Меню
Бесплатно
Главная  /  Диета   /  Тренинг для детей 8 лет сказкотерапия. Сказкотерапия «Снимаем маски» (психологический тренинг для педагогов) методическая разработка на тему. Упражнения по танцевальной терапии

Тренинг для детей 8 лет сказкотерапия. Сказкотерапия «Снимаем маски» (психологический тренинг для педагогов) методическая разработка на тему. Упражнения по танцевальной терапии

Упражнения по музыкотерапии

«Убегающий звук»

Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.

«Хрустальная вода»

Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет.

«Импровизация на музыкальных инструментах»

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.

«Мелодизация призывов»

Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…»,»Какая удача, какая радость…» и т.д.поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»

Детям предлагают пропеть звуки:

-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,

-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,

-«и-и-и»- «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,

-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.

«Дирижер»

Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.

«Составь портрет»

Ребенку предлагают составить портрет друга, мамы, и др. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук.

Упражнения по изотерапии

«Художники – натуралисты»

Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражненияв процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.

«Самоцветы»

Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.

«Чудо - рисунок»

Ребенку предлагают нарисоватьчто – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей,птичек и пр.).

«Кляксы»

Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.

«Ваш мир в красках, формах и линиях»

Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая).

«Разноцветная вода»

Ребенку предлагают раскрасить воду в небольших баночках: сделать сердитую, добрую, веселую воду и пр. Взрослый показывает, как с помощью краски одного и того же цвета можно получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение воды».

Упражнения по сказкотерапии

«Сказка наоборот»

Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные

«Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку», сочиняют сказку. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце упражнения проводится обсуждение: что дети чувствовали, что делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п.

«Придумай сказку»

Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

«Сказка»

Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя».Ребенок должен попробовать исполнить все ролитечение одного упражнения..

Упражнения по танцевальной терапии

«Гармоничный танец»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре закрывает глаза или одевает повязку - ведомый. Другой – ведущий -встает напротив первого. Дети в паре прикасаются друг к другу ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперед, назад, не разъединяя рук. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения. Не допускается замена ролей: ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

«Маски» для детей с 6 лет

На бумаге рисуются страшные маски. Каждый участник выбирает себе любую, танцует дикие танцы. Можно побегать, догоняя друг друга. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

«Водный карнавал»

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских коньков, морских звезд, русалок, ракушек, крабов и т.д. по своему выбору. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит каждого участника.

Аналогично проводятся упражнения «Воздушный бал», когда дети становятся птицами, бабочками, кузнечиками, и «Дискотека кузнечиков». Меняется только характер музыки.

«Танец огня»

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в ту, то в другую строну, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются).Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Упражнения по двигательной терапии

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «Горлова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом»

«Гусеница»

Играющие садятся на корточки друг за другом и плотно обхватывают соседа спереди за талию. Первый играющий – «голова» гусеницы. Он определяет траекторию движения. Задача других детей - двигаться за «головой» и сохранять при этом целую гусеницу.

«Поварята»

Все дети встают в круг -это кастрюля. Выбирают, что будут готовить: суп, компот, винегрет и пр. Каждый из играющих придумывает, каким продуктом он будет и громко называет себя. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает внутрь круга. Следующийиграющий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все компоненты блюда не окажутся в круге.

«Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: « Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выход – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед. Выход -все делают 2 шага назад». Дети выполняют упражнение. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

1.Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2.Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».

3.Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы: работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Сказкотерапия

«Снимаем маски»

(психологический тренинг)

Подготовила

педагог-психолог

Р.Ф. Артамонова

Цель:

Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи :

  1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.
  2. Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».
  3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

Оборудование: бумага формата А4, ручки, или карандаши.

Вступление

Одна из функций сказки заключается в том, что она помогает взрослому человеку, ребенку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Общение со сказкой способствует пробуждению творческих сил.

