на рапирах появилось в программе Олимпийских игр 1896 года . В программу олимпийских игр 1900 года входило фехтование уже во всех трёх видах оружия.

    Первоначально фиксация уколов осуществлялась четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки . Начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах вместо боковых судей применяется электрическая система регистрации уколов, . В соревнованиях на рапирах электронная система применяется с 1956 года, а в фехтовании на саблях с 1988 года.

    Правила

    Главная цель спортивного состязания - нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определенное количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника. Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил . Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.

    Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5–2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

    Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

    В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.

    В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

    В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

    Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800 ), а также на электропроводимость .

    Команды в фехтовании

    Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

    • Ан гард (фр. En guarde , К бою ) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
    • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы? ) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
    • Алле! (фр. Allez! , Начинайте! ) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
    • Альт! (фр. Halte! , Стой! ) Остановка боя.
    • А друа (фр. A droit , Направо ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
    • А гош (фр. A gauche , Налево ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
    • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать ). Укол не присуждается никому.

    Фехтование на рапирах (фр. fleuret )

    Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

    Фехтование на саблях (фр. sabre )

    Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

    Фехтование на шпагах (фр. épée )

    Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

    Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны — в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла нам разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.

    Сергей Апресов

    Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

    Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

    Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

    Колоть, а не рубить

    Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.

    Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

    Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

    В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во‑первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

    Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

    Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

    Фонарь рассудит

    Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.

    Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

    Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

    В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

    Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

    Д’Артаньян, ты не прав!

    Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.

    Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

    В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

    «В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

    Один за всех и все за одного

    «Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».

    Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

    Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти и т. д. Время поединка ограничено тремя минутами.

    К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

    Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

    Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по‑французски. Это очень красиво.Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

    Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.

    Идеальное партнерство

    Швейцарский часовой дом Tissot обеспечивает хронометраж на мировых первенствах по фехтованию с 1996 года. Для международной федерации фехтования FIE это партнерство означает безупречно точное судейство, а для швейцарской марки — верность ключевым ценностям: сочетанию традиций и инноваций.

    Словарь рефери

    Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева Па конте! (фр. Pas compter!, «не считать»): укол (удар) не присуждается никому