Меню
Бесплатно
Главная  /  Упражнения  /  Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения. Психологическое обследование ребенка

Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения. Психологическое обследование ребенка

7. Методики психологической диагностики развития ребенка раннего и дошкольного возраста

a) методики диагностики развития бытовой, трудовой, игровой и др. видов деятельности;

Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности Анализ данных проводится по схеме:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ей в действии, достигать результата. Анализируются причины недостижения цели.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать и не расстроиться, если не получилось) и непосредственные желания (за ниматься, когда хочется играть, не выкрикивать ответ, а подождать, пока его спросят и т.п.).

Какие волевые качества сформированы у ребенка:

¾дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на требования (выполняет сразу охотно и точно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет, появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

¾самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и видов деятельности (указать каких), не умеет);

¾настойчивость: может ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации неуспеха, затруднений, препятствий;

¾как реагирует на препятствия в деятельности;

¾организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

¾инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированные волевые качества и привычки. Отмечается аккуратность ребенка при выполнении заданий и во внешнем виде (аккуратно ли он одет, опрятно ли выглядит, стремится ли сохранить аккуратную внешность и одежду).

b) методики диагностики познавательных процессов ребенка и др;

Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех-четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенно раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов: По результатам беседы заполняется п. 3 протокола. Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В пп. 1-4 верным считается правильный ответ в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в п. 5 - верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в п. 6 - «весной», «когда зима кончилась» и т.п.; в п. 7 - «лужн», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в п. 8 «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 - 8 - высокий уровень; 5-6 баллов - средний; А и менее - низкий.

c) методики диагностики речевого развития;

Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования. Данные заносятся в п. 4 протокола, в котором указывается имеющиеся нарушения звукопроизношения. В случае необходимости ребенок направляется на консультацию к логопеду.

Оценка идет по ходу наблюдения за речью ребенка в процессе обследования. Речь ребенка 6-7 лет должна быть связной, грамотной, эмоционально-насыщенной. К этому возрасту ребенок должен начинать наряду с простыми употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Методика. «Назови слова». Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

Методика «Расскажи по картинке». Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

d) методики диагностики личностного развития ребенка;

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.

В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.

Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

Методика «Запомни и воспроизведи рисунок». Методика «Выбери нужное лицо - тест детской тревожности». Методика «Какой Я?». Методы изучения межличностных отношений. Методики: «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии». Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников. Индивидуальная карта психологического развития дошкольника. Итоговая оценка уровня психологического развития ребенка-дошкольника.

e) методики диагностики психологической адаптированости ребенка к дошкольному учреждению;

Метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться школьными психологами для работы с детьми, поступающими в 1-й класс общеобразовательной школы.

f) методики диагностики особенностей общения детей с ровесниками и взрослыми;

В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общителен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка.

По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций заинтересованность ребенка в выполнении задания и т.п.

g) диагностика межличностного взаимодействия в группах детского садика.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, предвидеть их развитие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструированные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в больших по численности группах взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д.

Знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики : 1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического подхода на основе субъектной...

У человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: "У нее долгое прошлое, но короткая история". Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. ...

Доклад

«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой - либотдельно взятом психологическом свойстве. Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого - педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Дети - дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.

Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Важное условие психодиагностики - приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д.

Методы психодиагностического обследования дошкольников

Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования детей, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.

Метод наблюдения

Метод наблюдения - один из главных в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых,- тесты, эксперимент, опрос - имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности. Они, как привило, недоступны детям, особенно в младенческом возрасте.

Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов. Крупный швейцарский психолог Ж.Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д.Б.Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным.

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым и длительным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков , главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

Метод эксперимента

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий - рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

Процедура эксперимента оказывает большее влияние на детей, чем на взрослых. Объяснение этому находят в особенностях детской психики :

    Дети более эмоциональны при общении со взрослым . Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо любезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним.

    Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникаций будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.

    Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый . Экспериментаторам рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, давая тот или иной ответ.

Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.

Тест - это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

Вспомогательные методы

Кроме основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента - используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности- все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как вспомогательный.

Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми - большое искусство. Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.

Заключение:

Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.

Литература:

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.,1967

Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973

Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб., 2002.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1969

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских вохрастах.-М.,1995

Дошкольники обладают различными поведенческими, а также психологическими особенностями. С помощью анализа таких особенностей получают достоверные и максимально точные результаты об уровне развития ребёнка. Психодиагностика позволяет оценить способности ребёнка, особенности его поведения и эмоционального состояния. О том, как и для чего она проводится, поговорим далее.