Уважаемые коллеги, педагоги! Хотелось бы сегодня предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это Вам поможет позитивно подумать и отдохнуть. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес с сегодняшнего занятия что – то интересное и поучительное для себя. Сегодня каждый участник нашего занятия будет работать только на себя. Занятие называется «Снимаем маски». На самом деле это сделать очень трудно, но этого и не требуется, потому что каждый сегодня будет работать со своим текстом. Возможно, понимая себя, Вы как родитель сможете понять своего ребенка.

Ход мероприятия

1 этап - подготовительный

Упражнение «Дождик»

Цель : организовать позитивный настрой группы на занятие.

Инструкция : для выполнения этого упражнения необходимо встать в одну шеренгу, повернуться лицом к затылку соседа, как в строю. Психолог или ведущий встает в конец шеренги и произносит инструкцию: «Представьте, что вы прогуливаетесь по улице. Хорошая погода. Вдруг закапал летний, теплый, дождик. Дождик касается вашего тела (головы, плеч, спины, рук, кистей, ног). В этот момент каждый участник кладет руки на голову, плечи, спину и т.д. своему соседу и начинает легкими прикосновениями имитировать капли дождя». Это упражнение способствует сплочению группы, настрой на совместную работу.

2 этап - основной

Сказка-путешествие

«Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин

Однажды в необычный летний день, проснувшись утром ранним, Вы решили пойти в парк и просто помечтать, посидеть на лавочке, покормить голубей. Настроение приподнятое, все вокруг цветет, щебечет и поет. Выходя из дома, вы поймали себя на мысли о том, что неплохо бы было с этого момента что-то изменить в своей жизни. Вот только что? Вы зашли в парк и обнаружили, что привычная тропинка, по которой вы любили прогуливаться, уводила куда-то дальше в лес и где-то там сужалась. Вы пошли по тропе и вдруг, на удивление себе, увидели в кустах сундук…

Задание ведущего:

Подумайте, что это за сундук? Из какого материала он сделан? Большой или маленький? С замком или без замка? Подумайте, что в нем может находиться?
Чем больше участники описывают, тем больше информации будет у них для познания себя и своих скрытых «конфликтов». Необходимо писать, то, что первое всплыло в сознании, это самая достоверная и правильная информация.

Текст сказки:

«…Заглянули в сундук, успокоили свое любопытство и пошли дальше. Долго ли коротко ли, вдруг вы заметили зверька за деревом…»

Задание ведущего :

Как вы думаете, что это за зверь, злой или добрый? Вы к нему подойдете и погладите или убежите от него?
Участники описывают в своих листах все, что считают нужным рассказать об этом звере и своих действиях по отношению к нему.

Текст сказки:

«Солнышко пригревало. Вышли вы на сказочно красивую поляну, на которой стоит одинокий дуб, а под дубом лежит труп , возле тела лежала какая-то книга .

Задание ведущего :

Как вы думаете, труп – это женщина или мужчина? Старый или молодой? Какая книга лежала под дубом?
Участники также все описывают, можно давать время подумать, отвечать на вопросы, если что-то не понятно.

Текст сказки:

«Поглядев по сторонам вы заметили, что на поляне есть еще много интересного и пошли дальше. Вдалеке от того места, где Вы стояли, вы увидели верблюда, который спокойно что-то жевал»

Задание ведущего:
Опишите свое ощущение в данный момент. Что вы сделаете, подойдете к верблюду или нет? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Текст сказки:

«Поляна была такая большая, что вы пошли дальше. Вдруг вы услышали какой - то шум. Это было стадо лошадей, которое стремительно бежало в вашу сторону. Вы поняли, что необходимо, что-то делать, иначе Вас растопчет стадо лошадей..»

Задание ведущего:
Опишите ваше состояние, чувства, мысли и свои действия. Что вы будете делать? Какие меры принимать? Куда бежать?

Текст сказки:

«Оказалось, что от свежего воздуха у вас закружилась голова, и стадо лошадей вам померещилось. Это был мираж. Вы пошли туда, где, на Ваш взгляд, должна была закончится поляна, но вдруг вы вышли к какому-то забору..»

