Меню
Бесплатно
Главная  /  Диета   /  Что такое память и зачем она нужна человеку. «Зачем нужна память?» Конспект занятия по развитию произвольной памяти детей. Итак, чего достигает человек тренируя память

Что такое память и зачем она нужна человеку. «Зачем нужна память?» Конспект занятия по развитию произвольной памяти детей. Итак, чего достигает человек тренируя память

Зачем нужно развивать свою память?

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности человека, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности (Википедия).

По статистики проблемы с памятью беспокоят каждого третьего жителя земли. Причем ухудшение памяти характерна для всех возрастов.

Зачем нужно улучшать свою память?
Смешной вопрос, скажете вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, Чего достигает человек тренируя память?

1. Внимание . Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.

3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Какую память будем развивать?

Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других - лица людей. Некоторые борются с рассеянностью - постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память - это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно вы сумеете сэкономить много сил и времени.

В зависимости от того, какую память вы собираетесь развивать можно выделить три способа развития памяти. Рассмотрим их подробнее:

1. Память на события или бытовая память. Название достаточно условное, позволяет отделить приемы запоминания, и которые используются в основном в повседневной жизни и сводятся к тому, чтобы “не забыть что-то”. Вы можете забыть взять ключи выходя из дому, потому-что кто-то перед самым выходом вас отвлекли телефонным звонком. Вы можете забыть зайти в магазин проходя мимо него, задумавшись о чём-то своём. Вы может забыть документы просто потому-что забыли. Вы можете забыть сотовый телефон в кафе.
В книгах или статьях в интернете достаточно часто встречаются приемы для развития данного вида памяти. Рекомендую одну книгу, которая практически полностью посвящена данному виду запоминания - “Язык памяти” Дугласа Хермана и Майкла Грюнберга. Большая часть книги описывает ситуации в которых два эксперта по памяти постоянно что-то забывали. Интересная книга, с описанием большого количества фактов из жизни.

2. Память как психическая функция. То, что часто называется естественной памятью. К данному способу относят выполнение упражнений на развитие внимания и собственно памяти, управление дыханием, организация диеты для улучшения своих умственных способностей.
Надо сказать, что хотя отдельные элементы этого способа запоминания встречаются довольно часто, но в систематизированном виде это только в одном источнике - аудиокурсе Ивана Ивановича Полонейчика “Принципы и методы развития памяти”. Развитие данного вида памяти позволяет запоминать без особых усилий разнообразную информацию.

3. Мнемотехника или искусственная память. Наверное самый старый и эффективный способ запоминания. Как насчет того, чтобы запомнить несколько тысяч цифр, например знаков числа пи? Или запомнить, близко к тесту, содержимое толстой книги наполненной кучей фактов, сведений, числовых данных? Или список законов, смысл которых и просто-то понять при чтении может быть сложно?
Мнемотехника, мобилизуя возможности мышления, внимания, воображения, позволяет запомнить всё это. Хотя конечно, для овладения ею и требуется время на выполнение упражнений по запоминанию и регулярные тренировки. И самый большой парадокс заключается в том, что овладевая мнемотехникой и используя её, ваша память не становится лучше. Использование мнемотехники позволяет запоминать, но не развивает память.

Итак, вот они эти три основных метода развития памяти. Какой из них лучше? Сложно сказать. Лучше подойти с другого конца - а что вам нужно от своей памяти? Что вам не хватает на данный момент? В решении каких проблем вам мешает собственная память. Подумайте об этом и ответ окажется на поверхности.

А пока предлагаю вам упражнение для тренировки памяти:


Для многих взрослых людей слабая память становится настоящим камнем преткновения: проблемы с запоминанием, забывчивость, невнимательность и т.п. Что уж говорить о престарелых людях, чьи проблемы с сосудами головного мозга нередко отражаются на памяти.
Упражнения для тренировки памяти помогают быстро решить эту проблемы.

Развивайте свою память и будьте здоровы и счастливы!

Вы когда-нибудь задумывались, каким удивительным свойством обладает наш мозг – памятью? Если ребенок уколол пальчик шипом розы, то в следующий раз он будет осторожно подходить в розе. Если ребенок дотронулся до горячей чашки, то теперь будет обращать внимание на чашки и проверять их температуру заранее. Если врач проверил у ребенка горло, что вызвало неприятные ощущения, то после этого всех врачей ребенок встречает с ревом. Он запомнил, что тётя в белом халате может доставить неприятности.

