Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Советы родителям, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Режим дня будущего первоклассника. Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Советы родителям, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Режим дня будущего первоклассника. Как помочь ребенку привыкнуть к школе? Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Вы получили путевку с местом в детский сад? Здорово! Поздравляем! А почему такой испуг и тревога в глазах? Конечно, конечно. Понимаем. Спокойно. Главное, взять себя в руки и успокоиться.

Задача № 1 — помочь малышу адаптироваться. Как?

Совет № 1. Заранее начать готовить ребенка к мысли о саде. Гулять рядом, рассказывать о том, что все взрослые ходят на работу. И дети, когда становятся взрослыми, тоже идут на работу (акцент делается именно на слове взрослый), что ребенок уже большой. Это важно, так как детки все хотят вырасти поскорее. Беседа ведется ненавязчиво, не каждый день, а иногда. Если гуляете, обратите внимание ребенка, когда другие детки идут из садика или в садик.

Совет № 2. Очень важно, чтобы совпадал режим. Минимум за месяц переводите режим на садиковский: ранний подъем, обед в 12 и сон.

Совет № 3. Поиграйте с ребенком в садик. Покажите ему театр, поиграйте с его любимыми куклами или плюшевыми игрушками, чтобы он просто был пассивным слушателем. Берете кукол и все делаете, как в саду. Какая-то игрушка — воспитатель, другая — мама с медвежонком и т.д. Проигрываете полностью весь день: завтракают, гуляют, играют, обедают, спят, полдничают, а потом обязательно делается акцент, что приходят родители за ним... Так как именно разлука и боязнь, что их бросят труднее всего переживаются ребенком. Показывайте каждый день такие спектакли. Обязательно заостряйте внимание на том, что, например, мама-кукла забирает своего ребеночка и хвалит его, что он взрослый, был на работе, что мама за ним пришла, так как в садике никто не остается и всех забирают домой. Это очень важно.

И последнее, никогда не спрашивайте у ребенка, понравилось или нет ему в саду. Зачем бередить его душу. А если он ответит «нет», что будете говорить? Ребенок должен принять сад как данность. Нравится-не нравится, надо ходить. И обязательно хвалить его за то, что он выполняет свой долг и ходит на работу. И вообще всех предупредите, особенно знакомых и бабушек, дедушек, чтоб в душу не лезли. Никогда не обсуждайте и не осуждайте сад в присутствии ребенка, а еще лучше хвалите, что бы там ни произошло. Пришел кто-то к вам, а вы: «Ой, а у нас новость — наш (Миша,Юра,Ваня) стал совсем взрослый, он ходит теперь как папа на работу. Такой молодец».

Конечно, дети разные. Мой сын, когда пошел в сад, тоже, конечно, переживал. Да и я вся на нервах была, но старалась держаться. А он, как мне потом сказал, не боялся оставаться, т.к. помнил сценарий моего спектакля — мамы всегда забирают своих детишек домой. Удачи вам и вашему малышу.

Комментировать статью "Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду"

Адаптация в саду. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет...

Поделитесь опытом. Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Поделитесь опытом. Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала...

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Няни, детсады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Тяжелая адаптация к детскому саду.. Образование. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Тяжелая адаптация к детскому саду. Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в...

Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Проблемы в детском саду. Детские сады и дошкольное образование. Поймите правильно, не хочу возносить себя над другими, это мое...

Раздел: Детский сад (Обращаюсь к тем у кого уже позади период адаптации к детскому саду). Ребенок говорит не пойду в садик (ходил 5 дней оставался на 3 часа). Я пытаюсь с ним разговаривать про садик в позитивном ключе (что там хорошо, и игры и ребятки и тп) но...

У кого дети трейнеры носили, как вы к ним привыкали? Дочка днем еле высидела полчаса с ним, на ночь столько же, причем помимо давления на зубы больно смыкать губы (в том месте, где Посмотрите другие обсуждения: Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Как " привыкнуть " ребенка к детсаду??. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Люди добрые, помогите советом и личным опытом!! Дочке 2 года и 4 месяца. Место в садике получили в конце прошлого месяца.

Что делать?. Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? Советы родителям. Адаптация ребенка в детском саду очень часто проходит непросто.

Как привыкнуть к садику?. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание Девчата, помогите советом, а? Очень нужна новая точка зрения! Маше 2,4, три дня ходим в детсад. Сегодня четвертый день. В сад не пошли, я решила денек дать ребенку отдохнуть от всей этой новизны.

Трудно привыкаем к садику. Мамочки, пожалуйста, помогите советом! Малыш - 2 и 2, дома 9 месяцев. Все это время был с мамой постоянно, дедушки-бабушки последние полгода тоже (живем то у Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Трудно привыкаем к садику.

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Привет, подскажите, посоветуйте, как ребенка 2,5 лучше приучить к детскому садику!

привыкание к детскому саду. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Сад обычный, а ребенок уже привык к хорошему. Вот и скандалит, потому что обычный сад - не самое комфортное место для ребенка.

Детский сад и адаптация детей: что делать летом. Советы по подготовке к детскому саду. Адаптация в детском саду. Адаптация в детский сад. Детсад. Адаптация ребенка в детском саду и яслях. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к...

Тяжелая адаптация к детскому садику!!!. Адаптация к условиям детского сада. Детская психология. Ну, сами представьте, ребенка вырвало, а он потом все равно кушает. Если ребенку в саду не нравится, будет он кушать после рвоты?

привыкание к саду. Нужна консультация психолога. Детская психология. Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? Адаптация к условиям детского сада. Детская психология. Меняет то. что дома куча людей которе не хотят ребенку помочь.

