Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения   /  Сочинение на тему Путь Васи к правде и добру (6 класс). Путь Васи к правде и добру в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе» (Школьные сочинения). Сочинение на тему:путь Васи к добру и правде В дурном обществе путь васи к добру Рассуждения путь ва

Сочинение на тему Путь Васи к правде и добру (6 класс). Путь Васи к правде и добру в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе» (Школьные сочинения). Сочинение на тему:путь Васи к добру и правде В дурном обществе путь васи к добру Рассуждения путь ва

Прочитав повесть Владимира Короленко « В дурном обществе» я познакомился с мальчиком Васей, сыном судьи. Его мама умерла, когда ему было шесть лет. Папа же любит, жалеет и ласково разговаривает с младшей сестрой Васи – Соней, очень похожей на маму. С мальчиком он строг, хмур и не разговорчив. Ребенок представлен сам себе и чувствует себя одиноким, рос, « как дикое деревцо в поле».

Он, гуляя - бродил, где захочется. Обследуя даже самые запущенные места, например, развалины старого заброшенного замка. В развалинах жили нищие. Главным, среди них, был старый Януш, бывший дворецкий графа. Вася стал свидетелем изгнания из замка людей якобы не принадлежащих к « порядочному обществу» , не католиков и бывшей графской челяди: женщин, стариков, детей, больных и покалеченных. Они ушли и поселились в подвале под склепом возле заброшенной часовни. Васе очень хотелось попасть в часовню, чтобы «осмотреть ее всю, заглянуть внутрь».

Подобную экскурсию, Вася, позвал совершить кампанию «из трех сорванцов», пообещав угостить их за это булками и яблоками из своего сада. Поход совершился, а мальчишка познакомился в подземелье с нищим Вальком и четырехлетней девочкой Марусей. Это были приемные дети Тыбуция Дроба, человека имеющего «непростое, загадочное прошлое». Он очень любил своих детей. Заботился о них: кормил, одевал, лечил. Вася стал часто приходить к своим новым друзьям, когда в подвале не было никого из взрослых. Дети радовались его приходу. Ждали его. Вася никогда и никому не рассказывал о своих новых знакомцах, но он приносил им угощения. Играл с девочкой.

Вася и Маруся были довольны общением, громко смеялись и радовались тому времени, когда они вместе. Жизнь Валька и Маруси была тяжела и голодна, да и жить в постоянной сырости подземелья нелегко. У девочки Маруси не было, никаких игрушек, и когда она заболела Вася, чтобы порадовать ее, втайне от домашних, принес куклу своей сестры, которую Соне подарила мама. Маруся очень обрадовалась игрушке, долго не выпускала ее из рук, а когда Вася, собравшись, домой, хотел забрать куклу, горько заплакала. Вася не смог перенести эти слезы и оставил куклу в подземелье. Дома отец и няня сестры сильно ругали его и требовали объяснить, куда делась игрушка. Мальчик молчал. Его наказали и не разрешили выходить из комнаты.

Вася убежал из дома, пришел увидеться с нищими друзьями. В подвале он застал отца друзей, которому стало понятно, откуда взялась кукла, и кто приносил яблоки и булки его детям. Он похвалил мальчика, сказав ему, что у него доброе сердце, и если оно не станет «черствым» к беде другого все будет хорошо. Вася вернулся домой, где ни о чем, не спросив, его снова наказали. Несколько дней мальчика не выпускали из дома. И вот однажды днем в дверь постучали, на пороге стоял Тыбуций с куклой в руках. Он поговорил с папой Васи, рассказав ему, какой у него хороший сын, заботливый и нежный. Вся история открылась, и отец Васи понял, что был не прав, и обижал своего мальчика не справедливо.

Тыбуций попросил отпустить Васю на похороны Маруси, так как болезнь была очень сильная и девочка погибла. Судья отпустил сына и даже дал ему деньги, на похороны. После этих событий Валек и Тыбуций уехали из этого городка. Вася с сестрой и папой стали ходить на кладбище и ухаживать за могилой. Между отцом и сыном произошел серьезный разговор, после которого их отношения изменились и Вася уже не чувствовал себя уже больше одиноким и никому не нужным. Его жизнь изменилась, стало понятно, что если он будет правдив, и заботлив о близких, то все это приведет его к доброму и для него и для родных.

На уроке беседуем о главных героях повести, слушаем подготовленные дома рассказы учеников о героях повести: Васе, Валеке, Марусе, Тыбурции.

Просим учеников подтверждать свои высказывания цитатами, пересказывать соответствующие эпизоды повести. После выступления одного человека другие, готовившие эту же тему, дополняют его ответ. Делаем выводы,кратко записываем их на доске и в тетрадях. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какие эпизоды изобразил художник.

Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “Дурным обществом” называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.

Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово.

В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, -- пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». -- Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

  • -- Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком? Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.
  • -- Как Вася познакомился с Тыбурцием?

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

Как и когда изменилось мнение Васи от отце?

Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья -- лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.

Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы.

В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”.

Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека. Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!”