И в нашей жизни нам приходится запоминать очень многое. Часть мы запоминаем неосознанно, но большую часть запоминаем специально, потому что нам это надо знать.

Помните школу? Сколько там приходится запоминать ежедневно! А умеем ли мы и наши дети это делать?

Как-то прочитала такой комментарий «Родителям нужно знать о замечательном свойстве детей, особенно у меньших, - механическая память называется, ну, может о ее развитии, у кого саме ней плохо))). Почитать о ней и лечь спать спокойно)))» (орфография автора сохранена).

Спать спокойно, конечно, можно. Только вот ни память, ни от этого лучше не станут.

Соглашусь с автором комментария только в том, что механическая память у нас есть. И, наверное, каждый помнит, как зазубривали в школе таблицу умножения или правила. Помните? Это и было заучиванием с помощью механической памяти. Как долго вы помните потом эту информацию? Конечно, это все индивидуально и зависит от многих факторов, и от особенностей памяти, и от качества запоминания, и от повторения материала. Но все же.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта и опирается на механическое повторение материала: слов, цифр, действий. Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания. Когда надо вспомнить, материал вспоминается «слово в слово» и незначительные изменения контекста, условий воспроизведения значительно затруднят вспоминание.

Механическая память свойственна нам от рождения. Мы можем ее развивать и тренировать, потому что она тоже нужна нам в процессе жизни, но основной упор все же стоит сделать на других видах памяти.

Наиболее эффективной является логическая память. В этом случае запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется, а самое главное, происходит понимание.

Согласно законам памяти, осмысленная информация запоминается не просто лучше, а в 9 раз лучше (по мнению немецкого психолога, исследователя памяти Г. Эббингауза). А осмысленно мы запоминаем, когда используем логическую и ассоциативную память.

Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.

Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные.

Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание. Она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти.

Нужно ли тренировать память? Безусловно. Причем, тренировать стоит любую память, ведь механическая память нам нужна не меньше логической. Но особый упор стоит сделать на освоении приемов запоминания. В наш век информации неоценимую помощь в запоминании любого материала нам оказывают и мнемотехники. Зная и применяя приемы запоминания, мы значительно ускоряем и облегчаем процесс запоминания. А это тоже важно.

Если ребенок научится запоминать правило или стихотворение быстро, то это не будет для него сверхтрудной задачей и домашнее задание будет сделано быстро. Стоит только научить, как это делать.

И встает еще один вопрос Как? Как повторять учебный материал, чтобы сделать это быстро, но с максимальным результатом.

Да, мы помним со школьной скамьи всем известную фразу «Повторение – мать учения». Только вот повторять можно по-разному. Как вы повторяете материал?

Возможно, вы слышали такие рекомендации – прочитай 5 раз правило и запомнишь, запиши словарное слово 20 раз и выучишь. Слышали? Эти рекомендации опираются на механическую память. И если мы просто зазубрили правило или стихотворение, то это лишнее повторение поможет, но не сильно. А иногда может и навредить.

Но есть и другие способы повторения материала.

Подробнее о том, как учить и повторять материал, мы поговорим на вебинаре «Как запомнить, чтобы помнить» . Если у вас есть ребенок школьник или даже дошкольник, вы получите для себя много полезного. Зарегистрируйтесь, чтобы получить ссылку на вебинар.

А в комментариях напишите, какую память чаще всего вы используете, запоминая школьный материал со своим ребенком?

Программы по скорочтению помогают развить не только быстроту чтения но и память. С помощью специальный упражнения и техник Вы сможет существенно улучшить свою память.

Возможности памяти - безграничны. Многочисленные исследования в этой области скорочтения показали, что развитие памяти - это дело человеческих рук, точнее человеческого разума. Сегодня учеными всего мира разрабатываются специальные упражнения для развития памяти - курсы скорочтения и развития памяти доступны сегодня любому желающему. И желающих, надо сказать, находится немало.

Зачем человеку нужна хорошая память?