Мы ее отдали в садик на 1 день в неделю, чтобы привыкла к общению с детьми, причем все что она Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде? Адаптация ребенка к детскому саду. Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде?

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и С сентября отдаю ребенка 3-х лет в детский садик. Пожалуйста, подскажите сколько примерно по времени надо для привыкания к садику...

Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду, рассказать о своем опыте. Ребенку 3 года, девочка, начала впервые ходить в садик...

Конференция " Детская психология " " Детская психология ". Раздел: Адаптация к условиям детского сада (истерики после садика). Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Мои дети в саду тоже поначалу ничего не ели.

С началом нового учебного года те, кто живут возле детских садиков, по утрам часто смотрят триллер "Мама, не хочу в сад!". В основном истерики закатывают "новобранцы" - малыши 2-3 лет, которые только начали свое знакомство с детсадовской жизнью. Как облегчить их дебют, знают наши эксперты: Снежана Поплавская, детский психолог-психотерапевт, кандидат философских наук, директор ДРК "Золотой ребенок", и Алена Попова, консультант для мам по тайм-менеджменту, организации быта и воспитанию по системе Монтессори.

Пять популярных ошибок родителей

1. Негативная проекция

Первым важным кирпичиком в фундаменте хороших взаимоотношений ребенка с садом является уверенность родителей в том, что этот шаг очень нужен.

"Если они принимают это решение под давлением близких, но сами сомневаются в его необходимости, ребенок прочувствует это", - утверждает Снежана Поплавская.

То же происходит и в случае, когда родители испытывают страхи, связанные со своим детством или опытом старшего ребенка. Кроха, ощущая их, будет проецировать их на себя и отрицательно реагировать на детсад. Особенно если еще и будет слышать негативные отзывы о воспитателе. В таком случае у него возникнет вопрос: если он плохой, зачем мама меня к нему водит? Важно, наоборот, как можно ярче демонстрировать ваше хорошее отношение к воспитателю.

"Здоровайтесь с ним за руку. А затем пусть он протягивает руку ребенку", - советует Алена Попова.

2. Резкое погружение

Некоторые родители пренебрегают периодом адаптации и сразу же отдают ребенка в сад на полный день. Результатом могут стать истерики только при одном его упоминании. Начинайте с коротких походов - на 1-2 часа, постепенно увеличивая время. Период привыкания каждого ребенка к саду индивидуален.

3. Розовые очки

Частенько родители заманивают детей в сад рассказами о том, что там сплошное веселье и развлечения. Но это далеко от истины. "И когда ребенок это понимает, он может испытать обиду и даже спроецировать проблему на себя: если мама говорила, что сад - это праздник, а мне здесь плохо, значит, это со мной что-то не так", - объясняет Снежана Поплавская. Говорите с ребенком честно, детально распишите ему распорядок дня. Узнавайте заранее расписание занятий и накануне вечером рассказывайте, чем он будет заниматься в саду.

4. Без комментариев

То, что дети не умеют пользоваться часами, не повод не объяснять им, когда вы придете забирать их из сада. В этом случае ребенок весь день проведет в состоянии страха: "А заберут ли меня вообще?". "Расставаясь утром в саду, сообщите малышу, на каком этапе распорядка дня вы за ним придете. И ни в коем случае не опаздывайте", - рекомендует Алена Попова.

5. Поздний подъем

Жалея ребенка и давая ему возможность утром поспать подольше, мы оказываем ему медвежью услугу. "Наш садик находится рядом с домом. Поэтому, разбудив дочку в 8:00, я успевала собрать ее и привести вовремя, к 8:30, - рассказывает киевлянка Елена Литвиненко. - Но я не учла, что ей будет сложно заснуть в 12:30, и именно это стало главной проблемой: дочка рыдала и говорила, что не хочет ходить в сад из-за дневного сна. Подъем в 6:30 решил вопрос: к тихому часу дочка уставала и спокойно засыпала".

Как облегчить расставание с мамой

Многие дети сильно плачут, когда мама уходит. Огромная ошибка - убегать, когда ребенка как-то отвлекут. Так подрывается его доверие к вам и взращивается тревожность, что мама может в любой момент без объяснений исчезнуть. Поэтому важно, даже во время водопада слез, сказать малышу, куда вы идете и когда придете за ним: "после супчика", "после прогулки" и т. п.

Следующие лайфхаки, мы надеемся, помогут снизить градус накала страстей во время утренних расставаний в саду.

1. Если у ребенка очень сильный эмоциональный контакт с мамой, лучше, чтобы в сад его отводили папа или бабушка с дедушкой, а забирала мама.

2. Поговорите с воспитателями и введите какой-то ритуал - до и после сада. "Мы договорились, что дочка будет махать мне в окошко, - рассказывает киевлянка Юлия Самойлова. - Так вот, пока она от двери до окна доходит, уже и истерики нет. А после сада мы идем покупать ее любимые орешки".

3. Договоритесь с воспитателем в частном порядке пару раз погулять вместе с вами и ребенком и оплатите потраченное время. В идеале вообще домой к себе пригласить - чтобы малыш понял, что это "свой" взрослый.

4. Дети рыдают, потому что боятся, что мама их не заберет из сада. Поэтому попробуйте такой ход: пару дней во время адаптации водите ребенка только на вторую прогулку - чтобы он видел, что абсолютно за всеми детками приходят их родители и никто не остается на ночь в саду. С этой же целью - чтобы ребенок не волновался, что вы не вернетесь - оставьте в шкафчике важную для себя вещь (не дорогую, а важную, и ребенок об этой важности знает).

