Меню
Бесплатно
Главная  /  Диета   /  Польза от ползания на четвереньках грудничку. Как проще всего научить ребенка ползать? Упражнения, стимулирующие ползание

Польза от ползания на четвереньках грудничку. Как проще всего научить ребенка ползать? Упражнения, стимулирующие ползание

Ребенок всегда радует родителей своими достижениями. Будь то первая улыбка, «агу», слово или первые шаги. К числу таких достижений относится и . Этот процесс у всех детей происходит по-разному.

Как ребенок ползает и когда

Каждый ребенок – индивидуальность, и даже такой процесс, как ползание, у всех детей происходит по-разному и в разное время. Рано или поздно ребенок начинает понимать, что можно не только доставать игрушки, находящиеся в поле досягаемости, но и те, которые находятся от него на некотором расстоянии. И тогда ребенок пробует совершать определенные движения, чтобы добраться до игрушки.

Одни детки ползают, выбрасывая руки вперед, а затем подтягивают ноги к ним. Другим нравится ползать перекрестным способом, то есть, опираясь на правую руку и левую ногу, подтягивая левую руку и правую ногу вперед, затем наоборот. Есть и такие, которые одновременно левую ногу и руку вытягивают вперед, опираясь на них, потом то же делают и с правой ногой и рукой. Есть и такие экземпляры, которые перекатываются кубарем, но это уже и ползанием назвать трудно. Хотя это тоже помогает ребенку передвигаться .

Хорошо ползать ребенок начинает приблизительно в шесть-семь месяцев . Некоторые осваивают науку ползания уже к четырем месяцам, а иные могут научиться ползать только к году. Не паникуйте, если ребенок не вкладывается в привычные рамки. Это еще не значит, что с ребенком что-то не в порядке.

Почему детям полезно ползать

Считается большим достижением именно ползание на четвереньках , а не на животе, так как это уже более осмысленное и целенаправленное действие.

Чем же полезно ползание? Есть несколько позитивных моментов в ползании:

  • ребенок чувствует свободу , когда можно без мамы добраться в нужное место;
  • развивается вестибулярный аппарат, координации, ориентация в пространстве;
  • укрепляются мышцы;
  • развивается мозг;
  • малыш подготавливается к ходьбе.

Как научить ребенка ползать

1. Не ограничивайте пространство

Чтобы ребенок научился ползать, нужно ему предоставить для этого пространство. Не ограничивайте малыша манежем. Разрешите ему пробовать передвигаться самостоятельно по комнате. Это будет его стимулировать к познанию мира через ползание.

2. Подготовьте поверхность

Поверхность пола для начинающего «ползуна» очень важна. Лучше, если это будет ковровое покрытие, палас или простое одеяло. Ведь линолеум или паркет могут привести к тому, что ребенок будет скользить и падать. А это может заставить его отказаться от ползания.

3. Поощряйте

6. Помогите и покажите пример

Поддерживая малыша под грудку, поднимите его и помогите ему двигаться. Можете даже перед этим показать ему пример на себе. Встаньте на четвереньки и ползайте, привлекая внимание ребенка, чтобы он смотрел на вас и учился .

7. Занимайтесь с ребенком зарядкой

Делая регулярно с ребенком упражнения, вы будете способствовать укреплению его мускулатуры . А это, естественно, поможет ему научиться ползанию быстрее.

Помните, что ваш ребенок – особенный. Не пытайтесь подстраиваться под других. Если у вашей подруги малыш освоил ползание в пять месяцев, а ваш еще и в семь даже не пытается – это не повод думать, что ваш малыш «не такой». Если вы все-таки сомневаетесь, все ли в порядке, обратитесь за консультацией к невропатологу. Он поможет вам подобрать комплекс упражнений для развития мышечного аппарата у ребенка или назначит лечебный .

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.


Многие родители ошибочно считают, что ползание – вовсе не обязательный этап развития малыша, а между тем он подготавливает опорно-двигательную систему к ходьбе. Но что же делать, как научить ребенка ползать? Здесь могут помочь специальные упражнения, которые вполне можно проводить в домашних условиях.