Так мало времени, и так много хороших книг. Иногда его катастрофически не хватает даже на запланированные дела, не говоря уже даже о книгах. Да и сам процесс чтения хоть и увлекательный, но тоже отнимает время. Если у вас есть желание овладеть популярными и эффективными техниками скоростного чтения, с помощью которых вы научитесь буквально «проглатывать» даже самые большие книги, мы предлагаем несколько из них.

Существует множество вещей, которые мы в спешке, суете жизни просто не замечаем. Кто из нас радуется каждое утро, что у него есть две руки и две ноги? А кто радуется тому, что он помнит свое имя, имена всех своих близких, их привычки, предпочтения, свои обещания? Можно без преувеличения сказать о том, что память - это то, на чем держится жизнь человека. Личная жизнь, карьера, здоровья... в общем все.

Отсюда логичный вывод - чем более развита будет у вас память, тем выше будет качество вашей жизни.

Добиться успеха в любой области несложно, нужно лишь позаботиться о том, чтобы память не подвела в нужный момент. И она не подведет, если вы решите начать изучать курсыскорочтения и развитияпамяти, выполнять разнообразные упражнения для развития памяти.

В наше время уже недостаточновладеть информацией приблизительно и частично. Требование современного мира - цепкий ум, хорошая память, умение быстро усваивать иобрабатывать новую информацию.

Если вы решаете задачу и не находите ее решение достаточно долгое время, значит нужно поменять метод решения или поставить другую задачу. Нет упражнений для развития навыка скорочтения, а есть упражнения на активизацию интереса к жизни.

Люди ленивы и не хотят использовать поисковой машиной. Готовы платить за ерунду вместо того, чтобы задать вопрос и получить у всезнайки - Google.

Построение внутренних и внешних монологов, чтобы были интересными, артистическими - тоже очень ценная практика. скорочтение для детей

Освоение иностранных языков ценная практика. Осваивая иностранные языки, ты осваиваешь и свой родной язык. При этом ты осваиваешь эффективное чтение, и быстрое чтение.

Мы все по разному читаем и при помощи разных технических средств.

Допустим Вы читаете сказку "Три поросенка". Ее можно представить в виде трех картин: 1) три поросенка на полянке (без крыши над головой), 2) три домика и 3) итоговая сцена с волком. К этим картинкам можно добавить еще две-три других ключевых сцены. Обязательно представьте себе последнюю картинку истории - триумф поросят.

Как показывает практика, освоив эту простую технику, люди могут удерживать в памяти и легко воспроизводить в разговоре что угодно - презентацию, деловые сюжеты и т.д.

Есть еще один похожий вариант запоминания. Известный ученый Лурия исследовал Шерешевского, обладающего феноменальными способностями к запоминанию. Шерешевский использовал очень простую технику: представлял себе улицу, которую знал до мельчайших подробностей, и мысленно расставлял вдоль нее то, что хотел запомнить.

Читая украинский текст я понял, что применяю те же стратегии чтения что и при чтении по русски. Я например, заметил, что я читаю блоками слов. Возможно на русском и от части в знакомом мне английском языке, но совершенно неприемлемо для украинского.

Быстрое чтение не дается само по себе в процессе отдельной практики. Оно приходит к тем, кто ведет творческую жизнь, общается всеми возможными способами с другими и с собой, и в процессе этого общения развивает все стороны своего ума, своей души.

Итак, зачем нужно улучшать свою память? Смешной вопрос, скажете Вы. Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:
Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее - можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон, и других преимуществ не видят. Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек тренируя память?

1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.

2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное - использование, которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию - забудешь, зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета - попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.

3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.

4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей - памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как мы с Вами видим, развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.
Всему этому и не только Вы можете научиться в «Школе скорочтения и управления информацией Васильевой Л.Л."

При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие.

В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на самом деле, потерять память, не помнить, что делал только что, о чем говорил, куда ходил? Зачем нам вообще нужна память, и чего мы лишаемся, потеряв ее полностью или частично?

Памятью называют свойство человеческой психики фиксировать и хранить информацию, полученную извне. Благодаря наличию этой психической функции мы можем периодически использовать эту информацию, т.е. вспоминать ее, когда в этом есть необходимость. И это очень важно, так мы можем использовать свой жизненный опыт.