Мы можем сделать вывод, чтоТыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Рассказ Короленко «В дурном обществе» иллюстрировал художник Г.Фитингоф. Рассмотрим вместе с детьми его иллюстрации. Удалось ли художнику передать особую атмосферу событий повести?

Домашнее задание. Выполнить письменно 12-е задание (с. 42): объяснить с помощью подбора синонимов и толкования значения перечисленные слова и выражения.

Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение глав «Кукла» и «Заключение».

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


В своей повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко показывает, как под воздействием чрезвычайных обстоятельств формируется личность главного героя повести мальчика Васи, сына местного судьи. Со знакомства с «дурным обществом» начинается для главного героя путь к добру и правде.

Вася рано потерял мать. Отец, убитый горем, перестал обращать внимание на своего маленького сына. Мальчик постепенно отдалялся от отца, искал утешения на улице. Вскоре все окружающие стали считать его пропащим человеком. Из-за этого старая нянька запретила Васе играть с сестрой Соней, которую он очень любил. Соня была последней ниточкой, которая привязывала его к семье, к отцу. Но теперь была разорвана и она.

Все в жизни мальчика вело к тому, чтобы он действительно стал плохим человеком. Ведь постепенно он мог озлобиться на весь мир, и тогда уже ничто хорошее не развилось бы в его душе. Но, к счастью, на пути Васи встретился Тыбурций и его дети, Валек и Маруся. Именно они повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Пропитание добывали себе нередко воровством. Но в их семье Вася нашел то, чего ему так не хватало в родном доме – любовь.

Жили Валек и Маруся в подземелье старой разрушенной церкви. Осматривая развалины, Вася и познакомился с детьми. Его поразила Маруся. Она не смеялась, не бегала. Его сестра Соня, ровесница Маруси, была живым, подвижным ребенком. А Маруся больше сидела. Шумные игры Васи вызывали у нее слезы. А еще Васю поразило то, как заботился о сестре Валек. Как он бережно относился к ней. Приноравливаясь к образу жизни своих новых друзей, мальчик старался обуздать свой непоседливый характер.

Вася боялся встречи с Тыбурцием. Но, познакомившись с ним, он увидел, как сильно этот нищий материально, но богатый душой, человек любит своих детей, как самая малая радость делает эту семью счастливой. Рядом с Валеком и Марусей Вася оттаял душой. Из разговоров с новыми друзьями об отце он узнал его с другой стороны, совершенно ему незнакомой. Он стал лучше понимать ставшего чужим когда-то близкого человека.

Случай с куклой показывает, насколько изменился Вася. В его душе теперь жила любовь не только к умершей матери, к Соне, но и к Валеку, а особенно к Марусе, больной девочке, которая умирала у него на глазах. Новый Вася смог понять и простить отца, потому что узнал правду жизни: не только в чистых домах с достатком живут любовь и забота о близких; нищие тоже могут любить, порой сильнее, чем богачи.

Средняя оценка: 4.3

Мальчик Вася - герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», которое также известно как «Дети подземелья». Он родился в обеспеченной семье, но рано остался без матери. Отец Васи тяжело переживает потерю жены и все душевное тепло отдает маленькой дочери Соне. Неизбалованный вниманием со стороны отца, мальчик все же сохраняет доброту и способность к сопереживанию. Вася любит свою сестру и отца, но не чувствует себя счастливым в своем доме.

Взгляд на свою жизнь у Васи меняется после знакомства с детьми пана Тыбурция Драба - Валеком и Марусей, которые жили в страшной нищете. Дети сблизились и возникшая дружба принесла Васе понимание, что его проблемы не такие большие, по сравнению с жизнью Валека и Маруси. К этому он пришел не сразу, сначала Вася даже мысленно осуждал детей за способ добычи еды, но постепенно стал сам помогать ребятам, приносил им яблоки из своего сада. Особо поразила мальчика Маруся, которая была очень больна, но мужественно переносила свою болезнь и не капризничала. Чтобы облегчить ее страдания Вася даже украл из дома куклу, чтобы подарить Марусе и облегчить ее страдания. Вася искренне переживал за нее, ведь он успел привязаться к девочке. «Маруся, казалось, опять ожила» когда Вася дал ей куклу. К сожалению, смерть все же настигла Марусю, но мальчику удалось сделать ее последние дни яркими и счастливыми. Здесь Вася показал себя как настоящий друг, умеющий разделять не только радость, но и горе, способный прийти на помощь, когда это необходимо. Пусть даже ему пришлось объяснять свой поступок с куклой перед отцом. История с куклой, где Вася проявил себя как человек милосердный, сочувствующий и правдивый, помогла и его отцу осознать, что закрывшись в себе после смерти жены, он отдаляется от своих детей и рискует потерять их в будущем. Он оказался честным судьей, пользующимся уважением людей и смог понять, что его сын очень нуждается в любви и понимании отца.

Прочитав повесть, я задумался, насколько важно иметь любящих родителей и друзей и что еще важнее, ценить эту любовь. Быть чуткими к окружающим людям, стараться понять их и помочь им, невзирая на социальный статус. Ведь быть добрыми, уметь любить и сострадать могут не только люди из «порядочного» общества, но и имеющие «дурное» происхождение.