Психодиагностика детей дошкольного возраста - это принятие решение о психологическом состоянии ребёнка или определённом свойстве его поведения и психики. Данный метод применяют психологи в различных областях своей деятельности. Например, в целях психологического консультирования или коррекции. Чаще всего психодиагностика используется для того, чтобы оценить психическое состояние детей, в том числе и степень их готовности к школе.

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

У детей-дошкольников присутствует множество психологических особенностей. К ним, в первую очередь, относится низкий уровень самосознания. Также у многих детей плохо развиты мыслительные процессы, память и внимание.
Помимо прочего, дети младшего возраста достаточно слабо осознают качества своей личности и не умеют адекватно оценивать своё поведение. Самооценка у них обычно развивается к 4-м годам, но не в полной мере. Психодиагностика выявляет реальный уровень психологического развития малыша и спектр его возможностей, в том числе и потенциальных. Это позволяет правильно выработать определённые меры для коррекции поведения и психики детей дошкольного возраста.

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Методики психологической диагностики детей дошкольного возраста представляют собой основные пути научного познания личности ребёнка. В данный момент существуют сотни методов психодиагностики, но к числу основных относятся следующие:

  • наблюдение;
  • опросники;
  • анализ поведения и деятельности ребёнка;
  • экспериментальные методики.

Методики психологической диагностики дошкольников обычно включают в себя опросники и наблюдение. Также с ребёнком может проводиться беседа. Выбор методов всегда зависит от способностей и возраста ребёнка. Так, в 3-летнем возрасте не применяется тестирование: за ребёнком, в основном, наблюдают в естественных или искусственно созданных ситуациях.

Основные цели психодиагностики детей заключаются в следующем:

  • получение информации о развитии дошкольника;
  • определение темперамента ребёнка;
  • выявление коммуникативных навыков;
  • оценка индивидуальных потребностей малыша и соответствия окружающих условий его потребностям.

Таким образом, психодиагностика - это важнейший метод анализа личности ребёнка, который позволяет выявить возможные проблемы психологического характера и вовремя скорректировать их.

Если вы хотите уберечь ребенка от трудностей в общении со сверстниками, с учебой и выявить его сильные стороны и способности, которые требуют дифференцированного развития, то психологическая диагностика детей в центре «Сократ» поможет вам в этом. Опытные российские психологи и педагоги прошли обучение французским методикам, разработанным на базе Института когнитивной психологии во Франции. Эти инновационные способы высоко информативны как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Центр «Сократ» всегда готов прийти на помощь в трудной ситуации!

Особенности психодиагностики детей

Правильная детская психологическая диагностика немыслима без глубоких знаний дифференциальной и возрастной психологии. Поэтому ее стоит доверять только профессионалам. Они знают, что в каждой возрастной группе нужен особый подход и особенные методы исследования. Так, специалисты центра «Сократ», обследуя новорожденных и детей в возрасте до 3 лет, применяют:

  • экспертную оценку действий и поведения;
  • наблюдение;
  • эксперимент в естественных условиях.

Когда ребенок становится старше, методы обследования можно расширять. С ним можно активно взаимодействовать и заниматься совместной деятельностью, чтобы увеличить поток информации.

Еще одна особенность детей, важная в психодиагностике, заключается в том, что решение конкретных задач и формирование конкретных навыков и умений происходит в определенные возрастные периоды. Так, для того, чтобы ребенок смог успешно обучаться в будущем, он должен в раннем возрасте научиться наблюдать за предметами и происходящим вокруг него. Наблюдение становится возможным в 3-5 месяцев, когда мышцы спины и шеи начинают активно развиваться.

Когда психодиагностика незаменима

Диагностика психологической готовности ребенка к переходу с одного этапа развития на другой необходима всегда. Однако есть ситуации, когда проблема уже появилась и тянуть с ее разрешением не стоит, т.к. она еще больше усугубится. Поэтому родители должны знать эти «тревожные звоночки» и вовремя обращаться к специалистам. Симптомы зависят от возраста.