5. Купите "друга для садика". "Дочке было два года и два месяца, когда она пошла сад. Первый день она 15 минут лежала на полу в истерике. Потом подруга-психолог посоветовала купить "друга". Мы пошли в магазин с установкой, что покупаем друга, который очень хочет в садик - чтобы подружиться с детками, узнать много новых игр и т. п., - рассказывает Ирина Светлова. - Дочка выбрала странного небольшого зверька, которого назвала Тоша. Мы весь вечер рассказывали ему, что завтра он пойдет в садик и Анечка познакомит его с воспитателем, со всеми детками и покажет много новых игрушек. Утром она проснулась, схватила Тошу и поволокла его в сад. Молча зашла в группу - и ни одной слезинки больше не было".

6. Завяжите на запястье ребенку "ниточку любви" - как напоминалку, что вы его сильно-сильно любите. Еще можно нарисовать на своей и детской руке одинаковый маленький рисунок (котика, солнышко - что угодно) и сказать, что, если вдруг станет грустно, пусть смотрит на рисунок, а вы будете смотреть на свой.

Сигналы SOS

Когда в сад отправляется ребенок, умеющий хорошо говорить, это дает возможность быстро выявить и разрешить какие-либо проблемы. Но как быть, если малыш еще не говорит или выражает свои мысли недостаточно четко? Вот перечень тревожных звоночков, по которым вы можете определить, что в отношениях ребенка с детским садом что-то пошло не так:

1. Aгрессия на родных, внезапные слезы и истерики (неестественные в досадовское время);
нарушения сна: кошмары, частые тревожные просыпания, периодический энурез (неконтролируемое ночное мочеиспускание);
2. Aутоагрессия (щипание, кусание, царапание самого себя);
3. Hепрекращающиеся болезни - они могут быть психосоматическим проявлением стресса, следствием пережитого страха, с которым малыш не смог справиться;
регресс (ребенок начинает сосать палец, грызть игрушки).
4. Hаблюдайте за тем, как он играет дома, что рисует, какие ситуации воспроизводит с игрушками. Часто в таких играх проявляется воспринятая агрессия или звучат фразы, принесенные из сада. Это может стать сигналом для того, чтобы обсудить ситуацию с воспитателями или даже сменить дошкольное учреждение.

Процесс протекания адаптации

Каждый ребенок реагирует на ситуацию поступления в детский сад по-своему. Кто-то из детей может сразу спокойно пройти в группу, начать играть и взаимодействовать с другими детьми, кто-то сначала только наблюдает, не принимая участие в происходящем. А кто-то из детей может и вовсе отказаться от общения, не принимая никаких предложений, уговоров и постоянно плачет без мамы.

Это поведение объясняется тремя фазами:

  1. Период дезадаптации или так называемая острая фаза. Характеризуется данная фаза частыми заболеваниями, нарушениями аппетита и сна, отказом идти в сад.
  2. Сам процесс адаптации. Характеризуется постепенным привыканием к изменившимся условиям. Поведение со временем нормализуется.
  3. Компенсация. Дети в завершающей стадии начинают вести себя уравновешенно, привыкают к режиму, их эмоциональное состояние изменяется в лучшую сторону. Длительность адаптации в среднем занимает от двух до трех четырех месяцев. Но если при посещении садика есть перерывы, то процесс адаптации может запуститься заново. В таком случае все проблемы повторятся снова.

Как привыкнуть к детскому саду: предстоящие проблемы

На процесс привыкания к детскому саду оказывают влияние некоторые факторы. Вот некоторые из них:

  • домашний режим ребенка не совпадает с режимом дошкольного учреждения;
  • присутствие нежелательных привычек, таких как укачивания при засыпании, сосания соски, бутылки;
  • неумение самостоятельно играть с игрушками, занимать себя;
  • несформированность необходимых навыков (культурно-гигиенических);
  • немаловажное значение имеет возраст ребёнка;
  • уровень здоровья и развития ребенка. Дети, которые не часто болеют, легче переносят адаптацию;
  • особенности индивидуального развития. Какой-то ребенок привыкает тяжело к детскому саду, затем поведение приходит в норму, а кто-то из детей, наоборот, в первые дни ведет себя совершенно спокойно, а затем ситуация ухудшается. Они начинают плохо есть, и часто плачут;
  • особенности биологических факторов. Например, у ребенка присутствуют заболевания, полученные задолго до поступления в сад (травмы, полученные матерью во время родов; осложнения, которые присутствовали при беременности, к примеру, токсикоз);
  • натренированность механизмов адаптации. Те дети, которые чаще бывали в гостях, в разных учреждениях, у знакомых, у родственников, долго пребывали на даче, привыкают к детскому саду лучше, чем дети, которые большую часть своего времени проводили дома.

Главной причиной тяжелой адаптации является отсутствие у малыша опыта общения с другими детьми и взрослыми. Сильнее всего в этой ситуации страдают те дети, общение которых до садика было ограничено слишком сильно. К примеру, если он общался только с мамой или бабушкой. Таким деткам намного тяжелее настраивать контакты. От ширины круга общения до детского сада зависит быстрота формирование отношения с воспитателем и сверстниками. Если малыш до садика мало общался с детьми, то большое количество ребят в группе будет его пугать, вызывать у него чувство тревоги и желание уединиться. Если у ребенка присутствует опыт общения со взрослыми, то с воспитателями ему будет намного проще установить контакт. Согласно статистике, 3 ребенка из 100 сталкиваются со сложностями адаптации именно из-за ограниченного общения в досадовский период. Чаще это единственные дети в семье, или те, которые очень часто болеют.