Для чего ребенку нужно ползать?

Некоторые малыши отказываются передвигаться ползком и сразу начинают ходить. В большинстве случаев так случается при нежелании родителей помочь им. Однако педиатры единодушны в своем мнении: этот этап крайне важен для нормального физического и психологического развития ребенка.

Какова же польза ползания?

  1. Передвижение на четвереньках развивает координацию малыша, он учится держать равновесие.
  2. Ползание тренирует мышцы ребенка, готовит его тело к ходьбе.
  3. При таком способе передвижения активизируются связи между полушариями мозга. В будущем активно ползающий ребенок лучше ориентируется в пространстве, не путает правую и левую стороны.
  4. Такой ребенок начинает познавать окружающий мир раньше своих не ползающих сверстников. Он учится принимать решения.
  5. Ползая, малыш совершенствует тактильные ощущения, у него быстрее развивается мелкая моторика.

С какого возраста?

На самом деле точных возрастных критериев, когда ребенок должен начать ползать, не существует. Прежде всего, это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Например, активные худенькие дети осваивают этот навык быстрее, а пухленьких и спокойных необходимо поощрять. Также весомую роль играет психологическая обстановка в семье, состояние здоровья малыша.

Если говорить о приблизительном временном диапазоне, то врачи-неврологи ориентируются на возраст 5-9 месяцев. Однако в среднем малыш начинает уверенно передвигаться на четвереньках в 7-8 месяцев. Стоит учитывать и тот факт, что способы ползания у всех детей разные. Примерно с 5 месяцев они могут ползать:

  • по-пластунски;
  • задом наперед;
  • полулежа, отталкиваясь ножкой;
  • передвигаться на корточках, опираясь руками;
  • прыгать вперед, с силой отталкиваясь ножками.

Все эти вариации на самом деле являются нормой. Чтобы малыш научился полноценно ползать на четвереньках, мышцы должны достаточно окрепнуть. Именно поэтому дети осваивают ползание поэтапно.

Если ваш малыш уже вовсю переворачивается на животик, любит долго находиться в таком положении, то в скором времени он, вероятнее всего, начнет перемещаться самостоятельно.

Этапы ползания

Каждый родитель с нетерпением ждет, когда малыш начнет ползать. Следует понимать, что в один момент освоить этот навык ему не по силам. Существует несколько этапов ползания.

  1. На животе, по-пластунски. Обычно так малыш передвигается вплоть до 6 месяцев, пока не научится уверенно сидеть. Его движения хаотичны, он может ползти вперед, назад и даже вбок. При таком способе передвижения он задействует минимальное количество энергии.
  2. Передвижение прыжками, попытки ползать на четвереньках. Этот этап длится недолго, уже примерно в 6,5–7 месяцев забавные попытки сменяются настоящим ползанием.
  3. Ползание на четвереньках. К этому периоду мышцы ребенка становятся достаточно крепкими, он хорошо ориентируется в пространстве, обладает необходимой координацией движений. Движения рук и ног ловко чередуются, малыш может легко и быстро добраться до желаемого объекта.

С какого возраста ребенка можно учить ползать?

Очень часто этот вопрос волнует родителей первенца. Нужно понимать, что без необходимой физической подготовки учить ребенка ползать нельзя. Именно поэтому многие специалисты советуют начиная с месячного возраста проводить простую гимнастику и делать массаж. А вот с 4–5 месяцев можно уже выполнять упражнения с упором на ползание. Они помогают ребенку быстрее освоить принцип передвижения в пространстве, учат находиться в правильном положении.

Не стоит забывать и о массаже. Простыми поглаживаниями и растираниями можно помочь ребенку научится ползать быстрее. Массаж лучше проводить непосредственно перед гимнастикой, это подготовит мышцы малыша к физическим нагрузкам. Не переусердствуйте, все движения должны выполняться нежно, чередуясь с поглаживаниями.