Для детей 3-7 лет «тревожными» признаками являются:

  • отрицание всего вокруг;
  • капризы и стойкое упрямство;
  • драчливость и агрессивность;
  • страхи, присутствующие в дневное и ночное время;
  • задержка развития речи;
  • интеллектуальная задержка развития;
  • застенчивость;
  • отсутствие интереса к другим детям и различным играм;
  • полученные травмы;
  • частые болезни, в особенности простудные;
  • повышенная возбудимость и повышенная активность;
  • нежелание общаться;
  • поведение деструктивного типа – порча одежды, предметов обихода, игрушек и т.д.;
  • внезапные эмоции, несоизмеримые с внешними обстоятельствами.

В возрасте 7-12 лет проблемы в основном первично связаны с процессом обучения в школе. Поэтому чтобы их избежать, важно проводить диагностику психологической готовности ребенка еще на дошкольном этапе. Но если по каким-то причинам это не сделано, то необходимо сразу же заподозрить возникшую проблему и вовремя обратиться к специалистам в центр «Сократ», которые помогут в любой, даже казалось бы, безвыходной ситуации. Итак, родителей должны насторожить следующие проблемы в возрасте 7-12 лет:

  • трудности при обучении письму и чтению;
  • недоразвитие речи;
  • затрудненная адаптация к школе или другому микросоциуму;
  • нежелание посещать школу (гимназию, лицей);
  • плохая успеваемость, особенно если изначально она была хорошей, а затем снизилась;
  • невозможность организовать свое время и рабочий процесс;
  • конфликты со сверстниками;
  • затрудненное запоминание;
  • неоднократные эпизоды лжи;
  • невозможность концентрировать внимание и рассеянность;
  • конфликты с родителями;
  • обидчивость;
  • частые или резкие перепады настроения;
  • эмоциональная лабильность – беспричинный смех или слезы;
  • недоверие к себе или окружающим;
  • внезапный/необоснованный страх или агрессия.


Как проходит диагностика в центре «Сократ»

Психологическая диагностика развития ребенка в центре «Сократ» состоит из 3 встреч, каждая из которых решает конкретные задачи и достигает поставленных целей. В процессе обследования наши специалисты используют тесты международного уровня, учитывающие достижения когнитивной и экспериментальной психологии, психодинамики и нейропсихологии.

Первая встреча

Первая встреча – это собственно очерчивание главной проблемы, которая беспокоит родителей (ребенок не хочет играть или учиться, не усидчив, чересчур активен и т.д.). Только на первый взгляд она так просто формируется. Специалист же на этом этапе проводит ее детализацию – выясняет, при каких обстоятельствах наблюдается эта проблема, что влияет на ее выраженность, в чем она еще проявляется и т.д. Ряд наводящих вопросов помогают клиническому психологу понять суть происходящего и, какие методики необходимо применить, чтобы найти правильное решение проблемы.

Вторая встреча

Это самый трудоемкий этап исследования для психолога. От ребенка требуется выполнить целую серию тестовых заданий. Психологи фиксируют все происходящее в листе наблюдения. Ничего не должно ускользнуть от взгляда специалиста – ни слово, ни цифра, ни рисунок, ни действие, ни бездействие, одним словом «Ничего».

На этом этапе психолог в течение 6-10 часов обрабатывает полученные данные. Это позволяет ему увидеть не только явные свойства личности, но и заметить те, которые скрыты в глубине. Итогом второго этапа является психологическое заключение, составленное по результатам диагностики. Обычно оно имеет объем около 20 страниц. В заключении представлен полный психологический портрет ребенка, анализ его особенностей, подробные комментарии и практические рекомендации, которые важны для родителей и воспитателей. В приложении представлены шкалы, описания, рисунки и другие материалы.

Третья встреча

На этом этапе психолог доступно и подробно разъясняет родителям полученное психологическое заключение – интерпретирует значение показателей, делится своими профессиональными наблюдения за действиями ребенка, обозначает круг актуальных проблем, прогнозирует направление развития и обучения, рекомендует приемлемые для данного ребенка методы воспитания и общения, дает рекомендации по развитию способностей. В ходе этого этапа определяются основные задачи и цели на ближайшее будущее и методы их решения. После третьей встречи родители уже видят не проблему, а ответ на поставленный вопрос. Теперь они знают, как помочь ребенку, чтобы полностью раскрыть его потенциал.

Наши услуги

Детские психологические диагностики в центре «Сократ» основаны на следующих тестах:

  • измерение интеллекта детей и подростков;
  • определение особенностей и тенденций личностного развития;
  • выявление способностей;
  • диагностика нарушений личностного и интеллектуального развития.

Психологическая диагностика ребенка 5-7 лет в нашем центре также включает в себя определение его готовности к процессу обучения. Зная это, родители смогут ориентироваться, в каком возрасте отправлять своего ребенка в школу и какое учебное заведение выбрать.