В каком возрасте отдать ребенка в сад

Сложнее всего привыкание к детскому саду дается детям в возрасте от 10 месяцев до 2 лет.

После 2 лет процесс адаптации протекает легче, так как детки становятся любознательными и их можно увлечь интересными занятиями и новыми игрушками. Кроме того, двухлетки лучше понимают речь взрослого и способны быстро успокаиваться.

По мнению психологов наиболее благоприятный возраст для привыкания к режиму детского сада - это 2-3 года. Именно в этот период малыши стремятся утвердить свое Я, пытаясь быть во всем самостоятельными. Данный период получил название кризиса раннего детства. Именно в таком возрасте режим детского сада может оказать благоприятное воздействие на привыкание к ранее неизвестной социальной среде и, в целом, на становление ребенка как личности.

Но также не стоит отдавать ребенка в сад в самый разгар этого периода, так как процесс может ухудшиться. В сложный период адаптации ребёнок как никогда нуждается в поддержке взрослых, их понимании, так как на его организм наваливается психическая нагрузка, плюс тяжесть адаптация к детскому саду. Поэтому желательно всё же отдать ребенка в детский сад немного позже, когда его адаптационные механизмы немного усовершенствуются.

Еще одним неблагоприятным возрастом для поступления в детский сад является возраст от 4 до 5-6 лет. Данный возраст отличается относительной стабильностью, и любое изменение привычного образа жизни может привести к отрицательным последствиям.

Начало пребывания в новой атмосфере в обществе детского сада может быть расценено как насилие над личностью и утратой индивидуальности. Детские переживания могут повлечь за собой появление таких форм поведения, как капризы, истерики, а иногда и соматические расстройства, например, появление боли в животе, увеличение температуры тела и обострении имеющихся хронических заболеваний.

Дети, попадая в непривычную среду, пытаются при помощи манипуляции вернуться к обычной домашней жизни. Происходит как бы втягивание взрослых в своеобразную борьбу между родителями и малышом, где-то они, то ребенок одерживает победу. Дошкольник действует приблизительно так: сначала в устной форме он рассказывает родителям как ему плохо в садике, если это не срабатывает, то пытается использовать такие методы воздействия, как истерика и слезы, если и они не подействует на родителей, то следующим средством будет болезнь. Но после выздоровления малыша снова отведут в детский сад, где может наступить рецидив.

Не рекомендуется отдавать ребенка в сад, если у вас появился еще один малыш. Хотя, казалось бы, для родителей это существенно облегчит жизнь. Желательно сделать это либо раньше, либо чуть позже. Старший ребёнок, увидев, что в доме появился еще один член семьи, может растолковать свое отправление в сад как изгнание, посчитать, что родители предпочли ему новорождённого. Это не только отрицательно будет воздействовать на адаптацию, но и может ухудшить отношения между детьми.


Способы облегчения адаптации к детскому саду

Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, рекомендуется задолго до поступления в него начать готовить ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Делать это можно при помощи посещения детских площадок, можно так же чаще ходить в гости или самим приглашать домой людей с детьми, учить ребят коллективным играм. Ребёнок столкнется с меньшими трудностями, если сформировать у него до поступления в сад элементарные навыки самообслуживания, такие как - самостоятельно принимать пищу, пользоваться горшком и др.

Использование пустышки или бутылочки с соской может значительно ухудшить адаптацию. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, желательно заблаговременно готовить ребенка к факту поступление в сад, объяснить ему необходимость посещение данного места. Начинайте заранее рассказывать ему о детском саде, примерно за 2-4 недели. Объясняйте, что это за место и для чего ему нужно будет туда ходить, что ему будет там интересно, что он сможет многому научиться. Можно заранее посетить детский сад и познакомить ребенка с воспитателем, чтобы он не просто наблюдал нового человека, а имел возможность пообщаться и познакомиться ближе. Постоянно говорите своему малышу, что очень гордитесь им, что он уже очень взрослый и большой, так как может посещать детский садик. В присутствии ребёнка не говорите о возможных проблемах посещения садика, не вызывайте излишнюю тревогу и страх.

Старайтесь обрисовать для ребенка детский сад исключительно с положительной стороны. Нельзя говорить такие вещи, которые смогут напугать ребёнка или развить в нём чувство тревоги и страха перед неизвестным местом. Нельзя также пугать ребёнка образом воспитателя, говоря, что он будет его наказывать за плохое поведение. Категорически запрещено также говорить такие фразы, которые всерьез смогут нанести вред, например, что вы не заберете ребенка после ужина, если он будет плохо себя вести. Необходимо делать акцент на том, что ребенка никто в саду обижать не будет. Уверьте малыша в том, что бояться ему нечего. Не показывайте малышу свою тревогу за него, так как это может только усугубить его волнение, отвечайте на все заданные им вопросы. За день до первого посещения детского сада напомните ему, что завтра он пойдет в группу, и вы обязательно пойдете вместе с ним.

В целях помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, нужно приучать к нему постепенно. Правильным решением будет в первые дни оставлять ребенка только на несколько часов, время пребывания в саду лучше согласовать с воспитателем. Можно забирать ребёнка или до обеда, или, наоборот, приводить его в вечернее время, когда детей в группе становится меньше и воспитатель может пообщаться с вашим ребенком больше. С воспитателями также можно оговорить режим, к которому привык ребенок, и получить советы как лучше его скорректировать. К тому же вечернее время хорошо тем, что ребёнок увидит, как дети встречаются с родителями, может понаблюдать радость от этих встреч и избежать наблюдения тяжелых расставаний. Времяпрепровождение в саду можно постепенно увеличивать. Сначала, можно прийти за ним после обеда, затем оставить на дневной сон, на полдник и если осложнений возникать не будет, то можно вскоре перейти на обычный режим. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, не рекомендуется самостоятельно затягивать этот, так как ребёнок может привыкнуть к своему особому положению.