Как помочь ребенку ползать?

Помимо физической составляющей важна правильная мотивация. Зачастую родители хотят всячески обезопасить малыша, поэтому он часами проводит время в манеже. Где же ему учиться ползать? Вот поэтому уже с 4 месяцев стоит предоставить ребенку некоторую свободу.

  1. Пол или ковер начисто вымыть. Сверху лучше всего постелить специальный детский коврик.
  2. Убрать все острые предметы, провода, на углы мебели надеть специальные накладки.
  3. По периметру комнаты расставить яркие, интересные игрушки. Можно поместить несколько запретных, манящих вещиц, вроде пульта от телевизора, ключей и т. д.
  4. Положить ребенка посреди комнаты на живот. Наверняка в скором времени он попытается дотянуться до любимых погремушек.
  5. Можно использовать и другой способ помочь малышу начать ползать. Дети с раннего возраста любят подражать своим родителям. Просто покажите собственным примером, как по-пластунски добраться до игрушки.
  6. Сведите к минимуму время нахождения ребенка в манеже. Замкнутое пространство сильно ограничивает кругозор малыша, у него не возникает стремления самостоятельно передвигаться. Используйте манеж только для редких случаев, когда нужно на пару минут отлучиться по неотложному делу.

Если, несмотря на все ваши попытки помочь малышу научиться ползать, у него ничего не выходит, стоит обратиться к врачу. Нередко это может свидетельствовать о гипо- или гипертонусе, слабости мышц, нарушениях опорно-двигательной системы. В таком случае приступать к специальным занятиям нельзя, это может ухудшить состояние ребенка.

Упражнения

Ползание – это серьезная работа для малыша, она требует хорошей координации, силы и ловкости. Поэтому не нужно торопить ребенка, кто-то обучается быстрее, а кто-то медленнее. Упражнения нужно проводить регулярно, с 4-5 месяцев по 30–40 минут ежедневно. Обычно гимнастику проводят следующим образом.

  1. Через 30-60 мин после утреннего кормления малыша полностью раздевают и делают массаж. Движения должны быть направлены от периферии к центру. Сначала легонько поглаживают ноги, разминают стопы, затем массажируют ручки, спинку и животик.
  2. Затем ребенка выкладывают на живот и дают в руки интересную игрушку. Далее ее поднимают выше уровня головы, так, чтобы малыш, опираясь на одну руку, другой хорошо потянулся. Таким образом тренируется верхняя часть туловища, улучшается опора на прямых руках.
  3. На следующем этапе под грудь ребенка нужно положить валик (можно свернуть махровое полотенце). Ноги и живот малыша лежат на твердой поверхности, голова и руки свободны. Прямо перед ним следует разложить погремушки и другие интересные предметы. Так ребенок будет учиться действовать двумя руками, его вестибулярный аппарат будет укрепляться.
  4. Если в доме есть фитбол, то самое время его задействовать. Медленные покачивания на животе, а затем на спине будут тренировать и укреплять мышцы младенца.
  5. После занятий на фитболе малыша нужно снова положить животиком вниз, а перед ним разложить игрушки. Маме или папе следует поочередно сгибать и разгибать ножки, имитируя плавание лягушки (держаться следует за нижнюю часть голени). Затем под стопы подставляется ладонь, от которой малыш должен оттолкнуться и проползти немного вперед к игрушкам.
  6. Теперь учим ребенка стоять на четвереньках. Для этого под живот малыша подкладывается подушка или валик так, чтобы ручки и ножки свободно свисали. В таком положении ему вынужденно придется опереться и принять правильную позицию.
  7. Следующий этап – ходьба на коленках. Родитель обхватывает ребенка под мышками и прижимает спиной к своему животу, а его ноги, согнутые в коленях, ставит на диван. Пусть малыш попробует походить в таком положении. После ручки ребенка медленно опускаются вперед, на диван, и он немного стоит на четвереньках.
  8. Как только ребенок будет уверенно выполнять все упражнения (но не ранее 6 месяцев), можно будет добавить еще 2 элемента. Сначала ребенок ложится на живот и опирается на руки. Родитель аккуратно приподымает нижнюю часть туловища и слегка подталкивает вперед (ходьба на руках). Затем ребенок становится на четвереньки, а мама или папа берет его за кисти рук и также медленно тянет на себя (ходьба на коленях).