Также наши специалисты проведут психологическую диагностику родителей. Полученные результаты будут сопоставлены с результатами обследования детей. На основании этого выдаются конкретные рекомендации относительно правильного воспитания в семье, и составляется прогноз возможных проблем.

На нашем сайте можно пройти ознакомительный вариант теста по выявлению способностей ребенка . С его помощью родители поймут, в каком именно направлении надо двигаться, чтобы максимально раскрыть детский потенциал. Однако этот тест не заменяет консультацию психолога, он дает лишь ориентировочную информацию.

Психологические границы - очень сложное и широкое понятие, включающее в себя философские, биологические, социологические и другие составляющие. Тщательный теоретический анализ позволяет предположить, что можно выделить следующие стороны рассматриваемого феномена: динамическую (контроль, регуляция, активность, «чувствование» и понимание границ «Я») и инструментальную (способы защиты границ «Я» - физические, вербальные, эмоциональные, рациональные и пр.).

Что необходимо оценивать при диагностике психологических границ у детей? Среди основных параметров назовем следующие.

- - способность к статичному положению границ Я, обеспечивающая сохранность чувства «Я». Это способность удерживать психологические границы закрытыми. Например, границы могут контролироваться жестко (никого не пропускают), слабо (кому-то разрешено «шалить» и нарушать спокойствие) или не контролироваться совсем (любое воздействие выводит из равновесия).

- - способность изменения пространственной составляющей изучаемого феномена, обеспечивающая взаимодействие с окружающей средой. Этот параметр указывает, как ребенок «соседствует» с чужим мнением, границами, физическим пространством: с трудом или же достаточно просто и легко.

- - способность выходить за пределы собственных границ. Скажем, границы могут быть самостоятельными, активными, когда ребенок сам инициирует какие либо адаптивные действия, или же стереотипными, пассивными, когда повторяются действия авторитетного лица.

- Осознанность и «чувствование» психологических границ - понимание наличия границ.

- Способы защиты границ «Я» (реакции на нарушение правил, на поведение в проблемных ситуациях и пр.).

(Полное описание данных критериев и способов их проявления см. в приложении.)

Остановимся на общих тенденциях нормативного развития в период детства, которые служат отправными точками для анализа полученных данных. От 2 до 10 лет должны образоваться следующие особенности границ «Я», свидетельствующие о психологическом здоровье и благополучии:

— «чувствование», а в дальнейшем понимание наличия психологических границ как у себя, так и у другого человека;

— умение пользоваться динамическими характеристиками, отсутствие жесткости и статичности психологических границ;

— богатство проявлений (маркеров) границ «Я», то есть широкий спектр способов защиты психологических границ.

«Слабость» каждого выделенного критерия, его малая представленность в структуре границ «Я» говорит о том, что развитие личности идет по некоторой искаженной траектории и необходимо приложить специальные усилия, чтобы помочь ребенку развиваться гармонично.

Данные критерии развития психологических границ достаточно общие, однако позволяют задать направление оценке границ Я у различных групп детей. Отметим, что на данный момент не существует диагностических инструментов, ориентированных на изучение границ «Я» у детей 2–10 лет. Поэтому мы разрабатываем нестандартизированные методики. Данные методики предполагают наблюдение за ребенком и оценку его границ «Я» с опорой на вышеперечисленные критерии (см. таблицу в Личном кабинете).

Методика «Чтение сказки «Три медведя»

Цель: описание сущности феномена границ «Я» у детей 2–10 лет, выявление актуального развития психологических границ и зоны развития. В этой сказке наиболее ярко проявляется нарушение психологических границ, она богата примерами для обсуждения, что позволяет сформулировать основные представления детей об изучаемом феномене. В ней присутствуют категория «дом», которая символизирует для дошкольников безопасность, уверенность, и, что самое главное, понятие о нарушении «моего жизненного пространства», что позволяет спровоцировать изменения в состоянии границ «Я».

Этапы

1. Чтение сказки «Три медведя»

Психолог зачитывает сказку, наблюдатели в это время кратко фиксируют эмоциональное состояние, комментарии и особенности спонтанного поведения детей во время прослушивания. Все данные заносятся в таблицу наблюдений в виде краткого описания реакций и ответов детей. Цель данного этапа: прояснение актуального состояния психологических границ у детей 2–10 лет, описание границ «Я» «в покое и напряжении».