Можно взять с собой в сад какой- либо знакомый родной предмет, к примеру, любимую игрушку, напоминающую ему о доме. Игрушка будет товарищем, который «ходит в сад» вместе с ребенком. По приходу домой просите рассказать о том, как игрушке было в саду, понравилось ли, никто ли не обижал, с кем она играла и как себя вела. Ребенок ассоциативно переложит образ игрушки на себя и расскажет непосредственно о своем дне и своих впечатлениях. Приведя в сад малыша, обязательно попрощайтесь с ним, сказав, что вечером вы заберете его домой. Желательно обозначить время, в которое Вы за ним вернетесь, чтобы в течение дня малыш не переживал, постоянно выжидая, когда появится мама, а спокойно занимался и знал, когда Вас ждать. Основную трудность для родителей составляет умение держать себя хладнокровно и не поддаваться на уговоры ребенка забрать его домой, а не оставлять в саду.

Не поддавайтесь манипуляциям, нужно чтобы ваше чадо привыкло к садику, зная, что выбора нет, что посещать сад необходимо и неизбежно. Тогда он перестанет противиться и начнет искать положительные моменты в сложившейся ситуации. Сократите до минимума процесс прощания. Долгое прощание - лишние слезы. Как правило, после ухода мамы, ребенок быстро отвлекаться и успокаивается. Как вариант, можно придумать свой ритуал при уходе, например, он из группы в окно помашет вам рукой, так процесс прощания будет для ребенка менее болезненным. Обязательно похвалите малыша, когда расставание пройдет без слез и спокойно.

В принципе вы можете договориться с персоналом группы и с администрацией садика о своем присутствии в первые дни. Но здесь важно не затянуть расставание, ведь плачь ребенка, может спровоцировать вас забрать его домой. Но такое чередование пребывания в саду и дома может негативно сказаться как на самом ребенке, так и на группе в целом. Ситуация с адаптацией может только усугубиться.

В первые дни рекомендуется, чтобы забирала из сада ребенка мама. Причем, желательно приходить за ним пораньше и не опаздывать. Если большинство детей уже забрали родители, то ваш малыш может почувствовать себя забытым. И не исключено, что на следующий день расставание будет особо проблематичным.

Уделяйте достаточно времени и внимания общению с воспитателем. Интересуйтесь о самочувствии своего ребенка, о его поведении и успехах. Если у него имеется какая-либо аллергия, то об этом обязательно нужно поставить в известность персонал. Если ребенок будет хорошо контактировать с воспитателем, то это благоприятно может отразиться на его самочувствии.


Особенности поведения дома, во время адаптации к саду

Чтобы быть готовыми ко всему, необходимо знать, сколько же времени дети привыкают к детскому саду. Как правило, дети привыкают к детскому саду через 2-3 месяца. На протяжении этого времени нужно быть внимательными, чтобы малыш не решил, что с его прежней жизнью, которая была до сада, навсегда покончено.

В поведении ребенка во время адаптации может наблюдаться раздражительность, может так же наблюдаться ухудшение сна и аппетита. В это время он должен ощутить особую чуткость к себе и внимание. Дома режим дня должен стать более щадящим, а в выходные дни позвольте ребенку самому внести коррективы в свой режим, к примеру, пусть сам составит себе меню.

Интересуйтесь его занятиями в детском саду. Подробно расспрашивайте, что необычного и интересного он узнал в садике за день, чем занимались другие дети, в какие игры он играл и что больше всего понравилось. Если вы будете благодарным слушателем, то ребенку будет интересно рассказывать о садике. Сохраняйте на память все поделки и рисунки, принесенные им из садика, чтобы он знал, что для вас важно то, чем он там занимается.

Если малыш проявит желание подарить рисунок воспитательнице, поддержите его решение. Если появится желание привести товарища, с которым он подружился в саду, то можете считать, что границы жизни в саду и жизни дома теперь размыты, теперь одна является продолжением другой. Это хороший знак, это успех.

Так как, вернувшись из сада, в вашем малыше бурлят эмоции, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, необходимо уделить внимание созданию дома спокойной обстановки, в которой он сможет отдохнуть и побыть наедине с собой. Но так же не забывайте, что он так же скучал и по обществу родителей. Уделяйте ему необходимое количество внимания, отложите ненадолго все свои дела и просто почитайте книжку, поиграйте с ним в спокойную игру, обнимите малыша или просто поговорите о том, о чем он хочет. Если ребенок окружен дома достаточным вниманием и любовью, то и в садике ему будет комфортно.

Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Казалось бы, наконец-то наступил тот долгожданный момент, когда ваш ребенок начал спокойно посещать дошкольное учреждение. Но не всегда все так гладко и безоблачно, как хотелось бы. Бывает, что сложности наступают на 3-4 неделе после начала посещения сада. Однажды, проснувшись утром, когда нужно собираться и отправляться в детский сад, ваш ребенок ни с того, ни с сего расплачется. Может дело в том, что ночью ему приснился кошмар, а может он отказывается идти в сад из-за того, что долго болел и привык быть дома. Что же случилось?

Первые недели ребенок посещал охотно, так как ему было интересно и необычно, его окружало много всего неизведанного и нового, он радовался общению с другими детьми, его переполняла гордость за себя, что он уже большой и, совсем как мама и папа, «ходит на работу». И вдруг, по непонятным причинам, он начинает протестовать, отказывается идти в сад, плачет. Обычно подобное поведение наблюдается у детей, резко предоставленных самим себе или которых отводят с первых дней и забирают посторонние люди, у которых он на попечении. Ребенку становится понятно, что сад лишает его постоянному общению с мамой.