Задание ведущего
Какой это забор, какой высоты, старый или новый, из какого материала он сделан? Как вы его будете преодолевать?

Текст сказки:

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Преодолев забор, Вы вышли на теплый, чистый, солнечный пляж. Что происходит вокруг Вас? Оглянитесь, что Вы видите, слышите, чувствуете?. Среди пляжа растет огромный куст роз…»

Задание ведущего:
Сколько роз и какого цвета вы себе нарвете? Если не нарвете, то почему?

Текст сказки :

«После того, как Вы надышались ароматом роз, погрелись на солнышке, Вам захотелось искупаться в речке, которая находится неподалеку…»

Задание ведущего
Каким образом вы войдете в воду? (быстро, медленно, плавно, или вообще не пойдете. Если нет, то почему? Опишите свои действия

Вот и сказки конец, а кто слушал и работал с нами молодец!

3 этап - завершающий

Интерпретация к тесту сказки

Сундук – символизирует душу человека (большой, маленький, закрытый, открытый).
Содержимое сундука – ценности, интересы, мотивы, скрытые потребности, обиды. То состояние, которое на данный момент времени, то, что для человека является главным составляющим его души (потребности, страхи, мудрость, переживания).
Пример: Золото – алчность, книги – мудрость, знания (интерпретируется самостоятельно).
Замок – открытость или замкнутость человека (общительность, тревожность, страхи, коммуникативные барьеры)
Зверек за деревом – ваши друзья, возможно ваше отношение к друзьям.
Верблюд – отношения с родственниками, братьями, сестрами, родителями.
Труп – психологический возраст души (мужчина, женщина, молодой старый).
Мужчина молодой – энергетика, сила физическая выносливость.
Мужчина старый – богатый жизненный опыт, выносливость, терпимость.
Женщина молодая – активность, работоспособность.
Женщина пожилая – мудрость.
(желательно дать установку, что труп человека должен быть либо молодой, либо старый). Это позволит определить психологический возраст личности.
Книга – возможно ваши интересы, или то что вас тревожит и волнует в настоящий момент.
Стадо лошадей – взаимоотношение с противоположным полом (способы действия ваши)
Забор – ваша целеустремленность, цели, которые вы ставите перед собой. Способы достижения целей будут прописаны в способах преодоления забора.
Пример: Забор обойдете, перелезете, найдете калитку, найдете дырку в заборе, пойдете вдоль забора.
Пляж – что вы видите, слышите или чувствуете? – это ваш вид восприятия, который преобладает у вас. Видите – визуальное, Слышите – слуховое. Чувствуете – тактильное восприятие. Что первое пришло, тот вид восприятия окружающего мира и преобладает.
Вода – как вы решаете проблемы, способы разрешения каких-либо ситуаций.
Куст роз – сколько штук, и какого цвета вы себе нарвете? – цвет символизирует состояние человека в данный момент, (темный - негативное, светлый – позитивное, яркий – активное, творческое), а количество – это то количество романов или влюбленностей, которое с вами случалось в жизни или еще случится.

Заключение :

«Вот мы и окончили окончания «сказко-путешествие» в свой внутренний мир посредством сказки, каждому из нас необходимо задуматься над своими ответами и попытаться дать им логическое объяснение.

Чем больше участники занятия пропишут о том, что увидели, услышали, почувствовали, тем больше и качественней будет процесс самосознания своих особенностей, причин конфликтов, своих возможностей и качеств. Каждый родитель сможет использовать это занятия со своим ребенком или группой детей. Возможно, Вы больше узнаете о своем подросшем ребенке и поможете ему в трудном подростковом кризисе.


В детской психологии имеется давний метод воспитания ребенка, с очень красивым и интересным названием – сказкотерапия . Еще наши предки пытались исключать метод наказания, объясняя ребенку смысл его поступка.

Издавна сказки были особым фактором, который оказывал большое влияние на жизнь человека.

Это своего рода моральные законы, написанные понятным языком и способные уберечь ребенка от различных напастей.

Какая любимая сказка у вашего ребенка?