2. Обсуждение содержания

Психолог предлагает детям для обсуждения следующие вопросы: хорошо или плохо поступила девочка, зайдя в дом к медведям, почему? Что вас огорчило / взволновало / рассердило / обрадовало в сказке, почему? Если бы вы нашли дом, постучали, вам не открыли, что бы вы сделали, почему? Можно ли заходить в дом без спросу, почему? В каких случаях можно? Если в ваш дом зайдут без спросу, что вы сделаете, почему? В каких случаях к вам можно заходить без спросу, почему?

Цель данного этапа: оценить понимание и актуальное состояние границ «Я», то есть проявляют ли дети негативные реакции при нарушении их границ, отслеживают ли сам факт нарушения, каким образом реагируют и пр. Ответы и особенности поведения, вербальные реакции также строго фиксируются и заносятся в таблицу наблюдений.

3. Инсценировка проблемной ситуации

«Девочка без спросу зашла в дом к медведям, пользуясь их отсутствием. Через некоторое время хозяин дома вернулся и увидел нежданную гостью». Психолог предлагает детям стать Машей (символом интервенции в чужие психологические границы) и Медведем (символом нарушенных границ и способов защиты границ «Я») и показать, как они будут себя вести в прочитанной истории. Организационно проводится следующим образом: дети разбиваются попарно и разыгрывают сценки, меняясь ролями. Целью этого этапа является описание феномена на уровне действий, то есть мы оцениваем состояние границ во время собственной и чужой интервенции, а также способы их защиты. Очень важно использовать как можно больше прилагательных для описания наблюдаемых реакций.

Методика «Мой дом

Цель: описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты. Материалы: кубики, различные конструкторы, строительные блоки, ленты, нитки, напольный конструктор, пуговицы, ткань, стулья и пр. Этапы

1. «Постройка дома»

Цель: сбор эмпирического материала на уровне действий. Психолог предлагает построить дом из предложенных вариантов на любом понравившемся свободном месте в комнате: «Друзья, у каждого из нас есть дом. В нем мы себя чувствуем хорошо и спокойно. Я предлагаю вам построить свой дом здесь. Посмотрите вокруг: здесь лежат различные материалы, из которых можно построить свой дом. Подумайте, что вам может понадобиться. Оглянитесь вокруг: где бы вы хотели построить свой дом в этой комнате, в каком месте? Возьмите необходимые материалы и постройте дом в выбранном месте».

Психолог помогает детям организовать процесс, однако не нарушает свободной и спонтанной игры, вмешиваясь в конфликты только в крайнем случае (физическая или вербальная агрессия, действия, которые угрожают безопасности ребенка). В это время отмечается пространственное расположение дома, его физические характеристики (размер, использованные строительные материалы, наличие/отсутствие соседей, внутреннее устройство дома - количество комнат/этажей, украшения), способ строительства (находился внутри дома или снаружи, просил ли помощи или строил самостоятельно, делился строительными материалами, отбирал, брал первым или ждал, пока все наберут, конфликтные ситуации, их причины, способы преодоления и пр.). Необходимо зафиксировать как результат игры, так и поведение ребенка в процессе строительства.

Данный материал позволяет охарактеризовать психологические границы ребенка на уровне представлений и символов, а в дальнейшем сравнить с вербальным описанием. Полученные различия позволят сделать предположения о реальном развитии границ «Я» и об их идеальном представлении, это некоторая зона развития изучаемого феномена.

2. «Рассказ о своем доме»

Цель: сбор эмпирического материала на уровне представлений и ощущений. Психолог предлагает детям рассказать о своем доме: «Друзья, каждый из вас построил свой дом. У каждого он свой, особенный. Давайте устроим экскурсию, и каждый расскажет, какой у него дом, как он устроен, что в нем есть». Психолог предлагает каждому ребенку рассказать о своем доме, сам же фиксирует ответы и особенности поведения в таблице наблюдений. Важно отмечать также реакцию рассказывающего ребенка на чужие комментарии, это дает информацию о способах регуляции, контроля и защиты границ «Я» на вербальном уровне.

3. «Приглашаем в гости»

Цель: описание контроля, регуляции и способов защиты границ «Я» на уровне действий. Психолог предлагает детям поиграть в гости: «Друзья! Часто мы приглашаем в свой дом гостей, чтобы нам было интереснее и веселее жить. Оглянитесь вокруг: кого из ребят вы бы пригласили в гости? Или вы бы пригласили других людей? Или сказочных героев? Что вы предложите делать гостям?».