У многих детей, которым, в принципе, в группе уютно и комфортно, замечаются трудности именно в процессе расставания с мамой. Выйти из ситуации можно следующим образом – переложите обязанность отведения ребенка в детский сад на отца. Сообщите воспитателю о сложившихся трудностях. Попросите ее последить в течение дня за поведением Вашего ребенка. Пусть она отметит, как быстро он успокоился после ухода мамы, спустя сколько времени включился в общую деятельность. Возможно, она придумает для него какое-нибудь важное и ответственное задание, которое даст сразу, как только увидит его в группе.

Помните, что проблемы с привыканием могут возобновиться после длительного пребывания дома, например, после каникул или праздников. Проявляйте гибкость, в крайнем случае, можно поступить так же, как в самом начале адаптации – сократить ненадолго время пребывания в садике.

Постарайтесь периодически узнавать о своем ребенке у воспитательницы. Ведь в саду дети зачастую могут сказать больше, чем дома. Возможно, вы узнаете о своем ребенке чуть больше.

Как понять, готовы ли родители отдать ребенка в сад

Как же долго дети привыкают к детскому саду? Время адаптации к детскому саду – период непростой не только для детей, но и для родителей. Если спустя 2 недели ребенок все еще плачет каждый раз, идя в сад, то, скорее всего, вы поторопились, отдав его туда слишком рано. Может быть, малыш еще не «созрел» для сада. А может и сами родители «не созрели» для длительного расставания со своим чадом и своей излишней тревогой сами создают препятствия для полноценной адаптации. Поэтому родителям очень важно следить за своими чувствами, осознавая их природу.

Обязательное условие протекания адаптации – отказ о чувства предательства и вины. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, будьте уверены, ребенок их почувствует, и ему будет в разы тяжелее прощаться с вами.

Сумев справиться с чувствами, доверив своего малыша людям, которые будут находиться с ним рядом, вы обеспечите ему комфортное пребывание в саду. Ведь сейчас только начинают закладываться адаптационные механизмы ребенка, которые он будет использовать в дальнейшем при поступлении в школу и даже во взрослой жизни.

Доверьтесь себе и миру. Научите доверять миру своего ребенка, дайте ему понять, что вокруг безопасно и интересно, тогда ваш ребенок вырастет счастливым человеком.

Для любой мамы, как и для малыша, выход мамы на работу и появление в семье нового человека - это стресс. И стресс этот в случае приглашения няни в семью неизбежен. Но его масштаб зависит от многих моментов, в первую очередь, от возраста ребенка, в котором это событие происходит, а также от того, насколько хорошо удалось подготовить малыша к грядущим в его жизни изменениям. Об этом мы и поговорим.

Хорошо, если у мамы была возможность не расставаться надолго с ребенком в первый год его жизни, плавно завершить кормление грудью, проводить с ним достаточно времени, откликаясь на его потребности и эмоциональные состояния. Такой сценарий позволит сформировать у ребенка базовое доверие к жизни и к миру: мама рядом, а если она иногда уходит, то потом обязательно возвращается. В таком благоприятном случае у ребенка формируется так называемая надежная привязанность.

Но, к сожалению, не всегда в жизни все происходит так гладко и благополучно. И в некоторых случаях вместо надежной привязанности возникает избегающий тип привязанности (такие дети могут почти не реагировать на уход мамы и не проявлять особой радости при ее появлении, бывают замкнуты, дистанцируются) или тревожно-амбивалентный тип привязанности (такие дети могут вести себя противоречиво, непоследовательно, например они просятся к маме на руки, однако, оказавшись у нее на руках, начинают сопротивляться и вырываться, добиваясь, чтобы их спустили с рук, бывают тревожны, назойливы). Более подробно о типах привязанности мы поговорим в следующей статье.

Если мы имеем дело с надежным типом привязанности, можно ожидать, что адаптация пройдет быстрее и легче. В случае избегающего и тревожно-амбивалентного типа привязанности у малыша придется быть деликатнее, бережнее и проявить больше терпения. Кроме того, такая ситуация может быть показанием к дополнительной работе с психологом.

Тем не менее, есть базовые принципы, которые касаются всех детей, и общие рекомендации, которые можно взять на вооружение мамам, выходящим на работу и собирающимся оставить ребенка с няней.

1) Ребенку важна предсказуемость и повторяемость. От этого зависит его ощущение надежности бытия, стабильности. Если что-то происходит не так, как он привык, это его беспокоит, вселяет тревогу. В поведении это будет выражаться в виде капризов, трудностей с засыпанием, нарушения аппетита, истерик.

2) Чтобы с появлением няни (или с подключением помощи бабушки) все прошло максимально гладко, маме необходимо некоторое время, минимум неделю, провести вместе с няней и ребенком. Сначала няня просто находится рядом, наблюдает и запоминает. Потом няня постепенно включается во все процессы, а мама остается рядом, на подхвате.

3) Необходимо очень подробно проговорить с няней все моменты распорядка дня, описать все привычки малыша. Здесь нет мелочей, здесь важно все. С какой игрушкой ребенок привык спать, какой ложкой есть, в каком порядке надевать одежду, как нужно для него резать огурец - вдоль или кружочками… Чем больше привычек останутся нетронутыми на время адаптации, тем лучше.