На самом деле научить ребенка ползать довольно просто. Если регулярно делать упражнения и обеспечить ему свободу действий, то в скором времени он начнет уверенно передвигаться по комнате, пытаясь дотянутся до всех запретных предметов. В этот период родители должны быть особенно бдительны, важно подальше убрать опасные предметы и регулярно проводить уборку. Ну и, конечно же, не забудьте похвалить малыша за его новые достижения.

Физическое развитие детей проходит поэтапно. На пути к взрослению настоящим прорывом считается период, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Врождённый рефлекс познания развивает двигательную активность. Когда в зоне досягаемости рук неизученных секретов не остается, любознательный малыш пытается узнать о других предметах, до которых нужно добраться. Самый удобный для этого способ - встать на четвереньки и доползти. Осваивая новую технику передвижения, кроха начинает ощущать свободу и всю прелесть открывающихся перед ним возможностей. Этот этап развития очень важен и полезен для маленьких деток.

В каком возрасте малыш впервые встает на четвереньки

Ползание на четвереньках - это классика, самый распространённый способ передвижения детей раннего возраста. Малыши очень изобретательны в своём стремлении побыстрее познакомиться с окружающим миром, поэтому перемещение может исполняться по-разному.

Детки ползают так, как им нравится. Обычно всё начинается с неуверенных движений, покачиваний и неизбежных падений. Возможны слёзы и синяки, но любопытство сильнее.

Для заботливых родителей мы специально подготовили статью о том как помочь ребенку научиться ползать , обязательно ее прочтите!

С каждым днём увеличивается дистанция и скорость передвижения. Пытливый малыш уже не ограничивается пространством одной комнаты. Он уверенно движется за мамой на кухню, заглядывает в ванную комнату и с любопытством посматривает на входную дверь, пытаясь понять, что там за пределами коридора. Ребёнком управляет жажда познания, но ни один педиатр не даст точного ответа, когда именно появляется потребность в ползании на четвереньках. В этом вопросе норм и строгих сроков не существует. Всё индивидуально и зависит от разных факторов:

  • особенностей нервной системы;
  • строения опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • телосложения;
  • состояния здоровья;
  • инициативы родителей.

Пик активности познавательной деятельности выпадает на возраст 5–7 месяцев. В этот период многие детки начинают сидеть. Ходить они ещё не умеют, поэтому пытаются передвигаться любыми доступными способами. Благодаря ползанию на четвереньках ребёнок начинает думать и логически размышлять. Он видит цель и соображает, как лучше и быстрее до нее добраться. Ему не интересны уже опробованные способы перемещения. Освоив технику синхронного передвижения рук и ног, кроха понимает, насколько удобней и быстрее могут исполняться его желания.

У некоторых детей желание ползать может появиться на только 10–12 месяце. Подвижный и смышлёный ребёнок осваивает новые движения быстрее, поэтому первые попытки у активных малышей можно заметить в 5 месяцев. В 6–7 месяцев большинство из них уже передвигаются ползком и с удовольствием пользуются удобством перемещения на четвереньках в нужном им направлении.

Маленький ребёнок выбирает максимально удобный для себя стиль передвижения. Он должен ползать самостоятельно, прокладывая маршруты и достигая цели. Не мешайте ему в этом стремлении, не переучивайте и не настаивайте на своих методах.