Организационно это выглядит следующим образом: хозяин выбирает тех детей, которых хочет пригласить в гости (либо называет имена тех, кого бы хотел видеть рядом с собой - близких, других людей, сказочных персонажей и пр.), и зовет их в свой дом. После размещения в доме психолог предлагает хозяину рассказать, как он будет развлекать своих гостей. Затем (если позволяют условия) можно инсце нировать эти ситуацию.

— Что вы будете делать, если ваши вещи без спросу будет трогать сестра/ брат или незнакомый гость?

— Что вы будете делать, если ваша сестра/брат или незнакомый гость будут шуметь ночью и мешать вам спать?

— Что вы будете делать, если ваша сестра/брат или незнакомый гость будут смеяться над вашим рисунком?

Все ситуации можно разделить на две группы: реакция на близкого человека и на незнакомого, которые затрагивают различные сферы психологической суверенности (сферу вещей, привычек, ценностей, территории). Предполагается, что реакция на «чужих» и «своих» будет различной. Расхождение между этими реакциями будет говорить о динамических характеристиках психологических границ, о различиях в способах защиты границ «Я». Все данные строго фиксируются.

Методика «Пирог»

Цель: описание состояния психологических границ и способов их защиты. Материалы: большой ковер, свободная от мебели комната.

Инструкция. Друзья! Каждый из нас любит вкусно поесть. Перед нами лежит пирог, очень аппетитный. Скажите, какой кусок вы выбрали бы себе (из середины или с краю, большой или маленький, с украшением или без и пр.)? (Данные подсказки желательно не использовать, предоставляя детям возможность самим дать описанием желаемого.) Сейчас займите столько места на ковре, сколько пирога вы хотели бы съесть. Почему вы выбрали именно это место? Каждому ли достался именно такой кусочек, о котором он мечтал? Всем ли удобно на ваших местах, почему? Что нужно сделать, чтобы стало удобнее? Расскажите, почему вы достойны самого большого и вкусного куска?

В основе методики лежит архетипический стимул «еда», который актуализирует у ребенка оппозиционную позицию «я - другие», так как предполагает обращение к витальной потребности и ее ограниченному ресурсу. Такое противопоставление дает возможность описать состояние психологических границ у детей в интерперсональном пространстве, то есть в ситуации необходимости учета границ «Я» другого человека. Во время проведения методики необходимо зарисовать схему расположения детей на ковре, отмечая размер занимаемого места, зафиксировать эмоциональные и поведенческие реакции детей на задание и вопросы.

Примеры

Благодаря описанному диагностическому инструментарию, можно охарактеризовать специфику психологических границ у детей 2–10 лет. Для удобства можно воспользоваться таблицами наблюдений (см. приложение 1 в Личном кабинете), отмечая выраженность той или иной характеристики психологических границ. Описанные методики имеют большую практическую ценность, поскольку их можно использовать в коррекционной и развивающей работе, помня одну из основных функций психологических границ в возрасте 2–10 лет - поддержание необходимого уровня адаптации к условиям окружающей среды.

Рассмотрим, как можно использовать описанные методики в практической работе.

Мальчик, 7 лет . Родители и педагоги жалуются, что он никому не может отказать, соглашается на любое действие, даже то, которое заведомо принесет ему неприятности, никогда не заявляет о своих желаниях, руководствуется чужим мнением. Интеллектуально мальчик очень развит, начитан, воспитан. В результате исследования выяснилось, что он не чувствует своих психологических границ, что выражалось в неумении сказать «нет», отказаться от предложенных «шалостей». Была проведена психологическая работа, после которой мальчик стал прислушиваться к себе, заявлять о своих желаниях.

Девочка, 9 лет . Учителя и родители отмечали некоторые особенности поведения, в частности сильное сопротивление всему новому (отказывалась пересесть на новое место в классе, надевать новую одежду, утверждая, что она неудобная, и пр.). Мир делит на «черное и белое» без оттенков, дружит только с одной девочкой, не предпринимая попыток наладить контакт с остальными одноклассниками, при том что в классе достаточно благополучная атмосфера. Отказывается принимать участие в общеклассных мероприятиях (экскурсии, чаепития), хотя очень хочет этого и пр. Девочка способная, успешно обучается, понимает «нелепость своей позиции, но ничего не может с собой сделать» (по ее словам). Во время участия в исследовании выяснилось, что психологические границы у нее очень жесткие, закрытые, она не умеет изменять их состояние в соответствии с условиями среды. Была проведена специальная работа, в ходе которой девочка училась видеть различные варианты поведения и выбирать наиболее оптимальный и комфортный для нее.