Память очень сложная функция, которая складывается из множества составляющих. Так различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; произвольную и непроизвольную; кратковременную и долговременную разновидности памяти. Такая сложность наверно и обуславливает то, что периодически память может давать сбои и часть информации становится невозможно извлечь и использовать.

Частичная или полная потеря памяти называется амнезией. Она может быть временной или постоянной. Нарушения памяти могут появляться по самым разнообразным причинам и принимать различные формы.

Среди причин возникновения амнезии травмы, опухоли, закупорка кровеносных сосудов, снабжающих определенные участки мозга кровью, злоупотребление алкоголем и транквилизаторами, психические заболевания. Все это может привести к временным провалам в памяти или ее полной потере.

В зависимости от того, какая часть информации теряется, выделяют несколько видов амнезии.

  • Ретроградная амнезия – забываются события, происходившие до начала потери памяти.
  • Антероградная амнезия . Человек помнит, что с ним было раньше, но не может вспомнить, что с ним происходило после начала заболевания. Атероградная потеря памяти может возникать одновременно с ретроградной, приводя к полной потере памяти.
  • Конградная амнезия, когда память не фиксирует события, которые происходили во время выключения сознания.
  • Кроме того различают:
  • Фиксационную амнезию. При этой разновидности амнезии память «не записывает» информацию о только что произошедших событиях.
  • Детскую амнезию – отсутствие воспоминаний раннего детства.
  • Травматическую амнезию возникает в результате травмы головы.
  • Психогенную амнезию . Человек полностью забывает всю информацию о себе под воздействием сильного эмоционального стресса.

Фиксационная амнезия

Это разновидность нарушения памяти, когда человек не может запомнить свежеполученную информацию, т.е. в памяти не откладывается то, что с ним происходило только что. Последние несколько минут жизни не фиксируются. При этом память о том, что было раньше, до начала болезни не нарушена. Такой человек знает, кто он, помнит полученные когда-то профессиональные навыки, но не в состоянии вспомнить, что говорил только что или делал. Это создает большие трудности с ориентацией в текущих ситуациях. Но личность человека все- таки сохраняется.

В некоторых случаях память подменяет информацию о последних событиях, действиях и разговорах выдуманными воспоминаниями. Такое явление называется конфабуляция.

Тотальная потеря памяти, если она действительно есть — признак глубокого органического поражения головного мозга.

Стовбург

Ярослав Владимирович

нарколог, Киев Задать свой вопрос

Конфабуляции заполняют пробелы в памяти, при этом события из прошлого могут выдаваться за только что произошедшие. Человек с этим расстройством памяти с уверенностью может рассказывать, что только что пришел с работы, вернулся с прогулки, общался с другом, хотя все это происходило давно. Возможен и вариант, когда за только что случившееся выдаются выдуманные события, которые не случались в реальной жизни.

Фиксационная амнезия может возникать при атеросклерозе сосудов головного мозга, черепно-мозговых травмах, но чаще всего она проявляется как часть Корсаковского синдрома.

Корсаковский синдром – тяжелая форма амнезии

Причиной развития этого синдрома может быть алкогольная интоксикация, опухоль головного мозга, отравление углекислым газом, недостаток витамина В1, нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы. Обычно при Корсаковском синдроме фиксационная амнезия «включается» одновременно с ретроградной и антероградной, в результате чего наблюдается полная дезориентация человека.

В результате длительного злоупотребления алкоголем часто развивается психоорганический синдром который проявляется слабоумием: снижением памяти, и тд

Леонтьев

Алексей Юрьевич

нейрохирург, Херсон Задать свой вопрос

Чаще всего Корсаковский синдром это хроническое состояние, но в некоторых случаях амнезия может приступообразно проявляться и через некоторое время исчезать. Так, например, если Корсаковский синдром вызван интоксикацией, то со временем возможно восстановление памяти.

Берегите память, помните, что она сохраняет наш индивидуальный опыт. Нарушение такой важной психической функции как память может сделать человека абсолютно беззащитным, неспособным жить в социуме. Поэтому необходима своевременная консультация врача и адекватное лечение с применением ноотропных (пирацетам) и других препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (вазобрал).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Потеря памяти не стирает эмоции

Как формируется память?

Такая удивительная память