4) Обязательно поговорите с ребенком о предстоящих переменах. О том, зачем маме надо выходить на работу, что она там будет делать. Что в это время будет делать малыш. Кто с ним будет. Расскажите о своих чувствах, например: «Мне бы очень хотелось быть рядом с тобой, но мне пора возвращаться на работу, потому что…»; «Я, конечно, переживаю, как ты тут будешь без меня, но надеюсь, что все будет хорошо, что у нас все получится». Говорить необходимо с ребенком любого возраста, даже если вам кажется, что он еще не понимает, о чем вы ему говорите. Он поймет главное - ваши интонации, эмоции, которые вы транслируете.

5) Расскажите малышу на понятном ему языке, как будет проходить его день без мамы. Во сколько мама вернется: «После того как ты поспишь днем, съешь творожок на полдник, погуляешь с няней на детской площадке и придешь домой, - я как раз вернусь с работы». И расскажите, что приятного ждет вас вместе вечером: «Мы будем с тобой лепить из пластилина, читать про Глупого Мышонка и играть в лото».

6) Хорошо, если мама сначала будет уходить на несколько часов, потом уже на полдня и в любом случае не будет задерживаться в первое время допоздна на работе, пока ребенок не привыкнет к ее отсутствию.

7) Такие важные ритуалы как купание, чтение перед сном и укладывание не стоит делегировать няне. Это должно быть ваше время с малышом, наполненное общением, близостью и теплом.

8) Очень важна последовательность в поведении по отношению к ребенку всех взрослых, которые участвуют в его воспитании. Важно, чтобы мама и папа пришли к согласию по всем основным вопросам. Что касается няни, в большинстве случаев маме удается донести до нее свое видение ситуации и ожидать (и даже требовать) от нее выполнение принятых родителями принципов воспитания, кормления и ухода за ребенком. А вот у бабушек часто по многим вопросам бывает свое мнение. И договориться с бабушками - целое искусство. Но бабушки и их участие в воспитании любимых внуков - тема отдельной статьи. А мы вернемся к няням.

9) Новая няня может захотеть с первых дней зарекомендовать себя как специалист по раннему развитию, поразить чудесами срочного приучения к горшку, поторопиться проявить свои незаурядные таланты в приготовлении полезной пищи для вашего малыша. Или еще чем-нибудь поразить. Но сейчас совсем не подходящее для этого время. Это нужно объяснить, попросить ее не торопиться с проявлением своих талантов. Сейчас главная задача - минимум изменений, никаких нововведений, сохранение привычного укладка жизни ребенка.

10) Важно проследить, чтобы в период адаптации ребенка к няне не было никаких дополнительных стрессов, таких как переезды, прививки, введение новой пищи, изменения режима дня.

11) Если будет получаться проводить вместе хоть немного времени утром до вашего ухода, это прекрасно. Поваляться вместе в кровати, пообниматься. Вместе позавтракать. И еще немного побыть с ребенком, когда уже пришла няня. Начать во что-то играть втроем. Затем няня с малышом провожают маму и продолжают играть вдвоем или идут на прогулку.

12) Уходить лучше не тайком, не стараться отвлечь и незаметно сбежать. Это может подорвать доверие, ребенок почувствует себя обманутым, будет беспокоиться, в следующий раз постарается быть еще больше начеку, не дать себя отвлечь, будет цепляться и плакать. Лучше спокойно объяснить ребенку, куда и зачем идет мама.

13) Придумайте свой ритуал прощания. Например, накрасив перед зеркалом в прихожей губы помадой, чмокните малыша в ладошку, и он будет еще долго любоваться вашим «поцелуем». Придумайте что-то свое - позитивное, веселое.

14) Пусть у няни будет какая-то своя игра или занятие, которое очень любит малыш, но которым с ним будет заниматься только няня. Это будет исключительно ее прерогатива. Например, рисовать пальчиковыми красками. Если ребенок просит вас порисовать с ним, можно ответить так: «Нет, дорогой, это с няней. Она скоро придет, будете с ней рисовать». Тогда он будет охотнее ее ждать и радостнее встречать. И в моменты, когда малышу особенно не хочется вас отпускать, перспектива такого любимого занятия с няней может очень помочь.

15) Если ребенок не сразу с радостью встречает няню, не хочет с ней оставаться - это совершенно нормально. Но няня - живой человек, возможно ранимый, она может воспринять это на свой счет, может начать тревожиться, что «вдруг родители подумают, что она не справляется». Ее тревога и нервозность неизбежно передастся малышу, и мы получим эффект снежного кома.

Имеет смысл успокоить няню, объяснить ей, что вы понимаете, что дело не в ней. Обязательно нужно давать положительную обратную связь в тех вопросах, где, на ваш взгляд, она хорошо справляется, не забывать говорить, если вы чем-то действительно довольны. Это снизит ее тревожность, положительно скажется и на ее настроении, и на настроении малыша.

16) Эмоциональной настрой няни не стоит недооценивать. Но еще важнее чувства мамы, с которыми она уходит на работу и проводит день вдали от малыша. Если мама нервничает, тревожится, испытывает чувство вины, она будет невольно транслировать это ребенку, и такой эмоциональный фон очень неблагоприятно отразится на его поведении и настроении. Умение успокоиться, позволить себе заняться в жизни тем, что считаешь нужным и важным лично для себя и получать от этого удовольствие, пойдет на пользу не только самой маме, но и всей семье.