Мальчик, 4 года . Воспитатели и родители отмечают высокий уровень вербальной агрессии по самому незначительному поводу (кто-то посмотрел, случайно задел, потрогал его игрушку или одежду). Мальчик сообразительный, веселый, дружелюбный, всегда после своих «срывов» просит прощения у обиженного. В результате проведенной диагностики выяснилось, что это единственный знакомый ему способ защиты границ «Я», отмечена также их узость. На основании полученных данных была проведена психологическая работа, позволившая мальчику научиться более адекватным способам защиты границ «Я», а также укрепить представление о собственных границах.

Диагностика состояния психологических границ

Описание методик и критерии наблюдения

Приложение

Примерные критерии описания границ Я у детей 2–10 лет

Категория наблюдения Критерии описания

Контроль психологических границ – способность
к статичному положению границ Я, обеспечивающая сохранность «чувства Я»

— Способность удерживать границы закрытыми, пресекать любые попытки изменить знак , нарушить психологическое благополучие.
— Границы контролируются (лишних гостей не пропускают), т.е. избегает вторжения других людей, старается избежать контакта.
— Границы контролируются слабо (кому-то разрешено «шалить» и нарушать спокойствие хозяина дома).
— Границы не контролируются (любое воздействие выводит хозяина дома из равновесия).
— Умение контролировать свое пространство: каким образом дети удерживают границы закрытыми, жесткими.
— Возможности развития контроля границ Я (осваивает новые способы контроля или придерживается привычных)

Регуляция психологических границ – способность изменения пространственной составляющей изучаемого феномена, обеспечивающая взаимодействие
с окружающей средой

— С трудом «соседствует» с чужим мнением, границами, физическим пространством.
— Достаточно просто и легко осваивается с чужим мнением, соседством.
— Легко и безболезненно осваивается с чужим мнением, приспосабливается
— Не меняет мнения при наличии другого.
— Меняет мнение, но старается учесть свою точку зрения.
— Легко отказывается от своего мнения.
— Границы статичны (гостей нет или только один).
— Границы средне «растяжимы» (2–3 человека).
— Границы очень широкие (4 и более человек в гостях).
— Границы регулируются (т.е. изменяют свою пространственную характеристику: шире, уже и пр.) самостоятельно.
— Границы регулируются только в критических ситуациях самостоятельно.
— Границы не регулируются самостоятельно, регулируются только с помощью взрослого.
— Границы не регулируются самостоятельно, только с помощью другого ребенка.
— Гостям позволяют делать все, что они захотят.
— Защищает только наиболее значимые области.
— Защищает все свое пространство.
— Хозяин дома принимает на себя ответственность за досуг гостей.
— Гости сами выбирают занятия у хозяина.
— Реакция гостей на предложения хозяина отрицательная /положительная / нейтральная.
— Как регулирует границы, чтобы обрести благополучие: физически (отодвигается и пр.), вербально (просит отодвинуться и пр.), активно-пассивно, агрессивно-мягко, с помощью взрослого – самостоятельно.
— Умение регулировать свои границы: каким образом дети делают границы гибкими, проницаемыми, открытыми.
— Возможности развития регуляции границ Я (осваивает ли ребенок новые возможности регуляции границ или придерживается привычных)

Активность психологических границ – способность выходить
за пределы собственных границ

— Границы самостоятельны, активны, сам инициирует какие-либо адаптивные действия.
— Границы стереотипны, пассивны, действия повторяются за авторитетом.
— Нарушение чужих границ без разрешения.
— Остановка перед чужими границами.
— Спросить разрешения, чтобы нарушить границы.
— Умение проявлять активность: каким образом дети делают свои границы активными, за счет чего (ждет указаний от взрослых/сверстников, ждет изменения внешней ситуации, сам инициирует свои действия)

Осознанность и «чувствование» психологических границ

— Понимание границ есть.
— Понимания границ нет.
— Чувствование границ есть.
— Чувствования границ нет.
— Чувствует наличие границ у других.
— Не чувствует наличия границ у других