Если у вашего малыша есть самая любимая сказка, слушать которую он намерен всегда и везде, то попробуйте обратиться к психологу, чтобы разобраться, что же так привлекает малыша в этом сюжете. С возрастом пристрастия детей к сказкам меняются и вполне понятно, так как они сами растут, развиваются и ставят перед собой уже иные жизненные вопросы.

Психологи провели исследования, результаты которых доказали, что в сказках, именно любимых, программируется жизнь малыша. Психоаналитики немного изменили всем известную пословицу «Назови свою любимую сказку и я скажу, кто ты».

Если вы желаете освоить сказкотерапию самостоятельно, то это вполне можно сделать, однако, от психологического консультирования все же не нужно отказываться. Психолог поможет вам подобрать специальные сказки, которые смогут мягко повлиять на поведение малыша.

Какие сказки подходят для сказкотерапии

Для сказкотерапии сказки можно подбирать различные: и русские народные, и медиативные, и свои собственные. Многие психологи в своей практике предлагают ребенку самому сочинить свою сказку, что является одной из основ данного метода в психологии. Таким образом, можно узнать о переживаниях крохи, об отношении его к различным семейным проблемах, к школе и т.д.

Кому полезен метод сказкотерапии

Данный метод полезен абсолютно всем деткам без исключения. Каждому возрасту ребенка подбираются определенные сказки, которые могут помочь решить психологические проблемы. Однако не стоит считать, что сказка способна спасти от всех бед. Приготовьтесь, что действие будет видно не сразу, хотя эффект обязательно будет. Сказка — это не лекарство, которое вылечивает за один прием.

Возраст для сказкотерапии

Для такого метода оказания психологической помощи ребенку свойственны свои условия работы. Малыш должен четко отличать реальность от сказочных действий. Такое Возможно в возрасте от 3,5 лет. Поэтому детей младшего возраста не стоит привлекать к такому методу психологической помощи.

Как самому сочинить лечебную сказку?


Первым делом ознакомьтесь со всей необходимой литературой по данному методу. Если у крохи есть страхи чего-то (темноты, к примеру), то сочините сказку, в которой герой поможет решить вашему малышу эту проблему. Стараться нужно составлять сюжет так, чтобы ребенок заметил сходство свое с героем, чтобы он увидел в нем самого себя. Придумать сказку совсем не сложно, нужно придерживаться некоторых правил описанных .

Очень полезны и художественные сказки. Для врунишки полезным будет послушать о зайце-хвастуне, хулигану о Незнайке, жадинке о «Рыбаке и рыбке» и т.д.

Прекрасным подарком для вашего ребенка станет книга терапевтических сказок с участием вашего ребенка. Такую книгу можно легко заказать по почте, перейдя по этой ссылке .

Упражнения-игры сказкотерапии

№1 «Серый волк и золотая рыбка»

Для данной игры необходимо три человека, которые для начала должны будут назвать по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно будет записать на доске и утвердить. Затем каждый участник придумывает короткую презентацию выбранного персонажа (пускай расскажет, из какой он сказки и т.п.).

Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи. Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами и просьбами уточнить. Если вам бы хотелось, чтобы все участники сочинили по сказке, то тогда необходимы тетрадки, в которые сказки будут ими записываться. В комнате должна быть в это время тишина. После дети по очереди читают вслух свои произведения.

Это упражнение подойдет для развивающих занятий с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. В кругу семьи для такой игры ограничений в возрасте нет.

№2 «7 волшебных слов»

Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам.

Количество игроков не ограничено. Все они вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны на доске, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их.

Если вы играете всей семьей, то попробуйте рассказать сказку совместными усилиями. Несомненно, будет очень интересно и вам и детям.

№3 «Шиворот-навыворот»

Это можно сказать «древний» прием психологов, который позволяет ребенку развить воображение.