Важность ползания на четвереньках для маленьких детей

Многие дети предпочитают ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Именно этот способ педиатры называют полноценным, самым полезным и сложным. Малыш должен не только синхронно передвигать руки и ноги. Он старательно удерживает свое тело в приподнятом положении, координирует движения и учится держать равновесие. У детей формируются изгибы позвоночника, они учатся распределять нагрузку и управлять направлением. Вместе с этим развиваются интеллект, зрительные навыки и моторика.

Не исключено, что кроха пропустит этап ползания на четвереньках и сразу встанет на ножки. Это не отклонение, но полезный навык желательно не пропустить. Ползая, дети получают новые знания, открывают для себя необычные предметы и осваивают незнакомые пространства. Они тщательно изучают всё, что встречается на пути. Постепенно формируется восприятие себя, как отдельного человека. Кроха привыкает к самостоятельности, учится находить и принимать решения.

Стоит ли беспокоиться если ребенок не ползает на четвереньках

Нежелание передвигаться ползком может быть вызвано отклонениями в развитии, избыточным весом и проблемами со здоровьем. В таких случаях требуется участие лечащего врача. Одной из самых частых причин отказа от ползания является чрезмерная услужливость родителей. Они настолько старательны в своем опекунстве, что у ребёнка просто нет необходимости и возможности проявлять свои способности. При отсутствии интереса рождается обычная лень, а это не самое лучшее качество для успешного будущего.

Выводы

На каком месяце у малыша возникает потребность в перемещении на четвереньках спрогнозировать невозможно. Обычно это возраст 5–12 месяцев. Польза такого способа передвижения очевидна и доказана. Если кроха отказывается ползать и причина не связана со здоровьем, попробуйте научить его. Делайте это правильно. Обычные тренировки эффекта не принесут, встать и поползти малыш должен захотеть, а для этого его надо заинтересовать. Просто создайте комфортные условия, наблюдайте за процессом и ненавязчиво помогайте.

Видео по теме

  • Ползание – самый первый и наиболее приемлемый способ передвижения ребенка до года.Перемещение на четырех точках опоры готовит малыша к прямохождению, тренирует и укрепляет мышцы, которые в будущем примут участие при ходьбе. Чтобы двигаться в пространстве ползком, кроха учится находить баланс между частями тела, держать равновесие и координировать движения. Доказано, что ползание позитивно влияет на развитие связей между правым и левым полушариями головного мозга.

    Когда малыш начинает ползти, он буквально становится хозяином своего маленького мира! Дети, которые уже умеют ползать больше не беспомощные существа. Ему не надо плакать и кричать в надежде, что родители поймут его желания и потребности. Хочется добраться до интересующего предмета – встал на четвереньки и собственными усилиями дополз до него. Мама скрылась в зловещем дверном проеме? Малышу достаточно поползти вслед за ней. Ползая, ребенок удовлетворяет свой познавательный интерес, самостоятельно осваивает окружающий мир, а это – значительный толчок в его психоэмоциональном развитии.

    Научившись ползать, малыш становится менее зависимым от мамы. По мнению психологов, дети, которые успешно освоили этот вид передвижения, обретают уверенность в себе и не так страшатся принимать самостоятельные решения.

    Нельзя не упомянуть о пользе ползания и для мамы «ползунка»: когда кроха начинает ползать, этим занятием он может быть увлечен достаточно долго и у мамы появляется долгожданное время для отдыха.

    Когда дети начинают ползать

    По мнению педиатров и детских психологов, каждый ребенок развивается индивидуальными темпами. Так называемые нормальные сроки, когда дети должны начинать ползать, весьма условны. Один малыш начинает опираться на руки и колени уже в четыре месяца, а в пять делает первые попытки ползти. Другой осваивает данную деятельность во втором полугодии жизни, уже после того, как научился сидеть и стоять. Тем не менее, педиатрическая практика говорит о том, что в среднем ребенок начинает ползать в 6-10 месяцев.