17) Ребенку нужна не только любящая и заботливая, но и счастливая, реализующая свои таланты, довольная собой и своей жизнью мама. Приходя домой соскучившейся, она порой может дать малышу больше, чем уставшая от рутины мама-домохозяйка. Качество времени, проведенного вместе с ребенком, важнее количества. Только будьте именно вместе, с ним и для него, не совмещая это время с просмотром телевизора, проверкой или чтением ленты в фейсбуке, а глядя в глаза своему малышу, разговаривая с ним, слушая его, обнимайте, целуйте, читайте, рисуйте, играйте, смейтесь, получайте удовольствие от общения.

Трудности школьного роста

Дети по-разному привыкают к школе. Самыми сложными бывают первые 2-3 недели, а для кого-то адаптационный период растянется на месяц-два. В этот период первоклассники в два раза чаще страдают вирусными заболеваниями, чем старшеклассники. Большинство «первачков» к концу первой четверти худеют, у некоторых могут замедлиться рост и развитие. Из-за переутомления у кого-то из детей артериальное давление повышается, а у кого-то - снижается (но, конечно, все в пределах нормы). Не стоит удивляться, если первоклассник начнет часто жаловаться на головную боль, усталость, плохой сон, снижение аппетита и другие недомогания - все это случается с первоклассниками довольно часто из-за напряжения нервной системы, других систем и органов, но со временем проходит. Учеба - это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело.

Готовь чадо летом…

Укреплять здоровье и выносливость детей необходимо заранее, желательно не менее чем за год до поступления в школу, но и сейчас, весной, начать не поздно. Тем более что лето, которое еще только предстоит, - отличное время для закаливания и гимнастики на свежем воздухе.

Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут его в школе, и по возможности облегчить его адаптацию, родителям будущих первоклассников надо помнить три важных момента:

Режим дня ребенка должен быть максимально приближен к школьному.

Особенность современных детей - быстрая утомляемость. Поэтому ребенок должен уже сейчас обязательно соблюдать такой режим дня, который у него будет, когда он пойдет в школу. Если ваш сын или дочь посещают детский сад, тогда будет проще. Если же ребенок домашний, то придется постепенно приучать его к школьному распорядку дня.

Сбалансированное питание: обязательно горячий завтрак, фрукты, овощи в течение дня. В состоянии стресса (а первые месяцы учебы будут настоящим стрессом для вчерашнего детсадовца) организм в большей степени подвержен инфекции, поэтому правильное питание снизит риск заболеть.

Укрепление иммунитета. Если у родителей будущего первоклассника есть опасения, что ребенок будет часто болеть, лучше заранее проконсультироваться с участковым педиатром или с аллергологом-иммунологом, который поможет квалифицированным врачебным советом, а в случае необходимости порекомендует препараты, укрепляющие иммунную систему. Если у ребенка есть какое-либо серьезное хроническое заболевание, то противорецидивные препараты он должен начать принимать до того момента, как сядет за парту. Все препараты для укрепления здоровья ребенка с хроническим заболеванием необходимо начинать принимать с первого учебного дня, рекомендуют врачи.

Важно

Будущие школьники обязательно должны проходить диспансеризацию.

  • Лор-врач может выявить аденоидные разрастания (их лучше удалить), хронический тонзиллит (необходимо будет провести его тщательное лечение), снижение слуха (установить причину и устранить ее). При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенка посадили поближе.
  • Окулист проверит остроту зрения. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы до начала учебы он успел к ним привыкнуть.
  • Стоматолог удалит и вылечит больные зубы, являющиеся очагом хронической инфекции.
  • Невропатолог выявит повышенную нервность ребенка, нарушение в произнесении слов, заикание.
  • Дефекты речи, если их вовремя не исправить, в дальнейшем отрицательно сказываются на контактах ученика с учителем и одноклассниками, у него могут сформироваться комплексы, часто это ведет к замкнутости ребенка, порой мешает ему хорошо учиться. Исправлять дефекты речи придется вместе с логопедом.
  • Ортопед обратит внимание на начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоско-стопие, нарушение осанки). Их можно будет исправить с помощью лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. Без систематического лечения и специальных упражнений устранить нарушения опорно-двигательного аппарата невозможно.

Очень важно уделить внимание профилактике плоскостопия. Для этого необходима просторная обувь, обеспечивающая свободу движения пальцев, твердые задники, фиксирующие заднюю часть стопы, эластичные нетвердые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе, запрет на ежедневное ношение кедов, чешек (эта обувь предназначена только для физкультурных занятий). Детям полезно ходить босиком по неровной поверхности, по траве, песку или мелким камням, перекатывать ногами шарик, собирать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.

Отнеситесь очень серьезно ко всем назначениям и рекомендациям врачей. От тщательного и полного их выполнения будут зависеть здоровье первоклассника, его работоспособность и в конечном итоге - успехи в учебе.

Режим дня будущего первоклассника

  • 7.00 Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры, подготовка к завтраку.
  • 8.00 Завтрак.
  • 9.00 Занятия по подготовке к школе. Целесообразно проводить два занятия по 25-30 минут с перерывом между ними в полчаса.

Если у ребенка слабая мускулатура корпуса с признаками сутулости, сидение за рабочим столом необходимо часто прерывать и 4-6 раз выполнять выпрямление туловища с вытягиванием и напряженным выгибанием спины сидя. Полезен отдых, лежа на животе.

  • 10.30 Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе.
  • 12.30 Обед.
  • 13.30 Дневной сон
  • 15.00 Свободное время, игры, затем полдник
  • 17.00 Прогулка
  • 18.30 Ужин
  • 19.30 Свободное время, игры
  • 20.30 Подготовка ко сну
  • 21.00 Сон

Подъем можно устроить на полчаса позже - в 7.30. Соответственно изменится время и всех прочих занятий. Соблюдение режима дня поможет ребенку стать более организованным и поможет воспитать у него чувство времени.