Способы защиты границ Я

— Реакция хозяина на нарушение правил: директивно запрещает, мягко уговаривает, допускает и исправляет (приводит в порядок дом).
— Реакция хозяина в проблемных ситуациях: нарушение чужих границ (обзывательство, выраженная агрессия и пр.), защита собственных (призыв действовать по правилам, выражение собственных чувств к происходящему, поиск помощи, чтобы решить ситуацию), попустительство (делайте, что хотите, я потом все сам приведу в порядок).
— Защита границ: активная/пассивная, вербальная/физическая, агрессивная/конструктивная и пр.
— Предпочитаемые способы защиты границ от близкого человека: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
— Предпочитаемые способы защиты границ от знакомого человека: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
— Предпочитаемые способы защиты границ от незнакомца: физические/вербальные, активные/пассивные и пр.
— Уникальность способов защиты, нарушений и пр. границ своих и чужих (неповторимые способы, отличающиеся от других, не копирует способы поведения других детей).
— Способы защиты, нарушения границ своих и чужих стереотипны.
— Умение защищать свое пространство: каким образом дети отстаивают свои интересы.
— Возможности развития защиты границ Я (осваивает новые способы защиты границ Я или придерживается старых)

Описание сущности феномена границ Я у детей 2–10 лет

— Знак эмоции при прослушивании задания.
— Знак эмоции при выполнении задания.
— Знак эмоции после выполнения задания.
— Протяженность границ во времени: настоящее, будущее, прошлое.
— Знак эмоций при нарушении чужих границ (на словах и в действии).
— Знак эмоций при нарушении собственных границ (на словах и в действии).
— Негативная реакция на вторжение.
— Положительная реакция на вторжение.
— Нейтральная реакция на вторжение.
— Символы границ тяжелые (камни, кирпичи, стулья, столы и пр.).
— Символы границ легкие, прозрачные, «символические» (пуговицы, уголки дома между ними – невидимая граница и пр.).
— Символы границ аморфные (ткань, нитки и пр.).
— Отводит много места в физическом мире.
— Отводит мало места в физическом мире.
— Отводит среднее количества места в физическом мире.
— Границы целенаправленны (ребенок первоначально обдумывает свой план действий).
— Границы стихийны (берет материалы, что-то делает, а потом задумывается о цели действий).
— Границы учитывают условия реальности (спрашивает мнения у других детей, разрешения, договаривается и пр.).
— Реакция на действия близкого человека: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
— Реакция на действия знакомого человека: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
— Реакция на действия незнакомца: позволяет нарушать все области суверенности / не позволяет совершать каких-либо действий.
— Что входит в понятие «мое».
— Физическое размещение: в центре, с краю, посередине, ближе к друзьям

Границы Я
во взаимодействии

— Забота о собственных границах: воздействие на других (физическое, и пр.) – воздействие на себя (смириться, не обращать внимания, успокоиться, сжаться и пр.).
— Признаки, по которым ребенок понимает, что ему неудобно: тесно физически, рядом находится кто-то неприятный, далеко от друзей/взрослого.
— Описание собственных границ: мне сейчас удобно, потому что…
— Обоснование важности сохранности собственных границ (я – хороший, потому что…): самодостаточность, ориентация на других, обладание материальным, социальные или учебные успехи и пр.
— Поведение во время игры: независимое, самостоятельное – копирует, повторяет, уверенное/неуверенное.
— Ответы на вопросы: независимые, частично услышанные, повторенные за авторитетом/другом.
— Реакция на возможное (предполагаемое) нарушение границ (новое задание): страх, отказ, радость, удивление и пр.
— Выполнение задания: медленно/быстро, самостоятельно – с помощью эмоциональной поддержки; независимо – копируя авторитетное лицо – слушаясь любого.
— Осознание личного пространства (требуется ли для поддержания благополучия «тайное» место, одинокое).
— Наличие возможности контролировать нахождение других людей в личном пространстве (может ли ребенок и каким образом контролировать людей, находящихся в его пространстве).
— Количество взрослых – регуляторов поведения (количество «моралей»).
— Ощущение своей уместности в мире (наличие своего места).
— Желания четкие, осознанные.
— Желания стереотипны, скопированы с других детей.
— Желания смутные, ребенок с трудом понимает, чего и каким образом он хочет достичь.
— Есть ли преграды на пути исполнения желаний /решений.
— Широта жизненного пространства (сколько сфер жизни есть у ребенка).
— Степень принятия сфер жизни как своих (сад – мой/не мой, дом мой/не мой и пр.).
— Степень заселенности пространства (сколько значимых людей ребенок впускает в свои границы).
— Самостоятельное принятие решений.