    Некоторые дети минуют этап передвижения на четвереньках, осваивая в 5-11 месяцев сидение, стояние и хождение. При этом родители считают, что их чада развиваются совершенно нормально. Но пользу ползания нельзя недооценивать. Если ребенок пропустит его, скорее всего, его плечевой пояс будет формироваться не так быстро, а мышечный корсет будет еще не достаточно крепким для того, чтобы разгружать позвоночник при ходьбе.

    Если мама и папа хотят позаботиться о здоровье спины малыша и подтолкнуть его к дальнейшему физическому и психомоторному развитию, они должны стимулировать ползание и учить ребенка этому.

    Нужно ли учить ребенка ползать

    Сегодня педиатры всего мира призывают отказаться от ранней вертикализации ребенка до года. Так и небезызвестный доктор О. Комаровский, мнение которого авторитетно для многих родителей, считает неприемлемым применять ходунки, прыгунки и прочие приспособления, призванные учить кроху стоять и ходить раньше времени. В то же время он приводит веские аргументы в пользу ползания. А на вопрос: «Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы начинать учить его ползать?», он отвечает, что это нужно делать с рождения.

    Перед тем, как научить ребенка ползать, родители должны ненавязчиво заложить у него навыки пространственной ориентации, вызвать у крохи познавательный интерес и желание ползти. Укрепят мускулатуру ребенка и научат его управлять своим телом специальные упражнения, занятия в воде и массаж..

    Как научить малыша ползать на четвереньках

    Если малышу исполнилось 5-6 месяцев, а он еще не предпринял попытки к ползанию, этот навык следует простимулировать.

    Перед тем, как научить ребенка ползать на четвереньках, необходимо предоставить ему свободу и открытое пространство. Соблюдая требования безопасности, кроху следует «выпустить» из манежа или детской кроватки. Наверняка, он уже умеет поднимать голову и плечи. Осмотревшись вокруг, он увидит, сколько всего интересного и необычного есть в комнате, и захочет попробовать добыть заветные предметы самостоятельно.

    Поощрить ползание можно также, предложив малышу дотянуться до любимой игрушки, отодвигая ее с каждым разом дальше.

    Если родители начали учить своего карапуза ползать, можно привести ему пример того, как легко и интересно это делать. Для этого мама и папа сами могут вспомнить детство и опуститься на четвереньки, или же пригласить в гости семью с ребенком, который на несколько месяцев старше их малыша.

    Упражнения, стимулирующие ползание

    Развитие ребенка, который не пополз в шесть месяцев и старше, часто беспокоит мам и пап. В данном случае во время ежедневной зарядки рекомендуется выполнять с карапузом специальные упражнения.

    1. Для того чтобы малышу было легко передвигаться на четвереньках, необходимо укрепить мышцы плечевого пояса и верхних конечностей. Для этого подходят упражнения на сгибание рук в локтях и их разведение в плечевых суставах. Если ребенку исполнилось шесть месяцев, и у него нет серьезных нарушения по ортопедической и неврологической части, то можно делать так называемую «тачку»: из позы на руках и коленях кроху аккуратно приподнимают за ножки, после чего он непроизвольно делает шагательные движения руками. Другое упражнение из той же исходной позы: чуть выше личика стоящего на четвереньках ребенка удерживают погремушку и предлагают ему достать ее.
    2. Укрепить мышцы спины и живота, задействованные при ползании, помогут занятия на фитболе.
    3. Если ребенок чувствует себя комфортно в положении на четвереньках, но он еще не понял, как переставлять ноги, сколько бы самостоятельных попыток он не принимал, надо научить его это делать. Из подушки и плотного полотенца формируют валик, на который малыш опирается локтями, колени ребенка находятся на полу. Далее, валик медленно двигают вперед, вынуждая малютку перемещаться за ним, переставляя ножки. Научить кроху переставлять ручки поможет все то же упражнение – «тачка».

    Еще одним толчком к ползанию может стать общеукрепляющий массаж с упором на мышцы верхних и нижних конечностей. Лучше доверить карапуза профессиональному детскому массажисту, тогда кроха, скорее всего, поползет уже после курса в 7-10 сеансов. Помогают научить ребенка ползать также грудничковое плавание и детская аквагимнастика.