Для игры нужно участникам выбрать одну простую и известную всем сказку, у которой есть четкий сюжет. В итоге либо каждый в отдельности, либо сообща придумывают сказку наоборот. Например. Всем известная «Красная шапочка» в данном случае может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку, который планирует уже в шестой раз жениться, но в городе живет одна особа по кличке «Красная шапочка», с которой нельзя общаться. И т.д.»

Игра подойдет для подростков и вполне взрослым лицам.

№ 4 «Начинка для пирога»

Для игры понадобиться два ведущих, которые должны «выпечь 2 коржа», то есть они произносят только первую и последнюю фразу для будущей сказки. Фразы должны быть абсолютно абсурдными.

К примеру, 1 корж – « В четверг по проезжей части плелся человек с одним коньком на ноге, хотя стояла жуткая жара»; 2 корж – « Дядюшка Джек посмотрел в окно и презрительно фыркнул. На дворе в футбол играли несносные мальчишки..». Это более сложный вариант, который подойдет для подростков и взрослых.

Для детей меньшего возраста может быть такой вариант: 1 корж — ехал автомобиль, 2 корж « У Снегурочки желтое платье». Или такой, 1 корж – на одном из островов проснулся вулкан, спавший более тысячи лет; 2 корж – Именно из-за этого наш Тузик уехал к бабушке в деревню.

Участники игры должны придумать свою серединку сказки, которая и будет «начинкой».

Почаще играйте с детьми, чтобы им было чем заняться, и была возможность с пользой повести время. Придумывайте сказки, которые станут подспорьем для вашего ребенка в сложных ситуациях. Сказкотерапия вам в этом поможет.

Ксения Михалева

Теоретическая часть.

Сказкотерапия или «лечение сказкой » – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том , что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки .

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников . Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников ?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии . Ее польза состоит в следующем :

Помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.) ;

Расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

Обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

Корректирует поведение и развитие речи;

Стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том , что ребенок или взрослый составляют сказку , которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок для дошкольников , которые применяются в сказкотерапии

Народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание , формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

Обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

Диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

Психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников , применяемых в сказкотерапии . Но наибольшую эффективность даст сказка , сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

Подбор героя (похожего на ребенка) ;

Описание жизни героя;

Помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка) ;

Герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

Нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации ;

Изготовить своими руками куклу по мотивам сказки ;

Сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

Простое чтение сказки – еще не терапия , следует обыграть сказку , сделать выводы и т. д. ;

Не стоит растолковывать мораль сказки ;

Больше юмора;

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку , где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Но лишь только рассказать сказку недостаточно . Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки , перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво , щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс : волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами : Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях , потому что в этих историях содержится рассказ о том , как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки .

Например, сказка про часы .

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер . Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов : Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи) . Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер . Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?. Однажды.»

Какая получилась сказка ? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Основная практическая часть.

Ведущая : Сегодня нашу встречу я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки .

А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой ! Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку , которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку . Почему вы ее полюбили (или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?

(Участники по кругу в течение 2-3 минут каждый представляют свои любимые сказки .)

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Ведущая : А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы - они собирали мед. Пели птицы - они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало , что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

«Создание Сказочной Страны » (коллаж)

Ведущая : Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время путешествия, и создать нашу общую Сказочную Страну . Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе».

Группе предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, пластилин, краски, фломастеры , карандаши и прочие материалы, создать коллаж «Сказочная Страна » . Для создания коллажа участникам дается 30 минут.


Ведущая : Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны . Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя нашей Сказочной Страны .


Участники могут сами написать начальную букву своего имени на карточке, либо эти карточки выдаются уже готовыми. В первом случае можно создать большую вариативность изображения букв. Если в общем количестве начальных букв преобладают согласные (гласные, можно предложить участникам выбрать иной вариант своего имени и тем самым взять другую букву.

Ведущая : Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна , в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь.


Проводится обсуждение. Можно задать следующие вопросы :

Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной Страны ?

Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?

Заключение.

Слушая рассказ или сказку , ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой - не забывает о том, что герой сказки - это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный , увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути !

Татьяна Кулаткова
Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Предлагаю вам поиграть в форме сказкотерапии. Алгоритм занятия, игры и упражнения взяты у Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

Цель: обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи:

1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2. Создать благоприятную атмосферу для работы.

3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

А попасть в сказку нам поможет игра «Великий мастер» , но мы все здесь не мастера, а мастерицы, а вот в чем – сейчас узнаем. Сначала называем свое имя:

Татьяна, я великая мастерица слушать.

2. Упражнение «Величественное имя» Задание: Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. На протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание к ним позволяет приобрести особенную силу. Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта и Доблесть, Дерзание и долг. А требуют особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь.

Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших имен. Откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? И что требует нашего особого внимания? Напишите эти определения в буклете Ольга – О: ведет по жизни - ответственность, обязательность; требует особого внимания – отстраненность, оборонительность.

Рефлексия : трудно ли было выполнять задание? Что труднее - позитивные качества назвать или качества, требующие внимания и работы?

3. Упражнение «Любимый герой» Вспомните своего самого любимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и т. п. Напишите имя своего героя, почему именно он вас привлекает, какие качества больше всего нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся. На каждого участника отводится в среднем 2 минуты.

4. «Что было бы, если…» Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы Вы превратились в этого сказочного героя? Напишите.

Сказкотерапевты считают, что герой, которого мы выбираем, служит примером для идентификации и качества, которые нам не нравятся, мы хотели бы в себе изменить. Хотели бы?

Сейчас мы посмотрим мультфильм про маленького серенького ослика, который тоже хотел измениться. (мультфильм «Всё наоборот», Союзмультфильм, 1974 год

https://youtu.be/S73sWZe7bFE

Чему учит сказка? Выслушать ответы. (Уметь принимать себя)

В чем ослик обнаружил источник жизненной силы? (В силе воображения)

Добрая хорошая сказка, трогающая наше сердце, всегда оставляет некое таинственное последствие, ощущение внутренней силы. Оно может переживаться как спокойная радость или озарение, как романтическое состояние или сосредоточенная погруженность.

В чем же секрет такого "волшебного последействия" сказки? Дело в том, что все хорошие истории красочно иллюстрируют важнейшие общечеловеческие ценности. А они, в свою очередь, являются резервуарами жизненной силы. Общечеловеческие ценности дают питание душе, она радостно откликается и благодарит за чудесное угощение. Когда у человека достаточно жизненной силы, желания жить, он справляется с выпавшими ему трудными ситуациями самостоятельно. Есть сила, приходят помощники, новые идеи, и все со временем разрешается.

Случаются жизненные ситуации, которые бросают вызов нашей жизненной силе. Кажется, что ее недостает. Но это иллюзия. Не бывает такого, чтобы силы было недостаточно для разрешения проблемы. Испытания всегда по силам и средствам. Другое дело, что резервуар жизненной силы оказывается погребенным под плитой разочарований, стереотипов или банальной усталости. Задача сказкотерапии - "докопаться" до источника жизненной силы. Собственно, это и есть основная задача нашей следующей игры. Несколько мгновений сосредоточьтесь: подумайте о себе, своей жизни и актуальной ситуации. Затем закройте глаза и задайте себе простой вопрос: «Какая Сила важна для меня сейчас?». Далее предстоит довериться своей руке и вытащить одну карточку из колоды. Прочитать то, что открылось, и поразмышлять об этом.

Конечно, если есть время, интересно было бы сочинить сказку о том, как герой отправился на поиски этой Силы, что ему довелось пережить, как разворачивались его приключения, что стало с ним, когда он обрел Силу.

Но мы просто запишем жизненную силу себе в буклет.

6. Сейчас каждая из вас на своем листе пишет один какой-то свой или своего сказочного героя недостаток , затем передает свой лист другим участникам. Вы пишите на его листе после слов «. зато ты.» какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Первая часть нашего сказочного путешествия подошла к концу, завершите вы его дома, выполнив домашнее задание (Ода о себе, может быть кто-то напишет сказку о себе.