    Индивидуальный комплекс упражнений на развитие у грудничка навыка ползать оговаривается с педиатром.

    В заключение

    Сколько бы сил и времени не потратили родители, чтобы научить малыша ползать, сколько бы месяцев не прошло, они должны запастись терпением. Даже если эти занятия с ребенком так и не помогли ему понять, как двигаться ползком, они не были напрасными. Даже если ребенок минует стадию ползания, он будет более подготовленным к прямохождению, чем тот, у кого данный навык не стимулировался.

    Специальные кубики с буквами, геометрические фигуры медленно, но верно заполоняют дом. Кроху торжественно вытаскивают для развивающих занятий из манежа или кроватки, а потом водворяют обратно. Между тем есть одно, предусмотренное самой природой и весьма развивающее занятие, о котором нередко забывают. Речь идет о ползанье.

    Именно в процессе ползанья у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее в свою очередь будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и умение узнавать время по часам, и многое другое. Именно с помощью ползанья человек впервые начинает передвигаться в пространстве.

    Однако в нашей культуре к ползанью относятся как к чему-то не особенно важному. Обычно мамы хорошо помнят, когда ребенок сел, встал на ножки, пошел, но мало кто помнит, когда он впервые пополз. Да и детская индустрия всячески поддерживает (в прямом смысле слова) «человека прямоходящего»: посмотрите, сколько сейчас выпускается различных моделей ходунков, манежей, вдоль которых малыш при активной поддержке родителей пытается ходить.

    Нередко мамы даже немного бравируют тем, что их малыш «проскочил» ползание, якобы перепрыгнув тем самым сразу на более высокую ступень моторного развития. Однако пропуск этого этапа может привести к тому, что впоследствии у ребенка появляются сложности в пространственной ориентации. Он путает право и лево, верх и низ, его рисунок рассыпается на отдельные части, буквы упорно поворачиваются не в ту сторону.

    Подросший малыш подчас похож на маленького медвежонка, потому что он то и дело не вписывается в пространство и постоянно что-нибудь задевает. Ему сложно усвоить пространственные предлоги – под, на, позади, впереди, над, у и т.д. Трудно ему ориентироваться и по схемам-картам, даже самым простым. Вполне возможно, все это – отголоски пропущенного в младенчестве ползания.

    Половая цивилизация

    Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

    Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

    «Покажите нам культуру, -- говорит Доман, -- где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

    А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

    Человек ползущий

    Ползанье – самый удобный для ребенка способ передвигаться вперед. Оно учит малыша использовать одну часть тела для уравновешивания другой. А это, между прочим, важный стимул для развития головного мозга. Такие движения развивают связи между двумя полушариями, именно от этих связей зависит впоследствии координация движений при беге, игре в мяч, лазанье, письме и т.д.

    Кстати сказать, если взрослый человек попробует встать на четвереньки и немного проползти, в большинстве случаев он будет это делать «неправильно». Обычно взрослые выдвигают вперед одновременно руку и ногу, находящиеся на одной стороне, а не разноименные, что гораздо лучше позволяет сохранить равновесие. Насколько же разумна природа и ваш «несмышленый» малыш, который инстинктивно передвигается столь сбалансированным способом!

    У ползающего ребенка появляется свобода передвижения. Отныне он может самостоятельно исследовать окружающий мир и гораздо меньше зависит от мамы. Имейте в виду, когда «ползунок» активно исследует окружающее пространство, у его мамы наконец-то становится больше свободного времени.

    Можно ли научить ползать?

    Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.

    Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:

    1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.

    Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.

    Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.

    2. Создайте потребность в ползании.

    Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:

    "Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел."

    Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.

    Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».

    3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.

    Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.

    4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.

    К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.

    Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!

    Упражнения, стимулирующие ползание

    1. Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки. Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках. Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
    2. Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
    3. Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».

    Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.

    Инесса Смык

    По материалам журнала «Аистенок»